Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:36, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Контитуционное право"

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная КПРФ.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

- назначает с согласия  Государственной Думы Председателя  Правительства;

принимает решение об отставке Правительства;

- Президент России  обладает весьма значительными  полномочиями учредительного характера  в отношении других государственных  органов;

- представляет Государственной  Думе кандидатуру для назначения  на должность Председателя Центрального  банка;

- представляет Совету  Федерации кандидатуры для назначения  на должности судей Конституционного  Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного  Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора.

Президент России осуществляет ряд функций, связанных с обеспечением деятельности парламента и принятием  федеральных законов. Так, в соответствии с положениями ст. 84 Конституции  РФ, Президент России:

- назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

- вносит законопроекты  в Государственную Думу,

- подписывает и обнародует  федеральные законы;

- назначает референдум  в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Президент России обращается также к Федеральному Собранию с  ежегодными посланиями о положении  в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент России наделен  Конституцией РФ (ст. 85) правом использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, а также между органами государственной власти субъектов.

Президент России вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент обладает в  сфере реализации внешнеполитических функций. Президент осуществляет руководство  внешней политикой государства; ведет переговоры и подписывает  международные договоры и т.д.

Содержание полномочий Президента России в области организации обороны страны определяется тем, что получая власть от народа Российской Федерации, он обязан в силу Конституции Российской Федерации и в соответствии с присягой (ст. 80, 82 Конституции РФ) принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости, безопасности и территориальной целостности государства.

Президент России формирует  и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 87) Президент России является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, утверждает концепцию и планы строительства, планы применения Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждает Положение о Министерстве обороны России и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждает по представлению министра обороны РФ планы дислокации войск и размещении военных объектов.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозе агрессии Президент России вводит на всей территории Российской Федерации  или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президенту России присущ и ряд полномочий, характерных  для главы любого государства (ст. 89 Конституции РФ), среди которых:

- решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

- награждение государственными наградами Российской Федерации;

- присвоение почетных званий Российской Федерации;

- осуществление помилования и др.

По вопросам своей  компетенции Президент России издает указы и распоряжения. Указы Президента России по своей юридической силе бывают нормативными (т. е. имеющими общеобязательный характер и содержащие предписания общего характера) и ненормативными, индивидуальными (т. е. распространяющими свое действие на конкретных субъектов правоотношений и рассчитанных на одноразовое применение). К нормативным указам Президента России относится, например, указ о введении чрезвычайного положения, а к ненормативным - о назначении руководителя того или иного министерства или ведомства.

С целью успешного  осуществления своих многообразных  полномочий Президент России формирует  Администрацию Президента Российской Федерации. Возглавляет ее назначенный  президентом Руководитель Администрации, который координирует деятельность управлений, отделов и служб Президента России или его Администрации.

Важную роль в Администрации  Президента России играет Главное государственно-правовое управление. Оно призвано осуществлять разработку предложений по концепции  правовой политики и правовому обеспечению осуществляемых социально-экономических реформ, обеспечивать формирование программ законопроектных работ и др.

В соответствии с Конституцией (ст. 91) Президент обладает неприкосновенностью. Это означает, что личность главы  Российского государства, его достоинство и правовой статус охраняется в особом, установленном законом порядке. Конституцией (ст. 92, 93) установлен и особый порядок прекращения полномочий Президента России.

 

Порядок выборов Президента Российской Федерации регламентируется Конституцией РФ и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

Согласно Основному  закону страны, Президент избирается сроком на шесть лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Дата выборов Президента назначается Советом Федерации  Федерального Собрания РФ. Это решение должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днём голосования на выборах Президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Решение о назначении выборов Президента РФ должно быть опубликовано в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней после его принятия.

Кандидаты на пост Президента РФ могут быть предложены:

а) политическими партиями,

б) в порядке самовыдвижения. Для этого необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом.

Кандидат-самовыдвиженец или политическая партия должны собрать  в свою поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей, причём на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей.

Регистрацию кандидатов в президенты осуществляет Центральная избирательная комиссия России. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Подготовка и проведение выборов Президента РФ, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за их соблюдением возлагается на избирательные комиссии. Они независимы от органов государственной власти и местного самоуправления.

В день голосования избирательные  участки открыты с 8 до 20 часов по местному времени. Избирательный бюллетень выдаётся избирателю при предъявлении паспорта или документа, его заменяющего, либо открепительного удостоверения. Каждый избиратель имеет право получить только один избирательный бюллетень.

