Бюджетные процессы в Республики Беларусии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:02, реферат

Краткое описание

Объект исследования – бюджет Республики Беларусь.

Предмет исследования – бюджетный процесс.

Цель работы – изучение бюджетного процесса и его этапов в Республике Беларусь.

Методы исследования: группировок, относительных разниц, абсолютных величин, табличный, графический.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............4
1 Основы организации бюджетного процесса…………………………………..5
2 Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов……………………….9
3 Организация исполнения бюджета……………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гос бюджет.doc

— 540.50 Кб (Скачать файл)

       В случае принятия акта законодательства, вызывающего уменьшение доходов  или увеличение расходов нижестоящего бюджета, этому бюджету на основании указанного акта возмещаются средства из соответствующего вышестоящего бюджета.

       Потери  в доходах и дополнительные расходы, возникающие в ходе исполнения местного бюджета, не компенсируются за счет бюджетов других административно-территориальных единиц, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7 статьи 101 бюджетного Кодекса.

       Принятие  местными Советами депутатов решений  в части размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов и осуществления  операций по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между бюджетами осуществляется в соответствии с законом о республиканском бюджете и решениями вышестоящих Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

       В случае несоответствия решений местных  Советов депутатов нормативным правовым актам, указанным в пункте 9 статьи 101 бюджетного Кодекса, либо несоблюдения их местными Советами депутатов и местными исполнительными и распорядительными органами в процессе исполнения бюджетов средства, причитающиеся соответствующим бюджетам, взыскиваются Министерством финансов или вышестоящими местными финансовыми органами в бесспорном порядке.

       Правительство Республики Беларусь обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Местные  исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих  местных бюджетов.

       Министерство  финансов определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам, порядок оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, осуществляет операции по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами, устанавливает порядок и сроки представления периодической и годовой отчетности об исполнении бюджетов областей и бюджета г.Минска для составления сводной периодической и годовой отчетности об исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов, устанавливает, организует и осуществляет единую методологию учета исполнения бюджета, а также осуществляет контроль за своевременным поступлением доходов, эффективным и целевым расходованием средств республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов распорядителями и получателями бюджетных средств.

       Бюджетные ассигнования, предусмотренные бюджетной  росписью получателям бюджетных  средств, являются основанием для утверждения  бюджетных смет. Бюджетная смета  является основным финансовым планом, который определяет объем, целевое направление и распределение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью для выполнения бюджетной организацией своих функций.

       Получатели  бюджетных средств несут ответственность  за управление бюджетными ассигнованиями, а также принимают бюджетные обязательства и осуществляют расходы только в пределах бюджетных ассигнований, установленных бюджетными сметами.

       Порядок составления, рассмотрения и утверждения  бюджетных смет устанавливается  Министерством финансов [1].

       Исполнение  республиканского бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств республиканского бюджета в системе балансовых счетов государственного казначейства.

       Запрещено осуществление операций в процессе исполнения республиканского бюджета, минуя систему счетов Главного государственного казначейства [6, с.6].

       Значительный  прогресс в сфере организации  исполнения бюджета, управления бюджетными потоками достигнут с созданием  системы государственного казначейства.

       Механизм  исполнения бюджета через систему  казначейства предполагает формирование органов казначейства: Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь и территориальные органы казначейства, единый казначейский счет и автоматизированная система казначейства.

       Основными задачами Главного государственного казначейства являются организация исполнения республиканского бюджета Республики Беларусь и управление государственными финансовыми ресурсами, находящимися на счетах казначейства; осуществление учета и проведение бюджетно-финансовых операций по счетам казначейства, обеспечивающих исполнение бюджета, распределение бюджетных потоков.

       Главное государственное казначейство осуществляет краткосрочное прогнозирование обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами и перспективную оценку его исполнения.

       При необходимости Главное государственное  казначейство может вносить предложения по привлечению дополнительных доходных источников бюджета, средств для финансирования бюджетного дефицита, а также экономии бюджетных ресурсов. В рамках этой деятельности Главное государственное казначейство проводит анализ и корректировку программ исполнения республиканского бюджета с учетом имеющихся финансовых ресурсов.

       В функции Главного государственного казначейства входят координация работы с банками, осуществление уполномоченными операций по счетам казначейства, прием информации о движении средств по этим счетам, а также участие органов местного управления и самоуправления в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г.Минска.

       Главное государственное казначейство руководит  работой территориальных органов казначейства.

       По  окончании бюджетного периода Главное  государственное казначейство составляет отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год, а также консолидированного бюджета [11, с. 236].

       В процессе исполнения республиканского бюджета Государственный налоговый  комитет и Государственный таможенный комитет организуют работу налоговых  и таможенных органов по обеспечению полного и своевременного поступления доходов бюджета.

