Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 11:45, шпаргалка

Краткое описание

1.Возникновение финансов и развитие науки о финансах
2.Финансы как экономическая категория
3. Роль финансов в расширенном воспоизводстве

Вложенные файлы: 1 файл

шпора финансы.docx

— 226.62 Кб (Скачать файл)

В унитарных государствах бюджетная система имеет два основных бюджетных звена: общегосударственный и местные бюджеты. (РБ)

В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: общегосударственный бюджет (федеральный и бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации, местные.

Принципы бюджетного устройства:

  1. Единство бюджетной системы обеспечивается одной законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации,и др.
  2. Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также установлением размера и порядка расходования денежных средств.
  3. Реальность бюджетов означает финансирование расходов, исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.
  4. Гласность бюджетов требует доведения до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый год.
  5. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать 
    утверждать и исполнять бюджет.

 

 

 

 

18.Расходы  гос. бюджета и их роль в удовлетворении общегосударственных нужд

Расходы бюджета возникаюе при выполнении гос-вом твоих функций. Они выражают экон-кие отношения, на их основе  происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств гос-ва по разным направлениям.

Текущие расходы бюджета обеспечивают текущее функц-ние бюджетных организаций, оказывается текущая поддержка др. бюджетам, организациям и физическим лицам и т.д., а также включ. в себя др. расходы бюджета, кот. не увеличивают стоимость ОС,НА и мат. запасов.

Капитальные расходы бюджета обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность( расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы). Они  связаны с увеличением стоимости ОС, НА и мат-ных запасов. находящееся в республиканской и коммунальной собственности. Они также включают в себя расходы на создание гос. запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов. (расходуются на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, иных Чс и на  др. непредвиденные расходы).

В расходную часть бюджета входят государственные целевые бюджетные фонды –  образуются  в соответствии с законом РБ за счет доходов целевого назначения или  целевых отчислений от конкретного вида доходов.(Н-р фонд национального развития, инновационные фонды.)

Гос-ные внебюджетные фонды образуются  вне госу-ного бюджета и бюджетов местных органов власти. Они создаются для финансирования конкретных мероприятий, имеющих важное значение для государства и общества в целом.

В РБ создан гос-ный внебюджетный фонд – ФСЗН он включён в состав бюджета.

Расходная часть бюджета  увеличивается за счет появления новых расходных направлений, вызванных переходом к суверенитету республики и рыноч¬ным отношениям: необходимостью социальной защиты малоимущих слоев населения, появлением безработицы, необходимостью содержания собственных вооруженных сил, финансирования конверсии, финансовой поддержки сельского хозяйства и т. д.

19.Понятие  финансовой системы и экономические  основы  построения

Финансовая система – совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств государства и предприятий.

В западной литературе: финансовая система – это совокупность рынков, посредников, фирм, предоставляющих финансовые услуги, и других институтов, с помощью которых домохозяйства, частные компании и правительственные организации реализуют принимаемые ими финансовые решения. В нее входят рынки, на которых торгуют акциями, облигациями и другими ценными бумагами, а также финансовые посредники, такие как, например, банки, инвестиционные и страховые компании.

финансовая система обеспечивает: • перемещение экономических ресурсов во времени, через границы государств и из одних отраслей экономики в другие; • управление рисками; • осуществление клиринга и расчетов в различных сферах; • функцион-ние мех-ма объединения фин-вых ресурсов и разделения владения в различных предприятиях.

Учитывая выше сказанное , финансовая система - совокупность обособленных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием денежных средств государства и предприятий, и соответствующих им финансовых учреждений.

В соответствии со ст. 132 Конституции РБ финансово-кредитная система Беларуси включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

 

20.Сферы  и звенья финансовой системы. Их содержание и назначение

Финансовая система государства включает в себя сферы: государственные и финансы предприятий, учреждений, организаций. Также в финансовую систему государства можно включить финн-вый рынок.

Звенья фин. системы – это конкретные виды целевых фондов, создаваемых в рамках госуд-ных финансов или финансов предприятий. Сферы и звенья финансовой системы взаимосвязаны и взаимообусловлены. 

 Целью государственных финансов -формирование централизованных фондов денежных ср-в и исп-ния их  для распределения и перераспределения нац. дохода.  Выделяют два уровня централизации: республиканский и местный (региональный).

Гос. бюджет (республиканский уровень)  –-основной финансовый план страны, утверждаемым Нац. собранием РБ как закон. Через него госуд-во концентрирует и перераспределяет значительную долю нац. дохода для финансирования народного хоз-ва, соц.-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, управления и т.д.

Местные финансы  (региональный уровень) включают в себя местные бюджеты, внебюджетные фонды, финансы предприятий коммунальной собственности. Значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие  производственной и социальной инфраструктуры. 

Внебюджетные фонды  отделены от  гос. бюджета и  имеют свои органы управления. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. Основные цели: соц. услуги населению, стимулирование развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений в ФСЗН.

