Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 02:38, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы".

Вложенные файлы: 1 файл

бомбы по финансам.docx

— 94.10 Кб (Скачать файл)
  1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРАНИЕ ФИНАНСОВ

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Финансы - неотъемлемая часть  денежных отношений. Это экономический  инструмент распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

Характеристики:  1) Товарно-денежная основа  2) Связь с фактом существования  государства  3) Разделение (распределение) дохода, прибыли между государством и участниками воспроизводственного процесса (между централизованными  и децентрализованными денежными  фондами, целевыми направлениями использования  средств)   4) Соизмерение денежных доходов и денежных расходов как  на уровне государства (далее – Г), так и уровне субъектов хозяйствования (далее - СХ)

Основа финансовых отношений  – конкретные финансовые операции, совершаемые в денежной форме. 

Функции Ф:   1) Распределительная (ВВП, Нац.доход, амортизационные исчисления, часть национального богатства страны)  2) Контрольная (контроль распределения доходов).

  1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система - это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:

1)общегосударственные финансы:-  государственный бюджет; -  внебюджетные фонды; -  государственный кредит; -  фонды страхования; -  фондовый рынок; 2)финансы хозяйствующих субъектов:- государственных;-  муниципальных; -  частных; -  акционерных; -  арендных; -  общественных.

  1. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Финансы предприятий - это экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанные с функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов.  Финансы предприятий как часть финансовой системы включают процесс создания, распределения и использования внутреннего валового продукта в стоимостном выражении. В ходе финансовой деятельности предприятий возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией деятельности, реализацией продукции (работ, услуг), формированием финансовых ресурсов, распределением и использованием доходов. Финансовые отношения являются частью денежных отношений, возникают лишь при движении денежных средств и сопровождаются формированием и использованием фондов денежных средств. Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовыми резервами. Все принципы организации финансов предприятия находятся в постоянном развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие состоянию производительных сил и производственных отношений в обществе.

 

 

 

5. БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА. Финансовый менеджмент как наука должен иметь в своей основе базовые теоретические положения, позволяющие понять его суть, цели, задачи, роль в деятельности предприятия и пути совершенствования. Финансовый менеджмент на предприятии должен иметь в своей основе определенную концепцию. Это необходимо, потому что теория и практика неразрывны между собой по определению. В теории известны следующие концепции финансового менеджмента.

1. Концепция текущей стоимости описывает закономерности деловой активности предприятия. Она объясняет механизм приращения капитала. Каждый предприниматель, вкладывая свой первоначальный капитал, рассчитывает получить новый капитал, чтобы через некоторый промежуток времени возместить ранее инвестированный и получить определенную долю его приращения (т. е. прибыль). Ежедневно предприниматель вынужден управлять множеством операций по купле-продаже товара (продукции), услуг, инвестиционных средств. В связи с этим менеджеру необходимо определить, насколько целесообразно совершать эти операции, будут ли они эффективны. Эффективность операций определяется посредством диагностики информации, содержащейся в бухгалтерском учете. Однако видно противоречие между сроками, денежными оценками авансированных затрат (вложений) и экономической эффективностью. На основе данных учета невозможно определить эффективность будущих операций, поэтому необходимо дополнительно оценивать будущие операции с позиций текущего времени.

2. Концепция предпринимательского риска позволяет объяснить важность и связь финансового риска с показателями деятельности предприятия. Каждое предприятие вынуждено составлять прогнозы. Однако объективность текущей оценки по прогнозам экономических выгод зависит от того, насколько точно составлен прогноз. Основываясь на статистических измерениях колебаний, прогноз ожидаемых экономических выгод составляется, как правило, в виде примерной оценки текущей стоимости, а не однозначной величины.

3. Концепция потоков денежной наличности посвящена вопросам привлечения финансовых ресурсов, организации их движения, поддержания в определенном качественном состоянии. В соответствии с ней финансовому менеджеру следует четко определять, какое количество денежных средств необходимо для погашения обязательств, выплаты дивидендов, когда будет получен избыток денежной наличности, на какой промежуток времени организация будет испытывать дефицит наличных средств. Размер денежного остатка предприятия должен быть оптимальным. Денежный остаток на счетах предприятия должен давать расходы, краткосрочные финансовые вложения, обеспечивать неснижающийся остаток денежных средств на счете.

Концепции финансового менеджмента  позволяют эффективно организовывать практическую работу по управлению финансами на предприятии.

  1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Финансовый менеджмент – одна из подсистем управления предприятием. Необходимость ее организации связана с характером управления в условиях интенсивно изменяющейся внешней среды. Для постоянного повышения эффективности финансового менеджмента цели его организации на предприятии должны постоянно пересматриваться и оптимизироваться.

Главная цель финансового  менеджмента – максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и будущем периодах. Реальное воплощение данной цели – обеспечение максимизации рыночной стоимости предприятия, что и выступает реализацией конечных финансовых интересов его владельцев. Достижение главной цели возможно лишь при решении целого комплекса частных задач. Формирование необходимого объема финансовых ресурсов с учетом принятых задач развития предприятия в перспективе. Соотношение собственного и заемного капиталов в структуре источников предприятия определяет конечные финансовые результаты его деятельности. Считается, то оптимальным выступает соотношение 50/50 % в обороте. Многие предприятия предпочитают использовать только собственные ресурсы. Однако экономически доказано, что привлечение заемных источников целесообразно при условии их окупаемости, когда использование повысит рентабельность собственных средств. Наиболее эффективное использование сформированного объема финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности предприятия. Эффективность во многом зависит от пропорциональности и сбалансированности.   Оптимизация денежного оборота предприятия, который характеризует качество финансовой работы. Только благодаря продуманной финансовой работе предприятие имеет возможность достигать всех запланированных целей. Максимизация прибыли. Прибыль вообще может быть одной из целей предприятия. Однако при этом ее размер должен быть адекватен уровню финансового риска. На современном этапе главной целью деятельности предприятия должен быть размер его стоимости.Постоянное финансовое равновесие предприятия. Сбалансированность развития и функционирования предприятия необходима для достижения его высокой конкурентоспособности. В данном случае сбалансированность должна достигаться путем поддержания высокого уровня финансовой устойчивости и платежеспособности.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Активы – совокупные имущественные ценности, используемые в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.

Форма функционирования актива: 1) материальные активы, имеющие вещную (материальную) форму): основные средства; незавершенные капитальные вложения; объем незавершенного производства; запасы готовой продукции и товаров и пр.; 2) нематериальные активы, не имеющие вещной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельности и приносящие прибыль: права пользования программными продуктами, патентные права, товарные знак и торговая марка, «гудвилл» и др.; 3) финансовые активы – финансовые инструменты, принадлежащие предприятию или находящиеся в его владении: денежные активы в национальной и иностранной валютах, дебиторская задолженность, финансовые вложения.

Характер участия  в хозяйственном процессе и скорость оборота: – оборотные (текущие) активы – имущественные ценности, обслуживающие операционную деятельность и полностью потребляемые в течение одного производственно-коммерческого цикла: запасы сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и товаров; незавершенное производство и дебиторская задолженность и т. п.; – внеоборотные активы – имущественные ценности, многократно участвующие в хозяйственной деятельность и переносящие свою стоимость на вновь созданный продукт (услугу) частями: основные средства; нематериальные активы; незавершенные капитальные вложения и т. п.

Характер обслуживания отдельных видов деятельности:

– операционные активы – имущественные ценности, используемые в текущей деятельности;

– инвестиционные активы – имущественные ценности, связанные с инвестиционной деятельностью: незавершенные капитальные, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения и др.

 Финансовые источники покрытия:

– валовые активы – вся совокупность имущественных ценностей, сформированных за счет собственного и заемного капиталов;

– чистые активы – имущественные ценности, сформированные исключительно за счет собственного капитала.

Характер владения активами:

– собственные активы, находящиеся в постоянном владении предприятия и отражаемые в составе его баланса;

– арендуемые активы, находящиеся во временном владении предприятия в соответствии с заключенными договорами аренды (лизинга).

8. ПОТРЕБНОСТЬ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ Оборотные средства - это денежные средства вложенные в сырье, топливо, незавершенное производство, готовую, но еще не реализованную продукцию, а также денежные средства, необходимые для обслуживания процесса обращения. Характерной особенностью оборотных средств является высокая скорость их оборота. Функциональная роль оборотных средств в процессе производства в корне отличается от основного капитала. Оборотные средства обеспечивают непрерывность процесса производства.

Вещественным содержанием  оборотных средств являются предметы труда, а также средства труда  сроком службы не более 12 мес.

