Анализ современных тенденций наркоситуации в России и Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

На фоне стабильного и довольно резкого возрастания в последние 15 лет всех основных статистических показателей, характеризующих уровень, структуру и динамику незаконного оборота наркотиков (НОН) в Российской Федерации, явным диссонансом выглядят некоторые данные уголовной статистики за 2001 г. В частности, зафиксировано заметное снижение общего количества выявленных наркопреступлений, а также совершенных с наркотиками в крупном размере. Значительно меньше зарегистрировано преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения. Отмечается уменьшение количества выявленных фактов незаконного оборота прекурсоров, склонения к потреблению наркотиков, незаконного культивирования наркотикосодержащих растений, незаконной выдачи и подделки документов на право получения наркотиков, контрабанды наркотических средств.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по ПАВ.doc

— 590.00 Кб (Скачать файл)

Анатомо-физиологические особенности организма в период возрастных кризов, пубертатный период являются своеобразной благоприятной почвой, на которой алкоголь может обусловить быстрое развитие болезни. Большое значение имеет степень алкоголизации и формы употребления спиртных напитков, в частности, частота, дозы, концентрация алкоголя, реакция организма на его прием (Бабаян Э.А., Гонопольский М. Ребенок и алкоголь).

В организме ребенка или подростка алкоголь прежде всего проникает в кровь, печень, мозг. В связи с незрелостью центральной нервной системы она наиболее уязвима для действия этанола. Результатом такого действия является нарушение дифференцирования и созревания нейронов, вследствие чего страдает личность подростка, нарушается логическое абстрактное мышление, интеллект, память, эмоциональное реагирование. При воздействии алкоголя поражаются практически все системы организма подростка. Согласно статистике, 5-7% отравлений у детей приходится на долю алкогольных интоксикаций. Явления опьянения у детей и подростков развиваются быстро и могут завершиться оглушенностью и даже комой. Артериальное давление и температура тела повышаются, уровень глюкозы в крови, количество лейкоцитов падает. Кратковременное возбуждение, вызванное приемом алкоголя, быстро переходит в глубокий интоксикационный сон, нередки судороги, даже летальный исход. Иногда регистрируют психические нарушения с бредом и галлюцинациями.

Основными психологическими механизмами употребления алкоголя в детском, подростковом и юношеском возрасте считают психологическое подражательство, уменьшение или снятие астенических проявлений (состояний) и деформацию личности со склонностью к употреблению спиртных напитков.

Выделяют несколько этапов в развитии алкоголизма в этих возрастных группах.

  1. На первом, начальном, этапе происходит своеобразная адаптация (привыкание) к алкоголю. Большое значение при этом имеет микросоциальная среда, особенно семья, школа, сверстники. Продолжительность этого периода составляет до 3-6 мес.
  2. Второй этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков. Растут доза, кратность приема алкоголя. Меняется поведение подростка. Данный период продолжается до 1 года. Считается, что прекращение употребления алкоголя в этот период может дать хороший терапевтический результат.
  3. На третьем этапе развивается психическая зависимость, которая может длиться в течение нескольких месяцев или лет. Подросток сам является активным пропагандистом приема алкогольных напитков в любое время, в любых количествах и любого качества. Теряется количественный и ситуационный контроль. Толерантность к этанолу возрастает в 3-4 раза. Появляются многодневные, недельные, иногда постоянные употребления спиртных напитков, это начальная стадия хронического алкоголизма.
  4. Четвертый этап определяется как хроническая стадия болезни. Сформирован абстинентный синдром, преимущественно с преобладанием психического компонента. Иногда абстинентный синдром выражен слабо в форме вегетативно-соматических нарушений. Абстиненция менее продолжительна, чем у взрослых, наступает после приема больших доз алкоголя.
  5. Далее, на пятом этапе, развитие алкоголизма соответствует закономерностям, описанным для взрослых. Существенным отличием является быстрое формирование слабоумия (деменции). Дети, страдающие алкоголизмом быстро опускаются, становятся асоциальными, грубыми, дисфоричными, сексуально расторможенными, интеллектуально деградированными, с грубыми нарушениями памяти и эмоций.

Алкоголизм у подростков формируется в среднем в течение 3-4 лет. Абстинентный синдром появляется спустя 1-3 года после начала постоянного употребления алкоголя. Отличительная особенность раннего алкоголизма – его большая зависимость от преморбидных особенностей, в частности от типа акцентуации характера. При эпилептоидном типе быстро нарастают эксплозивность, злобность, склонность сочетать алкоголь с другими дурманящими средствами (ацетон, клей), употреблять суррогаты. Нередко присоединяются гашишизм, барбитуромания.

