Анализ и совершенствование управления оборотными средствами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является анализ и совершенствование управления оборотными средствами на предприятии. В соответствии с поставленной целью должны быть решены следующие задачи:
1. Охарактеризовать оборотные средства и их роль в хозяйственной деятельности предприятия.
2. Определить состав и структуру оборотных средств.
3. Провести анализ управления оборотными средствами на предприятии

Содержание

Введение
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
1.1 Правовой статус, состав и структура предприятия…………………………...5
1.2 Характеристика вешней и внутренней среды предприятия………………...10
1.3 Выпускаемая продукция и оказываемые услуги (представить перечень, динамику и структуру выпускаемой продукции и оказываемых услуг).............14
1.4 Организация и оплата труда…………………………………………………...19
1.5 Анализ динамики основных экономических показателей…………………...22
1.6 Анализ финансового состояния предприятия (анализ динамики баланса)…24
1.7 Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии…………………………27
2. Анализ управления оборотными средствами на предприятии
2.1 Анализ состава и структуры оборотных средств……………………………..33
2.2 Анализ управления элементами оборотных средств на предприятии………36
2.2.1 Анализ управления запасами………………………………………………...43
2.2.2 Анализ управления дебиторской задолженностью и денежными активами…………………………………………………………………………..47
3. Автоматизированные системы обработки информации
Введение по разделу АСОИ………………………………………………………..53
3.1 Необходимость создания АСОИ………………………………………………54
3.2 Состав задач решаемых АСОИ………………………………………………...59
3.3 Постановка задачи «Формирование ведомости по заработной плате»……..66
3.4 Экономическая эффективность АСОИ……………………………..................70
Заключение по разделу АСОИ……………………………………………………..72
Заключение………………………………………………………………………….75
Список используемой литературы………………………………………………...77
Приложение………………………………………………………………………....79
Введение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая №2.doc

— 715.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 Абсолютная устойчивость  финансового состояния предприятия показывает высокий уровень платежеспособности и независимость от внешних инвесторов.

Превышение оборотных  активов над краткосрочными обязательствами более чем в 2 раза считается неэффективным, т.к., свидетельствует о нерациональном вложении и использовании предприятием своих средств.

 

 

 

 

 

 

 

1.7 Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии

 

 

Перед отечественными предприятиями, вступающими в рыночные отношения, возникли проблемы, которые требуют серьезных знаний и принятия творческих решений во всех сферах предпринимательства. Достижение предприятиями желаемого уровня эффективности в реализации и решении задач маркетинга, в первую очередь, определяется применением маркетинговых методов в практической управленческой деятельности. Это зависит от реального соответствия практических шагов предприятиями в области развития маркетинга. Развитие рыночных отношений требует более широкого применения маркетинга в различных областях человеческой деятельности. Однако его практическое использование сопряжено с наличием ряда проблем, обусловленных в большинстве случаев непониманием сущности и возможностей маркетинга. Интерес к маркетинговой деятельности на предприятиях  усилился после того, как все большее число предприятий, осознало, что именно маркетинг способствует их успешному выступлению на рынке.

Большинство специалистов считают, что «маркетинг – комплексная  система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка». Проблема заключается в том, что успеха добиваются предприятия, маркетинговая стратегия которых делает ставку на желания потребителей.

 «Применение принципов  управления маркетингом перед  компанией открывает возможности,  позволяющие ей реализовать свои  цели и задачи в оптимальном  режиме».

Стратегические аспекты  управления маркетинга, таким образом, становятся доминирующими в нынешних условиях, и их нельзя не учитывать при организации маркетинговой деятельности предприятия.

Главная задача всех предприятий  – это достижение конкурентоспособности  продукции, фирмы и в целом  отрасли, т.е. создание возможностей удовлетворения совокупных требований рынка продукции, которые обеспечивают предпринимателям республики получение определенной нормы прибыли. Признание в качестве ведущего направления маркетинга – достижение высокого уровня потребления, обеспечение широкого выбора покупателю, повышение качества продукции – главная задача всех предприятий, действующих в нашей республике. Как мы знаем, конкурентная среда – это область рынка, в которой имеются в наличии конкуренты, в которой совершается маркетинговое событие. Появление серьезных конкурентов внутри нашей республики привело к тому, что была вытеснена большей частью аналогичная продукция, завезенная извне. Конкурентные позиционирование предполагает выбор предприятиями позиции на рынке, оценки конкурентной среды, собственных и чужих преимуществ и недостатков, их корректирование. Это и является целью управления маркетингом.