Под составом оборотных средств следует понимать входящие в их состав элементы: - производственные запасы (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, запасные части…);-незавершенное производство; - расходы будущих периодов; - готовая продукция на складах; - продукция отгруженная; - дебиторская задолженность;

- денежные средства в  кассе предприятия и на счетах  в банке. Оборотные средства постоянно совершают кругооборот, в процессе которого проходят три стадии: снабжение, производство и сбыт (реализация). Кругооборот оборотных средств можно представить следующим образом. На первой стадии (снабжение) предприятие на денежные средства приобретает необходимые производственные запасы. На второй стадии (производство) производственные запасы вступают в производство и, пройдя форму незавершенного производства и полуфабрикатов, превращаются в готовую продукцию. На третьей стадии (сбыт) происходит реализация готовой продукции и оборотные средства принимают денежную форму. Структура оборотных средств – это удельный вес стоимости отдельных элементов оборотных средств в их общей стоимости. На рис. 1 приведены состав и примерная структура оборотных средств на машиностроительном предприятии. Структура оборотных средств зависит от многих факторов, в том числе от специфики предприятия, характера продукции, условий снабжения и сбыта и т.д.

  1. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ, ИХ СОСТАВ.

Для нормальной работы предприятия  функционирования всех звеньев, нужна  материальная база. Основной производственный фонд состоит из зданий, оборудования, машин и других средств производства, которые обеспечивают работу предприятия. Также для функционирования предприятия важны не только основные средства, но и оборотные активы. От рациональности их использования во многом зависит успешная работа предприятия. Оборотные активы – это денежные средства которые имеет в своем распоряжении предприятия или те виды активов которые в случае необходимости будут обращены в денежные средства, проданы или использованы в течении года: товарно-материальные запасы, ценные бумаги. Оборотные активы могут быть как в денежном эквиваленте, так и в любом другом по выбору компании. Классификация активов: 1. По характеру формирования финансовых источники выделают чистые, оборотные и валовые активы. а) Валовые активы – общие активы сформированы за счет собственного и заемного капитала. б) Чистые оборотные активы – характеризуют ту часть активов, которая сформирована из собственного капитала и долгосрочно заемного. в) Собственные оборотные активы – сформированы за счет собственных капиталов компании. 2. Виды оборотных капиталов: а) Запас материалов, сырья, полуфабрикатов.  б) Запас уже готовой продукции. Это вид оборотных активов, который характеризует количество продукции уже произведенной и готовой к реализации, которая находиться в запасе. в) Дебиторская задолженность. Характеризует задолженность юридических или физических лиц в пользу предприятия. г) Денежные активы. К ним относятся все денежные средства предприятия в национальной и иностранной валюте, а также краткосрочные финансовые инвестиции. д) Иные оборотные активы. 3. По характеру участия оборотных активов в производственной цикле: а) Оборотные активы предприятия, которые участвуют в производственном цикле в виде сырья, материалов и полуфабрикатов. б) Оборотные активы предприятия, которые участвуют в финансовом цикле предприятия – это все товарно-материальные запасы в форме дебиторской задолженности.

Что бы любое предприятие  функционировало, ему необходимы оборотные  активы, которые представлены денежными  средствами. Основная проблема современных  предприятий – недостаток оборотных  активов. Исходя из этого, можно утверждать, что своевременный и объективный  анализ движений оборотных активов  их эффективное использования руководством, будет определять финансовый рост предприятия.

9. НОРМИРОВАНИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

Н.об.ср. обеспечивает непрерывность произ-ва и способствует эффективному использованию ресурсов п/п. Величина н.об.ср. должна удовлетворять реальной потребности произ-ва. При занижении нормативов, п/п не сможет обеспечить произ-во необходимыми запасами, своевременно расплатиться с поставщиками, рабочими и т.д. При завышении норматива, образуется значительное сверх необходимого запаса , происходит “замораживание” средств, что приводит к потерям. Кроме того, завышенный норматив способствует к сокращению уровня рентабельности и увеличению размеров выплаты налога на имущество п/п.

Н.об.ср. разрабатываются на п/п, утверждаются на 1 год и корректируются ежегодно с учётом изменения технологий организаций произ-ва, сокращение нормы расхода мат. ресурсов, трудовых затрат, длительности произ-ого цикла, применение прогрессивных и более дешёвых мат-ов, ускорение отгрузки и реализации продукции.

Главная задача н.об.ср. состоит в разработке обоснованных, технологических нормативов и норм, т.е. сколько нужно оборотных средств в денежном выражении для ритмичного, бесперебойного протекания произ-ого процесса, реализации продукции и для осуществления всех видов расчётов в установленные сроки.

 

 

 

 

 

 

  1. ПОТРЕБНОСТЬ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ, ПОДХОДЫ К ИХ ФОРМИРОВАНИЮ.

Определение потребности  предприятия в собственных оборотных  средствах осуществляется в процессе нормирования, т.е. определения норматива оборотных средств.

Целью нормирования является определение рационального размера  оборотных средств, отвлекаемых  на определенный срок в сферу производства и сферу обращения. Потребность в оборотных средствах определяется предприятием при составлении финансового плана. Величина норматива не является постоянной. Размер собственных оборотных средств зависит от объема производства, условий снабжения и сбыта, ассортимента производимой продукции, применяемых форм расчетов Нормирование оборотных средств осуществляется в денежном выражении. В процессе нормирования устанавливаются частные и совокупные нормативы. Процесс нормирования состоит из нескольких последовательных этапов. Вначале разрабатываются нормы запаса по каждому элементу нормируемых оборотных средств. Норма – это относительная величина, соответствующая объему запаса каждого элемента оборотных средств. Как правило, нормы устанавливаются в днях запаса и означают длительность периода, обеспечиваемого данным видом материальных ценностей. Например, норма запаса составляет 24 дня. Следовательно, запасов должно быть ровно столько, сколько обеспечит производство в течение 24 дней. Норма запаса может устанавливаться в процентах или в денежном выражении к определенной базе. Далее, исходя из нормы запаса и расхода данного вида товарно-материальных ценностей, определяется сумма оборотных средств, необходимых для создания нормируемых запасов по каждому виду оборотных средств. Так определяются частные нормативы. К частным относятся нормативы оборотных средств в производственных запасах; сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, тары, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП); в незавершенном производстве и полуфабрикатах собственного производства; в расходах будущих периодов; готовых изделиях. И, наконец, определяется совокупный норматив путем сложения частных нормативов. Таким образом, норматив оборотных средств представляет собой денежное выражение планируемого запаса товарно-материальных ценностей, минимально необходимых для нормальной хозяйственной деятельности предприятия

  1. МЕТОДЫ НОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

Применяются следующие основные методы нормирования оборотных средств: прямого счета, аналитический, коэффициентный.

Метод прямого счета предусматривает обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств с учетом всех изменений в уровне организационно-технического развития предприятия, транспортировке товарно-материальных ценностей, практике расчетов между предприятиями. Этот метод, будучи очень трудоемким, требует высокой квалификации экономистов, привлечения к нормированию работников многих служб предприятий (снабжения, юридической, сбыта продукции, производственного отдела, бухгалтерии). Но это позволяет наиболее точно рассчитать потребность предприятия в оборотных средствах.

Аналитический метод применяется в том случае, когда в планируемом периоде не предусмотрено существенных изменений в условиях работы предприятия по сравнению с предшествующим. В этом случае расчет норматива оборотных средств осуществляется укрупненно, учитывая соотношение между темпами роста объема производства и размером нормируемых оборотных средств в предшествующем периоде. При анализе имеющихся оборотных средств их фактические запасы корректируются, излишние исключаются.

При коэффициентном методе новый норматив определяется на базе норматива предшествующего периода путем внесения в него изменений с учетом условий производства, снабжения, реализации продукции (работ, услуг), расчетов. Аналитический и коэффициентный методы применимы на тех предприятиях, которые функционируют более года, в основном сформировали производственную программу и организовали производственный процесс и не располагают достаточным количеством квалифицированных экономистов для более детальной работы в области планирования оборотных средств. На практике наиболее распространен метод прямого счета. Преимуществом этого метода является достоверность, позволяющая сделать наиболее точные расчеты частных и совокупного нормативов.

    1. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ.

