Анализ современных тенденций наркоситуации в России и Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

На фоне стабильного и довольно резкого возрастания в последние 15 лет всех основных статистических показателей, характеризующих уровень, структуру и динамику незаконного оборота наркотиков (НОН) в Российской Федерации, явным диссонансом выглядят некоторые данные уголовной статистики за 2001 г. В частности, зафиксировано заметное снижение общего количества выявленных наркопреступлений, а также совершенных с наркотиками в крупном размере. Значительно меньше зарегистрировано преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения. Отмечается уменьшение количества выявленных фактов незаконного оборота прекурсоров, склонения к потреблению наркотиков, незаконного культивирования наркотикосодержащих растений, незаконной выдачи и подделки документов на право получения наркотиков, контрабанды наркотических средств.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по ПАВ.doc

— 590.00 Кб (Скачать файл)

Пятый подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности.

Сторонники данного  подхода  предполагают,  что  значимая  деятельность альтернативна алкогольной и наркотической зависимости от ПАВ.

Основные позиции подхода:

  1. Психологическая зависимость от наркотиков является результатом её заместительного эффекта.
  2. Многие формы поведения, направленного на поиск удовольствия являются результатом  изменения  настроения  или сознания личности.
  3. Люди не прекращают  использование  ПАВ,  улучшающих  настроение и поведение, направленное на поиск  удовольствия  до тех  пор,  пока  не  имеют  возможности получить взамен что-то другое.
  4. Альтернативы наркотизации являются ещё и альтернативами дистрессам и дискомфорту, которые сами по себе приводят к само разрушающему поведению.
  5. Сторонники этого подхода также подчеркивают огромную  роль  среды,  и  их программы ориентируются на развитие позитивной активности.

Выделяются  4 варианта программ:

    • Предложения специфической позитивной активности (например, путешествие с    приключениями), предполагающие и сильные эмоции, и  преодоление  сильного рода препятствий.
    • Комбинация  специфических  личностных  потребностей   со   специфической позитивной активностью.
    • Поощрение участия во всех видах деятельности.
    • Создания групп поддержки молодых людей, заботящихся  об  активном  выборе своей жизненной позиции.

Результаты внедрения этих программ не свидетельствуют  о  явных  успехах или неудачах, эффективны для групп повышенного риска, аддитивного и других форм отклоняющего поведения.

 

Вопрос 18. Концепция профилактики зависимостей от ПАВ среди детей и подростков

Цель: объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:

  • снижение спроса и распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
  • снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом;
  • снижение медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ.

Содержание концепции профилактики зависимостей от ПАВ в образовательной среде:

  • Формирование представлений об общечеловеческих ценностях, ЗОЖ, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;
  • Формирование умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность (первичная, вторичная и третичная профилактика)
  • Раннее выявление и диагностика наркозависимости
  • Реабилитация детей и молодежи, возвращающихся из среды наркотизации в нормативную жизнь (вторичная и третичная профилактика).

 

Вопрос 20. Понятие о профилактике, её виды, цели, задачи, и содержание каждого вида профилактики

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и  ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев ВИЧ-инфекций, гепатита,  заболеваний, распространяемых половым путем и т.д.).

Виды профилактики:

  • Первичная профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.
  • Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни.
  • Третичная профилактика злоупотребления ПАВ, или реабилитация – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм) и возвращение его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.

Стратегия первичной профилактики:

  • формирование личностных ресурсов;
  • формирование ресурсов семьи;
  • развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков;
  • внедрение технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
  • развитие социально-поддерживающей инфраструктуры.

Стратегия вторичной профилактики:

  • создание системы раннего выявления потребителей ПАВ;
  • обеспечение доступности комплексного обследования;
  • оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи;
  • создание психотерапевтической атмосферы непримиримости к повторному употреблению ПАВ;
  • оптимизация здоровых личностных и социальных устремлений подростков.

Стратегия третичной профилактики:

  • предотвращение срывов и рецидивов;
  • общеобразовательное и профессиональное обучение;
  • организация технических и иных кружков, спортивных секций;
  • оказание социально-психологической и педагогической помощи;
  • формирование законопослушного поведения.

Основные направления профилактической деятельности:

  1. просвещение;
  2. организация социального партнерства;
  3. социо-культурное проектирование;
  4. образовательная деятельность (включая дистанционные формы обучения);
  5. организационно-управленческая деятельность в системе профилактики;
  6. психологическая помощь и поддержка;
  7. волонтерская деятельность;
  8. индивидуальная консультационная и коррекционная работа

 

Вопрос 21. Формы и методы профилактики зависимости от ПАВ среди детей и подростков

Понятие «профилактики» трактуется как:

  • мероприятия по сохранению и поддержанию норм
  • предупреждение отклонений от нормы

В зависимости от трактовки будет определяться содержание мероприятий и вид профилактики. В первом случае – сохранение здоровья, пути и средства этого процесса – первичная профилактика. Во втором – недопущение развития болезни у употребляющих ПАВ – вторичная профилактика; или недопущение возвращения болезни, социальная реабилитация лиц, прошедших лечение от болезней, связанных с ПАВ – третичная профилактика.

