Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

Вложенные файлы: 1 файл

конституциооное право ответы на вопросы.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

1)Понятие конституционного права зарубежных стран.

Конституционное право любой страны – основная отрасль права государства, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих политическую, экономическую систему государства, форму правления, форму государственного устройства, правовой статус личности, избирательное право и избирательную систему, политический режим и другие важнейшие институты конкретной страны. Конституционное право есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, организацию, способ и процедуру формирования, компетенцию и порядок деятельности органов государственной власти и местного управления, избирательное право и избирательную систему1.Данное определение носит описательный характер. Оно не является всеобъемлющим и имеет своей целью дать перечень лишь основных предметов правового регулирования, не останавливаясь на таких важных вопросах, как организация местного управления, судебная система и т.д. Такое определение необходимо для правильного понимания всего последующего материала.Конституционное право, будучи ведущей отраслью системы права, определяет основы других ее отраслей - административного, финансового, уголовного, гражданского и т.д. Это объясняется тем, что рассматриваемая отрасль права содержит в себе нормы, устанавливающие основные принципы отдельных отраслей данной национальной системы права. Так, нормы конституционного права, закрепляющие право собственности, являются основополагающими для гражданского права; нормы, регулирующие право граждан на судебную защиту, определяют характер уголовного и гражданского процессуального права и т.д.Конституционное право подразделяется на отдельные институты. Институт конституционного права представляет собой совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения. Например, конституционные нормы, правила регламентов палат, закрепляющие порядок организации, внутреннюю структуру, компетенцию парламента, законодательную процедуру, а также права и обязанности депутата, составляют конституционно-правовой институт парламентаризма. Конституционные нормы, определяющие порядок издания правительством нормативных актов по предметам, входящим в исключительную компетенцию парламента, составляют институт делегированного законодательства.

2)Особенности формирования и основные тенденции развития отрасли конституционного права в зарубежных странах.

. Основные тенденции в развитии  конституционного праваЕсли окинуть мысленным взором всю мировую конституционную историю, начавшуюся в конце XVIII века, то нетрудно заметить несколько четко выявившихся тенденций, которые характеризуют развитие конституционно-правового регулирования общественных отношений. Эти тенденции относятся прежде всего к содержанию юридических конституций – основных законов, официально признаваемых таковыми, но также и к содержанию остальных источников конституционного права, конкретизирующих, развивающих и дополняющих конституции либо заменяющих их. Тенденции эти взаимосвязаны, в определенной мере взаимообусловлены (во всяком случае, порождены объективными условиями развития общества), но в то же время обладают достаточной степенью обособленности, что позволяет анализировать их по отдельности.Первое, что при этом бросается в глаза, – это тенденция социализации конституций и конституционного права вообще.На заре конституционного строя конституционно-правовые отношения между человеком, обществом и государством ограничивались, как правило, политической сферой. Конституции декларировали гражданские (т.е. личные) и политические (публичные) права и свободы человека и гражданина, а из социально-экономических – обычно только право собственности. Естественно, что в конституционном порядке устанавливались устройство государственной власти, ее разделение на законодательную, исполнительную и судебную, определялись взаимоотношения между этими ветвями власти. В федеративных государствах конституции с необходимостью регулировали отношения между федерацией в целом и ее субъектами, определяли статус этих субъектов. Вот, пожалуй, и все тогдашние объекты регулирования конституционным правом. Есть, правда, некоторые исключения из этого правила (например, первая французская Конституция, принятая в 1791 году, определяла отдельные задачи государственной социальной политики), однако на протяжении XIX века подобные исключения заметного распространения не получили.Усиление социально-классовых конфликтов в XX веке привело к тому, что конституции стали в той или иной форме регулировать основы всего общественного строя, включая его политическую, экономическую, социальную и духовно-культурную подсистемы, обязывая государство проводить в этих сферах политику, способствующую созданию и укреплению общественно приемлемого баланса социальных интересов. Каталог конституционных прав и свобод пополняется социально-экономическими и социально-культурными правами и свободами (то же относится и к обязанностям), субъектами которых преимущественно становятся «трудящиеся», а точнее говоря, работники наемного труда. Появляются и конституционные права и свободы предпринимателей, работодателей.Пожалуй, первой конституцией, в которой тенденция социализации получила весьма заметное выражение, стала Политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов от 5 февраля 1917 г., принятая как итог победы в этой стране длившейся несколько лет демократической революции. Эта Конституция, действующая с сотнями изменений до настоящего времени, содержит, например, специальный раздел о труде и социальном обеспечении, подробно регулирующий отношения между трудом и капиталом и содержащий ряд гарантий для лиц, принадлежащих к той и другой стороне. Глава «О гарантиях прав человека» содержит наряду с нормами, провозглашающими права человека и их гарантии, также подробное регулирование отношений собственности, включая земельную.Упрочению в мировой конституционной практике рассматриваемой тенденции немало способствовали социалистические конституции, в первую очередь советские. Именно в этих конституциях вопросы общественного строя стали регулироваться более или менее целостным образом (хотя во многом соответствующие положения были демагогическими, фиктивными), и именно эти конституции, начиная со сталинской Конституции СССР 1936 года, в перечне конституционных прав и свобод главный упор делали на социально-экономических правах, хотя основное из них – право на труд как право на получение гарантированной работы с оплатой труда по его количеству и качеству – юридического механизма реализации иметь просто не может.Тем не менее учредительная власть в демократических странах уже не могла, как прежде, игнорировать социально-классовые отношения. Само существование социалистических и национал-социалистских, фашистских тоталитарных режимов, возникших на почве обоснованного социального протеста трудящихся, показало миру ту грозную опасность, которой чреваты ограничение демократического государства ролью «ночного сторожа», упование на стихийное рыночное саморегулирование общественных отношений, включая отношения межклассовые. Потребовались конституционные способы перераспределения общественного богатства с целью недопущения кричащей социальной несправедливости, порождаемой стихийным действием рынка.Конституции, принятые вскоре после Второй мировой войны и позднее в странах, вступивших или вернувшихся на путь демократического развития, уже уделяют значительное место регулированию социальных отношений в широком и узком смысле*. Например, часть I Конституции Итальянской Республики содержит главы, посвященные соответственно гражданским отношениям (личные и политические права, свободы и гарантии), этико-социальным отношениям, экономическим отношениям (права, свободы и гарантии трудящихся, отношения собственности), политическим отношениям (политические права, свободы и гарантии).* Термин «социальные отношения» употребляется в двух смыслах.

