Анализ маркетинговой политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:17, дипломная работа

Краткое описание

Современный этап развития нашей страны отличается динамизмом и качественными изменениями во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления затронул все без исключения политические, экономические и социальные институты. В период перехода страны к рыночной экономике, когда многие производственные предприятия, объединения, концерны и другие организации стали независимыми, нормальное их функционирование в подобных условиях практически невозможно без хорошо организованной комплексной маркетинговой деятельности.

Содержание

Введение
4
1. Теоретические основы организации маркетинговой деятельности на предприятии
7
1.1.Понятие, цели и функции маркетинга
7
1.2.Организация маркетинга на предприятии
10
2.Оценка результатов деятельности Котласского филиала ООО
«РН-Архангельскнефтепродукт»
18
2.1.Общая характеристика деятельности Котласского филиала ООО «РН-Архангельскнефтепродукт»
18
2.2.Анализ финансово-хозяйственной деятельности Котласского
филиала ООО«РН-Архангельскнефтепродукт»
27
2.2.1. Анализ структуры и динамики валюты баланса…
2.2.2. Оценка финансовых коэффициентов платежеспособности
2.2.3. Анализ реализации продукции
2.2.4. Анализ себестоимости и затрат
2.2.5. Анализ использования основных производственных фондов…
2.2.6. Анализ использования трудовых ресурсов
2.2.7. Анализ финансовых результатов
27
30
33
36
39
42
48
2.3. Анализ маркетинговой деятельности Котласского
филиала ООО «РН-Архангельскнефтепродукт»
54
2.3.1.Анализ конкурентной среды и оценка конкурентоспособности
2.3.2.Анализ ценовой политики
2.3.3.Ассортиментная политика
2.3.4.Сбытовая политика
2.3.5.Коммуникационная политика
54

59
66
68
69
3.Экономическая оценка организации отдела маркетинга в Котласском филиале ООО «РН-Архангельскнефтепродукт»
66
3.1. Место отдела маркетинга в структуре Котласского филиала
74
3.2.Экономическое обоснование организации отдела маркетинга
81
Заключение
87
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

MARKETING_DIPLOM.doc

— 940.00 Кб (Скачать файл)

Далее представлена предлагаемая система взаимодействия отдела маркетинга с административно-управленческим аппаратом на рисунке 3.1.

 


 




 

 

 

Рис. 3.1. Схема взаимодействия отдела маркетинга с

                административно-управленческим аппаратом  Котласского филиала

 

Тогда, организационная структура управления Котласского филиала                                           ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» с учетом отдела маркетинга, будет выглядеть следующим образом, рис. 3.2.

 

 

 

 














 



 

 

 

Рис. 3.2 Организационная структура управления Котласского филиала

ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» с учётом отдела маркетинга

 

 

У маркетолога-аналитика будет сосредотачиваться вся основная информация, которая структурирована в базах данных. Основной вид политики, которой должен будет заниматься маркетолог-аналитик: коммуникационная.

Далее  на рисунке 3.3 представлена блок-схема структуры окружения отдела маркетинга, его внешняя среда.

           

Рис. 3.3 Блок-схема внешнего окружения отдела маркетинга                                        Котласского филиала

 

Составим перечень функций, которые будет выполнять маркетолог Котласского филиала:

  • изучение  имеющегося рынка сбыта нефтепродуктов;
  • разработка и представление руководству прогнозов по платежеспособному спросу, емкости рынка сбыта, объему продаж;
  • анализ объемов реализации нефтепродуктов, организации сбыта, рекламы, сервисного обслуживания на АЗС конкурентов;
  • изучение и систематизация сведений о конкурентах;
  • анализ     конкурентоспособности  ГСМ, предлагаемых предприятием,    сопоставление   их   потребительских   свойств,   цены,   других экономических      показателей,      дизайна     с      аналогичными     показателями конкурирующих видов;
  • участие в определении целей, методов и эффективности рекламы;
  • организация   обратной   связи   с   потребителями,   изучение   их   мнений и предложений по улучшению работы АЗС и АЗК;
  • выбор и применение наиболее эффективных методов проведения рекламы;
  • разработка и представление на утверждение планов проведения рекламных кампаний;
  • составление    смет    затрат    на    проведение    рекламных    мероприятий    и осуществление контроля за их соблюдением;
  • организация рекламы при помощи СМИ;
  • разработка и выпуск совместно с рекламными агентствами необходимой 
    печатной рекламы;
  • обеспечение фирменного оформления рекламных материалов.
  • анализ действенности рекламы;
  • составление   отчетности   по   осуществлению   рекламных   мероприятий   и мероприятий по стимулированию сбыта;
  • предоставление   руководству   прогнозов   по   платежеспособности,   объемам продаж новых сегментов рынка сбыта;

