Анализ лесной промышленности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:48, контрольная работа

Краткое описание

Лесное хозяйство — отрасль экономики, в функции которой входит: изучение и учёт лесов, их воспроизводство, охрана от пожаров, вредителей и болезней, регулирование лесопользования, контроль за использованием лесных ресурсов.[1] Общий запас древесины по данным последнего учёта лесного фонда составляет 83,1 млрд. м3 или более одной четвертой части мировых запасов.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ лесной промышленности в России.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

Лесное хозяйство — отрасль экономики, в функции которой входит: изучение и учёт лесов, их воспроизводство, охрана от пожаров, вредителей и болезней, регулирование лесопользования, контроль за использованием лесных ресурсов.[1] Общий запас древесины по данным последнего учёта лесного фонда составляет 83,1 млрд. м3 или более одной четвертой части мировых запасов.

В настоящее время лесное хозяйство Российской Федерации находится в критическом состоянии. Площадь земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса в 2011 году не увеличилась, а в предшествующие году имела тенденцию к снижению, и даже имела отрицательный прирост.

Многие важнейшие элементы лесного  хозяйства, включая охрану лесов, лесоустройство, учёт и инвентаризацию лесов, лесовосстановление, защитное лесоразведение, профилактическую работу с населением и лесную науку, или уже прекратили своё существование, или неизбежно перестанут существовать в течение одного-двух лет при сохранении существующих тенденций.

Доля площади покрытых лесом  земель в общей площади лесных земель в 2003 году составляла 87,9 %, затем увеличилась в 2008 году до 89,4 %, а в 2011 году снизилась до 89,3%. Спад почти на 0,1 % отражает последствия лесопользования и уменьшение доли площади лесов, возможных для эксплуатации. Несмотря на снижение по данному индикатору, доля площади покрытых лесом земель увеличилась за 2003-2011гг. Увеличение произошло за счёт возобновления вырубок, гарей, а также перевода лесных культур в покрытую лесом площадь.

В результате принятия нового Лесного  кодекса в 2009 году лесное хозяйство  пришло в состояние глубокого  упадка и превратилось в значительной степени в "виртуальную" деятельность, существующую в планах, отчётах и в воображении чиновников. На практике леса не охраняются, используются варварскими методами, лесные земли под разными предлогами разбазариваются. Новое лесное законодательство не допускает развития полноценного лесного хозяйства, и стимулирует модель лесопользования, при которой лес фактически используется как невозобновляемый природный ресурс-площадь земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены лес практически не увеличивается, показатели лесовосстановление были положительны только в 2011 году, остальное время имели отрицательное значение, в года, когда лето было жарким (2008,2010 г.) очень много леса сгорело на корню.

Новое законодательство не создаёт стимулов к бережному лесопользованию, лучшему возобновлению лесных ресурсов, и препятствует ему. Работа по развитию лесного хозяйства парализуется бюрократическими требованиями, связанными с планированием, размещением заказов на выполнение лесных работ, отчётностью и контролем. Главный изъян нового документа заключается в том, что лесные богатства России авторы законопроекта рассматривают как товар, а не как экосистему.

Лесозаготовительная промышленность является базовой отраслью лесопромышленного  комплекса. В конце 1980-х гг. по объёму вывозки древесины Россия занимала второе место в мире после США, а в 2011 г. уже седьмое место. Экспорт лесоматериалов занимает 3-4 место среди всех экспортируемых из России товаров.

Размещение лесозаготовок обусловлено  наличием лесосырьевых ресурсов. Поэтому  ведущим районом по производству деловой древесины является Европейский  Север, который даёт 1/3 продукции отрасли, где выделяются Архангельская и Вологодская области, Республики Карелия и Коми.

Второе место занимает Восточная  Сибирь (около 1/4), где основными поставщиками деловой древесины являются Иркутская  область, концентрирующая почти 1/5 общероссийского объёма лесозаготовок, и Красноярский край. Третье место удерживает Урал (Свердловская область). Помимо этого заготовки древесины осуществляются на территории Дальнего Востока, Западной Сибири и Северо-Запада [18].

Максимальные проценты лесопокрытой площади отмечаются в Иркутской области и Приморском крае, несколько ниже они на юге Хабаровского края, Якутии, в приенисейской части Красноярского края и республике Коми, Вологодской Костромской и Пермской областях. Однако лесистость совпадает с высокими запасами древесины лишь в Приморском крае и, в меньшей степени, на юге Красноярского края. В других регионах, где произрастают наиболее продуктивные леса (на Кавказе, Алтае, европейском центре), лесистость заметно снижена, причём в значительной степени благодаря деятельности человека.