 

ЗАО «Радиосистема» предприятие  функционирующее на потребительском  рынке товаров и услуг осуществляет:

 

- маркетинговые услуги  и консультации;

- информационные услуги;

- торгово-посреднические  операции, включая поиск потенциальных  партнеров среди юридических  лиц и граждан, маркетинговая  и рекламная деятельность;

- осуществление брокерских, дилерских, маклерских, агентских,  поручительских, комиссионерных, консигнаторских, и других видов посреднических операций и функций;

- участие в торгах  на товарных, фондовых и других  биржах;

- издательская и информационно-рекламная  деятельность;

- разработка производство  и реализация маркетинговых, информационных, консультационных, инжиниринговых, лизинговых услуг;

- организация и проведение  деловых встреч, семинаров, симпозиумов,  конференций;

- осуществление, как  от имени и по поручению  предприятий, организаций и учреждений, так и от своего имени   экспортно-импортных операций и  других видов внешнеэкономической деятельности;

 

Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей  организации путем рационального  использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей.

Одна из центральных  и ключевых задач менеджмента  предприятия – это выработка  цели. Цель определяет и регулирует действия, служит эталоном, главным критерием в деятельности предприятия и подчиняет все стороны управляющего воздействия. Отсюда следует, что любая деятельность в системе управления оправдана в том случае, если учитываются следующие требования: конкретность, измеряемость, реальность, гибкость, совместимость, взаимоподдерживаемость.

Планирование  и  организация  выпуска  продукции  определяет   состав,

качество  и  количество  продукции,  подлежащей  изготовлению   и   поставке

потребителям в плановом периоде. На основе плана производства  определяется

потребность  в  производственных  ресурсах    и   экономические   результаты

деятельности предприятия  при разработке плана производства.

 

     Перед коллективом  стоят следующие задачи:

1. Полное удовлетворение выпускаемой продукции.

2. Повышение качества  изделий.

3. Улучшение использования  производственных ресурсов.

4.  Предприятие   обязано  изучать  спрос   на  продукцию  и   заниматься   ее

   реализацией.

 

      На  предприятии  существует  планирование  производства  продукции  которое охватывает следующие вопросы:

 

   1. Разработка производственной  программы выпуска продукции.

   2. Разработка плана  реализации продукции.

   3. Состав баланса  производственной мощности.

 

     Разработка  производственной программы на предприятии рассчитывается  на  год.  Производственная   программа   доводится   до   каждого подразделения генеральным директором. В цехах на основании производственной программы составляются программы по запуску и выпуску изделий.

     На предприятии трудятся люди различных специальностей  и квалификации.  Они работают над конкретными деталями, сборочными единицами и  следят  за  ходом производственного процесса.

     Оперативное   управление  пересекается  с   регулированием  производства.

Каждый  день  управленческим  персоналом   выполняется   оперативный   учет,

контроль и анализ хода производства. Мастера следят за  ходом выполнения производственной программы.

     На  данном  предприятии  существует  производственный  отдел,  задачами

которого   является   контроль,   регулирование   и   слежение   за    ходом

производственного процесса.

     Для производства  продукции предприятие  использует  различное  сырье  и

материалы. Обеспечение  производства сырьем и материалами  осуществляет  коммерческий отдел.

То есть производство  напрямую  зависит  от  того,  как  своевременно  будут

поставлены материалы  и сырье, а так же от качества последних.

     На предприятии ежемесячно разрабатывается сводная таблица по  обеспечению сырьем. В соответствии  с  этим  определяется,  какое  сырье  понадобится  в данном месяце для целей производства, и какое количество сырья находится  на центральном складе и в цеху.  Затем  рассчитывают  отклонение  между  суммой остатка и итоговой суммой каждого наименования  материала  для  производства продукции. Продукцию, которую будет изготовлять в текущем месяце  определяют за счет заказов.

 

Основное производство невозможно без вспомогательных  хозяйств.  В  этих

целях  на  заводе  существует  заместитель директора по хозяйственной части,  ремонтно-инструментальный участок, отдела технического контроля, транспортный участок  и  складское хозяйство. Все эти службы необходимы для нормального хода производства.