Алкоголизм чаще развивается у подростков, юношей после травмы мозга, органического поражения центральной нервной системы, нейроинфекций, вызывающих изменения личности. В этих случаях болезнь формируется интенсивнее, протекает злокачественнее, быстро приводит к потере количественного контроля, появлению патологического влечения к алкоголю, выработке абстинентного синдрома. Утяжеляются патологические черты характера подростка. Особо неблагоприятным фоном для развития раннего алкоголизма являются психопатии, чему способствуют такие психотравмирующие факторы, как ранняя утрата матери, алкоголизм родителей, безнадзорность, конфликты в семье, педагогическая и социальная запущенность. Клинически алкоголизм отличается состояниями тяжелой интоксикации с амнезией, значительным снижением толерантности, быстрым формированием абстинентного синдрома, изменением картины опьянения, ранним появлением истинных запоев. В этом случае быстро развивается социальная деградация.

 

Вопрос 13. Наркомания как социальная проблема. Особенности подростковой наркомании. Причины и следствия наркомании в разные возрастные периоды

В современном мире накопилось много трудноразрешимых и чрезвычайно опасных проблем. Проблемы наркомании в последнее десятилетие занимают среди них, пожалуй, главное место. Явления наркомании в настоящее время превратились в транснациональную проблему и стали реальной угрозой безопасности всего человечества. В связи с этим необходимы новые, смелые, неординарные решения, чтобы обуздать наркоманию, поставить надежные и эффективные преграды дальнейшему распространению наркотиков в мире и в каждом отдельном государстве.

Наркомания – наркотическая зависимость как заболевание. Несмотря на знакомство с наркотиками и их применение в медицине, а также в быту в качестве одурманивающего средства еще в глубокой древности, наркомания как заболевание получила широкое распространение в странах Запада и Востока после XVIII столетия. В начале ХХ века, особенно в его 60-е годы, в развитых капиталистических странах Запада наркомания приняла угрожающие размеры.

Началось неуклонное увеличение числа приобщившихся к наркотикам, стала расширяться география наркотизма, возросли его масштабы и темпы развития. Все эти процессы происходили в условиях практически полного умалчивания, что притупляло бдительность правоохранительных и медицинских органов, широких кругов общественности, в том числе научной, семьи, школы и по сути дела облегчало распространение наркомании.

Распространение наркотизма как социального феномена, состоящего в массовом немедицинском потреблении наркотиков, несет в себе угрозы уголовного преследования и стигматизации молодых людей, разрушение их духовного и физического здоровья. Носителями проблемы являются не только больные наркоманией, но и те, кто имеет опыт разовых, эпизодических проб наркотиков и психотропных веществ.

Опросы тех, кто имеет опыт наркотических проб, свидетельствуют, что распространение наркотиков в молодежной среде определяется фактически постоянным набором собственно социальных и психологических факторов:

  1. Фактор улицы. Вовлечение в наркопотребление происходит чаще всего в ходе социальных контактов, которые молодые люди находят в неформальной среде «друзей, уличного окружения». Такого мнения придерживается 36% участников опроса, имеющих опыт наркопотребления.
  2. Фактор интереса. Мотивация наркопотребления в молодежной среде все еще в значительной мере определяется «интересом к необычным и острым ощущениям», которые вызывает употребление наркотика. Такого мнения в целом придерживается 27% опрошенных молодых людей, имеющих наркотический опыт.
  3. Гедонистический фактор. Ранг значимости этого фактора несколько снизился. 15% опрошенных рассматривают «удовольствие, кайф, эйфорию, которые нельзя получить другими способами» от наркотиков, как побудительный мотив к наркопотреблению.
  4. Фактор легкомыслия. Наркотический дебют нередко вызывает легкомыслие. На легкомысленность по отношению к практике наркотических проб в качестве основной детерминанты указали 11% опрошенных.
  5. Фактор доступности. О том, что доступность наркотиков является фактором приобщения к ним, заявляет каждый десятый опрошенный. Опросы показывают, что среди тех, кто имеет опыт наркопотребления, 60% респондентов считают, что наркотики «очень легко» или «легко достать».
  6. Фактор моды. В определенных кругах молодежной среды употребление наркотиков, особенно элитных («экстази», кокаин) является модным. Так, о том, что «мода на употребление наркотиков» является внешним фактором, влияющим на наркопотребление, заявляют 11% опрошенных.
  7. Фактор самоутверждения. «Желание испытать себя», невзирая на риск, для 11% опрошенных также выступает значимым мотивом наркопотребления. В основе своей он имеет ценностно-символическую природу, что требует активизации и дифференциации мер информационно-воспитательного воздействия, а также пропаганды альтернативных механизмов для канализации энергии самоутверждения молодых людей (спорт, активный досуг, профессиональная деятельность).

