Анализ современных тенденций наркоситуации в России и Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

На фоне стабильного и довольно резкого возрастания в последние 15 лет всех основных статистических показателей, характеризующих уровень, структуру и динамику незаконного оборота наркотиков (НОН) в Российской Федерации, явным диссонансом выглядят некоторые данные уголовной статистики за 2001 г. В частности, зафиксировано заметное снижение общего количества выявленных наркопреступлений, а также совершенных с наркотиками в крупном размере. Значительно меньше зарегистрировано преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения. Отмечается уменьшение количества выявленных фактов незаконного оборота прекурсоров, склонения к потреблению наркотиков, незаконного культивирования наркотикосодержащих растений, незаконной выдачи и подделки документов на право получения наркотиков, контрабанды наркотических средств.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по ПАВ.doc

— 590.00 Кб (Скачать файл)
  • универсальность, т.е. модифицированность системы профилактических действий;
  • конструктивность, т.е. отсутствие узконаправленности разворачивания профилактической системы;
  • опережающий характер воздействия, т.е. предвосхищение негативных установок, что позволит развивать позитивные (желаемые) особенности поведения

Принципы первичной профилактики:

  • причинноориентированность
  • комплексность
  • систематичность
  • опора на социум, микросоциум
  • применение активных методов

Направления организации профилактической работы в ОУ:

  • создание здоровьесберегающий среды
  • профилактическая работа с родителями
  • профилактическая работа с педагогическим коллективом
  • профилактическая работа с детьми

Основные подходы к профилактике зависимостей:

    1. Подход, основанный на распространении информации о наркотиках. Сводится к изложению фактов об опасности потребления табака, алкоголя, наркотиков и о социальных, правовых, медицинских последствиях злоупотребления ими.
    2. Подход, основанный на эмоциональном обучении. Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях индивида, его навыках их распознавать и управлять собственными эмоциями.
    3. Подход, основанный на роли социальных влияний. Программы профилактики основываются на определении структуры сети социального влияния: сверстники, СМИ.
    4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков – навыков личного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить с другими и вносить изменения в окружающую среду.
    5. Интегративный подход – объединяет все предыдущие.

Социально-педагогическая профилактика – система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной ССР детей и подростков, способствующая проявлению различных видов активности (Р.В. Овчарова).

Виды деятельности социального педагога в социально-педагогической профилактике:

  • коррекция воспитательного микросоциума ребенка, изменяющая характер взаимоотношений его субъектов, а также характер их воздействия на ситуацию
  • воздействие на представления ребенка об окружающих и взаимоотношениях с ними, сопровождение эмоциональных переживаний ребенка и изменение их на позитивные
  • изменение позиций ребенка по отношению к социуму
  • формирование социально-поддерживающей и развивающей среды

Технологии социально-педагогической профилактики:

  • формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления ПАВ и мотивации на продвижение к здоровью
  • развитие навыков копинг-поведения, социальной компетентности
  • формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях
  • просветительская работа с населением
  • социальный патронаж, социальное сопровождение семьи
  • диагностика причин и признаков зависимости

 

Вопрос 9. Межведомственное взаимодействие по профилактике зависимости от ПАВ среди детей и подростков

Особое внимание уделяется обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков в образовательной среде, в частности, в вопросах выявления и учета обучающихся и студентов, злоупотребляющих психоактивными веществами, пресечения распространения наркотиков и иных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях; восстановления системы медицинского обслуживания в образовательных учреждениях, в том числе – системы проведения ежегодных медицинских профилактических осмотров обучающихся; обеспечения защиты граждан, в первую очередь, несовершеннолетних, от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.

Участники межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики при организации работы с несовершеннолетними, употребляющими психоактивные вещества: сотрудники органов внутренних дел, специалисты по опеке и попечительству, специалисты здравоохранения, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалисты общего и начального (среднего) профессионального образования, социального обслуживания

I ЭТАП.

1. При подозрении на  употребление несовершеннолетними ПАВ, органы и учреждения системы профилактики незамедлительно передают информацию в территориальные органы внутренних дел (инспектору по делам несовершеннолетним, школьному инспектору).

2. Сотрудники органов внутренних дел (инспектор по делам несовершеннолетних) устанавливает обстоятельства, связанные с приобретением и потреблением несовершеннолетними психоактивных веществ; организует в установленном порядке и обеспечивает медицинское освидетельствование несовершеннолетнего на состояние опьянения и факта употребления ПАВ.

3. При положительных результатах  медицинского освидетельствования  сотрудники органов внутренних  дел (инспектор по делам несовершеннолетних):

3.1.Осуществляет сбор сведений  о семье несовершеннолетнего, о  ближайшем окружении несовершеннолетнего в целях выявления причин и условий употребления ПАВ.

3.2.Составляет протокол  об административном правонарушении  и направляет в КДН и ЗП.

3.3.При наличии угрозы  жизни и здоровью несовершеннолетнего  незамедлительно передает данную  информацию в отдел опеки и попечительства.

4.  Учреждение здравоохранения

4.1.1. Врач психиатр-нарколог  осуществляет осмотр несовершеннолетнего  с согласия его родителей или  законных представителей, а также  по направлению Комиссий по  делам несовершеннолетних и защите  их прав (форма № 1 в приложении).

4.1.2. При необходимости  организует обследование медицинским  психологом. 

4.1.3. Осуществляет осмотр  членов семьи несовершеннолетнего (в случае потребления родителями ПАВ).

