Бюджетные процессы в Республики Беларусии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:02, реферат

Краткое описание

Объект исследования – бюджет Республики Беларусь.

Предмет исследования – бюджетный процесс.

Цель работы – изучение бюджетного процесса и его этапов в Республике Беларусь.

Методы исследования: группировок, относительных разниц, абсолютных величин, табличный, графический.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............4
1 Основы организации бюджетного процесса…………………………………..5
2 Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов……………………….9
3 Организация исполнения бюджета……………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гос бюджет.doc

— 540.50 Кб (Скачать файл)

       Дефицит республиканского бюджета за январь-июль 2009 года составил 947,9 млрд. рублей.

       Изменение величины доходов, полученных в экономике, и поступлений доходов в бюджет отражает коэффициент динамичности бюджетных доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста бюджетных поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за девять месяцев 2008 года динамичность доходов составила 1,043, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (за девять месяцев 2007 года динамичность доходов была 1,037).

       Динамика  ежемесячных поступлений доходов  в консолидированный бюджет представлена на рисунке 1.

Рисунок 1- Реальные темпы  роста доходов  консолидированного бюджета (в % к предыдущему месяцу) 

       Примечание. Литературный источник: [12]. 

       Основными доходными источниками консолидированного бюджета являются налоговые доходы, доля которых составила за январь – сентябрь 2008 года 71,2%, что на 0,3 п.п. выше аналогичного показателя за аналогичный период 2006 года (рисунок 2.).

Рисунок 2 - Структура доходов  консолидированного бюджета за январь-cентябрь 2006-2008 гг., % 

       Примечание. Литературный источник: собственная  разработка 

       Основными налоговыми доходами были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 48,9%. При этом 17,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 15,5% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 21,7% всех доходов консолидированного бюджета, табл. 1.

Таблица 1 - Динамика структуры  доходов консолидированного бюджета за январь-cентябрь 2006-2008 гг., %

Показатели январь-сентябрь

2006

январь-сентябрь

2007

январь-сентябрь

2008

Налоговые доходы - всего  70,9 70,4 71,2
в том  числе:      
  • Налоги  на доходы и прибыль 
16,3 15,2 17,0
в т.ч. - подоходный налог  6,4 6,2 5,9
  • Налоги на фонд заработной платы
1,8 0 0
  • Налоги на собственность
3,4 3,2 3,1
  • Налоги на товары и услуги
38,7 35,1 31,7
в т.ч. - НДС  19,0 17,9 17,8
- акцизы  7,5 6,4 6,1
  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности
5,4 12,6 15,5
Взносы  на государственное социальное страхование  24,8 23,8 21,7
Неналоговые доходы 4,3 5,8 7,1
Итого доходов  100,0 100,0 100,0

Примечание -  Источник: [12]. 

       Задолженность по платежам в бюджет и государственные  целевые бюджетные фонды по состоянию  на 1 октября 2008 года составила 78,6 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению  с началом года на 47,5%. По сравнению  с 1 сентября 2008 года (103 млрд. рублей) задолженность по платежам в бюджет на 1 октября 2008 года сократилась на 23,7%. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета  уменьшилось с 0,51% на 1.10.2007 г. до 0,2% на 1.10.2008 г., т.е. более чем в два раза.

       Доходы  республиканского бюджета (без учета  ФСЗН) составили 25 355,6 млрд. руб., или 124,9% (в реальном выражении) к уровню января-сентября 2007 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 23 242,7 млрд. руб., что на 24,5% больше, чем в январе-сентябре 2007 года.

       Почти четверть (23,7%) всех поступлений в  республиканский бюджет (без учета  ФСЗН) обеспечено за счет налога на добавленную  стоимость. По сравнению с январем-сентябрем 2007 года его объем увеличился на 21,8% в реальном выражении. В 1,5 раза возросли налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 29,3% [12].

       Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2008 года профинансированы в сумме 43 042,6 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 9 232,7 млрд. рублей. При этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета на 1.10.2008 г. составила 283,5 млрд. рублей (на 1.10.2007 г. – 368,6 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к скользящим годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,13% на 1.10.2007 г. до 0,6% на 1.10.2008 г.

       В январе-сентябре 2008 года консолидированный  бюджет исполнен с профицитом в размере 4 943,4 млрд. рублей, или 5,3% к ВВП (за январь-сентябрь 2007 года профицит составлял 3,9% к ВВП)

       В январе-сентябре 2008 года при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 18,8% по сравнению с  соответствующим периодом 2007 года в  разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – в 1,5 раза, на жилищные и коммунальные услуги – на 32,1%. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности сократились на 0,3%. Рост расходов на поддержку отраслей национальной экономики вызван необходимостью частичной компенсации роста стоимости импортируемых энергоносителей с целью сохранения конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках.

       В январе-сентябре 2008 года по сравнению  с январем-сентябрем 2007 года на 5,4 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,5 процентных пункта – доля расходов на жилищные и коммунальные услуги при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации. Однако наблюдается сокращение доли расходов на социальную сферу: социальная политика сократилась на 2,2 п.п. и составила 26,6% в структуре расходов консолидированного бюджета;  "Здравоохранение", "Образование", "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – на 2,6 п.п., а именно с 24% до 21,4% (рисунок 3.).

       Расходы по разделу "Образование" составили 10,9% всех расходов консолидированного бюджета, "Здравоохранение" – 8,3%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 2,3%.

       В расходах консолидированного бюджета  за январь-сентябрь 2008 года в разрезе  экономической классификации преобладали текущие расходы – 80%, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 18,4%, субсидии и текущие трансферты – 46,8%, обслуживание государственного долга – 1%. Доля капитальных расходов составила 18,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 15,7% всех бюджетных расходов [12].

