Бюджетные процессы в Республики Беларусии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:02, реферат

Краткое описание

Объект исследования – бюджет Республики Беларусь.

Предмет исследования – бюджетный процесс.

Цель работы – изучение бюджетного процесса и его этапов в Республике Беларусь.

Методы исследования: группировок, относительных разниц, абсолютных величин, табличный, графический.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............4
1 Основы организации бюджетного процесса…………………………………..5
2 Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов……………………….9
3 Организация исполнения бюджета……………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гос бюджет.doc

— 540.50 Кб (Скачать файл)

       В основе бюджетного процесса лежат принципы: единства; полноты; реальности; гласности; самостоятельности.

       Помимо  общих принципов построения бюджетной системы Республики Беларусь можно назвать такие принципы бюджетного процесса, как ежегодность бюджета и специализация бюджетных показателей.

       Ежегодность бюджета означает, что бюджет принимается  сроком на один год — с 1 января по 31 декабря. Это важный основополагающий принцип, подразумевающий обязательное принятие бюджета до начала финансового года. Ежегодность дает возможность более точно провести исследования по выявлению тенденций рыночного развития, учесть происходящие изменения в темпах роста производства, изменении курса национальной валюты и т.д.

       Принцип специализации бюджетных показателей  означает, что бюджеты всех уровней  бюджетной системы Республики Беларусь составляются по единой бюджетной классификации  — с обязательной группировкой доходов  и расходов по общим признакам, присвоением отдельным разделам бюджета точных наименований и порядковых номеров.

       Бюджетный процесс охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности: составление  проекта бюджета; его рассмотрение и утверждение законодательными органами; исполнение бюджета; составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. Бюджетный процесс может занимать временной промежуток до двух и более лет.

       Составление проекта бюджета является первой стадией и обычно входит в компетенцию министерства финансов. Далее проект направляется в парламент, где он рассматривается и утверждается. После того как проект был утвержден парламентом и подписан президентом, он приобретает силу закона. Стадия исполнения бюджета получила название «бюджетный год» или «финансовый год».

       Исполнение  бюджета — компетенция министерства финансов. На третьей стадии происходит кассовое исполнение бюджета — сбор бюджетных средств на территории страны, их хранение и выдача, а также ведение учета и отчетности. Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. При казначейской системе кассовое исполнение бюджета возложено на специальные органы министерства финансов (приписные кассы), при банковской — на банки и их учреждения, при смешанной — на казначейские кассы и банки. В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все собранные на территории страны доходы поступают на единый счет министерства финансов в центральном банке, с которого производятся всё ассигнования в соответствии с утвержденными расходами. Центральный банк выступает кассиром правительства.

       По  окончании финансового года начинается последний этап бюджетного процесса — составление отчета об исполнении бюджета министерством финансов и утверждение его парламентом [5, с.40]. 
 
 
 
 
 

       2 Составление, рассмотрение  и утверждение  бюджетов 
 

       Начальной стадией бюджетного процесса является составление проекта бюджета  на очередной бюджетный год.

       Составление проектов бюджетов осуществляется с  целью определения объема денежных средств, необходимого для выполнения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению населению полного перечня государственных услуг. Поскольку именно государственным бюджетом, по сути, определяются приоритеты экономической политики страны, составлению проектов бюджетов предшествует разработка основных направлений бюджетной политики, прогнозов развития государства, отраслей и регионов, подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых соответствующие органы исполнительной власти реализуют государственную политику. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими установленными нормативами.

       Составление проекта бюджета является первой стадией и обычно входит в компетенцию  министерства финансов. Далее проект направляется в парламент, где он рассматривается и утверждается. После того как проект был утвержден парламентом и подписан президентом, он приобретает силу закона. Стадия исполнения бюджета получила название «бюджетный год» или «финансовый год». Продолжительность бюджетного года совпадает с календарным годом и составляет 12 месяцев.

       Составление проекта бюджета является составной  частью бюджетного планирования. В  ходе этой работы определяются размеры  денежных накоплений предприятий, объединений  и организаций, доходов населения  и суммы их платежей, выявляется потребность в средствах отраслей экономики, социальной сферы, на другие расходы и мероприятия, определяются суммы их финансирования из бюджета, за счет средств предприятий, объединений и организаций и других источников [6, с.15].

       Составлению проектов республиканского бюджета и местных бюджетов предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу.

       Прогнозы  основных параметров экономического развития Республики Беларусь и параметров важнейших  денежно-кредитных показателей Республики Беларусь разрабатываются на три года (с учетом года, на который составляется бюджет) и ежегодно уточняются.

       Министерство  экономики Республики Беларусь до 1 апреля года, предшествующего плановому, представляет в Министерство финансов прогноз основных параметров экономического развития Республики Беларусь на три года.