Эффективность использования  оборотных средств характеризуется  системой экономических показателей, одним из которых является соотношение  размещения оборотных средств в сфере производства и сфере обращения. Чем больше оборотных средств обслуживает сферу производства (при отсутствии сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей), тем более рационально они используются предприятием. Об эффективности использования оборотных средств можно также судить по показателю отдачи оборотных средств, который определяется как отношение прибыли от реализации к остаткам оборотных средств. Важнейший показатель интенсивности использования оборотных средств – скорость их оборачиваемости. Чем меньше длительность периода обращения или одного оборота оборотного капитала, тем меньше при прочих равных условиях предприятию требуется оборотных средств. Чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем лучше и эффективнее они используются. Таким образом, время оборота капитала влияет на потребность в совокупном оборотном капитале. Сокращение этого времени – важнейшее направление финансового управления, ведущее к повышению эффективности использования оборотных средств и увеличению их отдачи. Скорость оборачиваемости оборотных средств исчисляется с помощью трех взаимосвязанных показателей: длительности одного оборота в днях, количества оборотов за год (полугодие, квартал), а также величины оборотных средств, приходящихся на единицу реализованной продукции. Исчисление оборачиваемости оборотных средств может производиться как по плановой, так и по фактической оборачиваемости оборотных средств. Плановая оборачиваемость может быть рассчитана только по нормируемым оборотным средствам, фактическая – по всем оборотным средствам, включая ненормируемые. Сопоставление плановой и фактической оборачиваемости отражает ускорение или замедление оборачиваемости нормируемых оборотных средств. При ускорении оборачиваемости происходит высвобождение оборотных средств из оборота, при замедлении возникает необходимость в дополнительном вовлечении средств в оборот.

 10. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ. Источники формирования оборотных средств предприятия в значительной степени определяют эффективность их использования. Ведущую роль в составе источников формирования должны играть собственные оборотные средства, так как именно они создают условия для имущественной и оперативной самостоятельности организации. Собственные оборотные средства свидетельствуют о степени финансовой устойчивости предприятия, его финансовой независимости. Собственные оборотные средства служат одним из источников покрытия всех оборотных средств предприятия. Первоначальное их формирование происходит в моментсоздания организации и образования ее уставного капитала. Источником собственных оборотных средств на этой стадии являются инвестиционные средства учредителей. В дальнейшем, по мере развития предпринимательской деятельности, собственные оборотные средства пополняются за счет получаемой прибыли, выпуска ценных бумаг, операций на финансовом рынке, других источников. В качестве другого источника покрытия оборотных средств могут также использоваться устойчивые пассивы, которыми располагает предприятие.Устойчивые пассивы – это долгосрочные пассивы, приравненные к собственным средствам. Эти средства постоянно находятся в обороте предприятия и используются в качестве источника формирования собственных оборотных средств. 
Одним из основных источников формирования устойчивых пассивов является долгосрочная кредиторская задолженность предприятия. К устойчивым пассивам относятся также следующие виды средств: минимальная переходящая задолженность по оплате труда работникам предприятия; резерв предстоящих платежей; минимальная переходящая задолженность бюджету и внебюджетным фондам; минимальная задолженность покупателям по залогам за возвратную тару; средства кредиторов, поступающие в виде предоплаты за продукцию (товары, услуги

12. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ, ИХ СОСТАВ. Активы – совокупные имущественные ценности, используемые в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. Внеоборотные активы – это активы, срок использования (погашения) которых составляет более одного года. Общая сумма активов предприятия складывается из внеоборотных и оборотных активов. Соответственно, внеоборотные активы – один из двух разделов Актива бухгалтерского баланса. К внеоборотным активам относятся: нематериальные активы; результаты исследований и разработок; основные средства; доходные вложения в материальные ценности; финансовые вложения, возврат которых ожидается не ранее чем через год;отложенные налоговые активы; прочие активы, обладающими признаками внеоборотных активов.  

По сути, во внеоборотные активы включаются средства труда (станки оборудование), которые потребляются в процессе использования не одномоментно (как материалы), а в течение длительного периода, и обязательства к получению не ранее чем через 12 месяцев.

По соотношению доли оборотных  и внеоборотных активов можно судить о характере производства. Так, фондоемкие предприятия (например, телекоммуникационные) характеризуются большой долей внеоборотных активов, а материалоемкие (или товароемкие, как торговля) – малой.

Внеоборотные активы требуют долгосрочных инвестиций, поэтому источниками их приобретения должен быть в основном собственный капитал организации, и частично долгосрочные заемные средства. Поэтому чем более фондоемкое производство, тем больше должна быть доля собственного капитала в источниках финансирования деятельности предприятия.

Внеоборотные активы обладают меньшей ликвидностью, чем оборотные, т. е. их сложнее продать, обратив в денежную форму.

    1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Инвестиции - это долгосрочные вложения капитала в различные сферы  экономики с целью его сохранения и приумножения. 
Различают: реальные (капиталообразующие) - это инвестиции в создание новых производств, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение; 
финансовые (портфельные) - это инвестиции в покупку акций и ценных бумаг государства, других предприятий, инвестиционных фондов. 
В первом случае предприятие-инвестор увеличивает свой производственный капитал (основные и оборотные средства), а во втором - финансовый капитал, получая дивиденды по акциям. 
Другими формами инвестирования являются: приобретение земельных участков, лицензий на передачу прав промышленной собственности, торговых знаков, патентов и пр., т.е. вкладывание денег в нематериальные активы.

Инвестиционные проекты - это комплекс мероприятий, связанных  со строительством нового или реконструкцией действующего предприятия, техническим его перевооружением. Предполагает осуществление мер по приобретению, аренде земельного участка, проведение изыскательских работ, разработку проектной документации, выполнение строительных, монтажных работ, приобретение оборудования, найм строителей, рабочих, материально-техническое обеспечение и пр. 
К новому строительству относится строительство объектов на новой строительной площадке. 
К расширению действующих предприятий относится строительство вторых и последующих очередей, дополнительных производственных комплексов, а также строительство новых и расширение действующих цехов. Основное назначение расширения - прирост производственных мощностей.

Реконструкция - это переоборудование и переустройство производства без  строительства новых цехов, но со строительством по необходимости вспомогательных  цехов. 
Техническое перевооружение - это замена старого оборудования новым, процесс практически непрерывный.

 

 

 

15. Амортизационные отчисления  — это денежные средства, предназначенные для возмещения износа предметов, относящихся к основным средствам предприятия (основным фондам). Амортизационные отчисления распределяются на полное и частичное восстановление (капитальный ремонт). Амортизация начисляется ежемесячно, при этом амортизацию по выбывшим объектам прекращают начислять, начиная с первого числа следующего месяца, а по вновь вводимым начинают начислять с первого числа следующего месяца. Начисление амортизации осуществляется на объекты основных средств, находящиеся в ремонте, простое, незаконченные или не оформленные актами приемки, но фактически находящиеся в эксплуатации. Амортизационные отчисления включаются в издержки производства или обращения. Производятся всеми коммерческими организациями на основе установленных норм и балансовой стоимости основных фондов, на которые начисляется амортизация. Компания (налогоплательщик) может самостоятельно выбрать метод амортизации, если иное не установлено законодательством в отношении определённых объектов. Обязательным условием является применение выбранного метода амортизации к группе однородных объектов в течение всего срока полезного использования. Накопление и расходование амортизационных отчислений в бухгалтерском учете отдельно не отражаются. Они расходуются на финансирование капитальных вложений и долгосрочные финансовые вложения.  В свою очередь амортизируемое имущество относится к одной из десяти амортизационных групп на основании срока полезного использования. Следует отметить, что допускается определение срока полезного использования организацией самостоятельно, с учётом следующих обстоятельств: ограничений, установленных нормативной правовой базой, предполагаемого срока использования, ожидаемого физического износа при планируемом режиме эксплуатации. Амортизационные отчисления являются собственным финансовым ресурсом предприятия. Для амортизации характерна определенная устойчивость. Это связано с фиксированными ставками и возможностью переоценки основных фондов. Амортизационные отчисления обладают большими преимуществами по сравнению с прибылью, т. к. не облагаются налогом.

14.ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ. Финансирование предприятия — это обеспечение предприятий необходимыми финансовыми ресурсами.

Финансирование  основных средств предприятия должно решать задачи обеспечения расширенного воспроизводства. Своевременное финансирование предприятия позволяет ему решать задачи ведения бизнеса и собственного развития. Для привлечения осуществления этого предприятие должно располагать определенными источниками средств. Кроме этого, оно должно определить оптимальный источник финансирования.

Источники финансирования предприятия делятся на внутренние и внешние. Внутренние источники называют собственные средства предприятия: прибыль и амортизационные отчисления. А внешние источники — это различные заемные и привлеченные средства: поступления от эмиссии и размещения акций, кредиты банков, продажа долей в уставном капитале и так далее. Каждый из внутренних и внешних источников имеет свои особенности. Так, использование для развития собственных ресурсов позволяет руководству предприятия сохранять независимость в производственной деятельности, быстро принимать решения и не нести затрат на возвращение средств. Но нередко собственные средства предприятия не могут покрыть всей потребности в финансировании, и тогда привлечение внешних источников является единственной возможностью развивать компанию. На практике все перечисленные формы финансирования расходов могут применяться одновременно.

