Бюджетные процессы в Республики Беларусии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:02, реферат

Краткое описание

Объект исследования – бюджет Республики Беларусь.

Предмет исследования – бюджетный процесс.

Цель работы – изучение бюджетного процесса и его этапов в Республике Беларусь.

Методы исследования: группировок, относительных разниц, абсолютных величин, табличный, графический.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............4
1 Основы организации бюджетного процесса…………………………………..5
2 Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов……………………….9
3 Организация исполнения бюджета……………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гос бюджет.doc

— 540.50 Кб (Скачать файл)

       - объем ассигнований на государственные  капитальные вложения в отраслевом  разрезе, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета;

       - перечень защищенных статей; размер  оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету.

       В законе о бюджете устанавливается  также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга, лимит участия Национального банка в кредитовании республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком внутреннего государственного долга.

       В случае отклонения Парламентом представленного  проекта бюджета постоянные комиссии должны внести предложения об увеличении доходов, сокращении расходов или внесении изменений в налоговое законодательство. Проект бюджета возвращается Правительству на доработку.

       При несогласии с решением Парламента глава  государства вправе в соответствии с Законом о Президенте, не позднее, чем в 10-дневный срок, возвратить его со своими возражениями в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Если Парламент большинством (не менее двух третей от избранных депутатов) подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан в трехдневный срок подписать закон. Цели по истечении указанного срока закон о бюджете не возвращается в Парламент, он считается подписанным в той редакции, в которой был направлен главе государства.

       Закон о бюджете должен быть опубликован в республиканских газетах для всеобщего сведения.

       Как на республиканском, так и на местном  уровнях бюджеты должны быть приняты  до 1 января очередного финансового  года. Каждый нижестоящий бюджет утверждается после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.

       Последние десять лет скорее правилом, чем  исключением, становится принятие бюджетов после наступления нового финансового  года. В этой связи не возникает  проблем с формированием доходной части бюджетов, так как налоги не привязываются к годовому периоду, в то время как расходы осуществляются в соответствии с годовыми бюджетными назначениями.

       Поэтому закон должен урегулировать этот вопрос, придав расходам особый режим  их осуществления. В случае утверждения  республиканского и местных бюджетов после начала финансового года Правительство и местные исполнительные и распределительные органы имеют право в течение каждого месяца до утверждения соответствующих бюджетов расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнований четвертого квартала предыдущего финансового года. Однако такое право обременено дополнительным обстоятельством, а именно - поступающими доходами. Из смысла статьи следует, что если поступающих доходов недостаточно, чтобы финансировать расходы на уровне прошлого года, то в действие должны быть приведены механизмы секвестрования или блокирования, по усмотрению соответственно Правительства либо местных органов.

       Закон о бюджете не является единственным правоустанавливающим актом. Правительство  после принятия закона о бюджете принимает постановление, в котором определяются меры по реализации принятого закона, в частности, в нем содержатся поручения Министерству финансов, министерствам и республиканским органам государственного управления по обеспечению полного поступления расходов, своевременному финансированию расходов и другим вопросам, связанным с исполнением республиканского бюджета.

       После принятия закона о бюджете у Министерства финансов возникают дополнительные обязанности, в частности, оно должно сообщать министерствам и другим получателям бюджетных средств показатели по ассигнованиям из республиканского бюджета. Областным и Минскому городскому Советам депутатов Министерство финансов доводит нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска.

       До  начала фактического финансирования расходов Министерство финансов по согласованию с министерствами, другими органами государственного управления устанавливает поквартальное распределение доходов и расходов республиканского бюджета. Это является основанием для разработки и утверждения Министерством финансов специального документа: Росписи доходов и расходов бюджета, источников покрытия дефицита республиканского бюджета [7, с.137].

       Таким образом, стадия утверждения бюджета оканчивается утверждением закона о бюджете. После этого акта Советом Министров, Министерством финансов и местными финансовыми органами производятся действия и принимаются документы, конкретизирующие и детализирующие отдельные положения и статьи закона.