Виды деятельности социального педагога в социально-педагогической профилактике:

  • коррекция воспитательного микросоциума ребенка, изменяющая характер взаимоотношений его субъектов, а также характер их воздействия на ситуацию
  • воздействие на представления ребенка об окружающих и взаимоотношениях с ними, сопровождение эмоциональных переживаний ребенка и изменение их на позитивные
  • изменение позиций ребенка по отношению к социуму
  • формирование социально-поддерживающей и развивающей среды

Технологии социально-педагогической профилактики:

  • формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления ПАВ и мотивации на продвижение к здоровью
  • развитие навыков копинг-поведения, социальной компетентности
  • формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях
  • просветительская работа с населением
  • социальный патронаж, социальное сопровождение семьи
  • диагностика причин и признаков зависимости

Методы работы с молодежью, направленные на оздоровление молодежной среды и профилактики наркотической зависимости:

  • проведение лекций, бесед по антинаркотической тематике, последствиях употребления ПАВ
  • проведение «круглых столов» с привлечением специалистов
  • работа телефона доверия, оказание консультативной помощи, психологической поддержки
  • организация и проведение антинаркотических акций, конкурсов плакатов, тематических выступлении команд КВН, студенческих театров и агитационных бригад
  • проведение тренингов, мастер классов, и деловых игр, направленных на усиление личностных ресурсов
  • организация клубов общения
  • подготовка тематических теле- и радио передач, публикация статей в газетах и журналах краевого и муниципального уровней
  • подготовка и выпуск тематической печатной продукции
  • проведение профилактической работы в школьных и детских дошкольных учреждениях
  • работа на дискотеках и в компьютерных клубах
  • работа с трудными подростками, включая посещение инспекции по делам несовершеннолетних и воспитательных колоний для несовершеннолетних
  • проведение маркетингового исследования отношения молодежи к употреблению ПАВ
  • работа на игровых и спортивных площадках по месту жительства, в лагерях дневного пребывания, летних оздоровительных лагерях
  • работа с подростками в детских домах

 

Вопрос 22. Планирование работы по профилактике зависимости от ПАВ: принципы, требования к программе профилактики

Примерная схема внедрения программ в ОУ.

  1. Проведение педагогического совета школы, на котором утверждается концепция воспитательно-профилактической работы школы.

Для подготовки данного вопроса на педагогический совет могут быть приглашены специалисты психологической службы школы с целью предварительного анализа ситуации и определения наиболее подходящей программы.

  1. Подготовка приказа, в котором указывается:
  • закрепление ответственных лиц за реализацию профилактической программы в ОУ;
  • формы реализации содержания программ (в рамках учебного плана, на классных часах, через систему дополнительного образования, кружковую деятельность);
  • количество и категория классов;
  1. Проведение родительского собрания участников профилактической образовательной программы с целью информирования о содержании, целях и задачах, формах и методах внедряемой программы, а так же ожидаемого результата. Оформление протокола родительского собрания с подписями родителей о согласии на участие их детей в данной программе (или в другой форме)/
  1. Решение вопроса о необходимости и формах психологического сопровождения
  2. Подготовка учебно-методического обеспечения, включающего в себя:
  • Текст программы;
  • Тематическое планирование
  • Методические пособия для педагогов (рабочие тетради для детей и родителей в зависимости от их наличия/отсутствия в программе)

Базовый текст программы может быть представлен в следующих видах:

  • Рекомендованная (допущенная, одобренная) минобрнауки (минобразования) РФ для реализации в ОУ.
  • Скорректированная программа, исходя из условий ОУ. 
    Такого рода программа должна быть рассмотрена на районном МО специалистов, занимающихся данной проблемой (педагоги-психологи, социальные педагоги), педагогическом совете школы и утверждена руководителем ОУ или заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
  • Авторская. Статус авторской присваивается областным экспертным советом.
  1. Реализация программы предполагает:

Наличие журнала со списком группы и записями о проведении каждого занятия, а так же отметками о количестве детей присутствующих на каждом занятии. В качестве журнала можно использовать:

  • Стандартный классный журнал, если программа реализуется через интеграцию в учебные предметы.
  • Журнал для кружковой работы, факультативных занятий или дополнительного образования.
  • Тетрадь, оформленную по вышеуказанным типам.

Наличие диагностических данных по детям, участникам целевой группы как до (психологическая и педагогическая диагностика, анкеты, тестирование), так и после прохождения очередного цикла программы (например, на начало и на конец учебного года). Анкетирование проводит специалист, реализующий программу (педагогическая диагностика) или специалист, осуществляющий психологическое сопровождение программы. Содержание анкет подбирается в зависимости от целей программы.

  1. В конце учебного курса проводится опрос учащихся (анкетирование, тестирование – в зависимости от целей программы) и пишется анализ эффективности выбранной программы.

Оценка эффективности выбранной программы может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, т.к. позиция участника такого рода программы в значительной мере определяет и итоговую оценку ее успешности. Критериями успешности являются:

Информация о работе Анализ современных тенденций наркоситуации в России и Свердловской области