Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:36, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Контитуционное право"

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная КПРФ.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Впервые Регламенты палат Федерального Собрания были приняты в 1994 г., затем они значительно обновлялись и в настоящее время действуют в редакциях 1996 г. (Совета Федерации) и 1998 г. (Государственной Думы).

С внесения законопроекта  в Государственную Думу начинается законодательный процесс.

Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции  Российской Федерации право законодательной  инициативы принадлежит Президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, федеральному Правительству, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, а также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения.

После принятия Государственной  Думой федеральный закон передается на рассмотрение Совета Федерации (ч. 3 ст. 105 Конституции). В Конституции установлено, что Совет Федерации может в течение четырнадцати дней рассмотреть принятый Государственной Думой федеральный закон, одобрить его или отклонить. Часть принятых Государственной Думой законов, согласно Конституции, подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации. Это законы по вопросам:

  • федерального бюджета;
  • федеральных налогов и сборов;
  • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  • ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
  • статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
  • войны и мира;
  • федеральные конституционные законы.

Для преодоления разногласий  по федеральному закону, принятому  Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, может быть создана согласительная комиссия (ч. 4 ст. 105). Поскольку в Конституции не указаны полномочия такой комиссии, они были определены Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации. Согласительная комиссия создается на паритетных началах из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. По результатам работы согласительной комиссии составляются протокол и таблица поправок, которые вместе с текстом федерального закона направляются в Совет Государственной Думы, который определяет дату повторного рассмотрения федерального закона в Государственной Думе.

Взаимодействие Федерального Собрания с представительными органами власти субъектов Российской Федерации  и представительными органами местного самоуправления достаточно ограничено. Это взаимодействие выражается, в основном, в принятии законов в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов (п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

Роль органов государственной  власти субъектов федерации в  рассмотрении проектов федеральных законов зачастую незначительна из-за отсутствия необходимой нормативной базы. В то же время учет мнения субъектов Федерации несомненно важен. Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации предусматривают процедуры согласования федеральных законопроектов с субъектами Федерации. Но этим процедурам уделено явно недостаточное внимание, хотя механизм согласования является одной из основных форм учета интересов субъектов Федерации. Кроме того, регулирование данных процедур только Регламентами палат Федерального Собрания, по нашему мнению, недопустимо.

Согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти на всех стадиях законодательного процесса способствует не только повышению  качества принимаемых законов, но и  укреплению всей системы органов государственной власти в Российской Федерации.

 

Вопрос 9. Правительство  РФ. Укажите правовую значимость Федерального Правительства РФ, как высшего  исполнительного органа государственной власти.

Ответ: Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти РФ. ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 (в редакции ФКЗ от 19.06.2004).

Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации включает: правовые нормы, регулирующие порядок формирования, срок полномочий, отставку, устанавливающие компетенцию, регулирующие порядок деятельности Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства  Российской Федерации(Статья 111 Конституции  РФ)  назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Предложение о кандидатуре  Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает  представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации  в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. (п.ч.4 ст.111)

Председатель Правительства  Российской Федерации не позднее  недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации  предложения о структуре федеральных  органов исполнительной власти.

Председатель Правительства  Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.( ст.71 п. «г»,, ст 112 ч.1)

Председатель Правительства  Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

  Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной  безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и  общественного порядка, борьбе с  преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Порядок деятельности Правительства  Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных  указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется  Президентом Российской Федерации.

В случае отставки или  сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Правовая значимость федерального Правительства как  высшего исполнительного органа государственной власти характеризуется тем, что этот орган самостоятельно определяет свой политический курс, обеспечивает единство системы исполнительной власти, направляет и контролирует деятельность ее органов (ст. 13 Закона «О Правительстве Российской Федерации»), издает нормативные акты, обязательные к исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 115 Конституции). Поскольку федеральное Правительство возглавляет единую систему исполнительной власти, оно правомочно и обязано руководить всеми государственными органами, входящими в эту систему, естественно, в рамках и способами, установленными законом (в одних случаях — прямое администрирование, в других — координация, в-третьих, — общее направление деятельности, в-четвертых, — контроль).

Существенное значение для статуса Правительства имеет то обстоятельство, что его возглавляет Председатель Правительства, а не Президент. Именно Председатель Правительства определяет основные направления его деятельности и имеет существенные прерогативы по руководству его деятельностью, включая определение обязанностей между своими заместителями. Вместе с тем, хотя Президент и не входит в состав Правительства и не возглавляет его, он имеет все необходимые рычаги влияния на проводимый Правительством политический курс. Приоритет общеполитического руководства в России, несомненно, за Президентом, что, естественно, отражается на роли и возможностях Правительства.

 

Вопрос 10. Общее представление о государстве. Что такое политический режим? Кому принадлежат политические права, каков их объем?

Ответ: Государство — это политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

- форма правления —  определяет кому принадлежит  власть;

- форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;

- политический режим  — совокупность методов и способов  осуществления в стране государственной  власти и управления.

Политический режим  характеризуется степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности, а так же теми методами и приемами (демократические, антидемократические), с помощью которых осуществляется государственная власть.

Различают два основных вида политического режима - диктатура (антидемократический) и демократия.

Диктатура — это правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют власть в определенном государстве, используя ее без ограничения.

Диктатура состоит из двух разновидностей - тоталитарного  и авторитарного режимов.

Тоталитаризм (англ. Totall - полный, весь, целый) - это политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идее.

При тоталитарном режиме практически не существует разделения властей:

а) все ветви власти непосредственно или опосредовано связаны между собой;

б) отсутствие независимого суда;

в) наличие внесудебных  органов (выполнение карательных санкций) - сама правящая партия, особо уполномоченные в ней лица (в период чисток выявляли неугодных и передавали их в руки репрессивных органов государства).

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) - это такой политический режим, который основан на личной или классовой диктатуре, государственная власть сконцентрирована в руках одного человека (группы лиц) или в одном государственном органе, при снижении роли других (прежде всего представительных) институтов государства.

Демократический режим (от греч. (demos - народ и cratos –власть, — власть народа, народовластие) является одной из разновидностей либерального режима. Это такая форма правления, которая основана на возможности управления делами общества и государства путем прямого или опосредованного волеизъявления народа.

Основные признаки демократического режима:

1) Предоставление гражданам  широких прав и свобод и  обеспечение социально-экономических,  политических, юридических и организационных  гарантий этих прав и свобод.

2) Прямое участие населения  в решении государственных вопросов (прямая или непосредственная  демократия) или участие в принятии  политических решений с помощью  выборных представительных органов  (парламентская, представительная  демократия).

3) Существование различных форм собственности; свобода личности в сфере экономической деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"