3)Предмет и метод конституционного права как отрасли права в зарубежных странах.

Предмет регулирования – определенная сфера общественных отношений. Конституционное право регулирует и закрепляет основы общественного строя, т.е. политическую систему, экономическую систему, определяет основные параметры социальной сферы общества, закрепляет основы правового положения личности, партий, союзов и т.д.Конституционное право любой страны – основная отрасль права государства, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих политическую, экономическую систему государства, форму правления, форму государственного устройства, правовой статус личности, избирательное право и избирательную систему, политический режим и другие важнейшие институты конкретной страны.Методами конституционного права, т.е. способами воздействия на субъектов являются:1)метод запрета.2)метод дозволения.3)метод обязывания.4)метод императивно-властного воздействия – метод предполагает неравенство сторон, прямое осуществление власти. Одним из субъектов является государство, которое реализует свою власть, обязывая другие субъекты выполнять его властные предписания.Предмет и метод КП. КП регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непрерывно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.Метод конституционно-правового регулирования общественных отношений:Метод обязывания. В такой форме провозглашается большинство норм КП, относящихся к организации власти: «Правительство должно получить доверие палат» (ст. 94 Конституции Италии 1947 г.).Запрещающие нормы: «Свобода мысли и совести не должна нарушаться» (ст. 19 Конституции Японии 1946 г., вступила в силу в 1947 г. принята в 1946 г.).Метод дозволения. В основном применяется к регулированию статуса человека и гражданина, а также при определении полномочий государственных органов. Например: «Кабинет может принять решение о созыве чрезвычайной сессии Парламента » (ст. 53 Конституции Японии).В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах. Содержание большинства норм КП определяют властеотношения. В то же время немалая их часть в демократических государствах устанавливает содержание и гарантии прав человека. Это означает соответствующие ограничения для государственной власти.

4)Система конституционного права в зарубежных странах. Конституционно-правовые отношения: субъекты и объекты, виды.

