Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:36, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Контитуционное право"

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная КПРФ.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Федерация – это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство является сложным государством, в состав которого входят другие государства. Члены федерации имеют, как правило, собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. В настоящее время в мире насчитывается более 20 федеративных государств: Австрия, Бельгия, Германия, РФ, Швейцария (в Европе) и др. Большинство федераций характеризуются одинаковым статусом субъектов. Однако есть страны, где субъекты неравноправны (Индия). 

Государственная власть федерации  является единственной властью на ее территории. Она опирается на волю всего народа федерации.

Объединяясь, государства не обязательно образуют федерацию. Они могут образовать и конфедерацию. Конфедерация – союз государств, международно-правовое объединение. При этой форме государства полностью сохраняют свою независимость, создаваясь только для координации действий в определенных целях. Однако в отличие от конфедерации, которая представляет собой союз государств, т.е. международно-правовое объединение, федерация является союзным государством, т.е. государственно-правовым объединением, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-юридическую самостоятельность.

Вместе с тем утверждение, что федерация является государственно-правовым союзом в отличие от конфедерации — международно-правового союза, совсем не означает, что федерация, выступая вовне как единое государственное образование, исключает возможность поддерживать какие-либо международно-правовые отношения с зарубежными государствами и международными организациями для входящих в нее государств или других образований.

Федеративное государство  характеризуется тем, что наряду с федеральной конституцией и  законодательством в нем могут  быть конституции и законодательство входящих в его состав государств. Наряду с наличием высших государственных органов, гражданства, территории федерации, включающей территории вошедших в ее состав государств, эти государства сохраняют и систему своих высших государственных органов, собственное гражданство, свою территорию, которая, как правило, не может быть изменена без их согласия. Они могут иметь также свои государственные символы.

Государства, образующие новое федеративное государство, называются субъектами этого федеративного  государства. Субъекты федеративного государства, как правило, обладают одинаковым правовым статусом. Однако мировой практике известны и такие федерации, субъекты которых обладают различным правовым статусом.

Государственная власть федерации является единственной властью на территории. Она опирается на волю всего народа федерации. Признание полного суверенитета субъектов федерации означало бы одно из двух: либо формальный характер такого признания, не влекущий за собой никаких юридических последствий, либо ликвидацию федерации, которая в этом случае утрачивает характер союзного государства и превращается в союз суверенных государств или распадается на отдельные суверенные государства, существующие самостоятельно.

В мире в настоящее  время существует немало различных  федераций, в том числе такие крупные государства, как США, ФРГ, Индия, Бразилия. Федеративным государством был Союз ССР. Федеративным государством является и Россия.

Российская Федерация, являясь суверенным государством, самостоятельно устанавливает форму правления.

В ст. 1 Конституции Российской федерации установлена республиканская форма правления.

С момента своего становления  в качестве конституционного государства  Российская Федерация постоянно  двигалась в сторону усиления черт президентской республики. Однако став, в конечном счете, президентской по своему характеру республикой, она по-прежнему сохраняет некоторые внешние признаки парламентского государства.

Сегодня ей свойственна  президентско - парламентская, или, как  иногда ее называют в юридической  литературе, «полупрезидентская» республиканская форма правления, что выражается в нескольких признаках:

1) верховную государственную  власть в России осуществляют  Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации  и суды Российской Федерации  (ст. 11 Конституции РФ);

2) выборность высших  органов государственной власти, невозможность какого-либо наследственного или иного недемократического порядка получения полномочий высших государственных органов. Президент РФ и Государственная Дума избираются населением Российской Федерации. Кроме того, Конституция РФ устанавливает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ст. 81);

3) Правительство РФ  возглавляет Премьер-министр, который  назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы;

4) Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой, которая может выразить ему вотум недоверия, юридические последствия которого зависят от согласия с ним Президента РФ. Для того чтобы отправить Правительство РФ в отставку, вотум недоверия должен быть «двойным»: Государственная Дума должна в течение трех месяцев повторно выразить недоверие Правительству РФ. В этом случае перед Президентом РФ встает альтернатива, он может либо отправить в отставку Правительство РФ, либо распустить Государственную Думу.

 

Вопрос 3. Избирательное право и избирательные системы. Понятие избирательного права и избирательной системы (в узком и широком смыслах). Принципы избирательного права.

Ответ: Избирательное право рассматривается, как совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Понятие «избирательное право» употребляется в двух смыслах. В объективном смысле избирательное право (позитивное избирательное право) - это система правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов. Избирательное право в субъективном смысле (субъективное избирательное право) — это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательный процесс - это форма реализации избирательных прав граждан, т.е. урегулированный нормами избирательного права порядок подготовки и проведения выборов

Избирательная система — это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе выборов.

