Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:36, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Контитуционное право"

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная КПРФ.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Конституция Российской Федерации  характеризует местное самоуправление не только как элемент конституционного строя, системы народовластия и  конституционного статуса личности в России. Глава 8 «Местное самоуправление»  закрепляет основы организации и деятельности системы местного самоуправления, субъектов местного самоуправления, а также его гарантии (ст.ст. 130 — 133).

Система местного самоуправления – это совокупность организационно-правовых форм реализации местного самоуправления.

Систему местного самоуправления следует  также определить как совокупность местных сообществ жителей, муниципальных  образований, их внутренних субъектов  и институтов, взаимодействующих  между собой и с внешней  средой в процессе реализации управленческих функций. При этом следует иметь в виду, что сложившаяся система в одном муниципальном образовании совершенно независима от аналогичной системы другого муниципального образования.

Так, согласно Конституции РФ  местное  самоуправление в РФ осуществляется гражданами в различных организационных формах. По своему назначению эти организационно правовые формы образуют единую систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образованиях, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.

Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет приведенные положения  Конституции РФ в отношении организационно правовым формам прямого волеизъявления граждан, а также выборных органов при осуществлении населением местного самоуправления и определяет систему муниципальных органов.

Установлено, что для  реализации функций местного самоуправления муниципальные образования создают  органы местного самоуправления и наделяют их соответствующими полномочиями. В их числе: представительные органы местного самоуправления, глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления, иные органы, созданные на основе устава местного самоуправления.

Федеральным законодательством предусматривается  образование органов территориального общественного самоуправления, функционирующих  преимущественно на низовом уровне по месту жительства граждан (улица, квартал, микрорайон).

Таким образом, исходя из Конституции и федерального законодательства России, можно выделить четыре основных блока местного самоуправления в Российской Федерации:

  • формы прямого волеизъявления граждан (местные референдумы, сходы, муниципальные выборы, народная правотворческая инициатива);
  • представительные (выборные) органы местного самоуправления;
  • глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления, а также иные органы и должностные лица местного самоуправления;
  • органы территориального общественного самоуправления населения.

Могут использоваться и  иные формы участия граждан в  осуществлении местного самоуправления, не противоречащие Конституции, федеральным  законам, законам субъектов Российской Федерации.

Под общими принципами местного самоуправления понимаются принципы деятельности населения и его представителей (органов местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, реализации иных полномочий, отнесенных к ведению местного самоуправления Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также актами, принятыми в соответствии с ними. Данные документы дают возможность выделить следующие принципы местного самоуправления:

  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • самостоятельность местного самоуправления в пределах собственных полномочий;
  • организационная обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
  • формирование органов местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
  • ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед местным сообществом;
  • соответствие материальных и финансовых ресурсов муниципального образования полномочиям органов местного самоуправления;
  • экономическая и финансовая самостоятельность местного самоуправления;
  • многообразие форм организации местного самоуправления и самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления;
  • государственная гарантия местного самоуправления.

Названные принципы обеспечивают сочетание общих закономерностей  самоуправления как наиболее демократической  формы управления со спецификой деятельности муниципальных образований как первичных ячеек территориальной организации государства. Они отражают особенности организации местного самоуправления, экономические и материально-финансовые условия функционирования, а также основы взаимодействия с государственной властью.

 

Вопрос 5. Конституционная система государственных органов российской федерации. Дайте понятие государственного органа РФ. Какие основные стороны организации и деятельности государственных органов регулируются в Конституции РФ? Какие государственные органы входят в систему органов государственной власти?

Ответ: Орган государства (государственный орган) представляет собой организационно и структурно обособленную часть государственного механизма, наделенную в установленном Конституцией России порядке государственно-властными полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами, для осуществления задач и функций государственной власти Российского государства.

Конституцией Российской Федерации регулируются следующие  основные стороны организации и деятельности органов Российской Федерации:

а) закрепляется общее  назначение органов государственной  власти как средств, инструментов осуществления  народовластия, народного суверенитета (ст. 3);

б) устанавливаются основные принципы организации и деятельности государственных органов, как Российской Федерации, так и ее субъектов (разделение властей, участие граждан в управлении государством, законность деятельности и др.) (ст. ст. 3, 10, 15);

в) разграничиваются предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти ее субъектов (ст.ст. 5, 71, 72. 73, 76);

г) определяется характер взаимоотношений федеральных органов  исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации как звеньев единой вертикальной системы, функционирующей в пределах исключительных полномочий Российской Федерации и предметов ее совместного с субъектами ведения (ст. 77);

д) учреждается структура государственных органов и правовой статус важнейших федеральных органов государственной власти России: Президента, палат Федерального Собрания, Правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда (гл. гл. 4, 5, 6, 7).

Совокупность органов  российского государства, взаимосвязанных  и взаимодействующих между собой  в ходе осуществления государственной  власти, образует систему органов государственной власти Российской Федерации.

В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.

Система федеральных органов государственной  власти Российской Федерации включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды.

В систему государственных органов  субъектов Федерации входят законодательные  органы государственной власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций в иных субъектах, суды субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Государственные органы субъектов Федерации в пределах своего ведения и полномочий обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). 
Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим система органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ). 
Ключевое место в системе органов государственной власти Российской Федерации занимает Президент РФ - глава государства. Президент РФ формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РФ тесно взаимодействует с парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей.

Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Федерации. 
Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю. В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность - принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Органы законодательной власти Российской Федерации и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в Российской Федерации.

Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ - заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

В отличие от органов законодательной власти федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

По объему полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми сферами исполнительной власти (федеральное правительство, правительства субъектов Федерации) и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (например, федеральные министерства).

Органы судебной власти. К ним относятся Конституционный  Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации. В своей совокупности они составляют судебную систему Российской Федерации. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В Российской Федерации  существуют органы государственной  власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов  на федеральном уровне следует отнести  Прокуратуру РФ, Центральную избирательную комиссию РФ, Центральный банк РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

 

Вопрос 6. Президент Российской Федерации. Определите статус и полномочия Президента РФ в системе федеральных органов государственной власти? Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ.

Ответ: Понятие «президент» происходит от латинского, что буквально означает «сидящий впереди». В современном значении президент — это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 80) Президент России является главой государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и в международных отношениях.

Статус Президента РСФСР определялся специальным Законом «О Президенте РСФСР», основные положения которого затем были включены в текст Конституции РСФСР. В настоящее время порядок избрания, компетенция и основания прекращения полномочий Президента Российской Федерации регулируются гл. 4 Конституции 1993 года «Президент Российской Федерации». Конституция России 1993 года не предусматривает принятия специального закона о Президенте, однако, отдельные вопросы его статуса, деятельности аппарата главы государства регулируются специальными нормативными актами (главным образом указами).

Наделение Президента России такими обширными полномочиями прямо  вытекает из конституционной нормы  о том (п. 2 ст. 80), что он является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации оказывает самое непосредственное влияние на организацию деятельности исполнительной власти. Это проявляется прежде всего в праве Президента России определять в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства.

Кроме того, Президент  России активно участвует в определении  персонального состава Правительства  и организации его работы. Так, согласно п. «а», «б», «в», «г», «и» и «к» ст. 83 Конституции Президент России:

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"