Анализ современных тенденций наркоситуации в России и Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

На фоне стабильного и довольно резкого возрастания в последние 15 лет всех основных статистических показателей, характеризующих уровень, структуру и динамику незаконного оборота наркотиков (НОН) в Российской Федерации, явным диссонансом выглядят некоторые данные уголовной статистики за 2001 г. В частности, зафиксировано заметное снижение общего количества выявленных наркопреступлений, а также совершенных с наркотиками в крупном размере. Значительно меньше зарегистрировано преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения. Отмечается уменьшение количества выявленных фактов незаконного оборота прекурсоров, склонения к потреблению наркотиков, незаконного культивирования наркотикосодержащих растений, незаконной выдачи и подделки документов на право получения наркотиков, контрабанды наркотических средств.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по ПАВ.doc

— 590.00 Кб (Скачать файл)

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

Глава 25. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности

  • Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы)
  • Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (лишение свободы, ограничение свободы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью)
  • Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (штраф, обязательные работы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы)
  • Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (лишение свободы со штрафом, ограничение свободы)
  • Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (лишение свободы со штрафом, ограничение свободы)
  • Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ограничение свободы, арест, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью)
  • Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (штраф, обязательные работы, ограничение свободы, лишение свободы)
  • Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (лишение свободы с ограничением свободы)
  • Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью)
  • Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (штраф, обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, лишение свободы, ограничение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью)

УК РФ определяет основные понятия, выделяет определенные виды преступлений и наказания за них, правила назначения наказаний.

ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ

Документ определяет основные понятия, перечень веществ, подлежащих контролю, цели и принципы государственной антинаркотической политики; регламентирует условия деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и из прекурсоров; определяет меры противодействия незаконному обороту этих веществ, указывая сферы ответственности; регулирует порядок оказания помощи больным наркоманией.

ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г.  №120-ФЗ

Данный закон определяет основные понятия в области профилактики безнадзорности и указывает компетенцию различных государственных органов в процессе профилактики.

ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ

Состоит из 6 глав:

  • Общие положения
  • Особенности отдельных способов распространения рекламы
  • Особенности рекламы отдельных видов товаров
  • Саморегулирование в сфере рекламы
  • Государственный надзор в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе
  • Заключительные положения

Не допускается реклама: товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации; в т.ч. наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Данный закон регламентирует особенности рекламы алкоголя, табака и курительных принадлежностей, лекарственных средств, а также особенности ее размещения. Кроме этого, в документе обозначены меры государственного контроля и санкции, применяемые при нарушении закона.

Постановление Правительства РФ от 3 июня 2010 года №398 «О внесении изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ»

  • Вводит изменения в перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в РФ.
  • Указывает, что отнесение вещества к соответствующему наркотическому средству, психотропному веществу или их прекурсору, внесенному в настоящий перечень, не зависит от того, какие фирменные (торговые) наименования, синонимы или аббревиатуры используются в качестве его наименования.
  • Уточняет меры контроля за препаратами, содержащими прекурсоры.

Указ президента РФ №690 от 9 июня 2010 года «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года

Включает в себя 6 глав:

  1. Введение
  2. Общие положения
  3. Совершенствование системы мер по сокращению предложения наркотиков
  4. Совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики
  5. Основные направления развития международного сотрудничества
  6. Организационное, правовое и ресурсное обеспечение антинаркотической деятельности в Российской Федерации. Механизм контроля за реализацией Стратегии.

Документ определяет основные понятия в области антинаркотической политики, указывает систему мер по профилактике.

Постановление правительства РФ от 18 мая 2011 г. №394 «Об утверждении перечня отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией»

Устанавливает список видов деятельности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией:

  • деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и прекурсоров
  • деятельность, связанная с управлением транспортом
  • деятельность, связанная с добычей полезных ископаемых
  • медицинская деятельность
  • педагогическая деятельность
  • работы с вредными или опасными условиями труда

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров, наркотических средств и психотропных веществ»

Документ добавляет к наркотическим средствам и психотропным веществам прекурсоры, устанавливая контроль за их оборотом, уточняет порядок их оборота.

Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. №599 «О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ»

Документ определяет, что меры контроля государства над лекарственными средствами, содержащими незначительную долю психотропных веществ, аналогичны мерам контроля за наркотическими веществами.

 

Вопрос 8. Характеристика системы профилактической работы с детьми и подростками

Понятие «профилактики» трактуется как:

  • мероприятия по сохранению и поддержанию норм
  • предупреждение отклонений от нормы

В зависимости от трактовки будет определяться содержание мероприятий и вид профилактики. В первом случае – сохранение здоровья, пути и средства этого процесса – первичная профилактика. Во втором – недопущение развития болезни у употребляющих ПАВ – вторичная профилактика; или недопущение возвращения болезни, социальная реабилитация лиц, прошедших лечение от болезней, связанных с ПАВ – третичная профилактика.