Лучше, когда собственные финансовые ресурсы должны превосходят заемные в 2 раза. В этом случае финансовое положение предприятия считается устойчивым.

Заемный капитал — это, как правило, банковские кредиты, возвращение которых происходит за счет всех активов предприятия, при этом банки не контролируют процесс использования кредитных средств. А привлеченный капитал — это, как правило, инвестиции, возврат которых должен происходить только за счет реализации конкретной бизнес-идеи, под которую они были привлечены, и их использование проходит под контролем инвестирующей структуры.

Для того, чтобы определить оптимальные источники финансирования предприятия, необходимо провести определенный анализ деятельности предприятия.

16. ПОКАЗАТЕЛИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ. 1.Фондоотдача = Q / среднегодовая стоимость ОФ.Показывает сколько рублей продукции мы выпускаем на 1 рубль ОФ. Среднегодовая стоимость ОФ = ОФ н.п. + (ОФ введ * число месяцев работы ОФ в отчётном периоде / 12) – ОФ выб (12 - число месяцев работы ОФ в отчётном периоде) / 12.

2.Фондоёмкость = 1 / fo = среднегодовая стоимость ОФ / Q.Показывает сколько рублей ОФ задействовано для выпуска 1 рубля продукции.

3.Фондовооружённость = среднегодовая  стоимость ОФ / среднесписочная численность  работников.Показывает сколько рублей ОФ приходится на 1 работника Между показателями существует взаимосвязь:

Fв = среднегодовая стоимость ОФ / среднесписочная численность работников, т.е. среднегодовая стоимость ОФ = Fв * среднесписочная численность работников, ПТ=Q / среднесписочная численность работников, т.е. Q = ПТ * среднесписочная численность работников.

Fo = Q / среднегодовая стоимость ОФ = ПТ * среднесписочная численность работников / Fв * среднесписочная численность работников = ПТ / Fв.  Fо будет увеличиваться, если темп роста ПТ будет выше темпа роста Fв.

Пути повышения.

1.Освобождение предприятия  от излишнего оборудования (машин  и других основных средств)  или сдача в аренду.

2.Своевременное и качественное  проведение планово-предупредительных  и капитальных ремонтов.

3.Приобретение высококачественных  основных средств(фондов).

4.Повышение уровня квалификации  обслуживающего персонала.

5. Своевременное обновление (особенно активной части ОФ) с  целью недопущения чрезмерного  морального и физического износа.

6.Повышение коэффициента  сменности работы предприятия(если в этом имеется экономическая целесообразность).

7.Повышение  уровня  механизации и автоматизации  производства.

8.Улучшение качества подготовки  сырья и материалов к процессу  производства.

9.Повышение уровня концентрации  специализации и комбинирования  производства.

10.Обеспечение (где экономически  целесообразно) централизации ремонтных  служб.

11.Внедрение новой техники  и прогрессивной технологии (малоотходной, безотходной, энерго и топлевосберегающей).

12.Совершенствование организаций  производства и труда с целью  сокращения потерь рабочего времени  и простоев в работе машин  и оборудования.

8. ПОТРЕБНОСТЬ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ

Оборотные средства - это денежные средства вложенные в сырье, топливо, незавершенное производство, готовую, но еще не реализованную продукцию, а также денежные средства, необходимые для обслуживания процесса обращения.

Характерной особенностью оборотных  средств является высокая скорость их оборота. Функциональная роль оборотных  средств в процессе производства в корне отличается от основного капитала. Оборотные средства обеспечивают непрерывность процесса производства.

Вещественным содержанием  оборотных средств являются предметы труда, а также средства труда  сроком службы не более 12 мес.

Под составом оборотных средств следует понимать входящие в их состав элементы:

- производственные запасы (сырье  и основные материалы, покупные  полуфабрикаты, вспомогательные  материалы, топливо, запасные  части…);

- незавершенное производство;

- расходы будущих периодов;

- готовая продукция на складах;

- продукция отгруженная;

- дебиторская задолженность;

- денежные средства в кассе  предприятия и на счетах в  банке. Оборотные средства постоянно совершают кругооборот, в процессе которого проходят три стадии: снабжение, производство и сбыт (реализация). Кругооборот оборотных средств можно представить следующим образом. На первой стадии (снабжение) предприятие на денежные средства приобретает необходимые производственные запасы. На второй стадии (производство) производственные запасы вступают в производство и, пройдя форму незавершенного производства и полуфабрикатов, превращаются в готовую продукцию. На третьей стадии (сбыт) происходит реализация готовой продукции и оборотные средства принимают денежную форму. Структура оборотных средств – это удельный вес стоимости отдельных элементов оборотных средств в их общей стоимости. На рис. 1 приведены состав и примерная структура оборотных средств на машиностроительном предприятии. Структура оборотных средств зависит от многих факторов, в том числе от специфики предприятия, характера продукции, условий снабжения и сбыта и т.д.

 

 

 

 

 

 

10.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ. Эффективность использования оборотных средств определяет успешность, финансовую устойчивость предприятия.С помощью оборотных средств происходит нормализация работы предприятия, повышение уровня спроса.Зависит от окружающей среды и от других различных факторов.От эффективного использования оборотных средств зависит финансовая устойчивость предприятия. Существуют следующие внешние факторы, которые отрицательно сказываются на эффективности:1. Высокий уровень инфляции 2. Разрыв хозяйственных связей 3. Снижение объемов производства и потребительского спроса 4. Нарушение платежно-расчетной дисциплины 5. Снижение доступа к кредитам из-за высоких процентов 6. Повышение налоговых ставок (налогового бремени). Внутренние резервы повышения эффективности оборотного капитала:1. Рациональная организация производственных запасов. Предполагает:· Оптимальное нормирование· Ресурсосбережение · Использование прямых длительных хозяйственных связей2. Сокращение пребывания оборотных средств в незавершенном производстве. Направления:· Внедрение новейших технологий (в частности безотходных)· Повышение фондоотдачи· Обновление производственного аппарата· Применение современных, более дешевых конструкционных материалов 3. Эффективная организация обращения:· Совершенствование системы расчетов· Приближение потребителей к изготовителям продукции· Рациональная организация сбыта продукции· Выполнение заказов по прямым связямК показателям эффективности использования оборотных средств относятся следующие показатели:1. Рентабельность оборотных средств 2. Длительность одного оборота или оборачиваемость оборотных средств 3. Скорость оборота оборотных средств  4. Загрузка оборотных средств

9. НОРМИРОВАНИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

Нормирование  оборотных средств – это процесс разработки обоснованных норм и нормативов, т.е. определение расчетных величин оборотных средств, необходимых для создания постоянных минимальных запасов, достаточных для бесперебойной работы предприятия.Норма – это минимальный запас, установленный в относительных величинах. Норматив – это минимальный размер материально-производственных запасов в денежном выражении. 
Нормативы бывают общие и частные.Частный норматив определяет размер денежных средств, необходимых для формирования отдельных элементов оборотных средств.Общий норматив характеризует общую потребность предприятия в оборотных средствах.Нормативы можно рассчитать по запасам материалов, незавершенному производству и готовой продукции. 
СОС (собств. оборот. ср-ва) = СК (собств. капитал) + ДЗ (долгосроч. источники финансирования) – ВА (внеоброт. активы) 
Методы нормирования: 
1. Аналитический метод (опытно-статистический или отчетно-статистический). Этот метод основан на статистических данных по использованию оборотных средств. Учитывает сложившуюся на предприятии практику организации производства, труда и управления. Точность расчетов зависит от имеющихся на предприятии отчетных данных и опыта работников. 
2. Метод прямого счета предусматривает расчет экономически обоснованных нормативов по каждому элементу оборотных средств. Точность зависит от уровня прогрессивности и степени напряженности норм на предприятии. Связан с большими затратами труда. 
3. Метод коэффициентов используется для корректировки норматива в связи с изменением объемов производства и уровня оборотных средств. 
Нормирование материальных запасов. Основой для нормирования являются нормы запасов материалов в днях, рассчитанные по каждому виду материальных ресурсов. При определении нормы необходимо учитывать:1) время нахождения материалов в пути, для крупных предприятий ежедневно потребляющих большие размеры сырья и материалов;2) время приемки, разгрузки, сортировки, складирования и т.п.;3) время подготовки материала к производству; 4) время пребывания материалов в виде текущего складского запаса – это время является основой для определения нормы запасов в днях. 
При нормировании так же необходимо учитывать отраслевые особенности, место расположения предприятия, возможности поставщиков и т.п.