Главной особенностью современной наркотизации подростков является снижение возрастной границы начала наркотизации до одиннадцати-тринадцати лет, в то же время первое знакомство с препаратами бытовой химии отмечается в семь-девять лет.

Если для старших молодежных групп в выборе определенного наркотика характерен поиск эйфории, то в младших возрастных группах основной мотив – любопытство, ведущее к распространению психоделических препаратов, вызывающих галлюцинации. То обстоятельство, что у подростков социализация проходит в группе сверстников, часто оказывается решающим фактором при распространении информации, моды, норм поведения, способов самоутверждения.

Таким образом, у детей и подростков ведущим оказывается групповой мотив – следование образу действий группы, подчинение моде. Группа диктует, что и в каком количестве должно принять. Следовательно, групповая зависимость и взаимовлияние являются одной из существенных причин распространения интереса к наркотикам. Ребенок и подросток принимают наркотики потому, что их принимают все, это модно, любопытно. Указанные мотивы – общие для группы.

Группа действует как целое – ею движет один мотив, даже если этот мотив не совпадает с мотивом индивида. Стимул исходит от более старшего и более сильного, иногда от взрослого, подчинившего себе подростка. Подросток не может отказаться ни от принимаемого всей группой наркотика, ни от участия в краже, даже если знает, что наркотик вреден, а кража наказуема. Эта взаимная индукция делает группы подростков крайне опасными для себя и для других.

Кроме группового мотива в более старшей возрастной группе присутствует поиск эйфории. Но этот момент у детей и подростков нечеток. Часто больший вес имеет любопытство. Отличительной чертой подростковой наркомании является отсутствие четкого выбора «своего любимого наркотика», совмещение наркотика с алкоголем, комбинирование различных наркотиков. Предпочтения какому-либо определенному наркотику не наблюдается. Такая полинаркотизация формирует и особое влечение, направленное не на получение определенного ощущения, а на достижение состояния оглушения. Незначительная роль эйфории в приобщении к наркотикам подтверждается и тем, что длительное время опьяняющие вещества употребляются неразборчиво, то есть то, что попадается под руку. Для них важно лишь совместное опьянение, сближающее группу, уравновешивающее ее членов. В отличие от подростка взрослый человек никогда не руководствуется групповыми соображениями. Групповой мотив приема опьяняющих веществ детьми и подростками отличен от мотива взрослого человека.

Можно назвать три разновидности последствий наркомании, взаимосвязанные между собой: биологические, социально-психологические и криминальные.

К биологическим последствиям относятся прогрессирующее падение активности, энергетического потенциала личности, угасание влечений, биологических потребностей (еда, сон, половое влечение и др.), снижение сопротивляемости, прогрессирующее истощение детского организма.

В самом общем виде социально-психологические последствия наркомании можно охарактеризовать как нравственно-этическую деградацию личности ребенка. Сначала у него снижается, а затем постепенно утрачивается ценность всех других интересов и потребностей, кроме употребления наркотиков. Наркотическое влечение меняет сложившиеся межличностные отношения формирующейся личности, ее социальные ориентации, а, следовательно, и всю жизнь. Окружающая социальная среда воспринимается, оценивается наркоманом только с точки зрения возможностей, облегчающих или затрудняющих поиск и употребление наркотиков. Происходит разрыв социально полезных связей с обществом (наркоман теряет друзей, не хочет и не может учиться и работать, паразитирует). Психический комфорт возможен только при условии приема необходимой дозы наркотика.

Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может быть представлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить работу или учебу, поскольку полностью занят поисками наркотика. Ввиду того, что средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (чаще всего путем краж, ограблений и разбойных нападений). При отсутствии денег наркоман не останавливается ни перед какими средствами для достижения цели, в том числе и убийством.

Другую группу составляют преступления, относящиеся к незаконному изготовлению, приобретению, хранению, перевозке или сбыту, а также хищению наркотических средств; склонение детей и подростков к потреблению наркотиков; посев, выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества; организация и содержание притонов для потребления наркотиков.

Вопрос 14. Понятие о наркотических веществах. Классификация наркотических веществ

Наркотик согласно определению ВОЗ – химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли.

Наркотические средства – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года (ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»).

Информация о работе Анализ современных тенденций наркоситуации в России и Свердловской области