Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:20, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Государственные и муниципальные финансы"

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции ГМФ.docx

— 260.99 Кб (Скачать файл)
 

Трактовка в российской практике

Трактовка в международной  практике

Дотации

бюджетные средства, предоставляемыебюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов

бюджетные средства, передаваемые физическим или юридическим лицам  на безвозмездной основе

Субсидии

бюджетные средства, предоставляемыебюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов

бюджетные средства, передаваемые юридическим лицам с целью  уменьшения издержек на производство товаров и услуг

Субвенции

бюджетные средства, предоставляемыебюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов

финансовая помощь из государственногобюджета

Трансферты

средства, передаваемые в бюджетынижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержкирегионов, в котором доля каждого субъекта РФ нуждающегося в финансовой помощи устанавливается расчетным путем.

любые безвозмездные платежи


 

37 Экономическое  содержание расходов гос бюджета. Расходы региональных и местных бюджетов

Государственные расходы - одна из сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно связана с процессом  собирания денежных средств в  государственный фонд. Независимо от источников поступления все расходы  государства имеют единые принципы их использования. Они распределяются в соответствии с социально-экономическими программами правительства, а размер государственных расходов определяется задачами и потребностями, выраженными  в этих программах.

В условиях рынка государственные  расходы находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур, общественных, религиозных  и иных негосударственных организаций. Это соотношение определяется экономической  политикой государства, уровнем  благосостояния населения, размерами  государственного сектора в экономике  и другими факторами.

асходы государственного бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Расходы бюджетов разнообразны и зависят  от множества факторов: уровня социально-экономического развития страны; административно-территориального устройства государства; внутренней и  внешней политики; приоритетов государства  и т.п.

Расходы региональных и местных  бюджетов отличаются от расходов федерального бюджета главным образом по предметно-функциональному  признаку.

В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса  РФ исключительно из бюджетов субъектов  РФ финансируются следующие функциональные виды расходов:

1) содержание органов законодательной  (представительной) и исполнительной  власти субъектов РФ;

2) обслуживание и погашение государственного  долга субъектов РФ;

3) проведение выборов и референдумов  субъектов РФ;

4) реализация региональных целевых  программ;

5) формирование государственной  собственности субъектов РФ;

6) осуществление международных  и внешнеэкономических связей  субъектов РФ;

7) содержание и развитие предприятий,  учреждений, организаций, находящихся  в ведении органов государственной  власти субъектов РФ;

8) обеспечение деятельности средств  массовой информации субъектов  РФ;

9) оказание финансовой помощи  местным бюджетам;

10) прочие расходы.

 

38 Сбалансированность  бюджета: плановая, оперативная,  фактическая; краткосрочная, долгосрочная

Различают краткосрочную и долгосрочную несбалансированность бюджета. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если превышение расходов над доходами ограничивается рамками одного финансового года и является отражением изменений  макроэкономической ситуации по сравнению  с той, в которой составлялся  бюджет. Это происходит главным образом  из-за отсутствия необходимого опыта  макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения  целого ряда обстоятельств. Например, сокращение объемов поступлений  в бюджет может произойти в  результате падения экспортных цен, сокращения объемов производства ниже предусмотренного уровня, сдвигов в  структуре спроса на изготавливаемую  продукцию и снижение ее конкурентоспособности. Увеличение дефицита государственного бюджета может быть также вызвано  неожиданно резким ростом государственных  расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной  величины, расширением трансфертных платежей в сочетании с введением  налоговых льгот, что является весьма популярной мерой перед очередными выборами.

Долгосрочная несбалансированность бюджета связана с увеличением  разрыва между государственными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлена причинами, которые носят более устойчивый характер. Так, в большинстве развитых стран на протяжении последних 15 лет  наблюдается устойчивая тенденция  к росту дефицита национальных бюджетов. Это обусловлено следующими факторами:

1) увеличение числа социальных  выплат, а значит, социальной нагрузки  на бюджет;

2) неблагоприятная демографическая  ситуация, связанная со старением  населения, в результате чего  увеличиваются расходы на выплату  пенсий, ассигнования на здравоохранение  и т.п.;

3) либерализация налогового законодательства  и как следствие этого снижение  величины налоговых ставок (без  соответствующей корректировки  государственных расходов);

4) возрастание объема внешней  задолженности.

В целом состояние государственного бюджета определяется тремя основными  факторами:

1) долгосрочной тенденцией в  динамике налоговых поступлений  и государственных расходов;

2) стадией экономического цикла,  в которой находится экономика  в рассматриваемый период;

3) текущей политикой государства  в области бюджетных расходов  и доходов.

 

39 Дефицит бюджета  :структурный и циклический; активный  и пассивный; искусственное завышение  дефицита гос бюджета; реальный бюджетный дефицит. Профицит бюджета

В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретает  сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает  профицит. Но чаще всего расходы превышают доходы. В таком случае возникает дефицит.