Система конституционного права включает 3 основные элементы:1) конституционно-правовые принципы.2) конституционно-правовые институты.3) конституционно-правовые нормы.Принципы конституционного права – основополагающие начала, идеи, которые определяют суть и характеристику конкретного государства (принцип народного суверенитета, принцип разделения властей, принцип судебной защиты, принцип свободы личности и т.д.)Институты конституционного права – определенная совокупность правовых норм, регулирующих сходные однородные общественные отношения, т.е. такие отношения, которые можно обозначить общим понятием (институт главы государства, гражданство, правовой статус личности)Конституционно-правовая норма – структура конституционно-правовой нормы специфична, не соответствует классической триаде, носит более обобщенный характер, часто отсутствует санкция и гипотеза, вся норма представлена диспозицией (вся власть принадлежит народу).Конституционно-правовые отношения представляют собой совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами конституционного права.Субъектами конституционно-правовых отношений являются органы законодательной и исполнительной власти, органы конституционного контроля, субъекты федерации, органы местного управления и самоуправления, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные, иностранные граждане, лица без гражданства, общественные объединения и некоторые другие институты гражданского общества.Конституционно-правовые отношения складываются между различными субъектами. Прежде всего следует выделить те конституционно-правовые отношения, которые возникают между органами государственной власти, например между главой государства и парламентом в процессе осуществления первым права вето, права роспуска парламента и перерыва сессий и т.п. Сюда же относятся отношения между парламентом и правительством при осуществлении делегированного законодательства и парламентского контроля за деятельностью правительства, отношения между главой государства и правительством - при формировании последнего, в случае контрасигнатуры премьером и министрами актов монарха или президента. Между главой государства, парламентом и правительством, с одной стороны, и органом конституционного надзора - с другой, конституционно-правовые отношения складываются в процессе опротестования последним нормативных актов, принятых центральными органами власти2.Конституционно-правовые отношения между гражданами или подданными и органами государственной власти возникают во время всеобщих выборов, при проведении референдума и плебисцита, при осуществлении народной инициативы, при реализации конституционных прав и свобод, несении основных обязанностей.Между органами государственной власти и муниципалитетами конституционно-правовые отношения складываются при осуществлении административной опеки, при роспуске муниципалитетов, при отстранении от должности мэров и т.д. Между гражданами и муниципалитетами конституционно-правовые отношения возникают при выборах органов местного управления, при осуществлении отзыва членов муниципальных советов.4. Конституционно-правовые отношенияКонституционно-правовые отношения: субъекты и объекты конституционно-правовых отношенийКонституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.В конституционно-правовом отношении участвуют определенные стороны, называемые субъектами.Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

- народ в целом; граждане (подданные), иностранцы, лица без гражданства, лица с многогражданством; государство; государственные органы: главы государств, (монархи, президенты), парламенты, правительства, конституционные суды и т. п.;субъекты федерации; автономные образования; административно-территориальные единицы; органы самоуправления и управления; должностные лица (спикер парламента, премьер-министр, омбудсман и др.); избиратели;депутаты; общественные объединения, союзы и ассоциации, политические партии, избирательные блоки; церковь (особенно наглядно в странах с государственной религией); трудовые коллективы (в соц. странах); СМИ и т. д.

Под объектом конституционно-правовых отношений понимают явления и предметы социальной действительности, по поводу которых возникают конституционно-правовые отношения.

5)Источники конституционного права в зарубежных странах.

