Бюджетные процессы в Республики Беларусии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:02, реферат

Краткое описание

Объект исследования – бюджет Республики Беларусь.

Предмет исследования – бюджетный процесс.

Цель работы – изучение бюджетного процесса и его этапов в Республике Беларусь.

Методы исследования: группировок, относительных разниц, абсолютных величин, табличный, графический.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............4
1 Основы организации бюджетного процесса…………………………………..5
2 Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов……………………….9
3 Организация исполнения бюджета……………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гос бюджет.doc

— 540.50 Кб (Скачать файл)

Реферат

 

       Курсовая  работа 36 с., 3 рис., 1 табл., 16 источника, 1 прил. 

       бюджет, бюджетный процесс, стадии бюджетного процесса, составление, рассмотрение, утверждение, исполнение 

       Объект  исследования – бюджет  Республики Беларусь.

       Предмет исследования – бюджетный процесс.

       Цель  работы – изучение бюджетного процесса и его этапов в Республике Беларусь.

       Методы  исследования: группировок, относительных разниц, абсолютных величин, табличный, графический.

       Исследования  и разработки: изучены возможности совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь.

       Элементами  научной новизны являются выработанные предложения по совершенствованию бюджетного процесса в Республике Беларусь.

       Областью  возможного научного применения является бюджетный процесс в Республике Беларусь.

       Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНиЕ 

Введение…………………………………………………………………...............4

1 Основы организации бюджетного  процесса…………………………………..5
2 Составление, рассмотрение и утверждение  бюджетов……………………….9
3 Организация исполнения бюджета……………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….30
Список  использованных источников…………………………………………...32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

       Бюджетный процесс является исключительно  многогранным и сложным явлением в бюджетных отношениях как с теоретической точки зрения, так и с практической.

       Он  охватывает отдельные стадии бюджетной  деятельности: составление проекта  бюджета; его рассмотрение и утверждение  законодательными органами; исполнение бюджета; составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. Бюджетный процесс может занимать временной промежуток до двух и более лет.

       Необходимо  отметить, что эффективное функционирование бюджетной системы возможно только в условиях правильно организованного бюджетного процесса. Именно через составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов реализуется бюджетная политика государства, выраженная в бюджетах всех уровней бюджетной системы.

       Бюджетный процесс, в стадиях которого переплетаются  функции законодательной и исполнительной власти является исключительно сложным и пока еще не совершенным явлением.

       Таким образом, совершенствование бюджетных  отношений в стране включает как  совершенствование бюджетной системы, так и совершенствование бюджетного процесса. Поэтому исследование бюджетной системы и бюджетного процесса в Республике Беларусь во взаимосвязи представляет одну из важнейших проблем совершенствования бюджетных отношений в нашей стране.

       Целью данной работы является изучение бюджетного процесса и его этапов в Республике Беларусь.

       Для достижения цели ставились следующие  задачи:

       - ознакомиться с основами организации бюджетного процесса,

       - рассмотреть этапы составления, рассмотрения и утверждения бюджетов;

       - изучить организацию исполнения бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Основы организации бюджетного процесса 
 

       Бюджетное законодательство Республики Беларусь закрепляет основы бюджетного процесса и детально регламентирует его Бюджетный  процесс является составной частью бюджетного права — это один из институтов подотрасли «бюджетное право», который устанавливает порядок применения норм материального права.

       Основные  параметры бюджетного процесса определены Конституцией Республики Беларусь. Более  детальная регламентация дана в  Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах». При этом порядок осуществления бюджетного процесса установлен для всех звеньев бюджетной системы Республики Беларусь. Строгое соблюдение норм процессуального бюджетного права является гарантией законности применения норм материального бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов, своевременности и строго целевого расходования бюджетных средств.

       Понятие бюджетного процесса в Республики Беларусь дано в Бюджетном кодексе.

       Бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении [1].

       Продолжительность бюджетного процесса различна: до двух лет и более — в зависимости от длительности его составления и рассмотрения в законодательном органе, а вместе с утверждением отчета — свыше трех лет.

