Бюджетные процессы в Республики Беларусии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:02, реферат

Краткое описание

Объект исследования – бюджет Республики Беларусь.

Предмет исследования – бюджетный процесс.

Цель работы – изучение бюджетного процесса и его этапов в Республике Беларусь.

Методы исследования: группировок, относительных разниц, абсолютных величин, табличный, графический.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............4
1 Основы организации бюджетного процесса…………………………………..5
2 Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов……………………….9
3 Организация исполнения бюджета……………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гос бюджет.doc

— 540.50 Кб (Скачать файл)

       Платежи в бюджет и государственные целевые  бюджетные фонды, неуплаченные добровольно  в установленные сроки, взыскиваются органами взыскания с плательщиков либо с их должников в бесспорном порядке на основании инкассовых распоряжений с юридических лиц и в судебном порядке с физических лиц в порядке, установленном Законом Республики Беларусь "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь".

       Уплаченные  плательщиками платежи в республиканский  бюджет и государственные целевые бюджетные фонды зачисляются банками в полном размере на:

       единый  казначейский счет (ЕКС) Главного государственного казначейства;

       транзитные  счета инспекций Государственного налогового комитета и таможен (органы взыскания);

       текущие счета органов, уполномоченных взыскивать отдельные виды платежей.

       Перечень  платежей, зачисляемых на Единый казначейский счет, минуя транзитные счета органов  взыскания, устанавливается Министерством  финансов. Операции по платежам, зачисленным  на единый казначейский счет, в том числе и по их возврату, выполняются Главным государственным казначейством Министерства финансов.

       Уплаченные  плательщиками платежи наличными  деньгами перечисляются банками  на вышеперечисленные счета за вычетом  сумм комиссионного вознаграждения, взимаемого банками за оказанные ими услуги по инкассации денежных средств и перечислению их в доход республиканского бюджета.

       Уплата  налогов и других платежей в бюджет осуществляется на основании расчетно-денежных документов: платежных поручений, извещений и квитанций, форма которых и обязательные для заполнения реквизиты определяются Национальным банком и Министерством финансов.

       На  основании постоянно действующего поручения органов взыскания  зачисленные на транзитные счета  органов взыскания платежи ежедневно в полном объеме подлежат зачислению банками на ЕКС, открытый в Национальном банке Республики Беларусь.

       В соответствии с бюджетным законодательством  республиканские регулирующие налоги, другие обязательные платежи (налог  на добавленную стоимость, налог на доходы и прибыль, акцизы) по установленным нормативам подлежат распределению между бюджетами соответствующих территориальных единиц.

       По  республиканским регулирующим налогам, другим обязательным платежам норматив отчислений в республиканский бюджет определяется как разница между общей суммой платежей (100 процентов) и нормативами отчислений в местные бюджеты (областной, городской и районный).

       В целях обеспечения контроля за полнотой поступления регулирующих налогов  и других обязательных платежей налогоплательщик перечисляет на транзитные счета налоговых инспекций и таможен полную сумму причитающегося к уплате платежа определенными плательщиками поручениями по каждому виду платежа.

       Распределение регулирующих налогов, других обязательных платежей и отчисления в местные бюджеты всех уровней от доходов фонда охраны природы осуществляются инспекциями Государственного налогового комитета, дорожного фонда - Главным государственным казначейством один раз в три дня, а при необходимости ежедневно путем перечисления средств с транзитных счетов и единого казначейского счета на текущие счета местных бюджетов отдельными платежными поручениями по каждому виду платежа.

       По  отдельным видам доходов, поступающих  в доход республиканского бюджета, отчисления в местные бюджеты  могут производиться таможнями.

       Исполнение  данных платежных поручений осуществляется банками в день поступления средств  на транзитный счет инспекции (таможни) от Главного государственного казначейства Министерства финансов.

       Учет  доходов республиканского бюджета по подразделениям классификации доходов бюджетов Республики Беларусь осуществляется Главным государственным казначейством и органами взыскания на основании первичных документов, приложенных к выпискам банков, обслуживающих соответствующие счета, а также информации, получаемой от ГП "Белорусский межбанковский расчетный центр". [6, с.15]

       Отчет о состоянии исполнения республиканского бюджета по доходам в целом, по видам платежей и видам операций (зачисление, возврат, распределение), в том числе и по органам взыскания, формируется ежедневно.

       Контроль  за правильным и своевременным взносом  платежей в бюджет, государственные  целевые бюджетные и внебюджетные фонды и за распределением платежей в бюджет возлагается на инспекции  Государственного налогового комитета Республики Беларусь, таможенные органы и органы, уполномоченные взимать отдельные виды платежей.

       Исполнить бюджет по расходам — значит обеспечить не только своевременное и полное финансирование предусмотренных в расходной части бюджета программ и мероприятий, но и целевое их направление.

       Финансирование  расходов по республиканскому бюджету  производится на основании росписи  доходов и расходов республиканского бюджета  с учетом изменений, внесенных  в нее в установленном порядке  в процессе исполнения бюджета, в пределах поступающих доходов и привлеченных источников финансирования дефицита республиканского бюджета с использованием компьютерной системы государственного казначейства.

       Порядок финансирования расходов из республиканского бюджета устанавливается Министерством финансов.

