Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 11:45, шпаргалка

Краткое описание

1.Возникновение финансов и развитие науки о финансах
2.Финансы как экономическая категория
3. Роль финансов в расширенном воспоизводстве

Вложенные файлы: 1 файл

шпора финансы.docx

— 226.62 Кб (Скачать файл)

1.Возникновение финансов и развитие науки о финансах

Термин «финансы» возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Далее термин стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования гос. фондов денежных средств.

Он  отражал: 1), денежные отношения между двумя субъектами,.

2), субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений ( (государство) обладал особыми полномочиями).

3) в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, (т.е. носили фондовый характер).

4) регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера (т.е.создали соответствующий фиксальный аппарат на правовой основе).

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для реализации экономических, социальных и политических задач.

Предпосылки возникновения финансов:

1. В Центр.Европе при 1-ых  буржуазных революций произошло отторжение монарха от казны. Возник общегос-нный фонд денежных средств – бюджет, кот. глава госуд-ва не мог единолично пользоваться.

2. Возникли системы госуд-нных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением, были обозначены 4 направления расходов: на военные цели, управление, экономику и социальные нужды.

3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер(раньше -за счет натуральных податей и трудовых повинностей).

Развитие финансов и финансовых отношений неразрывно связано с развитием и становлением государств. Совершенствуются и развиваются функции государства, оно становится активным проводником экономических интересов крупных торговцев и производителей, финансируя колониальные захваты и политику протекционизма. Появляется и развивается контрольная функция финансов.

Дальнейшее развитие финн. отношений связано с демократизацией общества. В большинстве государств укрепляется парламентская власть, зарождается политика соц. стабильности, появляется необходимость перераспределения средств в пользу наиболее бедных слоев, установления соц. гарантий в виде пособий и пенсий, внедрения спец-ных гос. программ по соц. защите и поддержке (медицина, образование, обеспечение занятости и т.д.).В ХХ веке совокупность разнообразных финн-х отношений складывается в фин. систему в том виде, в кот. она существует и поныне.

Объекты финансового рынкаДенежный рынок:деньги, валюта, ценные бумаги;

Рынок капитала:кредиты, драг.металы, ценные бумаги.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Финансы  как экономическая категория

Фина́нсы (от наличность, доход) - совокупность всех материальных ресурсов,кот. находятся в распоряжении отдельных лиц, организации, бизнеса или государства. . Само слово финансы часто исп-ся в быту для обозначения денег. 

В условиях рын. Экон-ки очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий.

Деньги, выполняя свои функции средств обращения, явл. посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.

Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота.      Оборот денег - это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Т.о., деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования ден-х отношений.

Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

Денежные фонды формируются на макро- и микроуровнях. На макроуровне к ним относятся: гос. бюджет, гос. внебюджетные фонды, гос. фонды страхования. Для публичных финансов первичны расходы, т.к. производится финансирование четко регламентированных задач и функций публичного образования.

На микроуровне - это фонды собственных (уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и нераспределенная прибыль),заемных ( кредиты и займы)  и привлеченных(кредиторская задолженность) средств.  Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т.д. Для частных финансов первичны доходы, вся деятельность направлена на получение дохода.

По  роли в общественном пр-ве финансы включают в себя три звена:

общественные финансы (государственные);финансы хозяйствующего субъекта (децентрализованные);финансовый рынок.

Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему                                                                            3. Функции финансов и их содержание Под функциями понимается способность финансов обеспечивать потребности госуд-ва и хоз-щих субъектов в денежных ср-вах и обеспечивать контроль над расходованием ресурсов.Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и нац. дохода. Через бюджет перераспределяется более половины нац. дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, областями и т.д. Контрольная функция финансов означ. участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Мин. финансов РБ; Гос-нный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Гос-нная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Мин.финаРБ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финн-вые управления и финн-вые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д.

4. Роль финансов в расширенном воспоизводстве

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение  производственных фондов, рост ВВП и его главной части –нац. дохода, воспроизводство раб. силы и пр-нных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит гос-ным финансам и финансам предприятий.

Государство воздействует на весь воспроизводственный процесс через схему финансирования предприятий и других отраслей хозяйства, а так же на налоговую политику. Все госфинансы и вся бюджетная система направлена на перестройку экономики страны, а так же на ускорение НТП. С помощью специальных централизованных фондов идет обеспечение общей потребности расширенного воспроизводства на макроуровне.Происходит территориальное и межотраслевое распределение ресурсов, для того чтоб выровнять общую схему социального и экономического из следующих стадий развития каждого из регионов страны.

Процесс воспроизводства включает:

производство, в рамках которого осуществляется производство ВВП и его основной части национального дохода;распределение– основа финансов;

обмен, финансы участвуют опосредственно; потребление - происходит без финансов, однако для использования денежных ресурсов, полученных при обмене, должны пройти через распределения по целевым фондам.

Т.о, финансы опосредуют весь процесс производства, начиная с формирования денежных фондов,  и кончая их потреблением; влияют на каждую стадию, определяя ее масштабы, скорость движения денежных средств и эффективность хозяйствующей системы в целом.

5.Финансовый  механизм, его содержание и методы  реализации

    финансовая политика государства осуществляется с помощью финансовых мероприятий, кот. реализуются через финансовый механизм.