       Бюджет  на 2009 год был сформирован исходя из ожидаемого Минфином роста ВВП в 2009 году на 10% (155 трлн. руб.), прогноза по инфляции 9-11% и цен на газ в пределах $140 за 1 тыс.куб.м.

       Доходы  консолидированного бюджета в 2009 году должны были составить 72,66 трлн. руб., или 46,9% ВВП против ожидаемых 50,5% ВВП в 2008 году (по плану 45,7% ВВП). Расходы - 75,46 трлн. руб., или 48,7% ВВП против 48,5% ВВП в 2008 году (по плану 47,7% ВВП). Известно, что дефицит консолидированного бюджета на 2009 г. первоначально был запланирован в размере 2,8 трлн. руб., или 1,8% к ВВП [8].

         Основными источниками налоговых  доходов бюджета являются: налог  на добавленную стоимость (27,8%) в доходах без учета средств  ФСЗН и государственных целевых  бюджетных фондов, доходы от внешнеэкономической  деятельности (23,7%), налоги на доходы  и прибыль, уплачиваемые организациями (13,8%), подоходный налог с физических лиц (10,5%), акцизы (8,3%).

       Однако  в связи с развивающимся экономическим  кризисом, одним из следствий которого стала проведенная в Республике Беларусь девальвация белорусского рубля, параметры бюджета 2009 заложенные в 2008 году стали невыполнимы.  В связи с этим необходимым явился пересмотр показателей по расходам бюджета в сторону их уменьшения. Так, Президент Беларуси Александр Лукашенко своим указом установил предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год в сумме 0 руб. Ранее этот показатель был определен на уровне 2,8 трлн. руб., или 1,8% к ВВП. Как упоминалось выше, доходы консолидированного бюджета в 2009 году были запланированы в объеме 72,7 трлн. руб., расходы - 75,5 трлн. руб. В соответствии с новым указом, суммы доходов и расходов республиканского бюджета определяются равными. "Таким образом, расходы белорусского бюджета в 2009 году будут осуществляться в пределах поступающих бюджетных доходов" (по словам представителя Министерства финансов).

       В соответствии с указом правительство  в течение 3 месяцев должно было пересмотреть показатели бюджета. "В частности, планировалось определенное сокращение расходной части бюджета, которое  коснулось не первоочередных расходов. Рассматривались возможности сокращения госинвестиций" [9].

       Президент не сам по себе решил сделать бюджет бездефицитным. Таким образом, подписав в последние дни прошлого года соответствующий указ, он выполнил требование Международного валютного фонда. Фонд тогда принял решение о выделении Беларуси кредита.

       Ход МВФ вполне понятен, ведь международные  займы можно учесть в бюджете страны только на погашение дефицита бюджета, а если дефицита нет, то просто потратить деньги фонда, например, на поддержку села будет весьма затруднительно.

       Но  ладно бы только дефицит нужно  было убрать - провели ревизию расходов, что-то подсократили бы, но начальник главного управления бюджетной политики Министерства финансов Максим Ермолович, на встрече с вьетнамскими парламентариями 16 марта не зря сделал акцент на "нынешних условиях". Еще в конце января он подчеркивал, что бюджет придется пересматривать не только по расходам, но и по доходам.

       Доходы - это налоги, которые завязаны на текущей деятельности предприятий. Уже очевидно, что предприятия не будут иметь тех доходов, которые имели в прошлые годы - нет сбыта. Гораздо меньше получит бюджет и от основных экспортеров - цены на нефть и калийные удобрения падают, так что не стоит рассчитывать на превышение планов по поступлению доходов от внешнеэкономической деятельности. Ведь два последних года в основном из-за перевыполнения по данной статье страна "закрывала" бюджет с профицитом, хотя упорно планировала дефицит - это как раз для того, чтобы можно было брать зарубежные займы и тратить их на бюджетные нужды. Теперь не только займами бюджету не поможешь, но и собственные предприятия планы по доходной части вряд ли обеспечат.