В юридической литературе термин «избирательная система» употребляется  в двух значениях широком и  узком. Под избирательной системой в широком смысле понимается совокупность общественных отношений (как урегулированных, так и не урегулированных нормами права), возникающих в процессе формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством выборов. Избирательная система в узком смысле, — это способ распределения мандатов между кандидатами (списками кандидатов), в зависимости от того, какая избирательная система используется. Результаты выборов при одних и тех же результатах голосования могут быть совершенно различными, поэтому политические силы, реально взвесив свои возможности в рамках каждого вида избирательных систем, отстаивают наиболее выгодный им вариант формирования органа государственной власти и местного самоуправления.

Выборы наряду с референдумом являются высшей формой народовластия. Они обеспечивают гражданам непосредственное участие в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Выборы в органы государственной  власти федерального, регионального  уровня и местного самоуправления регулируются нормативными правовыми актами Федерации и ее субъектов, Указами Президента Российской Федерации, Государственной Думой и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации сами разрабатывают нормативные  правовые акты, регламентирующие процедуру выборов президентов, органов законодательной (представительной) власти и органов местного самоуправления.

Принципы избирательного права - это основные начала, которые определяют характер и направления правового регулирования всего комплекса общественных отношений, складывающихся в процессе выборов. Критерием включения тех или иных принципов в систему избирательного права является их закрепление в действующем законодательстве.

Наиболее устоявшейся  традиционной схемой принципов избирательного права было выделение четырех общепризнанных принципов - всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Современное избирательное законодательство Российской Федерации демонстрирует нестандартный подход к закреплению принципов избирательного права. Наряду с вышеупомянутыми традиционными принципами выделяются новые, которые обогащают содержание института избирательного права, такие как:

- свобода выборов;

- участие общественности  и их организаций в проведении  выборов; сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем; гласность выборов;

- состязательность кандидатов  и блоков; равные возможности  кандидатов в депутаты;

- общественный контроль  соблюдения избирательных процедур; юридическая защищенность избирателей  и кандидатов;

- отказ от императивного  мандата.

Принципы избирательного права - категория динамичная. Они  отражают изменение внутриполитической ситуации в стране, уровень общественного  правосознания.

- Выборы в Российской Федерации свободные. Они основываются, на свободном осуществлении гражданами своего конституционного права избирать и быть избранными. Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

- Принцип всеобщего избирательного права предопределен народовластием. Суть его в том, что все дееспособные и свободные граждане Российской Федерации, достигшие ко дню выборов 18 лет, обладают активным избирательным правом, т. е. правом избирать, а по достижении возраста, определенного законом, имеют право быть избранными.

- Равное избирательное право заключается в том, что каждому избирателю предоставляется один голос по одному округу и что все участвуют в выборах на одинаковых основаниях. Это право обеспечивается включением избирателя в один избирательный список по одному избирательному участку и равными нормами представительства при определении границ избирательного округа.

Принципом равенства  дополняется принцип всеобщности  выборов. Каждый гражданин, какое бы положение он ни занимал, где бы ни работал и ни проживал, ставится на выборах в равные условия с другими гражданами.

- Прямое избирательное право означает, что депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, федеральный президент и республиканские президенты, главы администраций избираются непосредственно избирателями. Прямые выборы должны обеспечивать выдвижение и избрание в органы государственной власти кандидатов, которых избиратели знают.

- Тайное голосование означает процедуру подачи голосов, которая исключает контроль волеизъявления избирателей. Тайное (закрытое) голосование - одно из важнейших условий свободного выражения каждым избирателем своего отношения к кандидатам.

- Принцип участия общественности в организации и проведении выборов выражается в выдвижении кандидатов собраниями граждан; участии граждан в работе избирательных комиссий, предвыборной агитации; контроле общественности за законностью проведения выборов.

- Сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

- Гласность- этот принцип означает, что подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно.

Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением  выборов в Российской Федерации, осуществляется в основном за счет государственного бюджета. Помимо этих средств для финансирования предвыборной кампании, кандидаты и избирательные объединения вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования.

Действующее законодательство предусматривает уголовную и административную ответственность за нарушение законодательства о выборах.

 

Вопрос 4. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Дайте понятие местного самоуправления. Какими нормативными документами оно регулируется? Укажите систему и принципы местного самоуправления в РФ.

Ответ: Местное самоуправление - форма социального регулирования, при которой субъект управляет своими собственными делами, действует на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоконтроля.

 Организация местного  самоуправления в Российской  Федерации регулируется в настоящее  время ФЗ от 28 августа 1995 г.  № 154-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в РФ» и ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», закон 2003 года вступает в силу с 1 января 2006 года, в связи с этим до его вступления в силу действуют положения закона 1995 года, не противоречащие закону 2003 года.

Действующий Федеральный закон  от 12 августа 1995 г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что местное самоуправление, - это  «признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно, или через органы местного самоуправления, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"