При создании на предприятии любого подразделения необходимо оформление соответствующих документов, таких как приказ о создании подразделения, положение о подразделении и пр. Перечень документов, необходимых для создания отдела маркетинга, представлен в таблице 3.1.

 

Таблица3.1

Перечень документов, необходимых для создания отдела маркетинга в Котласском филиале ООО «РН-Архангельскнефтепролукт»

Наименование документа

Назначение документа

1

2

Приказ о создании отдела маркетинга

Позволяет определить сферу полномочий отдела, значение его функций в процессе принятия управленческих решений.

Положение об отделе маркетинга

Определяет задачи и функции отдела, порядок его взаимодействия с другими подразделениями предприятия, сферу полномочий и ответственности отдела, регламент его работы.

   

Продолжение табл.3.1

1

2

Должностная инструкция специалиста отдела маркетинга

Позволяет определить квалификационные требования, предъявляемые к специалисту отдела, его функциональные и должностные обязанности, права, сферу ответственности, условия оплаты труда.

Штатное расписание

Определение перечня должностей в отделе и задание требований на должность.

Положение о плане маркетинга

Необходимо для определения порядка и регламента разработки отдельных мероприятий и составления сводного плана для всего предприятия, для организации контроля за исполнением мероприятий плана.

План маркетинга

Необходим для определения и утверждения целей предприятия в области маркетинга, а также всего комплекса мероприятий (увязанного по срокам и ответственным исполнителям) по реализации целей для всех подразделений и предприятия в целом.


 

Примеры документов, необходимых для создания отдела маркетинга приведены в приложениях:

- положения об отделе маркетинга в Приложении 3;

- должностная инструкция специалиста отдела маркетинга – Приложение 4;

- штатное расписание – Приложение 5;

- план маркетинга – Приложение 6.

 

Таким образом, создание отдела маркетинга в филиале позволит  осуществлять следующие  мероприятия по усовершенствованию маркетинговой деятельности Котласского филиала ООО «РН-Архангельскнефтепродукт»  (таблица 3.2).                                                                                        

 

 

 

 

Таблица 3.2

Мероприятия по усовершенствованию маркетинговой деятельности Котласского филиала ООО «РН-Архангельскнефтепродукт»

Вид маркетинговой политики

Мероприятия по усовершенствованию

1

2

Ассортиментная

1. Закупка нефтепродуктов более  высокого качества (например, стандарта  Евро 4 - 4-го класса экологической безопасности);

2. Расширение линейки сопутствующих товаров (как за счет закупки товаров собственного производства НК «Роснефть», так и других производителей).

Сбытовая

1. Покупка новых АЗС (в частности 2 АЗС «КЭНКО»).

2. Реконструкция старых АЗС, закупка  еще одной передвижной АЗС  для снабжения катерных и лодочных  станций в сезон навигации.

Ценовая

1. Установление скидок за одноразовый (плюсом к расчетной ежемесячной) объем покупки как по дисконтным  картам, так и за наличный при  отсутствии таковой.

2. Удержание цен при более  высоком качестве на уровне  равном конкурентному.

Коммуникационная

1. Модернизация АЗС в новом  фирменном стиле «Подсолнух», а  также увеличение их формата (автозаправочные  комплексы с входящими в них  магазинами, небольшими кафетериями, особенно вдоль трасс, мойками  и техсервисами).

2. Проведение периодических акций (раз в полгода) по реализации дисконтных карт в качестве подарка за покупку (тем, у кого их еще нет) и вручение фирменных сувениров ( у кого карты уже есть). Данная акция обязательно должна афишироваться в СМИ и может быть приурочена ко Дню основания НК Роснефть.