6. Источники КПЗС. Под источниками КП понимаются писаные и неписанные нормы, которые регулируют конституционно-правовые отношения.1. Законы и иные государственно-правовые акты:1.1. конституция1.2. конституционные законы: а) те, которые вносят изменения в текст конституции или дополняют ее; б) неписанная конституция1.3. ограниченные законы –дополняют, не изменяя осн. Принципов.1.4. акты исполнительной власти, имеющие силу закона.1.5. обычные законы – регулир отдельные вопросы госуд или общественной жизни1.6. парламентские уставы и регламенты – определяют внутр структуру парламента и порядок его работы.2. судебный прецедент, имеющий х-р закона3. конституционный обычай – правила поведения, кот сложились исторически.4. доктринальные – труды видных ученых5. акты чрезвычайных органов власти6. религиозное право (мусульманское, индусское и иудейское)7. естественное право8. международные и межгосударственные договоры – важнейшие акты.9. Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов.10. политические декларации и совместные постановления политического руководства партий и парламентов.Источники конституционного права зарубежных стран:1.Конституция. 2.Конституционные законы. 3.Органический закон. Это такой закон, который принимается на основании отсылочных норм Конституции. В Конституции Испании 22 отсылочные нормы и 22 органических закона. Таких законов в РФ нет. 4.Обычные парламентские законы. Если содержат нормы конституционного права. 5.За рубежом имеются другие источники права - конституционные обычаи, они действуют в странах англосаксонской правовой системы, особенно в Великобритании. Так, Спикер Палаты Общин сидит на мешке с шерстью, эта традиция сохранилась до сих пор. Практика показывает необходимость судебной защиты обычаев. 6.Судебные прецеденты. В том числе конституционный судебный прецедент. 7.Партийные документы, к счастью они распространены не во многих странах. В Кубе, КНР, Ирак, Ливия. 8.Священные писания и священные предания (устный источник). В Саудовской Аравии - Коран, Афганистан - Коран, Ватикан - Библия и священные придания "Житие святых". В Израиле - Талмуд. 9.Нормы международного права. Если изъять из этой иерархии хоть один пункт, то разрушится конституционная законность и все разрушится, вся пирамида, во главе которой находится конституция. 10.Акт государственного переворота. В Латинской Америке было более 160 государственных переворотов, и после каждого переворота издавались указы, схожие друг с другом: приостанавливается действие конституции, запрещаются все партии, вводится чрезвычайное положение и т.п. Эти указы также могут быть источником конституционного права, хотя об этом никто ни пишет. Они являются источниками, если субъекты конституционно-правовых отношений признают своими действиями их законным и легитимным. Указ БНЕ № 1400 отменил старую Конституцию и предусмотрел создание совершенно новых органов власти. Этот указ можно характеризовать как акт государственного переворота. На основании указа назначили референдум 1993 года и на референдуме, на основании акта государственного переворота, приняли новую Конституцию. Тогда же провели выборы в Государственную Думу и Совет Федерации, и политические силы не протестовали, т.е. они этот указ тоже признали.

6)Наука конституционного права зарубежных стран: её предмет, методология. Основные направления и школы в науке конституционного права за рубежом. Конституционное право зарубежных стран как учебный курс.