Дефицит бюджета обусловлен разными  причинами. В одних случаях государство  может сознательно идти на увеличение дефицита бюджета. В частности, в  целях стимулирования экономической  активности и совокупного спроса в период спада производства правительство  может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или  существенно снизить налоги. В  итоге увеличиваются расходы  бюджета или снижаются его  доходы, возникает дефицит. Но этот дефицит сознательно создан государством. Такой дефицит называется структурным  дефицитом.

В отличие от структурного циклический  дефицит в меньшей степени  зависит от сознательной бюджетно-налоговой  политики государства. Он обусловлен общим  спадом производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом  циклического развития экономики. В  условиях спада производства снижаются  налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит.

Выделяют также активный и пассивный  дефициты. Активный дефицит возникает  в результате превышения расходов над  доходами, а пассивный - в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедления темпов экономического роста, недоплат и т.п.

Искусственное завышение размеров дефицита государственного бюджета  может происходить в результате следующих обстоятельств. Во-первых, при оценке величины государственных  расходов не всегда учитывается амортизация  в государственном секторе экономики. Во-вторых, важной статьей государственных  расходов является обслуживание государственного долга. Однако очень часто величина процентных выплат по долгу завышается за счет инфляционных выплат. При высоких  темпах инфляции, когда различия в  динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительны, это завышение государственных  расходов может быть весьма существенным. Возможны даже ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит и государственный  долг растут, а реальный дефицит  и долг снижаются, что существенно  затрудняет оценку проводимой правительством политики. Поэтому при измерении  бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию. С учетом этой поправки определяют реальный бюджетный  дефицит, который представляет собой  разницу между номинальным дефицитом  и величиной процента по государственному долгу, умноженной на темп инфляции. Общий  дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей представляет собой операционный дефицит.

В России в случае, если обнаруживается профицит, необходимо:

- сократить привлечение доходов  от продажи государственной или  муниципальной собственности (для  федерального бюджета - сократить  привлечение доходов от реализации  государственных запасов и резервов);

- предусмотреть направление бюджетных  средств на дополнительное погашение  долговых обязательств;

- увеличить расходы бюджета,  в том числе за счет передачи  части доходов бюджетам других  уровней;

- сократить налоговые доходы.

Существует такое понятие, как  первичный профицит, который означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

40 Финансовая помощь  бюджетам субъектов РФ из средств  федерального бюджета.  Формы  фин помощи из фед бюджета субъектам РФ

Согласно принятому законодательному акту, регламентирующему распределение налогов между бюджетами, наиболее весомые в количественном отношении налоги закреплены за федеральным бюджетом, а собственные налоги территориальных бюджетов незначительны. В региональных бюджетах и в целом местных бюджетах они составляют примерно одну треть, в поселковых и сельских бюджетах их доля не превышает 10%.

Однако нагрузка на территориальные  бюджеты постоянно растет, что  обусловлено не только тенденцией к  передаче с федерального на территориальные бюджеты многих расходов по финансированию объектов производственного и социально-культурного назначения, но и инфляцией. В результате удорожается содержание этих объектов и возрастают затраты, связанные с социальной защитой населения.

Финансовая помощь территориям  в Российской Федерации осуществляется несколькими методами (формами).

1. Основной способ передачи средств  из вышестоящих бюджетов нижестоящим  — отчисления в процентах от  налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом. Такой метод финансовой помощи существует более 60 лет. Он имеет ряд преимуществ, основные из которых — единство бюджетных источников для всех бюджетов и заинтересованность органов власти всех уровней в их мобилизации.

2. В случаях, когда на территориях  не имеется достаточного налогового  потенциала и поэтому не имеется  возможности отрегулировать территориальные бюджеты за счет отчислений от налогов, используется метод дотаций, т. е. плановой передачи средств из вышестоящих бюджетов абсолютной сумме.

Разновидности дотаций — субвенция (целевая передачи средств) и субсидия (предоставление средств другому  бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов).

3. В случае имеющихся в территориальных  бюджетах кассовых разрывов, вызванных сезонным характером поступления доходов или осуществления расходов, территориальные бюджеты могут получить из вышестоящих бюджетов бюджетные ссуды.

Всем этим методам финансовой помощи территориальным бюджетам свойственны  общие весьма существенные недостатки. Их применение в межбюджетных отношениях связано с субъективизмом в перераспределении бюджетных средств, с зависимостью территориальных органов власти от вышестоящих органов и наличием элементов иждивенчества у территориальных органов власти.

Поэтому методы и формы предоставления финансовой помощи территориальным бюджетам, обеспечения их необходимыми финансовыми ресурсами должны быть более совершенными.

41 Бюджетный процесс:  понятие и структура. Содержание  бюджетного процесса

Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в  силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим  образом:

Этапы бюджетного процессаСоставление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ —  регламентируемая нормами права  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное  перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.

Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.

Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:

  • глава государства;
  • органы законодательной власти;
  • органы исполнительной власти;
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и местного финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители бюджетных средств.

Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"