 

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Котласскому филиалу необходима организация отдела маркетинга, это позволит достичь предприятию желаемых целей. В филиале есть все условия для развития маркетинга. Для создания маркетингового отдела необходимо оформить соответствующие документы. Для того, чтобы отдел успешно реализовал свои задачи, необходимо определить его место в существующей организационной структуре, а также сформировать перечень функций маркетолога. Создание отдела маркетинга в Котласском филиале позволит  осуществить ряд  мероприятий по усовершенствованию маркетинговой политики.

 

3.2. Экономическое обоснование организации отдела маркетинга

Для повышения результативности разработки нового проекта, важное значение имеет объективная оценка затрат на реализацию данного проекта.

В ходе создания маркетинговой службы произойдут численные изменения: количество работников филиала после внедрения проекта увеличится на 1 человека. Такое преобразование повысит эффективность работы сотрудников, ранее выполнявших помимо своих обязанностей, функции маркетолога.

Создание маркетингового отдела обеспечит:

  • надежную, достоверную и своевременную информацию о Котласком рынке нефтепродуктов, структуре и динамике конкретного спроса, предпочтениях покупателей, т.е. информацию о внешних условиях функционирования филиала;
  • определение характеристик товаров и услуг, наиболее полно удовлетворяющих требования рынка, чем продукция конкурентов;
  • необходимое содействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.

На организацию маркетингового отдела филиала придется прибегнуть к дополнительному финансированию. Проведем оценочный анализ предложенного инвестиционного проекта.

Под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, включая необходимую проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденную в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а так же описание практических действий по осуществлению инвестиций [12].

Начнем с того, что рассмотрев возможные варианты развития маркетинга на предприятии, был выбран этап самостоятельного отдела маркетинга, а конкретно введение должности маркетолога. При этом учитывается то, что раздувание штатов в Котласском филиале строго контролируется головным предприятием, и возможности его расширения ограничены.

Обеспечение организационных вопросов по созданию данного отдела полностью находится в ведении коммерческого директора филиала.

Нужно определиться с источником финансирования проекта. Предположим, что финансирование будет осуществляться за счет собственных источников компании, а именно за счет источников головного предприятия ООО «РН-Архангельскнефтепродукт».

Прежде всего, необходимо выделение помещения под размещение отдела. Предполагается разместить рабочее место маркетолога в кабинете, находящемся на втором этаже. Данное помещение уже занимают 4 работника: мастер АЗС, управляющий сетью АЗС, энергетик и инженер технической эксплуатации оборудования АЗС и нефтебаз. Площадь кабинета 20 кв.м., достаточная для размещения пяти человек и необходимой техники.

Необходимо будет установить рабочий стол для специалиста, обеспечить рабочее место компьютером, телефоном, установить соответствующее программное обеспечение (автоматизированная система IBS GAS, специализированные программы обработки данных SPSS, графические редакторы для разработки рекламных мероприятий).

И, наконец, самый немаловажный момент, это подбор персонала с требуемым образованием (маркетинговым (могут быть курсы повышения квалификации)), опытом работы от трех лет по специальности и знание специфики рынка нефтепродуктов. Работник может быть принят в соответствии с результатами собеседования по направлению Центра занятости населения после соответствующего подбора.

Рассчитаем затраты на реализацию проекта.

Затраты (расходы) делятся на две группы: капитальные вложения на внедрение проектных мероприятий и текущие затраты.

Капитальные затраты могут быть определены как любые затраты, понесенные при создании, приобретении, расширении или усовершенствовании актива, предназначенного для использования в компании. Важным моментом при этом является то, что выгода от таких капитальных затрат будет поступать на протяжении ряда учетных периодов. Например, в данном случае, это - затраты на покупку оборудования, программного обеспечения и т. д.

В таблице 3.3. представлены капитальные затраты.

 

Таблица 3.3.

Капитальные затраты организации отдела маркетинга

Статьи расходов

Количество

Сумма, руб.

1

2

3

Компьютер и программное обеспечение

1

65000

Многофункциональное устройство (принтер, ксерокс, сканер, факс) 

1

15000

Телефонный аппарат

1

2000

Стол, оборудованный для работы за компьютером

1

7000

Вспомогательный стол для оргтехники

1

5000

Стул для работы за компьютером

1

1000

Стул для посетителей

1

800

Итого:

-

95800

Информация о работе Анализ маркетинговой политики предприятия