Наиболее бедны лесами области  юга Европейской России - Ростовская, Волгоградская, Астраханская, Оренбургская области, Ставропольский край и республика Калмыкия, а также равнинные тундровые районы. Следует отметить, что на значительной части этих территорий современная лесистость заметно ниже естественной.

Лесной потенциал страны вполне обеспечивает возможность не только полного удовлетворения всех потребностей отечественной экономики в древесине, но и позволяет значительно увеличить экспорт лесопродукции. Для сравнения: общий запас леса меньше, чем в России, в США - в 4 раза, в Швеции - в 30 раз, в Финляндии - в 42 раза, но размер валютной выручки от лесного экспорта значительно превышает российские показатели (табл.1). (Finnish Statistical Yearbook of Forestry. Finnish Forest Research Institute. Jyvaskula. 2000)

Таблица - Место России по запасам  леса

Страна

Круглый лес, млн. долларов

Продукты переработки древесины, млн. долларов

Всего, млн. долларов

Соотношение, %

Канада

155

24276

24431

1/99

Швеция

83

9938

10021

1/99

Финляндия

76

10922

10998

1/99

Россия

946

1912

2858

33/67


 

Цифры, приведённые в таблице, наглядно свидетельствуют об огромных неиспользованных возможностях лесопромышленного комплекса России в деле повышения эффективности всей экономики страны.[3]

 

Численность и доля занятых в  экономике.

На лесных предприятиях страны занято 8,4 процента всех работающих в промышленности страны. Доля занятых в экономике, работающих в отрасли лесного хозяйства и занимающихся предоставлением услуг в этой области в 2009 и в 2010 году составляло 600 тыс. человек, в 2008-2005 700 тыс. человек. Причиной снижения доли занятых в этой отрасли является отсутствие трудовых ресурсов в населённых пунктов регионов лесных зон, а также деградация и глубокий упадок системы общего и специального образования, нехватка квалифицированных специалистов и рабочих. Наиболее трудоспособная молодёжь массово покидает сельские населённые пункты, огромные территории освоенных лесов выпадают из хозяйственного оборота просто из-за безлюдья. Кроме того, социальное неблагополучие самих лесных вузов и техникумов привело к нехватке в них квалифицированных преподавателей или потере ими мотивации к качественной работе. В результате в лесном хозяйстве наблюдается сильный и постоянно нарастающий дефицит молодых грамотных специалистов.[2]

Лесные пожары.

От пожаров в среднем за 10 лет погибло около 34 млн. м3 лесов, при чём самый высокий показатель, превышающий остальные в 2-3,5 раза был зарегистрирован в 2010 году, когда было аномально жаркое лето. Абсолютный прирост площади , пройденной лесными пожарами, тогда составил 99,8 % по сравнению с 2007 годом. Лесная площадь, пройдённая пожарами, явилась высокой в 2008-2010 гг.- сгорело около 2070 тыс. га леса или около 0,23% .При чём абсолютный прирост леса, сгоревшего на корню составил 266,5%. Для сравнения в 2004 году этот показатель составил 543,3 тыс. га леса и стал минимальным за 2001-2011 гг. Поэтому можно утверждать, что пожары являются самой весомой причиной гибели лесов, а главным фактором возникновения пожаров является человеческий. 

 

Инвестиции в лесное хозяйство.

Инвестиции в лесное хозяйство  в 2010 году составили 4576,7 млн. руб-2,2 % всех инвестиций в лесное хозяйство. Однако эта сумма является меньше, чем средний показатель за последние 6 лет. Из них в 2010 г. 2 %  инвестиций были направлены на лесоводство и лесозаготовки. Следует отметить, что самый высокий показатель инвестиций в лесное хозяйство за 6 лет зафиксирован в 2005 году, а вот после кризиса 2008 г. показатели стали снижаться. Проанализировав динамику, можно сказать, что они имеют тенденцию к снижению, что опять же связана с недофинансированием данной отрасли и законодательной поддержкой: условия инвестиционной привлекательности определяются уровнем экономического развития и качеством нормативно-законодательного обеспечения. Осуществление целенаправленной инвестиционной политики в лесном хозяйстве на основе совершенствования эколого-экономического механизма лесопользования должно в конечном итоге привести к улучшению состояния окружающей природной среды.

 

Проблемы и перспективы.