 

 

17. ДЕНЕЖНЫЕ ЗАТРАТЫ,  РАСХОДЫ, ПЛАТЕЖИ Затратами принято считать средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. С точки зрения управленческого учета они составляют активы организации. Расходами считается стоимость товаров, услуг и производственных мощностей, используемых в текущем учетном периоде. Расходы вычитаются из доходов для определения чистой прибыли. Расходы за период – это затраты, прямо или косвенно связанные с доходами за период, которые не могут быть связаны с доходами будущих периодов. Для управленческого учета, принятия управленческих решений затраты на производство необходимо группировать. Группировка затрат позволяет определять их структуру и динамику.  В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу следует решить: рассчитать себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) и определить прибыль; принять управленческое решение в области оперативного управления производством и планирования; осуществить контроль за производством и регулирование затрат по центрам ответственности. Классификация затрат:  на материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);  затраты на оплату труда;  отчисления на социальные нужды;  амортизацию;  прочие затраты. 2. Классификация затрат по статьям калькуляции. Объединение расходов в калькуляционные статьи производится с учетом их производственно-технологического назначения и места возникновения. Перечень статей калькуляции несколько специфичен для каждой из отраслей, что обусловлено особенностями технологии производства. Еще одну группу затрат на производство и реализацию продукции представляют прочие затраты. Прежде всего, в эту группу включаются некоторые виды налогов, сборов и платежей

18. ЗАТРАТЫ НА  ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ Четкое разграничение затрат в зависимости от их экономического назначения является определяющим моментом в практической деятельности предприятия. На всех уровнях управления осуществляется группировка затрат, формируется себестоимость продукции, определяются источники финансирования. Затраты предприятия подразделяются на три вида: – затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции в процессе кругооборота оборотного капитала;     – затраты на расширение и обновление производства. Как правило, это крупные единовременные вложения средств капитального характера под новую или модернизированную продукцию. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для нового производства. Эти затраты имеют особые источники финансирования: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит и др.; – затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) классифицируются по ряду признаков: – по роли в процессе производства они подразделяются на основные и накладные; – по способу включения в себестоимость продукции затраты делятся на прямые и косвенные; – по зависимости затрат от изменения объема выпуска продукции они подразделяются на постоянные и переменные;   – по способам учета и группировки затрат они подразделяются на простые и комплексные, то есть собираемые в группы по функциональной роли в процессе производства либо по месту осуществления затрат; – по срокам использования в производстве различаются текущие затраты и единовременные.

18. Затраты на производство и реализацию продукции состоят из стоимости используемых в производстве природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат. Состав и структура затрат на производство зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов. Затраты на производство и реализацию продукции, исходя из их экономического содержания, объединяются в пять групп: – материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); – затраты на оплату труда; – отчисления на социальные нужды; – амортизация основных фондов; – прочие затраты. Материальные затраты включают в себя покупные сырье и материалы, входящие в состав производимой продукции. Это основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо всех видов, тара, запасные части для ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, покупная энергия всех видов, затраты, связанные с использованием природного сырья (включая плату за природные ресурсы). Стоимость материальных ресурсов, учитываемых в данной группе, складывается из цен их приобретения, наценок и комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеторговым организациям, стоимости услуг товарных бирж, брокеров, таможенных пошлин и платы за перевозку, хранение и доставку сторонними организациями.

21. Денежные поступления и доходы предприятия 
Денежные поступления предприятия: понятие и структура. Дифференциация понятий: денежные поступления и выручка. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) — основной источник поступлений средств предприятий. Формирование выручки, ее. состав и структура. 
Методы учета выручки от реализации продукции (работ, услуг) и их характеристика. Факторы, влияющие на размер выручки. Основные направления распределения и использования выручки от реализации продукции (работ, услуг).  Планирование выручки от реализации продукции. Внутренние и внешние факторы и оценка их влияния на величину выручки от реализации продукции (работ, услуг). 
Управление выручкой от реализации. Прогноз объема продаж как этап управления выручкой от реализации продукции. Оперативное планирование выручки от реализации и контроль за ее поступлением. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на объем выручки от реализации продукции.- Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью. Понятие прибыли как показателя эффективности работы и основного финансового ресурса предприятия. Экономическое содержание балансовой прибыли (прибыли отчётного года). Прибыль от реализации продукции как основной, источник формирования балансовой прибыли, механизм ее расчета. Прибыль от реализации иных ценностей (прочей реализации), порядок ее расчета. Операционные доходы и расходы, их влияние на прибыль. Финансовый результат от внереализационных операций, их состав и оценка изменений. 
Методы планирования (прогнозирования) прибыли. Метод прямого счета, расчетно-авалитический. Обеспечение увязки планируемой прибыли с задачами развития предприятия. Учет инфляционных факторов при планировании прибыли. Распределение балансовой прибыли. Платежи из прибыли в бюджет. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Фонды накопления и потребления на предприятии. Состав расходов, финансируемых за счет средств этих фондов. Резервные фонды на предприятии. Рентабельность — показатель, определяющий доходность, прибыльность и эффективность производства. Система показателей рентабельности и методика их расчета. Пути повышения уровня рентабельности. Направления использования показателей рентабельности в финансовых расчетах. 
Управление прибылью предприятия. Направления максимизации прибыли. Расчет критического объема производства для безубыточной работы предприятия. Определение "запаса финансовой прочности". Влияние силы операционного рычага на максимизацию темпов прироста прибыли.

19. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО  И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ. Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.Необходимо различать общую себестоимость всей произведенной продукции – общую сумму затрат, приходящихся на изготовление продукции определенного объема и состава; индивидуальную себестоимость – затраты на производство только одного изделия (например, на изготовление уникального агрегата при условии, что в данном производственном звене никаких других видов продукции одновременно не производится); и среднюю себестоимость, определяемую делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции.  
В зависимости от объема включаемых в себестоимость затрат различают себестоимость операционную, цеховую, производственную и полную. Операционная (технологическая, агрегатная) отражает затраты на выполнение данной технологической операции.Цеховая себестоимость включает затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы. Цеховая себестоимость является исходной базой для определения промежуточных внутризаводских планово-расчетных цен при организации внутризаводского хозяйственного расчета. 
Производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции) охватывает затраты предприятия на производство продукции. Помимо цеховой себестоимости в нее входят общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства. 
Полная себестоимость (себестоимость реализованной продукции) включает все затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Она отличается от производственной себестоимости на величину внепроизводственных расходов (коммерческие затраты – затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу) и исчисляется только по товарной продукции. Следует иметь в виду, что эти расходы зависят от объема отгруженной продукции и являются переменными. Классификация затрат: 1. По видам расходов: по экономическим элементам затрат(материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.), по калькуляционным статьям расходов(позволяющих определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг).2. По характеру участия в создании продукции (работ, услуг) - затраты сырья, топлива и энергии, заработную плату производственных рабочих.3. По изменяемости в зависимости от объемов производства. Затраты, которые изменяются (увеличиваются или сокращаются). 4. По способу отнесения на производство. Очень часто при калькулировании себестоимости продукции невозможно точно определить, в какой степени те или иные затраты могут быть отнесены на тот или другой вид продукции. В связи с этим все затраты предприятия подразделяются на прямые, которые могут быть непосредственно отнесены на данный вид продукции (работ, услуг), и косвенные, которые связаны с производством многих изделий, как правило, это все остальные затраты предприятия

22. ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Вы́ручка (оборот, объём продаж) — количество денежных средств или иных благ, получаемых компанией за определённый период её деятельности, в основном за счёт продажи товаров или услуг своим клиентам. Выручка отличается от прибыли, так как прибыль — это выручка минус расходы (издержки), которые компания понесла в процессе производства своих продуктов. Прирост капитала в результате увеличения по какой-то причине стоимости активов предприятия к выручке не относится. Для благотворительных организаций выручка включает общую стоимость полученных денежных подарков.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) включает в себя денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученное или подлежащее получению  в результате реализации товаров, готовой  продукции, работ, услуг по ценам, тарифам  в соответствии с договорами.

При этом деятельность предприятия  можно характеризовать по нескольким направлениям: выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг); выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг; выручка от финансовой деятельности. Общая выручка складывается из выручки по этим трём направлениям. Однако основное значение в ней отдаётся выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия.

