Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:20, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Государственные и муниципальные финансы"

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции ГМФ.docx

— 260.99 Кб (Скачать файл)

26 организационно правовые формы предприятий

Предприятие - это самостоятельно хозяйствующий  субъект, созданный (учрежденный) в  соответствии с действующим законодательством  для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в  целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли

В соответствии с гражданским  кодексом РФ в России могут создаваться  следующие организационные формы  коммерческих предприятий: хозяйственные  товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и  муниципальные унитарные предприятия. 
Хозяйственные товарищества и общества:

  • полное товарищество;
  • товарищество на вере (коммандитное товарищество);
  • общество с ограниченной ответственностью,
  • общество с дополнительной ответственностью;
  • акционерное общество (открытое и закрытое).

Полное товарищество. Участники его в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность.

Товарищество на вере. Им является товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обстоятельствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью. Это общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов. 
Общество с дополнительной ответственностью. Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидирную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций

Производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям). В том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. 
Унитарные предприятия подразделяются на две категории:

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

27 Финансовые ресурсы  предприятий, структура и источники  формирования.

Финансовые ресурсы - это  денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные  для обеспечения его эффективной  деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих.

Формируются финансовые ресурсы за счет собственных  и привлеченных денежных средств.

Стартовым источником финансовых ресурсов в момент учреждения предприятия является уставный (акционерный) капитал - имущество, созданное  за счет вкладов учредителей (или  выручки от продажи акций).

Основным  источником финансовых ресурсов действующего предприятия служат доходы (прибыль) от основной и других видов деятельности, внереализационных операций. Он также формируется за счет устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового коллектива. К устойчивым пассивам относят уставный, резервный и другие капиталы, долгосрочные займы и постоянно находящуюся в обороте предприятия кредиторскую задолженность.

Финансовые  ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке с помощью  продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпущенных предприятием; дивидентов по ценным бумагам других предприятий и государства; доходов от финансовых операций; кредитов.

Финансовые  ресурсы могут поступать в  порядке перераспределения от ассоциаций и концернов, в которые они  входят, от вышестоящих организаций  при сохранении отраслевых структур, от страховых организаций.

В отдельных случаях предприятию  могут быть предоставлены субсидии (в денежной или натуральной форме) за счет средств государственного или  местного бюджетов, а также специальных  фондов. Различают: 
- прямые субсидии - государственные капитальные вложения в объекты, особо важные для народного хозяйства, или в малорентабельные, но жизненно необходимые; 
- непрямые субсидии, осуществляемые средствами налоговой и денежно-кредитной политики, например, путем предоставления налоговых льгот и льготных кредитов.

Совокупность  финансовых средств предприятия  принято подразделять на оборотные  средства и инвестиции.

Структура финансовых ресурсов предприятий различается в зависимости  от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и  других факторов. Так, например, в составе  финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий имеются бюджетные  ассигнования, у предприятий с  высоким уровнем технической  оснащенности большой удельный вес  занимают амортизационные отчисления, предприятия с сезонным характером производства имеют заемные средства.

Несмотря на различия в  составе и структуре финансовых ресурсов отдельных предприятий  в общем их объеме по производственным предприятиям, наибольший удельный вес  занимают собственные средства, они  составляют примерно половину в общем  объеме финансовых ресурсов. Структура  финансовых ресурсов изменялась вместе с развитием экономики. Развитие финансового рынка дает предприятиям новые возможности по расширению состава финансовых ресурсов и увеличению их объема.