4.1.4. Уведомляет Комиссию  по делам несовершеннолетних и защите их прав о результатах проводимой работы с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями) по форме № 2 и № 3.

5. Подразделение по опеке и попечительству

5.1. Организует работу  в соответствии с Приказом  Департамента №18-п «Об утверждении Порядка  осуществления деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения  их прав и законных интересов».

5.2. Уведомляет Комиссию  по делам несовершеннолетних  и защиты их прав о принятом  решении.

6. Комиссия по делам  несовершеннолетних и защите  их прав:

6.1. На основании представленных  материалов принимает решение  о начале работы с несовершеннолетним  и назначает Ответственного за  разработку и реализацию индивидуально  профилактической Программы.

II ЭТАП.

  1. Ответственный за разработку и реализацию Программы на основании собранных материалов и рекомендаций совместно с органами и учреждениями системы профилактики разрабатывает Программу индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и в установленный срок (30 дней) представляет все материалы в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  2. Комиссия по делам несовершеннолетних
    1. Утверждает Программу индивидуальной профилактической работы.
    2. Осуществляет контроль над ее реализацией.
    3. Устанавливает сроки рассмотрения промежуточных результатов в  реализации Программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним.

III ЭТАП.

  1. Ответственный за разработку и реализацию Программы совместно со специалистами органов и учреждений системы профилактики организует исполнение Программы индивидуальной профилактической работы.
  2. Программа индивидуальной профилактической работы выполняется вовлеченными в нее подразделениями, учреждениями и службами системы профилактики в соответствии с полномочиями, возложенными Федеральным Законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних».
  3. Информация о ходе и реализации Программы индивидуальной профилактической работы, её прекращении рассматривается на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних в соответствии с установленными сроками.

IV ЭТАП.

1.Принятие решения об  организации медицинского сопровождения.

 

Вопрос 10. Субъекты профилактики зависимости от ПАВ среди детей и подростков: функции, содержание деятельности

Целевыми группами (субъектами) профилактики употребления ПАВ в образовательной среде являются: обучающиеся, воспитанники, а также их родители (законные представители), специалисты образовательных учреждений (педагоги, медицинские работники, психологи, социальные работники), сотрудники территориальных органов ФСКН России, сотрудники органов внутренних дел, представители общественных объединений и организаций, способные оказывать влияние на формирование здорового образа жизни в среде несовершеннолетних и молодежи.

Одним из социальных институтов, реализующих профилактическую деятельность, являются образовательные учреждения.

В организации профилактики принимают участие и другие социальные структуры, сфера задач которых связана с предупреждением употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью

В качестве полноценного субъекта профилактики включаются общественные объединения и организации («Родители против алкоголя и наркотиков», антиалкогольные и антинаркотические детско-молодежные движения волонтеров, общественные организации досуговой и трудовой занятости несовершеннолетних и др.).

Привлечение и координация всех субъектов профилактики ПАВ в образовательной среде (системы здравоохранения, правопорядка, культуры, социальной защиты населения, общественных объединений и организаций и др.) осуществляется координирующим органом на региональном уровне (антинаркотическими комиссиями).

Взаимодействие между субъектами профилактики для решения общих задач предупреждения употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками выстраивается на основе следующих условий: разделения сферы профилактической деятельности с учетом специфики непосредственных функций участников (образование, здравоохранение, обеспечение правопорядка, социальная защита населения, общественные организации), взаимодополнения и поддержки (содержание и формы организации профилактики, используемые участниками, не дублируют, а дополняют друг друга, обеспечивая комплексное системное воздействие на адресные группы),

Реализация задач профилактики употребления ПАВ в образовательной среде осуществляется на следующих уровнях.

Первый уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности социальных институтов (системы здравоохранения, образования, социальной защиты населения). Он обеспечивает формирование единых механизмов реализации профилактического направления в масштабах общества и создает условия (организационные, правовые, содержательные) для предупреждения употребления ПАВ в конкретном региональном и муниципальном образовании.

Второй уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности конкретных учреждений, относящихся к различным социальным сферам, и ориентирован на конкретные социальные группы обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и ближайшего окружения, специалистов системы профилактики.

Оба структурных уровня тесно взаимосвязаны.

В структуре содержания задач профилактики в образовательной среде выделяют три направления – первичную, вторичную, третичную профилактику.

Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих зависимость. Эта работа ориентирована на работу со здоровыми детьми и лицами из групп риска по употреблению ПАВ. К группам риска относятся несовершеннолетние и молодежь, в ближайшем окружении которых есть систематические потребители алкоголя и/или наркотических средств, а также несовершеннолетние, находящиеся в трудных жизненных обстоятельствах и неблагоприятных семейных или социальных условиях.

Вторичная профилактика – система социальных, психологических и медицинских мер, направленных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предотвращения формирования зависимости от ПАВ. Целевыми группами детей, подростков и молодежи для вторичной профилактики являются лица, систематически употребляющие ПАВ, но не обнаруживающие признаков формирования зависимости как болезни (алкоголизма, токсикомании, наркомании).

Третичная профилактика злоупотребления ПАВ – система социальных, психологических и медицинских действий с лицами, страдающими зависимостью от алкоголя, токсических и наркотических веществ, направленных на предотвращение рецидивов патологической зависимости и способствующих восстановлению здоровья, личностного и социального статуса больных, включая их возвращение в семью, в образовательное учреждение, к общественно-полезным видам деятельности. Третичная профилактика интегрируется с комплексной реабилитацией лиц, страдающих зависимостью от ПАВ.

Информация о работе Анализ современных тенденций наркоситуации в России и Свердловской области