 

23. ПЛАНИРОВАНИЕ ВЫРУЧКИ,  ЕЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

 

 

 

20. ТЕКУЩИЕ ЗАТРАТЫ  ПРЕДПРИЯТИЯ И КОНТОЛЬ ЗА НИМИ. По своей сущности затраты подразделяются на два основных вида – текущие и единовременные. Текущие затраты связаны с закупкой товаров, их транспортировкой, хранением и реализацией, обслуживанием материально-технической базы, содержанием персонала. Единовременные затраты (инвестиции) связаны со строительством, реконструкцией или приобретением объектов, машин, механизмов и оборудования, различных нематериальных активов и т.д. Текущие затраты по коммерческой деятельности принято называть издержками обращения. Они представлены везде, где осуществляется коммерческая деятельность, то есть в промышленности, когда речь идет о затратах по снабжению и сбыту, в оптовой и розничной торговле и т.д. Текущие затраты занимают наибольший удельный вес во всех затратах предприятия и содержат затраты по использованию в процессе производства продукции сырья и материалов, основных производственных фондов, комплектующих изделий, топлива и энергии, оплате труда и т.д. Текущие затраты возвращаются предприятию по завершении цикла производства и реализации продукции в составе выручки от реализации продукции. Основными целями учета текущих затрат являются: контроль расходов и доходов предприятия, обеспечение экономии и эффективности производства, выработка учетной информации для анализа и управления предприятием, обеспечение полноты, своевременности и достоверности учетной информации, ее соответствие целям управления, правильному исчислению налогов.  Для анализа текущих затрат необходима оценка их с позиции рациональности и выявление возможностей по их экономии в текущем и предстоящем периодах. Рациональным является такое использование затрат, которое способствует улучшению конечных результатов – непрерывному росту товарооборота и увеличению прибыли.

21. ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ  И ПОСТУПЛЕНИЯДенежные поступленияпредприятия – совокупность денежных средств, поступающая в распоряжение предприятия. Они включают: выручку от реализации продукции (работ, услуг);  операционные доходы; внереализационные доходы; бюджетные ассигнования, субсидии, субвенции; банковские кредиты;  суммы страховых возмещений; финансовую помощь вышестоящих и других организаций;  средства учредителей;  паевые взносы.     Под доходами предприятия признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, полученная в результате хозяйственной деятельности (Источниками формирования денежных доходов выступают:  выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг);  операционные доходы;  внереализационные доходы. Следует различать понятия доходов предприятия и поступлений денежных средств,на счета предприятий. Такие поступления денежных средств, как получение займа, кредита, залога, авансов в счет оплаты продукции и некоторые другие, приводят к пополнению средств на расчетном счете, но не являются доходами предприятия, так как принадлежат третьим лицам и не способствуют увеличению собственных источников финансовых ресурсов. В то же время увеличение источников средств у предприятия также не всегда относится к его доходам Перечисленные виды денежных доходов различаются по порядку формирования, способу учета, методике налогообложения, поэтому их разграничение должно быть четким и определенным. Соотношение между перечисленными видами денежных доходов предприятий может быть разным в разные периоды деятельности, но главным из них обычно остается выручка от реализации продукции (работ, услуг).

24. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ,  ЕЕ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ Основной целью деятельности любого предприятия является получение прибыли.Прибыль – экономическая величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими затратами, разница между доходами и расходами. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Для предприятия прибыль является основным источником пополнения собственных оборотных средств, материального стимулирования работников, финансирования социальной сферы и т. д. Как важнейшая категория рыночных отношений прибыль выполняет следующие функции: – характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия; – является основным элементом финансовых ресурсов предприятия; – является источником формирования доходной части бюджетов разных уровней.             В условиях коммерческого расчета прибыль предприятия выступает не только в качестве главного результата (основного показателя, критерия оценки) финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и источника его развития, финансирования инновационных и инвестиционных проектов, удовлетворения других потребностей. В странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Налогооблагаемая прибыль представляет собой валовую прибыль, за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения. В результате на предприятии остается так называемая чистая прибыль.Чистая прибыль – это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты установленных законом налогов.  Чистая прибыль предприятия используется на собственные хозяйственные цели. Чистая прибыль – это единственный источник средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, распределения между участниками пропорционально их долям в обществах с ограниченной ответственностью.  В условиях рыночных отношений каждое предприятие стремится к увеличению объема прибыли, который позволил бы ему прочно удерживать позиции на рынке сбыта своей продукции и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. К мероприятиям по увеличению прибыли можно отнести: увеличение выпуска продукции; увеличение качества продукции; продажу излишнего оборудования и другого имущества или сдачу его в аренду; снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, рабочей силы и рабочего времени; расширение рынка сбыта и др.

 

 

26. ПЛАНИРОВАНИЕ  ПРИБЫЛИ, МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ. Прибыль представляет собой основу деятельности любого предприятия. Каждая организация, будь то сфера услуг или производство, стремится максимально увеличить финансовый результат. В связи с этим планирование прибыли занимает одно из важнейших мест в системе планирования. 
Прибыль планируется по видам: 
1) от продажи продукции и товаров; 
2) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; 
3) от реализации основных средств; 
4) от реализации другого имущества и имущественных прав; 
5) от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т. д.; 
6) от внереализационных операций. 
Планирование прибыли осуществляется по следующим методам. 
1. Метод прямого счета (самый распространенный метод), когда финансовый результат исчисляется как разница между выручкой предприятия (без учета НДС) и полной себестоимостью за соответствующий период. 
2. Аналитический метод, сущность которого заключается в анализе влияния на финансовый результат различных факторов. Метод осуществляется в три последовательных этапа: 
1) определение рентабельности путем деления прибыли за отчетный период на себестоимость продукции за тот же период; 
2) исчисление объема товарной продукции в рассчитываемом периоде по себестоимости отчетного года и нахождение прибыли на товарную продукцию на основе базовой рентабельности; 
3) учет влияния различных факторов на плановую прибыль: понижение себестоимости продукции, рост ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т. д. 
3. Метод совмещенного расчета, при котором совмещаются первый и второй способы, а именно: стоимость товарной продукции определяется методом прямого счета, а воздействие на прибыль, изменение себестоимости, качества продукции определяются с помощью аналитического метода. 
Таким образом, планирование прибыли — это конечный результат бизнес-плана предприятия. Одним из факторов, определяющих эффективность производства, является показатель рентабельности. Расчет коэффициента рентабельности производится по формуле: прибыль предприятия, деленная на затраченные средства (выручка от реализации, активы предприятия). 
Таким образом, планирование прибыли и расчет показателя рентабельности представляют собой процесс определения прогноза деятельности предприятия и эффективности этого прогноза.

25. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ СУЩНОСТЬ. ВИДЫ  РЕНТАБЕЛЬНОСТИ. Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании. В соответствии с видами прибыли различают следующие показатели рентабельности:общая рентабельность; рентабельность предприятия; рентабельность собственного капитала; рентабельность отдельных видов и продукции в целом; рентабельность продаж. Общая рентабельность характеризует размер общей прибыли Общая рентабельность Rобщ определяется как отношение балансовой прибыли Пб к среднегодовой стоимости основного производственного капитала Фсг и нормируемого оборотного капитала Фос, %:   Rобщ = Пб *100 / (Фсг + Фос). Общая рентабельность характеризует размер общей прибыли, получаемой на один рубль вложенных средств. Если предприятие при неизменной величине производственного капитала будет лучше его использовать, оно получит больший экономический эффект, что вызовет рост рентабельности. Однако для предприятия важна норма прибыли, которую оно может использовать для собственных нужд, так как часть прибыли предприятие перечисляет в бюджет в виде налогов на недвижимость, налога на прибыль и транспортного сбора. Если она будет меньше банковского процента по депозитам, то предприятие будет не выгодно заниматься данным бизнесом. Поэтому весьма важное значение имеет расчет рентабельности по чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, т.е. рентабельности предприятия. Рентабельность предприятия (Rnp) определяется как отношение чистой прибыли Пч к среднегодовой стоимости основного производственного и нормируемого оборотного капитала, %: Rпр = Пч *100 / (Фсг + Фос) По данному показателю оцениваются результаты предприятия. Рентабельность собственного капитала определяется отношением чистой прибыли к величине собственного капитала Кс:Rск = Пч *100 / Кс.Рентабельность отдельных видов и продукции в целом определяется отношением прибыли от реализации продукции (Пр) к ее полной себестоимости (Сп), %:Rпрод = Пр *100 / Сп. Данный показатель отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда. Он в основном используется для планирования и учета рентабельности производства отдельных видов продукции.Рентабельность продаж (оборота) (Roб) рассчитывается отношением прибыли от реализации продукции Пр к объему продаж 
Qp, %: Rоб = Пр *100 /Qр. Для оценки целесообразности инвестирования средств в развитие предприятия определяется рентабельность инвестированного капитала (Rик) как отношение прироста прибыли к величине инвестиций И, %: Rик = Пч *100 /И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРИБЫЛИ. Три направления использования прибыли: Часть прибыли направляется в бюджет (налог на прибыль)

  1. Часть остается у предприятия и за счет нее формируются различные фонды предприятия
  2. Часть прибыли распределяется между собственниками (дивиденды)

1-3 -  налогооблагаемая прибыль                                          

2-3 – чистая прибыль

Взаимоотношения предприятия  и государства строятся на основе налогообложения прибыли.