Субъекты профилактики:

  • государство, государственные учреждения, органы региональной и муниципальной власти
  • общественные организации
  • отдельные граждане
  • специалисты

Меры предупреждения зависимости:

  • экономические
  • социальные
  • гигиенические и медицинские
  • педагогические
  • психологические

Модели профилактики:

  • медицинская – ознакомление человека с возможностями его организма, рисками нарушения здоровья, путями и средствами его сохранения (первичная профилактика); информирование о последствиях употребления ПАВ
  • образовательная – формирование системы знаний и умений, ценностей, мотивов, позитивного поведения, навыков ЗОЖ
  • психосоциальная – отработка личностных качеств, решение психологических проблем, которые могут стать причиной зависимости

Для того чтобы превентивные меры имели высокий коэффициент полезного действия, необходима система профилактических мероприятий. Планируя систему профилактики, необходимо учитывать следующие особенности ее построения.

  1. Преемственность. Рассматривая этот принцип, хочется выделить два аспекта понимания этой особенности. Во-первых, необходимо обратиться к уже имеющимся системам профилактических мероприятий, существующих в странах, давно столкнувшимися с этой проблемой. Имея рабочие модели профилактики, выстраивать собственную систему превентивных мероприятий легче и эффективней, опираясь на плюсы и минусы их применения. Неподготовленность, нежелание видеть реальное положение вещей, приводит к повторению ошибок, а не их анализу. Соблюдение этого принципа подразумевает согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями. Здесь следует сказать о единстве превентивных мер, реализуемых образованием, здравоохранением, правоохранительными органами, учреждениями социальной защиты населения и т.д. Каждая из названных организаций должна представлять свою роль в реализации профилактической программы, свою цель, ожидаемый от нее объем работ, использовать в реализации задач имеющиеся в распоряжении средства, способы и прочее.
  2. Непрерывность. Профилактическая работа не должна ограничиваться только временными рамками. На сегодняшний день основной профилактический упор делается на работе с подростками и юношеством. С другими возрастными категориями работа не ведется или применяются крайне неэффективные методы. Под непрерывностью профилактической работы в данном случае понимается наличие профилактических мероприятий на протяжении всей жизни, причем повышение адаптивных возможностей происходит ступенчато и включает в себя опыт, полученный ранее.
  3. Систематичность. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей. Рассогласованность применяемых мер может привести к дискредитации всей профилактической системы.
  4. Умение выбирать главную цель. Цель профилактической работы реализуется через множество задач, каждая из которых может занимать первостепенное положение на определенном этапе. Здесь необходимо обладать четкой информацией относительно тех, на кого направлены превентивные меры. В соответствии с общей целью – можно уделять особенное внимание какой-то проблемной области, перенося фокус внимания на ту или иную частную проблемную область.
  5. Соответствие задач поставленным целям. Четко простроенная система профилактики, где выделены элементы взаимосвязи между ними, поможет не только ясно сформулировать цель деятельности системы, но и выделить ряд задач, через реализацию которых возможно выполнение поставленной цели. Формулирование задач отражает и средства, и способы достижения необходимого результата, тесно связанного со структурой деятельности.

Структура профилактической деятельности может быть представлена единством трех компонентов:

    • когнитивного (информационного)
    • эмоционального (эмоционально-оценочного)
    • поведенческого

Когнитивный компонент профилактической деятельности отражает информационное наполнение превентивной системы. Участники профилактики должны получать достаточно достоверной информации по возникающим вопросам. Если это информация запугивающего характера, то ее интенсивность не должна быть чрезмерно сильной. Кроме того, участники должны обладать навыками оперирования информации, т.е. уметь добывать необходимую информацию, уметь ее анализировать, выделять причинно-следственные связи, выстраивать определенную систему проверки достоверности данных.

Эмоциональный компонент обеспечивает формирование стойкого негативного отношения к заявленной проблеме, например, к проблеме наркомании. Согласуясь с когнитивным компонентом, возможно формирование антипатии к данному явлению, построенное не на догадках, а подкрепленное достоверными данными. Это позволит лучше ориентироваться в собственных чувствах, выделять эмоциональную основу поведения других людей, а, следовательно, будет способствовать развитию ответственности.

Необходимо обучить участников профилактики приемам нейтрализации негативных переживаний, принятия себя и своих поступков, переживания себя как ценности для себя и окружающих (понятно, что эти процессы взаимосвязаны – уважительное отношение к другим обуславливает уважительное отношение к себе).

Поведенческий компонент интегрирует знания и навыки в определенный поведенческий акт, являющийся в той или иной степени реализованной целью деятельности профилактической системы.

Согласованность предыдущих компонентов отражается в полученном результате, другими словами, в уровне развития адаптивных навыков, диапазоне их применения и модифицирования. Участник профилактической работы становится носителем уникального опыта, субъектом собственных изменений, исходя из полученного опыта. Субъект профилактики приобретает навыки универсального оперирования действительностью, сущность которых состоит в отсутствии психического напряжения при столкновении с данной или производной проблемами, а также в преобладании прогноза по поводу разворачивания подобной ситуации над адаптацией к ней.

Для того чтобы результативность деятельности превентивной системы была максимальной, необходима реализация следующих принципов:

Информация о работе Анализ современных тенденций наркоситуации в России и Свердловской области