Он представляет собой совокупность способов организации финн-вых отношений которые применяет общество в целях обеспечения благоприятных условий для экон-кого развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Элементы финн-вого мех-ма соответствуют разнообразию финн-х отношений в обществе:1. В зависимости от состава сфер и звеньев финн-й системы государства:1. финансовый механизм хозяйствующих субъектовфин-вый механизм коммерческих и некоммерческих организаций; 2.  механизм общегосударственных финансовбюджетный механизм;мех-зм целевых бюджетных и внебюджетных фондов; механизм гос. кредитования; 2. В зависимости от государственного устройства:финансовый механизм в РБ; финансовый механизм органов местного управления и самоуправления.3. В зависимости от методов и способов организации финансовых отношений: финансовые рычаги и стимулы; финансовые нормы,нормативы, элементы; финансовое законодательство. Воздействие финансового механизма на экономику гос-ва, социальную сферу может быть как количественным, так и качественным.Количественное воздействие выражается в том, какой объем финансовых ресурсов мобилизуется государством на уровне отдельных территорий, отраслей, субъектов хозяйствования, и какие пропорции устанавливаются в процессе распределения финн. ресурсов между сферами и звеньями финн. системы страны.

 

6.Понятие  и состав финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы - это фонды денежных средств, кот.находятся в распоряжении гос-ва, хоз-щих субъектов и населения, они образуются в процессе распределения стоимости общественного продукта в денежной форме и предназначенны для обеспечения воспроизводственного процесса и удовлетворения общегосударственных потребностей.

 Сследует отметить, что преимущественная часть финн-вых ресурсов явл. денежным выражением стоимости чистого дохода, созданного в государстве. Это - прибыль, сборы в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, в фонд содействия занятости, во внебюджетные фонды местного самоуправления, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Вторая часть финн. ресурсов явл. частью фонда потребления, который перераспределяется с помощью финансов.(сюда входят прямые и косвенные налоги с населения, в т.ч. п/н с граждан,  НДС, акцизный сбор, плата за землю, налог с владельцев транспортных средств, местные налоги и сборы.)

Третью часть финн. Ресурсов- различные отчисления, включаемые в Сс продукции. Это - АО, плата за воду и др.

Финансовые ресурсы общества разделяются на централизованные (т.е. гос-ные) и децентрализованные (финн. ресурсы первичных хозяйствующих звеньев).

На макроуровне финансовые ресурсы - это денежные фонды, которые формируются в процессе распределения и использования ВВП за определенный период времени. На микроуровне финансовые ресурсы - это аккумулированные предприятием из различных источников денежные средства, поступающие в его обращение и предназначенные для покрытия потребностей предприятия

К гос. фин-вым ресурсам относятся ресурсы бюджетной системы, гос-ных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов местного самоуправления, а также ресурсы гос-ных финн-вых институтов (Нац. банка, гос. страх. органов, гос.кредитных учреждений).

Основными направлениями исп-ния финн. ресурсов гос-ва явл.:

•расходы на развитие нар. хозяйства,• финансирование учреждений социальной сферы; • соц. защита населения;• внешнеэкономическая деятельность;• охрана окружающей среды; • управление;• оборона страны;

• формирование материальных и финансовых резервов; • другие направления.

Предприятия используют финансовые ресурсы на:

• расширенное воспроизводство и развитие предприятия;

• решение соц. проблем коллектива;• мат-ное стимулирование;• формирование финансовых резервов;• другие направления.

 

 

 

 

 

    

 

7.Принципы  организации финансов предприятия.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов и накоплений предприятий на общегосударственные цели, финансирование затрат самих предприятий, социальные нужды и материальное стимулирование работников.

Объектом распределения на предприятии является выручка от реализации продукции. На основе ее распределения формируется фонд возмещения текущих затрат предприятия, производятся отчисления в общегосударственные фонды (в форме налога на добавленную стоимость, акцизов, во внебюджетные фонды) и образуется чистый доход. За счет чистого дохода формируются фонды производственного назначения, необходимые для расширения производства, совершенствования его материально-технической базы, фонды потребительского назначения.

Финансы предприятий сферы материального производства базируются на определенных принципах. К их числу относятся: хозяйственный расчет, финансовая самостоятельность предприятий, экономическая ответственность за выполнение обязательств перед поставщиками, государством, коллективом работников, банками, участие в кругообороте фондов предприятия не только собственных, но и привлеченных, заемных денежных ресурсов.

Хозрасчет представляет собой определенную методику ведения хозяйства, которая предполагает полное возмещение текущих затрат, связанных с производством и реализацией продукции, из выручки от реализации и получение прибыли (самоокупаемость). Однако затраты предприятия не ограничиваются только себестоимостью продукции. Ежегодно предприятия должны производить обновление основных фондов, покрывать расходы на со¬циальные нужды коллектива, финансирование культурно-бытовых объектов. Эти расходы покрываются также за счет собственных источников, в первую очередь за счет прибыли — тем самым обеспечивается их самофинанси¬рование. При недостатке собственных источников в оборот предприятия привлекаются ссуды банка, которые в дальнейшем погашаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Самофинансирование тесно связано с полной финансовой самостоятельностью и ответственностью предприятий. Им предоставлено право самостоятельно распоряжаться своими собственными ресурсами, изыскивать и пускать в оборот привлеченные и заемные средства. Государство не может перераспределять финансовые ресурсы предприятия. Регулирование финансовых отношений со стороны государства осуществляется путем установления системы и порядка взимания налогов в бюджет, отчислений во внебюджетные фонды, формирования амортизационного фонда, распределения валютной выручки, реализации ценных бумаг, отнесения затрат на себестоимость и т. д.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"