       Министерство  финансов:

       обеспечивает  финансирование предусмотренных по бюджету расходов и мероприятий  с учетом выполнения смет расходов, целевого и экономного использования  бюджетных средств и наличия средств в республиканском бюджете;

       осуществляет  контроль за исполнением республиканского бюджета распорядителями средств;

       разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение выполнения республиканского бюджета, и в необходимых случаях представляет Правительству Республики Беларусь соответствующие предложения;

       рассматривает и принимает бухгалтерские отчеты распорядителей средств республиканского бюджета. Организует и проводит проверки и ревизии распорядителей средств  по вопросам, связанным с исполнением республиканского бюджета, и осуществляет контроль за принятием мер по устранению нарушений и недостатков;

       рассматривает предложения распорядителей средств  о выделении дополнительных средств  и об уточнении утвержденных бюджетных  назначений и представляет соответствующие предложения в Правительство Республики Беларусь;

       рассматривает ходатайства облисполкомов (Мингорисполкома) о выдаче из республиканского бюджета  ссуд на покрытие временных кассовых разрывов, образующихся в их бюджетах в отдельные периоды года.

       Министерство  финансов в процессе исполнения бюджета  вносит изменения в суммы доходов  и расходов республиканского бюджета.

       Если  исходя из указанного законодательства Республики Беларусь:

       увеличиваются или уменьшаются ассигнования по распорядителям средств, Министерство финансов вносит изменения во взаимоотношения соответствующих распорядителей средств с республиканским бюджетом;

       уменьшаются или увеличиваются доходы либо увеличиваются  или уменьшаются расходы по бюджетам областей и города Минска, Министерство финансов осуществляет взаимные расчеты республиканского бюджета с бюджетами областей (города Минска), а именно: при уменьшении доходов или увеличении расходов по бюджетам областей и города Минска этим бюджетам возмещаются соответствующие суммы за счет средств республиканского бюджета, а при увеличении доходов или уменьшении расходов по бюджетам областей и города Минска из этих бюджетов изымаются соответствующие суммы в республиканский бюджет.

       Также Министерство финансов осуществляет изъятие из бюджетов областей и города Минска в республиканский бюджет:

       средств при принятии местными Советами депутатов  и их исполнительными комитетами решений, вызывающих уменьшение доходов  или увеличение расходов республиканского бюджета;

       в бесспорном порядке средств из бюджетов областей и города Минска в республиканский бюджет при принятии местными Советами депутатов решений, противоречащих законам Республики Беларусь в части размеров нормативов отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей, а также в части взаимных расчетов, либо при несоблюдении ими и их исполнительными комитетами в процессе исполнения бюджетов положений этих законов.

       Министерства, другие республиканские органы государственного управления в соответствии с утвержденными о них Положениями:

       рассматривают проекты и организуют выполнение подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями их смет, а также строго целевое и  экономное использование ассигнований из бюджета;

       разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на экономное расходование средств по сметам, осуществляют контроль за правильностью использования и сохранностью средств в подведомственных предприятиях, учреждениях и организациях;

       несут ответственность за соблюдением  подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями государственной финансовой дисциплины.

       Министерство  финансов осуществляет систематический  контроль за исполнением республиканского бюджета, за соблюдением банками  Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета, решает по согласованию с Национальным банком вопросы, касающиеся исполнения бюджета.

       Исполнить бюджет по доходам значит обеспечить полное и своевременное поступление средств в разрезе каждого источника доходов.

       Исполнение  республиканского бюджета по доходам обеспечивается путем уплаты юридическими и физическими лицами налогов и неналоговых платежей безналичными перечислениями и наличными деньгами в размерах и в сроки, определенные законодательством.

       Исполнение  республиканского бюджета по доходам предусматривает:

       - зачисление доходов республиканского  бюджета, включая средства государственных  целевых бюджетных фондов, на  единый казначейский счет Главного  государственного казначейства;

       - распределение регулирующих налогов  в соответствии с законом о бюджете на планируемый финансовый год;

       - возврат излишне уплаченных сумм  доходов;

       - учет доходов республиканского  бюджета и отчетность о доходах  республиканского бюджета в соответствии  с бюджетной классификацией Республики  Беларусь.

       Процесс исполнения доходной части бюджета начинается с уплаты юридическими и физическими лицами налоговых и неналоговых платежей в бюджет.

       Налоговые и неналоговые платежи (доходы) считаются  уплаченными со дня:

       при уплате наличными деньгами - выписки, квитанции об уплате, внесения денег на почту или в кассу банка;

       при уплате безналичными расчетами - списания банком средств со счета плательщика.

       Денежные  средства считаются зачисленными в  доход бюджета с момента совершения учреждением банка операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет.

Информация о работе Бюджетные процессы в Республики Беларусии