       Перед бюджетным процессом стоят следующие важные задачи:

       - максимальное выявление всех  материальных и финансовых резервов в целях устойчивого экономического роста;

       - определение доходов бюджета  по отдельным налоговым и другим  платежам, а также общего объема  в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

       - установление расходов бюджета  по целевому назначению, а также  общего объема, исходя из потребности  бесперебойного финансирования  всех мероприятий общегосударственного  значения, предусмотренных бюджетом;

       - сокращение и ликвидация бюджетного  дефицита за счет экономически  оправданных источников;

       - осуществление бюджетного регулирования  в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними;

       - контроль за финансовой деятельностью  юридических лиц и доходами  отдельных граждан при выполнении  ими налоговых обязательств [2, с.56].

       Составление бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основании отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и определенный период текущего года, прогнозных оценок доходов, параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и региональных программ в сроки, устанавливаемые правительством Республики Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами. Выделяют также понятие счетного периода.

       Финансовый (бюджетный) год — это период, в течение которого реализуется централизованный план государства. Его начало может не совпадать с началом календарного года и зависеть от политических преобразований или национальных особенностей.

       Счетный период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый (бюджетный) год [3, с.64].

       Организация бюджетного процесса начинается с установления его участников.

       Участниками бюджетного процесса являются: Президент Республики Беларусь; Парламент Республики Беларусь; Правительство Республики Беларусь; местные Советы депутатов; местные исполнительные и распорядительные органы; органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь; Национальный банк Республики Беларусь; иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса; распорядители и получатели бюджетных средств; банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.

       Бюджетные организации в соответствии с  закрепленными за ними функциями  и задачами:

       1. разрабатывают план своей деятельности, бюджетную смету, увязанную с этим планом в части бюджетных средств;

       2. обеспечивают исполнение бюджета  по выделенным бюджетным средствам;

       3. составляют и представляют распорядителю  бюджетных средств бухгалтерскую  отчетность в составе, определенном  Министерством финансов, за исключением государственных органов, имеющих воинские формирования, воинские части и организации, а также подчиненных этим органам воинских частей и организаций, которые ведут учет активов и обязательств и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

       Бюджетные организации (за исключением государственных  органов, если иное не установлено Президентом  Республики Беларусь) могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности организаций либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных их учредительными документами, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций.

       По  внебюджетным средствам бюджетные  организации составляют смету доходов  и расходов внебюджетных средств, отчетность по формам и в порядке, установленным  Министерством финансов.

       Смета доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций  и отчетность по ним составляются в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь.

       Бюджетные организации не имеют права осуществлять заимствования в любой форме  и предоставлять за счет бюджетных средств займы организациям и физическим лицам [1].

       Центральное правительство устанавливает для  государственных органов, осуществляющих бюджетную политику (Министерства финансов), сроки составления расчетных показателей по доходам и расходам консолидированного бюджета государства, федерального и местных бюджетов.

       Рассмотрение  и утверждение бюджетов и отчетов  об их исполнении производятся гласно, за исключением случаев, когда рассматриваются вопросы, отнесенные законодательством Республики Беларусь к категории государственных секретов.

       Порядок и сроки составления и представления  местными исполнительными и распорядительными  органами консолидированных местных бюджетов на очередной финансовый год и отчетов об их исполнении за предыдущий устанавливаются финансовыми органами местных исполнительных и распорядительных органов вышестоящего уровня с учетом порядка и сроков, установленных для них Министерством финансов.

       Министерство  финансов составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета республики за предыдущий финансовый год, включающий отчеты об исполнении республиканского и бюджетов областей и города Минска, и представляет его правительству Республики Беларусь [4, с.65].

       Бюджетный процесс строится на определенных принципах, соблюдение которых позволяет наиболее эффективно использовать средства государства.

Информация о работе Бюджетные процессы в Республики Беларусии