       Предоставление  средств из бюджета осуществляется в следующих формах:

       ассигнования  на содержание бюджетных учреждений;

       трансферты  населению;

       бюджетные ссуды (кредиты) юридическим лицам, а также предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица;

       субвенции, субсидии юридическим лицам;

       инвестиции  в уставные капиталы уже действующих  или вновь создаваемых юридических  лиц;

       ссуды, дотации, субвенции, субсидии другим бюджетам, государственным внебюджетным и  бюджетным целевым фондам;

       средства  на погашение и обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных  гарантий.

       Финансирование  расходов по республиканскому бюджету  осуществляется через систему органов  государственного казначейства.

       Перечисление  средств из республиканского бюджета производится с единого казначейского счета Главного государственного казначейства Министерства финансов, открытого в Национальном банке Республики Беларусь, и счетов территориальных органов государственного казначейства на счета поставщиков товаров и услуг бюджетному сектору, как правило, минуя текущие счета распорядителей средств.

       Финансирование  главных распорядителей средств  либо по отдельным целевым расходам осуществляется Главным государственным  казначейством на основании поданной заявки по установленной форме либо по модемной связи и документов, обосновывающих размеры испрашиваемых ассигнований. Перечисление средств производится с учетом не использованных ими остатков ассигнований.

       Финансирование  распорядителей средств через территориальные органы казначейства предусматривает следующие необходимые условия:

       регистрация распорядителей средств в территориальном  органе казначейства по местонахождению;

       наличие утвержденных бюджетных назначений (плана) на текущий финансовый (бюджетный) год.

       Бюджетные назначения территориального органа казначейства в разрезе обслуживаемых им распорядителей средств формируются на основании  росписи доходов и расходов по республиканскому бюджету и данных главного распорядителя средств  о распределении планов по подведомственным ему учреждениям, которые вводятся в базу данных казначейства.

       Исполнение  республиканского бюджета по расходам осуществляется посредством оплаты обязательств распорядителей средств  с текущих счетов территориальных  органов казначейства на счета получателей бюджетных средств - поставщиков за товары, оказанные услуги, выполненные работы, а также по обязательным платежам и нетоварным расчетам либо самого распорядителя средств для получения наличных денежных средств для расчетов по предъявленным платежным требованиям и платежным поручениям, акцептованным банком.

       Вместе  с платежными требованиями распорядитель  средств обязан предъявить в территориальный  орган казначейства первичные документы, подтверждающие обоснованность осуществляемых платежей (договоры, счета, накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ и т.д.).

       Все договоры, заключаемые распорядителем средств, на оплату расходов за счет бюджетных  ассигнований должны быть согласованы  и зарегистрированы в обслуживающем  территориальном органе государственного казначейства.

       Финансирование  распорядителей средств осуществляется в пределах квартальных ассигнований, утвержденных в росписи доходов  и расходов, с учетом наличия средств  на едином казначейском счете Министерства финансов.

       При недостаточности средств на счете Министерства финансов платежные документы оплачиваются с учетом приоритетности финансирования расходов республиканского бюджета, определяемой перечнем защищенных статей бюджета. Перечень защищенных статей ежегодно устанавливается и утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

       При финансировании из республиканского бюджета  зачитываются:

       суммы недоиспользованных ассигнований в  связи с невыполнением плана  по сети, штатам и контингентам бюджетных учреждений, более поздним, против установленных сроков, открытием новых учреждений или расширением действующих;

       суммы, предназначенные на субсидии и другие затраты предприятий и организаций, в которых отпала необходимость  в процессе исполнения бюджета;

       суммы излишних и незаконных ассигнований по утвержденным сметам бюджетных учреждений, установленные при ревизиях и  проверках;

       суммы сокращения размеров финансирования, вытекающие из отдельных решений  Правительства Республики Беларусь.

       На  указанные суммы уменьшаются размеры выделяемых из бюджета средств на основании справки об изменении сметы расходов без изменения уточненного плана по доходам и расходам республиканского бюджета.

       При выявлении Министерством финансов, Комитетом государственного контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств осуществляется блокирование расходов по решению Министра финансов или его заместителя на любом этапе исполнения республиканского бюджета.

       Министерство  финансов отменяет решение о блокировании расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя бюджетных средств только после выполнения последним условий, отсутствие которых повлекло за собой блокировку расходов.

       Доходы  республиканского бюджета за январь - июль 2009 года сложились в сумме 24,7 трлн. рублей (53,1 процента ожидаемого исполнения 2009 года).

       За  январь-июнь 2009 года в республиканский  бюджет поступило: налоговых доходов  на сумму 13,7 трлн. рублей (49,1 процента), неналоговых доходов на сумму 1,8 трлн. рублей (56,5 процента), доходов  Фонда социальной защиты населения на сумму 9,2 трлн. рублей (59,5 процента).

       По  состоянию на 1 августа 2009 года сумма  долгов плательщиков перед бюджетом составила 83,9 млрд. рублей, что на 12,6 млрд. рублей больше, чем по состоянию  на 1 июля 2009 года.

       Расходы республиканского бюджета за январь-июль 2009 года составили 25,7 трлн. рублей (55,1 процента к ожидаемому исполнению 2009 года). Из них, на финансирование социальной сферы (образование, культура и искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика) направлено 11,2 трлн. рублей (52,5 процента), национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства - 7,2 трлн. рублей (60,3 процента), расходы на общегосударственную деятельность составили 5,5 трлн. рублей (47,5 процента).

Информация о работе Бюджетные процессы в Республики Беларусии