Начисление налога проводится с отнесением их на различные источники:

  1. Часть налога включается в цену продукции (НДС, акцизы, таможенные пошлины + косвенные налоги)
  2. Часть налога включается в состав расходов по производству продукции – относится на ее себестоимость ( социальные взносы, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, лесной налог и другие)
  3. Существуют налоги, относящиеся на финансовые результаты хозяйственной деятельности – уменьшает его балансовую прибыль (налоги на имущество, реализацию, прибыль)

Местные налоги

Чтобы сохранить стабильный рост доходов бюджета налоги не должны превышать 1/3 балансовой прибыли, предприятия  остаются в реальном секторе экономики.  

 

28. ОПЕРАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. Операционная прибыль— прибыль хозяйствующего субъекта от основной (обычной) деятельности, равная разности между нетто-выручкой и расходами по обычной деятельности (в последние включаются прямые и операционные расходы) или, что то же самое, между валовой прибылью и операционными затратами. Операционная прибыль фактически эквивалентна Прибыли от продаж, по терминологии, используемой в отчете о прибылях и убытках.    Часто операционную прибыль отождествляют с аналогичным, но, вообще говоря, несколько иным показателем - Прибылью до уплаты процентов и налогов  Несмотря на одинаковую природу показателей (операционная прибыль также является прибылью до налогообложения и уплаты процентов) разница заключается в том, что в показателе фактически участвуют также доходы и расходы, не связанные с обычной (операционной) деятельностью - неоперационная прибыль.

 

 

 

 

 

29. ОПЕРАЦИОННЫЙ  ЛЕВЕРИДЖ, ЕГО СУЩНОСТЬ. Леверидж (от англ. leverage — действие рычага):

  1. Соотношение вложений капитала в ценные бумаги с фиксированным доходом (облигации, привилегированные акции) и вложений в ценные бумаги с нефиксированным доходом (обыкновенные акции).
  2. Производственный (операционный) леверидж. Соотношение постоянных и переменных расходов компании и влияние этого отношения на операционную прибыль, то есть на прибыль до вычета процентов и налогов. Если доля постоянных расходов велика, то компания имеет высокий уровень производственного левериджа. И даже небольшое изменение объёмов производства может привести к существенному изменению операционной прибыли. 
    Эффект производственного рычага = маржинальный доход (Выручка-Переменные расходы) / прибыль
  3. Финансовый леверидж. Соотношение заёмного капитала и собственного капитала компании и влияние этого отношения на чистую прибыль. Компания с высокой долей заёмного капитала называется финансово зависимой компанией. Компания, финансирующая свою деятельность за счёт только собственного капитала, называется финансово независимой компанией.

29. ОПЕРАЦИОННЫЙ  ЛЕВЕРИДЖ, ЕГО СУЩНОСТЬ. Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.  В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа:  - финансовый;  - производственный (операционный);  - производственно-финансовый.  Всякое предприятие является источником риска. При этом риск возникает на основе факторов производственного и финансового характера.  Эти факторы формируют расходы предприятия. Расходы производственного и финансового характера не являются взаимозаменяемыми, однако,  величиной и структурой затрат производственного и финансового характера можно управлять. Это управление происходит в условиях свободы выбора источников финансирования и источников формирования затрат производственного характера. В результате использования различных источников финансирования складывается определенное соотношение между собственными и заемным капиталом, а, так как заемный капитал является платным, и по нему образуются финансовые издержки, возникает необходимость измерения влияния этих издержек на конечный результат деятельности предприятия. Поэтому финансовый леверидж характеризует влияние структуры капитала на величину прибыли предприятия, а разные способы включения кредитных издержек в себестоимость оказывают влияние на уровень чистой прибыли и чистую рентабельность собственного капитала.  Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты процентов и налогов. 

30. КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ,  ЕГО СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Капитал – это созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, т. е. сумма накопленных материальных благ. Капитал подразделяется: – на постоянный – денежные средства, предназначенные для покупки средств производства; – переменный – денежные средства, предназначенные на формирование рабочей силы; – оборотный – денежные средства, вложенные в производственные оборотные фонды и фонды обращения.  Важнейшей сущностной чертой рыночной системы хозяйствования является разветвленная система товарно-денежных отношений. Движение факторов производства, в том числе и рабочей силы, материальных благ и услуг, опосредуется с помощью наличных и безналичных денег, а также других финансовых инструментов. На деле это означает, что как создание самого предприятия, так и его функционирование предполагает вложения определенного капитала в форме соответствующей величины денежных средств.   Финансовые ресурсы предприятия – это денежные средства, включающие в себя все то, что можно превратить в деньги, для того чтобы приобрести необходимое оборудование, сырье и материалы для производства продукции, выплачивать заработную плату и многое другое, что необходимо для функционирования предприятия.  Средства, обеспечивающие деятельность предприятия, обычно делятся на собственные и заемные.   Собственный капитал предприятия представляет собой стоимость (денежную оценку) имущества предприятия, полностью находящегося в его собственности. Собственный капитал предприятия складывается из различных источников: уставного, или складочного, капитала, различных взносов и пожертвований, прибыли, непосредственно зависящей от результатов деятельности предприятия.                Заемный капитал – это капитал, который привлекается предприятием со стороны в виде кредитов, финансовой помощи, сумм, полученных под залог, и других внешних источников на конкретный срок, на определенных условиях под какие-либо гарантии.Уставный капитал представляет собой совокупность средств (вкладов, взносов, долей) учредителей (участников) в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.                                                             Уставный капитал является первоначальным, исходным капиталом для предприятия. Его величина определяется с учетом предполагаемой хозяйственной (производственной) деятельности и фиксируется в момент государственной регистрации предприятия.

31. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛА   Уровень эффективности хозяйственной деятельности предприятия во многом определяется целенаправленным формированием его капитала. С позиции финансового менеджмента основной целью формирования капитала является удовлетворение потребности в приобретении необходимых активов и оптимизации его структуры с позиции обеспечения условий эффективного его использования.    Принципы формирования капитала предприятия:   1. Учет перспектив развития хозяйственной деятельности предприятия. Процесс формирования объема и структуры капитала подчинен задачам обеспечения его хозяйственной деятельности не только на начальном этапе деятельности, но и на продолжении и расширении этой деятельности в будущем. Обеспечение перспективности достигается путем включения всех расчетов, связанных с формированием капитала, в бизнес – план создания нового предприятия.  2. Обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов предприятия. Общая потребность в капитале основывается на потребности в оборотных и внеоборотных активах. Для нового предприятия потребность в капитале при создании включает две составлявшие:   А) Предстартовые расходы представляют собой относительно небольшие суммы финансовых средств, необходимых для разработки бизнес – плана и финансирования связанных с этим исследований.   Б) Стартовый капитал предназначен для непосредственного формирования активов предприятия. 3. Обеспечение оптимальности структуры капитала с позиции эффективного его функционирования.Предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость. 4. Обеспечение минимизации затрат по формированию капитала из различных источников. 5. Обеспечение высокоэффективного использования капитала в процессе его хозяйственной деятельности. Реализация принципа обеспечивается путем максимизации показателя рентабельности собственного капитала при приемлемом для предприятия уровня финансового риска.

 

33. ОПТИМИЗАЦИЯ  СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Структура капитала отражает соотношение заемного и собственного капиталов, привлеченных для финансирования долгосрочного развития компании. От того, насколько структура оптимизирована, зависит успешность реализации финансовой стратегии компании в целом. В свою очередь оптимальное соотношение заемного и собственного капиталов зависит от их стоимости.

В российской деловой среде  распространено заблуждение, согласно которому собственный капитал считается  бесплатным. При этом забывается очевидный  факт: платой за собственный капитал являются дивиденды, и практически всегда это делает финансирование за счет собственных средств самым дорогим. К примеру, если у собственника бизнеса есть возможность получать дивиденды, скажем, на уровне 40%, стоимость собственного капитала становится более высокой, чем стоимость привлечения кредитов.

Само по себе обеспечение  оптимальной структуры капитала, /т.е. установление рационального соотношения  между заемным и собственным  капиталом/ имеет большое значение для организации (предприятия). Примерно структура капитала должна выглядеть  так -  40/60. 
 