       Насколько снизятся доходы бюджета - пока никто вслух не оценивал. В январе Максим Ермолович подчеркивал, что Минфину для прогнозирования доходов бюджета нужны и новые прогнозные показатели. Не верстать же новый бюджет исходя из темпов роста ВВП в 10-12%, как это было записано в указе президента, принятом в конце августа, то есть в докризисный период. Однако правительство упорно не желает пересматривать показатели на текущий год, а пока все еще рассчитывает на какой-то мифический рост мировой экономики во втором полугодии.

       Как говорил представитель Минфина, по поводу темпов роста у Минфина и Минэкономики идет "дискуссия". Сообщений о том, что проект изменений в бюджет уже готов, пока нет. Минфин также не предоставляет текущую информацию о выполнении бюджета 2009 года, вероятно считая, что бюджета в стране по сути нет. Представители бюджетных организаций отмечают, что финансирование по многим проектам еще не начато и им намекают, что денег в этом году и вовсе может не быть. "Выделяют только на зарплату" - сообщил один из представителей бюджетной организации.

       Впрочем, со слов все того же Максима Ермоловича уже известно, что как раз этот показатель - по росту заработной платы - при подготовке изменений в бюджет уже пересмотрен. "Сейчас мы ее сохраняем на прежнем уровне, хотя ранее предполагали, что заработная плата в 2009 году в реальном выражении будет возрастать на 18%", - сказал Максим Ермолович. Он также сообщил на встрече с вьетнамскими парламентариями, что Минфин постарается существенно сократить расходы бюджетных организаций за исключением здравоохранения и образования, то есть эти статьи в обновленном бюджете-2009 предполагается защитить от секвестирования. Будут пересмотрены подходы к бюджетному финансированию капитальных вложений и сохранены меры по поддержке госпредприятий в части компенсации ставок по кредитным ресурсам и некоторых налоговых льгот. Впрочем, обо все этом представитель Минфина говорил и раньше [10]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3 Организация исполнения бюджета 
 

       Все предыдущие стадии были направлены на то, чтобы как можно лучше исполнить  утвержденный бюджет.

       Исполнение  бюджета — это третья стадия где  происходит кассовое исполнение бюджета — сбор бюджетных средств на территории страны, их хранение и выдача, а также ведение учета и отчетности.

       Исполнение  бюджета имеет целью обеспечить своевременное и полное поступление  предусмотренных бюджетом доходов  в целом и по каждому доходному источнику, а также бесперебойное финансирование, законное, целевое и эффективное расходование бюджетных средств.

       Министерство  финансов, Министерство по налогам  и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, другие республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы обеспечивают поступление предусмотренных в бюджете налогов и других обязательных платежей и эффективное расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.

       Исполнение  республиканского бюджета и местных  бюджетов осуществляется на основании  закона о республиканском бюджете  на очередной финансовый год, решений  местных Советов депутатов о  бюджете на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной росписью республиканского бюджета и местных бюджетов.

       Учет  исполнения республиканского бюджета  и местных бюджетов по расходам ведется  по кассовым и фактическим расходам.

       Кассовыми расходами бюджета считаются все суммы, выданные с банковских счетов как путем безналичных расчетов, так и наличными деньгами.

       Фактическими  расходами считаются действительные затраты организаций, подтверждаемые документами в соответствии с  законодательством.

       Право организаций на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных этим организациям в текущем финансовом году, прекращается по окончании финансового года. Неиспользованные остатки бюджетных средств на счетах организаций по окончании финансового года перечисляются в доход соответствующего бюджета.

       Оставшиеся  незаконченными на 1 января расчеты  бюджетных организаций по операциям  истекшего периода производятся в очередном финансовом году за счет бюджетных назначений на те же цели по бюджету очередного финансового  года.

       Денежные средства, находящиеся на едином казначейском счете, а также имущественные права на них не могут быть предметом залога в качестве обеспечения исполнения обязательств по гражданско-правовым сделкам.

       Не  допускается безакцептное списание в порядке предварительного и последующего акцепта денежных средств с единого казначейского счета, кроме случаев, предусмотренных бюджетным Кодексом.

Информация о работе Бюджетные процессы в Республики Беларусии