       Национальный  банк Республики Беларусь до 1 апреля года, предшествующего плановому, представляет в Министерство финансов прогноз  параметров важнейших денежно-кредитных  показателей Республики Беларусь на три года.

       Составление проектов республиканского бюджета  и местных бюджетов осуществляется в соответствии с законодательством  Правительством Республики Беларусь и  соответствующими местными исполнительными  и распорядительными органами. Непосредственное составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов производится Министерством финансов и местными финансовыми органами (проектов бюджетов первичного уровня - соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами).

       В целях своевременного и качественного  составления проектов местных бюджетов местные финансовые органы имеют  право получать необходимые сведения от местных финансовых органов другого  уровня бюджетной системы Республики Беларусь, а также от иных государственных органов и организаций.

       Проект  основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь, включая среднесрочную  финансовую программу, составляется Министерством  финансов с учетом прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь, не позднее 1 мая текущего года вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и служит основой при разработке проекта республиканского бюджета и расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год.

       В проекте основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год  содержатся предложения по следующим основным параметрам:

       1. удельный вес прогнозного годового  объема валового внутреннего  продукта, перераспределяемого через  консолидированный бюджет Республики  Беларусь;

       2. предельный размер дефицита консолидированного  бюджета Республики Беларусь, основные источники финансирования дефицита консолидированного бюджета Республики Беларусь;

       3. изменения в законодательстве, принятие  которых необходимо для реализации  бюджетно-финансовой и налоговой  политики Республики Беларусь  на очередной финансовый год;

       4. особенности межбюджетных отношений, в том числе взаимоотношения республиканского бюджета с местными бюджетами на очередной финансовый год;

       5. лимит государственного долга  Республики Беларусь.

       Среднесрочная финансовая программа представляет собой документ, содержащий данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и стратегии приоритетных направлений расходов бюджета в пределах имеющихся ресурсов на среднесрочную перспективу.

       Среднесрочная финансовая программа разрабатывается  в целях:

       1. информирования государственных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития бюджетно-налоговой сферы;

       2. оценки финансовых последствий  разрабатываемых реформ, программ, законов;

       3. выявления необходимости и возможности  осуществления в перспективе  мер в области финансовой политики;

       4. отслеживания долгосрочных тенденций  и своевременного принятия соответствующих  мер.

       Среднесрочная финансовая программа разрабатывается  на три года, из которых:

       - первый год - год, на который  составляется бюджет;

       - следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной финансовой политики.

       Исходной  базой для формирования среднесрочной  финансовой программы является бюджет на текущий год.

       Среднесрочная финансовая программа ежегодно корректируется с учетом уточненных прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь и параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь. При этом плановый период сдвигается на один год вперед [1].

         Рассмотрение и утверждение бюджета, как уже было отмечено, относится к компетенции представительной власти. Однако элементы рассмотрения присутствуют и на стадии составления проекта бюджета. Так, Совет Министров рассматривает на своем заседании представленный Министерством финансов проект республиканского бюджета и консолидированного бюджета республики, а также предложения о размерах нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и города Минска.

       По  действующему в настоящее время  порядку представленный Президентом проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии Парламента рассматривается в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок существует и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению представленных материалов по проекту бюджета постоянные комиссии имеют право привлекать представителей Правительства и Министерства финансов. По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения о принятии проекта бюджета или его отклонении.

       В процедурном отношении сегодня более отработан механизм прохождения республиканского бюджета. Поэтому особо остановимся на нем.

       С докладом о проекте бюджета выступает  представитель Правительства. Содоклад по этому вопросу делает председатель комиссии по бюджету и финансам. Затем начинаются прения по сделанным докладам. На голосование выносятся основные показатели доходной и расходной частей республиканского бюджета, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов, предельный размер дефицита бюджета. Решение по поставленным на голосование бюджетным показателям считается принятым, если за него проголосовало большинство избранных депутатов.

       При обсуждении вносимых поправок в представленный проект бюджета первоначально обсуждаются и утверждаются поправки, предусматривающие сокращение расходов, затем поправки, предусматривающие увеличение доходов.

       Принятый  Национальным собранием республиканский  бюджет оформляется законом, в котором отражаются:

       - превышение доходов над расходами  бюджета или расходов над доходами (бюджетный дефицит), предельный размер дефицита по республиканскому бюджету, бюджетам областей и города Минска, внутренние и внешние источники финансирования дефицита республиканского бюджета;

       - распределение доходов между  республиканским и местными бюджетами и нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджет областей и города Минска;

       - доходы республиканского бюджета  в общей сумме, по разделам  и подразделам функциональной  бюджетной классификации и по  ведомственной бюджетной классификации;

       - перечень республиканских целевых  программ, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета;

Информация о работе Бюджетные процессы в Республики Беларусии