Многие экономисты, сходятся на том, что оптимизацию структуры  капитала следует примерно осуществлять по следующим этапам:

1. Анализ капитала предприятия. 

2. Оценка основных факторов  определяющих формирование структуры 
эффективного капитала.,  - Практика показывает, что не существует единых 
рецептов соотношения собственного и заемного капитала не только для 
однотипных предприятий, но даже и для одного предприятия на разных стадиях 
его развития и при различной коньюнктуре товарного и финансового рынков. 

3. Оптимизация структуры  капитала по критерию максимизации 
уровня финансовой рентабельности. - Для проведения таких оптимизационных расчетов используется механизм финансового левериджа.

4. Оптимизация структуры  капитала по критерию минимизации  его 
стоимости. Процесс этой оптимизации основан на предварительной оценке 
стоимости собственного и заемного капитала при разных условиях его 
привлечения и осуществлении многовариантных расчетов средневзвешенной 
стоимости капитала.

6. Формирование общей картины  о структуры капитала. Нахождение  предельных границы максимально рентабельной и минимально рискованной структуры капитала позволяют определить поле выбора конкретных его значений на плановый период 
Экономическая сущность и состав основного капитала. Основные средства – это часть имущества организации, которая используется в качестве средств труда, с целью получения экономической выгоды, сроком полезного использования более 1 года и первоначальной стоимостью более 20 тыс.руб.Основной капитал - это средство организации вложенные в основные средства и приносящие доход (т.е. это сами основные средства + источники их формирования).В бух. учете используется термин основные средства, а в налоговом учете – амортизируемые имущества (к амортизационному имуществу относятся также нематериальные активы).Основной капитал в материально вещественной форме представляет собой производственно-технический потенциал организации, а в стоимостной форме - экономический потенциал.

Рациональное использование  основного капитала оказывает непосредственное влияние на потребность предприятия  в оборотном капитале и прежде в производственных запасах (уменьшение абсолютного периода, приводит к  относительному снижению материальных запасов, приходящихся на единицу основного  капитала).

Соотношение между основным и оборотным капиталом выражает органическое строение капитала. В различных отраслях данное соотношение различается наиболее высокий удельный вес основного капитала, встречается в: добывающей промышленности, тяжелом машиностроении, железнодорожном транспорте.

32. СТОИМОСТЬ КАПИТАЛА, ПРИНЦИПЫ ЕГО  ОЦЕНКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34,35,36,37. ФИНАНСОВОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Финансовое планирование – это процесс определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Цель финансового планирования – обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами.  Существуют следующие виды планов.  Стратегические планы – планы генерального развития бизнеса. В финансовом аспекте эти планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Стратегические планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для функционирования предприятия.  Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого возможного источника финансирования, а также проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.  Оперативные планы – это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства,  план закупки сырья и материалов и т. п.).  Любой план действий должен сопровождаться сметой расходов – составлением бюджета, который является количественным воплощением плана, характеризуя доходы и расходы на конкретный период и определяя потребность в ресурсах для достижения заданных планом целей. Бюджет создается до выполнения предполагаемых действий, что определяет его роль как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.  Отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции,  могут нести информацию только о расходах или доходах (бюджет производства, закупки сырья и материалов, продаж), а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации.  Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которых компания стремится достичь в будущем.  Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на предприятии (т. е. составления стратегических,  текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т. е.  составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью – расчет потребностей во внешнем финансировании. 

 

38. БАЛАНС ДОХОДОВ  И РАСХОДОВ КАК ФОРМА ФИНАНСОВОГО  ПЛАНА

Баланс доходов и расходов - это план финансовых результатов, в котором на основе сопоставления  сумм доходов и расходов определяется сумма прибыли, а в последующем  рассчитывается рентабельность.

План доходов и расходов необходим для следующих целей: - сопоставления изменения доходов  и расходов по периодам времени и  по структурным подразделениям; - определения  и контроля рентабельности бизнеса; - установления лимитов условно-постоянных затрат по отдельным структурным  подразделениям или видам бизнеса; - установления нормативов условно-переменных или других расходов (например, материальных) и контроля за их соблюдением по структурным подразделениям и видам  бизнеса; - определения покрытия затрат и выявления узких мест в формировании доходов.

При составлении баланса  доходов и расходов учитываются: - план объема деятельности, включая  план реализации и план валовых доходов; - план затрат и себестоимости, включая  прямые затраты (сырье, материалы и  другие) и накладные (условно-постоянные); - план по налоговым выплатам с учетом налогового режима, системы налогообложения; - мероприятия по оптимизации доходов  и затрат.

При планировании доходов  и расходов целесообразно брать  во внимание не только общий оборот (выручку) по реализации товаров и  услуг, но и чистый оборот (нетто-продажи, т. е. выручка минус сырье по ценам  покупки), а именно - валовые доходы. Это необходимо, во-первых, для сопоставимости доходов и расходов вне зависимости  от затрат и цен на сырье, во-вторых, для определения затратности (издержкоемкости) продукции и услуг по времени

или по видам деятельности (оценка экономической целесообразности тех или иных проектов, мероприятий).

При составлении баланса  доходов и расходов и обоснования  прибыли, рентабельности необходимо предварительно:

- составить план по  текущим затратам и издержкам  с распределением их на прямые  и накладные; 

- обосновать план по  объему реализации и валовым  доходам; 

- определить объем резерва  по расчетам с бюджетом от  объема реализации;

- выделить критические  затраты и установить по ним  лимиты (целевые показатели).

Форма плана доходов и  расходов может быть различной: в  виде баланса или другом виде, но при этом необходимо учитывать принятый в налогообложении порядок расчета  прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. ФИНАНСОВОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ В СОСТАВЕ БИЗНЕС-ПЛАНА Заключительным разделом любого бизнес-плана является финансовый  раздел. Содержание данного раздела зависит от цели разработки бизнес-плана и его назначения.

Существует два наиболее распространенных мнения по поводу определения   бизнес-плана:

  1. бизнес план - как   документ внутрифирменного планирования, излагающий основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности фирмы, анализирующий риски, с которыми она может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач;
  2. бизнес-план как типовое проектное (инвестиционное) решение, связанное с открытием собственного коммерческого или предпринимательского дела или развитием уже действующей рыночной структуры.

Типовое содержание финансового раздела бизнес плана включает:

  1. Прогноз объемов реализации;
  2. План доходов и расходов;
  3. Баланс денежных поступлений и выплат;
  4. Сводный балансовый план активов и пассивов предприятия;
  5. Анализ безубыточности, анализ чувствительности;           
  6. Стратегия финансирования.

Прогноз объемов реализации составляется на основе данных предыдущих разделов бизнес-плана. Он отражает плановые суммы реализации по каждому товару в денежном выражении. Прогноз объемов  реализации, как правило, составляется на 3 года, для 1-го года с разбивкой  по месяцам, для 2-го года с поквартальной  разбивкой, для 3-го года в общей сумме  за год.

Для расчетов конечных финансовых результатов составляется план доходов  и расходов, на основе которого прогнозируется прибыль 1-го года помесячно, 2-го года поквартально и 3-го в целом на год. Зачастую форма  таблицы доходов и расходов  аналогична форме финансовой отчетности "Отчет о прибылях и убытках".

Цель составления балансов денежных поступлений и расходов – добиться синхронности поступления  денежных средств и их расходования. Путем составления данного баланса  можно оценить, сколько и когда  денежных средств необходимо вложить в бизнес и за счет каких источников будут получены необходимые денежные суммы.

Баланс активов и пассивов отражает состояние имущества предприятия  и источников его формирования на определенную дату. Прогнозный баланс составляется как обычный бухгалтерский  баланс, где указаны значения активов  и пассивов на начало и конец планируемого периода, но с меньшей детализацией статей. При составлении баланса  добиваются сбалансированности  активов и пассивов, при этом может возникнуть необходимость внесения исправлений во все другие расчеты.

Для оценки риска по проекту  осуществляют анализ чувствительности. Для этого выбирают показатели, риск по которым высок и задавая пошаговое изменение данных показателей с определенным интервалом определяют влияние их изменений на другие финансовые показатели. Анализ безубыточности основан на расчете порога рентабельности проекта и запаса его финансовой прочности. 

В заключительной части финансового  раздела бизнес-плана отражается стратегия финансирования проекта. В этой части даются ответы на следующие  вопросы:

  1. Сколько всего необходимо средств?
  2. Откуда и в какой форме предполагается получить эти средства?
  3. Когда можно ожидать полного возврата заемных средств и получение инвесторами доходов?
  4. Каков размер дохода, получаемого инвесторами?

Особое внимание уделяется  оценке экономической эффективности  реализации проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 
   


Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"