Гос. кредит отражает кредитные отношения по поводу сосредоточения  государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования гос. расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. 

Гос-ный страховой фонд формируемся за счет обязательных страховых взносов всех субъектов хозяйствования, функционирующих на основе госуд. собственности. Целевое предназначение этого фонда – аккумуляция денежных средств на случай крупномасштабных потерь и убытков в связи с бедствиями и катастрофами техногенного и природного происхождения.

Финансы предприятий, организаций и учреждений (децентрализованные финансы) – имеют два звена: финансы сферы мат-ного пр-ва и финансы непроизв-нной сферы.

децентрализованные финансы   подразделяются в зависимости от характера деятельности на: финансы коммерческихи некоммерческих организаций;

В зависимости от отрасли экономики: финансы промышл. предприятий;

 агропромышленного комплекса; строительных организаций;  энергетики  и т.д.

В состав финансов некоммерческих организаций, исходя из различают:

финансы учреждений.общественных и религиозных организаций благотворительных и др. фондов.

Исходя из хозяйственного кодекса РБ, к субъектам хозяйствования, отнесены также физ. лица  и индивидуальные предприниматели (домашние хозяйства)..

(смотрите рисунок в  конспекте)

 

21.Взаимосвязь  сфер и звеньев финансовой  системы

Децентрализованные финансовые ресурсы  - денежные накопления, поступления, доходы, которые формируются в процессе распределения стоимости ВВП, др. источников, находятся в собственности или распоряжения предприятий организаций, ИП и используемые на расширение воспроизводства предпринимательской деятельности и удовлетворения других потребностей  этих субъектов.

В состав децентрализованных финансовых ресурсов включаются следующие группы:

1.Собственные  и приравненные к ним средства:прибыль предприятия;

АО, др. формы денежных накоплений.

К приравненным к собственным относятся:мин-ная задолженность по ЗП работникам, по авансам заказчиков на выполнение определенных работ;

задолженность по налоговым и неналоговым платежам, отчислениям.

2.Заемные средства:банковские ссуды и бюджетные; коммерческие (товарные) кредиты;

3. Привлеченные  средства (средства других хозяйственных  субъектов):

паевые взносы; внешние инвестиции.

Направления использования децентрализованных ресурсов:

выполнение всех финн-вых обязательств перед госуд-вом предусмотренных законодательством; возврат заемных ср-в, уплата % за пользование кредитами; уплата страх.взносов и выполнение др. финн-х обязательств;

 финансирование расходов, связанных с расширением производства.

Центральным звеном во всей финн. системе - госбюджет. Это  централизованный фонд. Госуд-ва, он явл.я основным финансовым планом.

Госбюджет включает 2 раздела: доходы, расходы

Целевые бюджетные и внебюджетные фонды - связанны с формированием средств правительства, местных органов власти, кот. затем исп-тся на целевое фин-ние( фонд нац-ного развития, фонд организации сбора и исп-ния отходов в качестве вторсырья, инновационные фонды). Расходование этих средств строго регламентировано и имеют целевое назначение.

Централизованные финансовые ресурсы - денежные поступления, доходы, накопления, образованные в процессе распределения ВВП, части нац. богатства, поступлений от ВЭД, находящиеся в распоряжении государства, аккумулируемые в централизованных фондах денежных средств и исп-ся на расширение воспроизводства и удовлетворение др. общегосуд-ных потребностей.

22.Определение  и содержание финансовой политики

Финансы – это особая форма экон-ких отношений по поводу образования и распределения денежных доходов, накоплений предприятий, участвующих в пр-ве и реализации продукции (работ и услуг), централизованных и децентрализованных фондов денежных ср-в.

Финансовая политика - совокупность госуд-ных бюджетно-налоговых и иных финн-вых мех-мов, кот.направлены  на мобилизацию финн-вых ресурсов, их распределение и исп-ние для выполнения государством своих функций.

Главным субъектом проводимой финансовой политики -государство. При ее разработке нужно учитывать требования экон-ких законов, специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, а также данная политика  должна исходить из конкретных особенностей исторического развития общества.

Важным требованием, предъявляемым к финн. политике, явл. соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении. Это означает что нужно согласовать мероприятия, проводимые во всех звеньях фин. системы ориентировав их  на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, и обеспечить тесную взаимосвязь между составными частями экономической политики – финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, з/пл..

 

 

 

23.Цели  и задачи  финансовой политики

Финансовая политика, призвана содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. Она  выполняет вспомогательную роль и является лишь «средством осуществления государством его экономической и социальной политики».

Основная цель финн. Политики-наиболее полная мобилизация финн. Рес-в, необходимых для удовлетворения потребностей госуд-ва. С помощью финн. политики изыскиваются резервы и благоприятные условия для развития малого бизнеса и предпринимательской деятельности. Она играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении на территории страны, способствует обеспечению финн. ресурсами целевых программ, сосредоточению ср-в на ключевых направлениях развития экономики. Фин. политика способствует укреплению и развитию экон-ких связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для создания совместных предприятий.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"