Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:20, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Государственные и муниципальные финансы"

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции ГМФ.docx

— 260.99 Кб (Скачать файл)

3) внебюджетные фонды имеют строго  целевую направленность. Их расходование  может осуществляться исключительно  на цели, определенные законодательством  РФ, в соответствии с бюджетами  фондов, утвержденными федеральными  законами или законами субъектов  РФ;

4) доходы государственных внебюджетных  фондов формируются за счет  обязательных отчислений, а также  добровольных взносов физических  и юридических лиц;

5) страховые взносы в фонды  и взаимоотношения, возникающие  при их уплате, имеют налоговую  природу. Тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

6) денежные ресурсы внебюджетных  фондов находятся в государственной  собственности. Они не входят  в состав бюджетов, а также  других фондов и не подлежат  изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом;

7) расходование средств из внебюджетных  фондов осуществляется по распоряжению  Правительства или специально  уполномоченного органа (правление  фонда).

Главными источниками формирования государственных внебюджетных фондов являются:

- специальные целевые налоги  и сборы, установленные для  соответствующего фонда;

- средства из бюджета;

- отчисления от прибыли предприятий,  учреждений, организаций;

- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим  лицом;

- займы, полученные фондом у  ЦБ РФ или коммерческих банков.

В России начиная с 1992 г. действует  более двух десятков внебюджетных фондов. Возникновение в России в 90-е гг. специальных внебюджетных фондов было явлением относительно новым. До этого  внебюджетных фондов как таковых  не было. В СССР вместо этого существовало два типа бюджета: обыкновенный и  чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных доходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов. Он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне, поскольку бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета. За счет средств чрезвычайного бюджета погашался государственный долг, покрывались убытки, вызванные стихийными бедствиями, и т.п. Кроме того, за счет его средств покрывался дефицит обыкновенного бюджета.

Целевые бюджетные фонды стали  создаваться в России в период перехода страны на новые экономические  отношения. Закон РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. впервые предоставил возможность  органам власти образовывать целевые  бюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и  независимые от бюджетов соответствующих  органов власти.

В 90-е гг. внебюджетные фонды были созданы на разных уровнях управления - федеральном, уровне субъектов РФ и местном уровне. Главной причиной их создания была необходимость выделения  чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Ведущую роль среди них заняли социальные внебюджетные фонды.

Одновременно с социальными  были созданы и другие внебюджетные фонды. В конце 90-х гг., исчерпав положительный  ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство  РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую  автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые  бюджетные фонды. Социальные фонды  сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами.

В настоящее время в России существуют три типа внебюджетных фондов:

1) социальные внебюджетные фонды,  имеющие общегосударственное значение;

2) экономические внебюджетные фонды  (внебюджетные фонды межотраслевого  и отраслевого назначения);

3) территориальные внебюджетные  фонды.

49 Фонд обязательного  медицинского страхования

 

онд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников. 
 
Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги. 
 
Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели. 
 
ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.) 
 
Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ. С 2005 года он составляет 2,8% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, причем в федеральный фонд - 0,8 %, в территориальные фонды - 2%. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную налоговую службу РФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления 
уставных целей. 
 
Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

50 Пенсионный  фонд РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) является одним из крупнейших и наиболее эффективных систем в сфере оказания социальных услуг гражданам РФ. Именно благодаря ежедневной кропотливой работе ПФР пенсионеры своевременно и в полном объеме получают соответствующие денежные выплаты в полном согласовании относительно их пенсионных прав.

Свою деятельность Пенсионный Фонд РФ начал 22 декабря 1990 года согласно решению Верховного Совета РСФСР  №442-1 «Об организации Пенсионного  фонда РСФСР». Данное постановление  было принято для управления финансами  пенсионного обеспечения на государственном  уровне и предполагалось, что после  принятия соответствующего ряда документов данное направление работы финансового  обеспечения будет выделено в  самостоятельный внебюджетный фонд. С создание данного Пенсионного  фонда в нашей стране стал активно  развиваться механизм как финансирования, так и последующих выплат пенсий и прочих пособий. Средства для осуществления  финансирования пенсий начали свое формирование благодаря поступлениям страховых  взносов работодателей и граждан. Данные взносы являются обязательными.

Структура Пенсионного фонда  состоит из семи Управлений по Федеральным  округам Российской Федерации, а  также из 81 Отделения Пенсионного  фонда в соответствующих субъектах  РФ. Помимо этого в структуру ПФР  вошли Казахстанское ОПФР в г. Байконур и еще около двух с  половиной тысяч территориальных  управлений, расположенных во всех регионах РФ. В общем количестве в данной организации работает более 133 тысяч сотрудников.