Избранным считается  зарегистрированный кандидат, который  получил более половины голосов  избирателей, принявших участие  в голосовании. Окончательные результаты выборов определяет Центральная избирательная комиссия не позднее чем через десять дней со дня голосования.

 

Вопрос 7. Федеральное собрание как представительный орган. Определите роль Российского парламента как представительного органа.

Ответ: Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.

Федеральное Собрание –  парламент – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, – это представительное общегосударственное федеральное учреждение. Российский парламент – представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей – субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации.

Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Совет Федерации  составляют представители субъектов Федерации – по два от каждого из них: один от представительного, а другой от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Такими представителями субъектов выступают главы исполнительных и законодательных (представительных) органов этих субъектов. Таким образом, члены Совета Федерации выражают интересы субъектов Федерации, их населения, проживающих там наций, народностей, региональные особенности и проблемы.

Всенародные выборы депутатов  Государственной Думы также обусловливают  ее представительную природу, обеспечивают отражение в ее деятельности разнообразных политических взглядов, интересов разных социальных слоев и групп, населения различных территорий, идеологического многообразия, политического плюрализма.

Представительная природа Федерального Собрания в определенной степени проявляется и в составе депутатов Государственной Думы. Среди них представители многих наций, народностей, этнических групп, населяющих нашу страну, разных слоев общества, политических организаций, профессий, носители различных идеологических воззрений, религиозных взглядов. В их составе находит некоторое отражение демографическая структура населения: имеются мужчины и женщины, люди разных возрастных групп. В то же время следует помнить, что интересы и мнения социальных, профессиональных, демографических, этнических групп могут представлять в парламенте не только лица, к ним принадлежащие. Это могут делать и другие люди. Так, интересы рабочих, крестьян могут выражать не только они сами, но и, например, профессиональные политики, государственные служащие, мнения женщин – мужчины и т.д. Полномочными представителями народа, которые могут выражать его общие интересы и интересы, мнения составных его частей, парламентарии становятся в результате выборов, на которых избиратели высказали доверие им, их программам, политическим установкам.

Состав этой палаты носит  достаточно выраженный партийный характер. Здесь представлен широкий спектр политических сил. Депутатский корпус воплощает политический плюрализм  и идеологическое многообразие, о  которых говорится в ст. 13 Конституции РФ.

Представительная природа  Государственной Думы проявляется  также в установлении определенного  срока, по истечении которого (или  даже раньше – при досрочном роспуске этой палаты) проводятся новые выборы, и обновляется состав депутатов. Это способствует своевременному учету новых потребностей, мнений, настроений народа.

Федеральное Собрание, будучи представительным учреждением, является важнейшим институтом представительной демократии. Парламенты в современном  государстве – необходимые элементы системы народовластия. Они выступают как общегосударственные политические форумы, где представлены влиятельные политические силы общества, многообразие идеологических воззрений, разные политические программы. В демократическом парламенте происходит столкновение различных политических взглядов, направлений экономической, социальной политики, на основе демократических процедур вырабатываются и принимаются решения, выражающие позицию большинства парламентариев.

 

Вопрос 8. Федеральное собрание как законодательный орган. Характеризуйте основы законодательного процесса в соответствии с Конституцией РФ.

Ответ: Законотворческую деятельность в качестве основной функции Федерального Собрания устанавливает Конституция Российской Федерации, называя его законодательным органом. Причем только парламенту предоставлено право на законотворчество, что определяет его особую роль в осуществлении государственной власти. Федеральное Собрание принимает федеральные законы, имеющие высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Законодательная деятельность сосредоточена в основном в Государственной  Думе. В ч. 1 ст. 105 Конституции Российской Федерации сказано, что федеральные  законы принимаются Государственной  Думой. Хотя принятие законов отнесено к ведению Государственной Думы и составляет ее основную функцию, в законодательном процессе участвуют и Совет Федерации и Президент Российской Федерации.

Конституция РФ устанавливает  основы законодательного процесса и  определяет круг его субъектов. Более  детально законодательный процесс определяется в Регламентах Государственной Думы и Совета Федерации. Регламент — нормативный правовой акт, определяющий с достаточной степенью детализации внутренний порядок деятельности палат. Регламент палаты — это внутренний закон парламента, существенная часть конституционного права. В Регламентах определяются полномочия органов Федерального Собрания, детализируется законодательный процесс, конкретизируются парламентские процедуры, устанавливается порядок работы палат.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"