28 Фин ресурсы и капитал в воспроизводственном цикле предприятия

В самом общем определении финансовые ресурсы предпри- 
ятия- это часть его средств, функционирующая в денежной 
форме. Непосредственно денежная форма функционирования 
является обязательным атрибутом, неотъемлемой сущностной 
характеристикой финансовых ресурсов. Это отличает их от дру- 
гих видов ресурсов и средств предприятия, в частности, от средств 
производства (станки, машины, сырьем материалы, здания произ- 
водственного назначения и т.п.). С учетом этого следует проводить 
различие между понятиями «денежная форма» и «денежное выра- 
жение* средств предприятий. Последнее чаще всего обозначает 
стоимостную оценку срелств и фондов различного назначения 
(например, основных и оборотных фондов), а не сами денежные 
средства, которыми действительно располагает предприятие. 
В отечественной литературе финансового и бухгалтерского 
профиля это различие все еще сильно затушевано. Основные и 
оборотные средства предприятий определяются так: основные 
средства — это денежные средства, инвестированные 8 основные 
фонды производственного и непроизводственного назначения. 
Денежные же средства, авансированные в оборотные произ- 
водственные фонды и фонды обращения, называют оборотными 
средствами предприятий. 
С практической точки зрения такая трактовка вполне объ- 
яснима. В целях ведения учета бухгалтер рассматривает средс- 
тва производства как затраченные на их приобретение деньги, 
отражая в бухгалтерском балансе первоначальную и остаточную 
стоимость основных фондов, покупную стоимость материалов, 
списываемых на производство, и т.д. 

29 Принципы организации  финансов предприятия

Финансовые отношения  коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовыми резервами. 
 
Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Развитие рыночных отношений существенно расширило самостоятельность хозяйствующих субъектов, появились новые возможности в инвестировании денежных средств. Предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других коммерческих организаций, государства, участия в формировании уставного каптала другого хозяйствующего субъекта, хранения денежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Однако сказать о полной финансовой самостоятельности хозяйствующих субъектов в процессе формирования финансовых ресурсов и использования принадлежащих им денежных средств нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, предприятия всех форм собственности в соответствии с законодательством уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. 
 
Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа – одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающей конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование и развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип. 
 
Принцип материальной заинтересованности – объективная его необходимость диктуется основной целью предпринимательской деятельности – получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща коллективам предприятий и организаций, отдельным работникам и государству в целом. Реализация этого принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление. 
 
Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. В целом, для хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через пени и неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств (сроки, качество продукции), несвоевременности возврата краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашения векселей, нарушении налогового законодательства, а также в случае неэффективной деятельности путем применения к данному хозяйствующему субъекту процедуры банкротства. 
 
Принцип обеспечения финансовых резервов. Необходимость формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу.

30 Государственная  финансовая система и характеристика  ее звеньев. Гос бюджет как звено ФКС

осударственная финансовая система в развитых странах включает шесть основных элементов:

1) государственный бюджет;

2) местные бюджеты;

3) государственный кредит;

4) специальные внебюджетные  фонды;

5) государственное страхование;

6) финансы государственных  корпораций.

Ведущим звеном любой финансовой системы выступает государственный  бюджет. По своему материальному содержанию - это главный централизованный фонд денежных средств государства. Государственный  бюджет является также главным средством  перераспределения национального  дохода (НД). Через это звено перераспределяется до 40% НД. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы  его доходов.

В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепляются главные налоги: налог  на прибыль корпораций, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Это во многом обусловлено  тем, что из государственного бюджета  производятся основные расходы государства: на военные цели; управление; правоохранительную деятельность; вмешательство в экономику; социальные расходы и субсидии. За счет средств государственного бюджета  осуществляется также выравнивание бюджетов разных уровней - предоставляются  субсидии и кредиты региональным и местным органам власти.

31 Бюджетный федерализм  и его развитие в РФ

 
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - устройство бюджетной  системы государства, при котором  каждый из уровней государственной  власти располагает собственным  бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Форма автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной  власти основана на четких, закрепленных законодательством нормах. Термин «бюджетный федерализм» употребляется в  мировой экономической литературе не только в отношении государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений.

Основными принципами бюджетного федерализма являются: равноправие  всех субъектов федерации в их финансовых отношениях с центром; разграничение  сфер финансовой деятельности и ответственности  между центром и субъектами федерации; самостоятельность бюджетов различных  уровней. Для Российской Федерации  с ее огромной территорией, географической протяженностью, федеративным характером государственного устройства, исторической и национальной спецификой отдельных  регионов совершенствование модели бюджетного федерализма имеет исключительно  важное значение.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"