Однако наука содержательнее изучаемого ею предмета одноименной отрасли права. В ее задачу входит обоснование особенностей самой отрасли, ее места в правовой системе, разработка понятийного аппарата, исследование национальных источников конституционного права в сопоставлении с зарубежными аналогами, оценка действенности конституционно-правовых институтов и др.[1]Наука конституционного права, несомненно, изучает указанные конституционно-правовые институты, как и многие другие конститу­ционно-правовые нормы и отношения. Но ее главный смысл и задача состоят в том, чтобы за огромным многообразием соответствующих явлений и процессов выявить глубинные свойства, связи, взаимодей­ствия, отношения, тенденции и закономерности их организации, функционирования и развития, не лежащие на поверхности общественной жизни. Поэтому предмет науки конституционного права — это иссле­дование свойств конституционно-правовых норм, институтов и отношений, тенденций и закономерностей их организации, функциониро­вания и развития, а также путей, форм и механизмов их реализации в жизнедеятельности личности, общества и государства.Под методологией науки понимается совокупность приемов, способов исследования соответствующих явлений или процессов, путей познавательной деятельности, определение их границ и установление основных взаимосвязей со смежными явлениями.Научный метод — это комплекс приемов, который позволяет из тысячи путей найти единственную тропинку, ведущую к научной истине.Методология научного исследования социально-политических процессов является необходимой предпосылкой подхода к проблеме.Методологической основой исследования явлений государственно-правовой действительности был и остается общенаучный метод диалектики.Диалектический метод позволяет рассмотреть динамику социальных процессов: связь конституционного права с общественной практикой, с политической природой государственной власти; развитие государственности в каждой стране, отражение в его правовой системе фактически сложившихся общественных отношений; создает необходимую основу для характеристики конституционного права как права определенного исторического типа.Основные направления и школы в современной науке конституцион­ного права. В настоящее время в этой науке существуют два основных направления. Условно их можно назвать радикалистским и либераль­ным. Радикалистпское направление представлено в основном работами ученых-марксистов, произведениями так называемых революционных демократов, отстаивающих социалистическую ориентацию развиваю­щихся стран, и сочинениями левых радикалистов. Авторы, принадле­жащие к этому направлению, рассматривают конституционное право с позиций классовой борьбы и нередко — с позиций диктатуры опреде­ленного класса или блока классов. У марк­систов-ленинцев это рабочий класс (в настоящее время и здесь вносят­ся поправки: говорится о диктатуре народной демократии). Революци­онные демократы отстаивают «совокупную» власть блока трудящихся и тех нетрудящихся, с которыми, по их мнению, можно сотрудничать на этапе коренных демократических преобразований, способных в ко­нечном счете привести к социализму. Либеральное направление представлено работами ученых самых раз­личных стран и континентов, включая современные постсоциалисти­ческие государства. В Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Узбекистане и других постсоциалистических государствах эти ученые, кардинально пересмотрев свои взгляды, стали разработчиками новых конституций (в некоторых странах Восточной Европы многие ученые, прежде считавшиеся ведущими, были отстранены от этой работы). В новые конституции постсоциалистических государств, бывших стран социалистической ориентации и других тоталитарных госу­дарств в Азии и Африке включены нормы, отражающие общегуманис­тические ценности человечества, хотя не удалось избежать некоторых авторитарных черт, прежних влияний.Можно назвать четыре основные школы, существующие сегодня в зарубежной науке конституционного права: юридическую, политоло­гическую, теологическую и марксистскую. Промежуточное положение между первой и второй занимает институционализм, тяготеющий больше к политологической школе.Юридическая школа имела сначала определяющее, а затем значи­тельное влияние до 20-х гг. XX в. Ее сторонники ориентировались главным образом на изучение государства, его органов, прав человека, причем делалось это преимущественно, а то и исключительно лишь с юридических позиций. Они признавали социальный характер государ­ства, но призывали юристов изучать государство, его органы, его дея­тельность как систему правоотношений. В настоящее время эта школа свое значение утратила, но методы исследования, выработанные ею, продолжают широко использоваться в науке конституционного права.Политологическая школа одержала окончательную победу в середи­не XX в. Ее сторонники призывают изучать не столько нормы конституционного права (иногда они даже игнорируют их), сколько реальную роль тех visnl иных институтов государственности, политических ин­ститутов. Не случайно в некоторых франкоязычных странах предмет преподавания теперь называется «Конституционное право и полити­ческие институты».Особое место занимает теологическая школа. Она отличается край­ней пестротой взглядов своих приверженцев. Ее правое крыло ничего общего не имеет с либерализмом. Оно смыкается с радикалистским направлением в особой, религиозной интерпретации, но определенная часть ее сторонников, на которую влияние оказали западные идеи, вы­сказывает либеральные взгляды, хотя и прикрывая их религиозной оболочкой. Она представлена главным образом исследованиями му­сульманских юристов. У сторонников этой школы свой подход к проблеме суверенитета (они считают, что вселенский суверенитет принадлежит Аллаху), к выборам (они часто отрицают полезность этого института, предлагая заменить выборы советом аш-шура — консультативным правлением, т.е. совещанием особо авторитетных лиц при правителе государства), к институту правового статуса личности (по их мнению, равенство должно осуществляться в соответствии с принципами ша­риата, что предполагает, в частности, неравноправие мужчин и жен­щин, а главным они считают не права, а правовые и моральные обязан­ности перед Аллахом и общиной «правоверных»).О марксистской школе сказано выше при характеристике радика-листского направления.Конституционное право зарубежных стран как учебный курс.Изучение конституционного права зарубежных стран, в том числе путем самоподготовки, призвано повысить правовую культуру граж­дан, научить их широкому подходу к конституционной действитель­ности, использованию опыта зарубежных стран в своей практической деятельности (разумеется, с учетом конкретной ситуации и условий своей страны). Знание положительных и отрицательных сторон тех или иных конституционно-правовых институтов, применяемых в зару­бежных странах, позволяет правильно и всесторонне оценивать пред­лагаемые меры, применять такие способы правового регулирования, которые доказали свою полезность в сходных условиях, и, напротив, отвергнуть институты, оказавшиеся непродуктивными.Курс конституционного права зарубежных стран состоит из Общей и Особенной частей. В первой, Общей части изучаются основные инсти­туты конституционного права в зарубежных странах в обобщенном и сравнительном плане, во второй, Особенной — основы конституцион­ного права отдельных стран: крупных государств мира, представителей различных правовых систем, некоторых соседей России (стран СНГ).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"