     Уровень   техники  и  технологии,  состояние  организации  производства,

труда и  управления  оказывает  непосредственное  влияние  на выпуск

продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ  управления оборотными средствами  на предприятии

 

2.1 Анализ состава  и структуры оборотных средств

 

 

Анализ оборотных активов начинают с анализа их структуры. Структура оборотных средств, представляет собой соотношение отдельных элементов оборотных производственных фондов и фондов обращения, то есть показывает дол каждого элемента в общей сумме оборотных средств. Проведем анализ оборотных средств на предприятии таблица 7.

 

Таблица 7 - Анализ оборотных средств на ЗАО «Радиосистема» на основании баланса за 2011 г.

Виды оборотных средств

НАЛИЧИЕ тыс руб

СТРУКТУРА средств в %

 

01.01.11

31.12.11г

+/-

01.01.11

31.12.11г

+/-

запасы

5419

6651

1232

53,71%

54,15%

0,44%

в том числе: сырье и материалы

2729

4553

+1824

27,05%

37,07%

+10,02%

Затраты в незавершенном производстве

1690

1223

-467

16,75%

9,96%

-6,79%

Готова продукция и товары для  перепродажи

966

867

-99

9,57%

7,06%

-2,51%

Расходы будущих периодов

34

8

-26

0,34%

0,07%

-0,27%

Налог на добавленную стоимость

3

-

-3

0,03%

-

-0,03

Дебиторская задолженность

4483

3843

-640

44,43%

31,29%

-13,14

В том числе: покупатели и заказчики

4353

3776

-577

43,14%

30,74%

-12,40

Денежные средства

185

1788

+1603

1,83%

14,56%

+12,73

ИТОГО

10090

12282

2192

100%

100%

-


 

Как следует из таблицы 7, за анализируемый период объем оборотных средств увеличился с 10090 тыс., руб. до 12282 тыс., руб. На конец периода наибольший удельный вес в структуре оборотных активов занимают запасы и затраты 54,15%, стоит отметить, что их удельный вес в структуре увеличился на 0,44 процентного пункта. Причем наибольший удельный вес в запасах и затратах приходится на сырье и материалы 27,05% на начало года и 37,07% на конец, что естественно для промышленного предприятия, занимающегося производство электрооборудования. Увеличение данной статьи рационально, так как за счет нее увеличивается оборачиваемость оборотных средств. Доля товаров для реализации уменьшилась на 2,51%. Данный показатель можно объяснить уменьшением товарооборота, увеличения остатков на складах. Расходы будущих периодов уменьшились на 0,27%. Он включает затраты на подготовку и освоение новой продукции, новой технологии, которые производятся в данном году, но относятся на продукцию будущего года. В общем в структуре запасов наблюдается положительная тенденция: сокращение данной статьи повышает оборачиваемость оборотного капитала.

 

Налоги на добавленную стоимость снизились на 0,03%, что означает уменьшение приобретенных за год активов. Дебиторская задолженность уменьшилась на 13,14%, что является положительным моментом. Дебиторская задолженность всегда отвлекает средства из оборота, препятствует их эффективному использованию. Денежные средства увеличились на 12,73%. Таким образом, сокращение затрат перетекло в основном в дебиторскую задолженность и денежные средства.

 

Структура оборотных  средств наглядна, представлена в рисунке 3.

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3- Изменения структуры оборотных средств ЗАО «Радиосистема» в 2011 году.

 

 

 

Изменения в структуре  оборотных средств, которые произошли  в течение года, отображены на рисунке 4.

 

 

 

 

Рисунок 4- Изменения структуры оборотных средств ЗАО «Радиосистема» в 2011 году.

 

 

 

2.2 Анализ управления элементами оборотных средств на предприятии

 

 

Управление оборотными активами занимает особое место в  системе предприятия. Теоретические  и практические разработки системы  управления оборотными активами относятся  в основном к предприятиям, работающих в относительно стабильной и предсказуемой экономической среде, в то время как проблемы управления оборотными активами в условиях российской экономики, реальная хозяйственная практика управления носит весьма противоречивый характер, ограничивая применение зарубежных методик в российских условиях.

Информация о работе Анализ и совершенствование управления оборотными средствами на предприятии