       

Рисунок 3 - Функциональная структура  расходов консолидированного бюджета, в процентах  к итогу 

Примечание -  Источник: собственная разработка 

       Средства консолидированного бюджета остаются одним из основных источников финансирования инвестиций в основной капитал в экономике. Их доля в финансировании инвестиций в январе-сентябре 2008 года составила 25,3% всех инвестиций в основной капитал вместо 24,1% в январе-сентябре 2007 года. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за девять месяцев 2008 года возрос в 1,5 раза по сравнению с тем же периодом 2007 года и составил 190,7 тыс. квадратных метров, или 4,8% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья (в январе-сентябре 2007 года – 3,7%).

       В январе-сентябре 2008 года финансирование из республиканского бюджета почти  по всем разделам функциональной классификации  осуществлялось выше уровня января-сентября 2007 года. Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета (с учетом ФСЗН) занимали расходы по разделам «Социальная политика» - 32,6%, «Общегосударственные расходы» - 22,3%.

       В январе-сентябре 2008 года доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили расходы на 2 112,9 млрд. рублей, или 2,3% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 3 438,5 млрд. рублей, или 3,7% ВВП.

       В целом тенденции в бюджетно-налоговой  сфере страны адекватны экономическим  процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2008 году, как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

       Итак, бюджетный процесс — регламентированная законодательством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного и местных бюджетов (в федеративных государствах и бюджетов членов федерации). Он охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности — составление проекта бюджета; его рассмотрение и утверждение законодательными органами; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении и утверждение отчета парламентом.

       Финансовый (бюджетный) год — это период, в течение которого реализуется централизованный план государства.

       Участниками данного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями: Президент страны; органы законодательной  и исполнительной власти; финансовые органы; органы государственного и муниципального финансового контроля; органы денежно-кредитного регулирования; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители бюджетных средств; другие органы, на которые возложены налоговые и бюджетные полномочия.

       В основе бюджетного процесса лежат принципы: единства; полноты; реальности; гласности; самостоятельности.

       Составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений  бюджетно-финансовой политики.

       Рассмотрение  и утверждение бюджета, как уже  было отмечено, относится к компетенции представительной власти.

       Как на республиканском, так и на местном  уровнях бюджеты должны быть приняты  до 1 января очередного финансового  года.

       Закон о бюджете не является единственным правоустанавливающим актом. Правительство после принятия закона о бюджете принимает постановление, в котором определяются меры по реализации принятого закона, в частности, в нем содержатся поручения Министерству финансов, министерствам и республиканским органам государственного управления по обеспечению полного поступления расходов, своевременному финансированию расходов и другим вопросам, связанным с исполнением республиканского бюджета.

       Исполнение  бюджета — это третья стадия где  происходит кассовое исполнение бюджета — сбор бюджетных средств на территории страны, их хранение и выдача, а также ведение учета и отчетности.

       Исполнение  республиканского бюджета Республики Беларусь осуществляется на основе отражения  всех операций и средств республиканского бюджета в системе балансовых счетов государственного казначейства.

       Запрещено осуществление операций в процессе исполнения республиканского бюджета, минуя систему счетов Главного государственного казначейства.

       По  окончании финансового года начинается последний этап бюджетного процесса — составление отчета об исполнении бюджета министерством финансов и утверждение его парламентом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

1 Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. N 412-З  // Информационная база данных нормативно-правовых актов «Консультант-плюс»
2 Международные финансы: Учеб. Пособие / Под общ. Ред. И.Н. Жук. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 149с.
3 Финансы и кредит: Учеб. Пособие / Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 336с.
4 Государственные финансы: Учеб. пособие / Под общ. ред. Г.К. Мультана. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 166с.
5 Рудый К.В. Финансово-кредитные  системы зарубежных стран. – М.: ООО ''Новое знание'', 2003. – 300 с.
6 Правила составления  и исполнения республиканского и  местных бюджетов, поступление средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использование. / Министерство финансов Республики Беларусь. – Мн., 1999. – 130 с.
7 Ханкевич Л.А. Финансовое право Республики Беларусь. Практ. пособ. - Мн.: Молодеж. науч. об-во, 2004. - 282 с.
8 Доходы консолидированного бюджета 2009 года прогнозируются в объеме Br72,7 трлн, расходы - Br75,5 трлн. // www.interfax.by /15 августа 2008, Экономика и бизнес
9 Расходы бюджета  Беларуси в 2009 году будут сокращены, 8 января 2009,  Экономика и бизнес // www.tut.by
10 А. Пташников, Г. Нестерчик, В Беларуси все еще нет бюджета на 2009 год, 18 марта 2009 // www. tut.by
11 Государственный бюджет: Учеб. пособие / Т. В. Сорокина. –  Мн.: БГЭУ, 2003. – 289 с
12 О социально-экономическом  положении Республики Беларусь  
и состоянии государственных финансов // Официальный сайт Минфина: // ncpi. gov. by /minfin/
13 Теория финансов: Учеб. пособие / Под ред. проф. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. –  Мн.: БГЭУ, 2005. – 351 с.
14 Финансовое  право Республики Беларусь: учеб. пособие / Г.А.Воробей. – Мн: Амалфея. 2006. 432с.
15 Государственный бюджет: Учеб.– метод. пособие / Г.М. Корженевская. – Мн.: МГЭИ, 2004. – 166с
16 Государственный бюджет: учеб.-метод. Пособие / М.В. Ромаш, Т.Г. Ролева. – Минск: МИТСО, 2008. – 96с.

Информация о работе Бюджетные процессы в Республики Беларусии