Функции Пенсионного  фонда социального значения:

  • ведение учета страховых средств, которые поступают согласно обязательному пенсионному страхованию
  • назначение и последующая выплата трудовой пенсии (по случаю утери кормильца, по старости, по инвалидности), пенсии по государственному обеспечению, пенсии госслужащих, пенсии военнослужащим и их семьям, социальные пенсии. За счет накопившихся в Фонде средств более 36,5 млн. российских пенсионеров ежемесячно и своевременно получают пенсии
  • назначение и последующая реализация социальных выплат для таких категорий граждан как: ветераны, инвалиды (в том числе вследствие получения военной травмы), Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и др.
  • организация и проведение персонифицированного учета всех участников системы обязательного пенсионного страхования (учет страховых взносов более чем 63 млн. россиян)
  • активное взаимодействие с работодателями, которые параллельно являются плательщиками пенсионных страховых взносов. В общем количестве в пенсионную систему поступает информация о перечислении пенсионного взноса от 6,2 млн. юридических лиц
  • проведение выдачи сертификатов на получение семейного (материнского) капитала
  • четкое управление поступившими средствами в пенсионную систему (в том числе управление накопительной частью трудовой пенсии, осуществляя свои действия через управляющие компании или через государственную управляющую компанию - Внешэкономбанк)
  • реализация Программы государственного софинансирования пенсии (по данным 2010 года (октябрь) в данную программу уже вступило более 3 млн. граждан РФ).

Как происходит формирование средств ПФР? Как правило, основное формирование данного вида средств  происходит благодаря систематическому проведению страховых взносов со стороны работодателей, а также  от граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (адвокаты, фермеры  и др.). Помимо этого в формировании средств ПФР происходит учет поступивших  средств от работающих граждан, относящихся  к самым разнообразным категориям. Также в формировании средств  ПФР учитываются ассигнования, поступающие  из республиканского бюджета РФ и  направленные на проведение выплат государственных  пенсий и пособий военнослужащим категориям граждан и, как следствие, приравненным к данной категории  граждан по пенсионному обеспечению (к данной категории относятся  семьи военнослужащих. Которым назначаются  социальные пенсии и пр.).

Помимо вышеперечисленного формирование средств ПФР происходит за счет средств, которые возмещаются  ПФР Государственным фондом занятости  населения РФ по причине назначения досрочной пенсии безработным; за счет средств, взыскиваемых с граждан  и работодателей после предъявления им регрессных требований; за счет добровольных взносов юридических и физических средств (или других поступлений, в  том числе валютных ценностей).

52 Социально экономическое  содержание и классификация фондов. Территориальные внебюджетные фонды

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные 
фонды государства. Внебюджетные фонды — это фонды денежных 
средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъек- 
тов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализа- 
ции конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, 
социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, 
а также для удовлетворения других общественных потребностей, 
не финансируемых из бюджета. 
Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета 
и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, 
что в процессе становления современной системы государственной 
власти происходило выделение отдельных функций государства и 
закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как пра- 
вило, это были специальные виды правительственной деятельности, 
для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специ- 
альными доходами. Количество специальных фондов и счетов не 
было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались. 
Наличие этих фондов, хотя и было необходимо, создавало оп- 
ределенные финансовые неудобства. В одних фондах наблюдалась 
нехватка средств, в других — избыток. Кроме того, правительство 
могло использовать эти средства бесконтрольно. Поэтому по мере 
укрепления централизованного государства постепенно происхо- 
дило объединение специальных фондов в едином государственном 
бюджете. Однако многие внебюджетные фонды сохранили свое 
значение и самостоятельность и существовали наряду с бюдже- 
том. Специальные счета создавались для строительства, правитель- 
ственной предпринимательской деятельности, управления денеж- 
ной массой и государственным долгом, системой социального 
страхования.

акон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» (от 15 мая 1993 г. 4807-1) предоставил перечисленным в наименовании Закона субъектам соответствующие права в области создания внебюджетных фондов. В результате к созданным на тот момент по инициативе Правительства РФ территориальным внебюджетным фондам (дорожный, экологический и др.) добавился целый ряд других, создаваемый по решению органов власти субъектов РФ и местного самоуправления. Правда, их средства в большей мере имели внебюджетное содержание, так как упомянутым Законом в качестве доходных источников установлены:

1) добровольные взносы  и пожертвования граждан, предприятий, учреждений и организаций на соответствующие цели;

2) суммы штрафов за загрязнение  окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение природоохранных и оздоровительных мероприятий;

3) суммы штрафов за порчу  и утрату объектов историко-культурного  наследия, памятников природы, находящихся  в ведении соответствующих органов власти, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение мероприятий по восстановлению и поддержанию в сохранности объектов ис-торико-культурного наследия;

4) иные доходы внебюджетных  фондов в соответствии с законодательством. Законом также установлено, что налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат направлению во внебюджетные фонды, а бюджетные средства не должны перечисляться во внебюджетные фонды.

53 Негосударственные  социальные внебюджетные фонды.  Специальные внебюджетные фонды

Негосударственные внебюджетные социальные фонды, являясь составной  частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

стабильное правовое пространство, где законодательно гарантирована  равная ответственность всех участников рынка (включая государство) по их собственным  финансовым обязательствам;

право частной собственности  на большинство материальных и нематериальных объектов, имеющих стоимостную оценку (средства производства, недвижимость, ценные бумаги, объекты интеллектуальной собственности);

Информация о работе Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"