На Коллегии Счётной палаты Российской Федерации 24 декабря 2012 г. были отмечены положительные сдвиги в деятельности лесопромышленного комплекса в 2009-2011 гг., такие, как механизмы государственной поддержки развития производств по глубокой переработке древесины, производства высококачественной конкурентоспособной лесопромышленной продукции, увеличение доходов в федеральный бюджет от экспорта продукции ЛПК, положительного изменения структуры экспорта лесоматериалов.

Но также были отмечены серьёзные проблемы в Лесном комплексе: незаконный оборот древесины, который приобрёл угрожающие масштабы и нерешённость "актуальных проблем, связанных с развитием лесного сектора и антикоррупционной направленностью" в новом Лесной кодексе.

31 декабря 2010 г. вступил в силу  Федеральный закон № 442-ФЗ "О  внесении изменений в Лесной  кодекс Российской Федерации  и другие законодательные акты  Российской Федерации". Наиболее  значимые изменения связаны с вопросами регулирования отношений по охране лесов от пожаров. Также закон предусматривает введение трёх новых статей, посвящённых вопросам проведения мероприятий по лесоустройству, новых положений, посвящённых вопросам лесовосстановления и лесоразведения, которые в данный момент имеют положительную динамику.

Рис.1.Динамика лесовосстановления в РФ с 2001 до 2011 гг.

Устанавливается правовой режим использования  городских лесов, которые предложено приравнять к лесопарковым зонам. В  законе устанавливается порядок контроля федерального центра за осуществлением субъектами РФ переданных им полномочий в области лесных отношений, а также изъятия в случае их ненадлежащего исполнения.

Это самый большой набор поправок, внесённый в действующий Лесной кодекс РФ. Однако, по мнению экологов, вряд ли после вступления в силу новой редакции Лесного кодекса в российском лесном хозяйстве что-либо существенно изменится. Поправки не затрагивают концептуальную основу кодекса - по сути они являются косметическими, уточняющими и слегка видоизменяющими его положения.

Незаконная рубка лесов и  нелегальный оборот заготовленной  древесины наносят значительный ущерб экономике, ухудшают имидж  лесной промышленности России и зарубежных стран - потребителей российского круглого леса. Основные причины незаконных рубок - это устойчивый рост на древесину, низкий уровень дохода населения в лесных районах (лесные посёлки, деревни), несовершенство законодательства (в том числе - лесного), а также коррупция на местах и недостаток или отсутствие контролирующих органов. Наличие проблем в организации и осуществлении лесопользования в России связано с отсутствием действенного контроля и комплексной системы мониторинга.

С 1 января 2011 г. количество лесных полномочий, переданных органам власти субъектов РФ, увеличилось - регионам был отдан государственный пожарный надзор в лесах. Одновременно был уменьшен объем бюджетных ассигнований на выполнение мероприятий по охране лесов от пожаров. [4]

Россия, обладает крупнейшими в мире запасами возобновляемых и самых продуктивных лесосырьевых ресурсов. Леса России позволяют обеспечивать не только текущие и перспективные потребности страны в древесине и продуктах её переработки, но и значительно расширить возможности российского экспорта практически в большинство стран ближнего и дальнего зарубежья. Кроме того, лесопромышленный комплекс России имеет все предпосылки стать одной из основных бюджетообразующих отраслей в экономике страны, обеспечить её динамичное развитие и процветание.

В настоящее время в стране принята Стратегия развития лесного комплекса РФ на период до 2020 года, которая предполагает глубокую модернизацию отрасли на основе её технологического перевооружения, создание новых мощностей по глубокой механической, химической переработке древесины и производство нового ассортимента конкурентоспособных видов бумаги и картона для максимального обеспечения внутреннего рынка продукцией собственного производства и укрепления позиций на внешнем рынке.

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс]:– Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%F1%ED%EE%E5_%F5%EE%E7%FF%E9%F1%F2%E2%EE.Дата обращения: 29.03.2013.
  2. Основные причины упадка российского лесного хозяйства и необходимые меры по исправлению ситуации [Электронный ресурс]://   Первый лесопромышленный портал – Режим доступа: http://www.wood.ru/ru/loa763.html.Дата обращения 29.03.2013.
  3. Дмитриев Д., Алексеев М. Новые тенденции развития лесопромышленного комплекса [Текст] // Леспроминформ. - 2010. № 8 - С. 37-41
  4. Современное состояние  перспективы развития лесного комплекса России. Новости лесного комплекса [Электронный ресурс]:// Интернет – журнал «Лесопромышленник»– Режим доступа: http://www.lesopromyshlennik.ru/business/str_lk_10.html.Дата обращения 29.03.2013.

Информация о работе Анализ лесной промышленности в России