Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Проблема справедливого и рационального распределения ограниченных ресурсов государства всегда являлась актуальной темой для исследований. Экономическая наука еще с момента своего зарождения уделяла значительное внимание тематике финансов государства. Наиболее важные шаги в понимании и переосмыслении теории финансов государства были сделаны в XVIII в. такими известными исследователями, как Уильям Петти, Адам Смит, Иоганн Юсти, Ф. Кенэ. Труды И. Юсти «Системы государственных финансов» (1766) и А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) можно по праву назвать фундаментом современной теории государственных финансов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
1. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………….5
1.1 Экономические основы бюджетного планирования и
программирования…………………………………………………...5
1.2 Бюджетное планирование, как составная часть финансового
планирования, методы бюджетного планирования………………..7
1.3 Задачи и принципы бюджетного планирования………………10
1.4 Методы регулирования и сбалансирования бюджетов……….12
2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА………16
3.БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС…………………………………………..24
3.1 Составление, рассмотрение и утверждение бюджета………....24
3.2 Порядок исполнения бюджета……………………………….....28
3.3 Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности………...31
4. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РАЗВИТЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАНАХ……………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 73.70 Кб (Скачать файл)

 

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

(г. Архангельск)

 

 

Кафедра финансов и кредита

 

финансЫ

 

                                    КУРСОВАЯ РАБОТА

                                     Тема: «Бюджетный процесс»                                                  

 

 

 

 

                                                                           Студентка  

                                                                           Факультет  

                                                                           Курс  4

                                                                           Группа                                                                                             

                                                                           Специальность

                                                                           Шифр зачетной книжки                      

                                                                          Руководитель

 

 

 

 

 

Архангельск

2013

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3

1. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………….5

1.1  Экономические основы бюджетного планирования и   

программирования…………………………………………………...5

     1.2 Бюджетное  планирование, как составная часть  финансового 

               планирования, методы бюджетного планирования………………..7

     1.3 Задачи и принципы бюджетного планирования………………10

     1.4 Методы регулирования и сбалансирования бюджетов……….12

2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА………16

3.БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС…………………………………………..24

     3.1 Составление,  рассмотрение и утверждение бюджета………....24

     3.2 Порядок  исполнения бюджета……………………………….....28

     3.3 Основы бюджетного  учета и бюджетной отчетности………...31

4. БЮДЖЕТНЫЙ    ПРОЦЕСС    В    РАЗВИТЫХ     ЗАРУБЕЖНЫХ

СТРАНАХ……………………………………………………………….36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема справедливого  и рационального распределения  ограниченных ресурсов государства  всегда являлась актуальной темой для  исследований. Экономическая наука  еще с момента своего зарождения уделяла значительное внимание тематике финансов государства. Наиболее важные шаги в понимании и переосмыслении теории финансов государства были сделаны  в XVIII в. такими известными исследователями, как Уильям Петти, Адам Смит, Иоганн Юсти, Ф. Кенэ. Труды И. Юсти «Системы государственных финансов» (1766) и А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) можно по праву назвать фундаментом современной теории государственных финансов.

В России значительный вклад  в развитие системы государственных  финансов внес в  XIX в. видный государственный деятель М.М. Сперанский. В своей работе «План финансов» (1810) он изложил основы построения государственной бюджетной системы. Принципы построения бюджетной системы современной России во многом схожи с «Планом финансов» Сперанского.

Особое место среди  российских реформаторов государственных  финансов занимает Сергей Юльевич Витте. С его именем связана проведенная  в 1895-1897 гг. денежная реформа, в результате которой в России появилась стабильная денежная система, основанная на конвертируемом курсе рубля по отношению к  золоту. Интересно, что правительство  решилось приступить к проведению реформ в 1895 г. именно в период промышленного  подъема и благоприятной финансовой конъюнктуры. Принятие указанных мер  открывало возможности для привлечения  в Россию иностранного капитала, а  также позволило сконцентрировать значительные бюджетные средства на развитие приоритетных для государства отраслей промышленности, в первую очередь развитие инфраструктуры и железнодорожного строительства.

Похожие цели преследуются в настоящее время Министерством  финансов Российской Федерации при  проведении реформы государственных  финансов России.

Также очевидно, в настоящее  время назрела необходимость  в принципиально новых знаниях  о принципах построения современной  бюджетной системы, которые основаны как на передовом международном  опыте в области бюджетной  реформы, так и на российской практике последнего десятилетия. Важно понимание  как основ бюджетной системы, заложенных еще в 1998 г. в Бюджетном  кодексе РФ, так и последних  принципиальных изменений бюджетного законодательства, инициированных Минфином России. Фактически в 2007 г. в бюджетный  процесс были заложены самые последние  инновационные идеи управления бюджетом, и в настоящее время мы имеем принципиально новую бюджетную систему, основанную на среднесрочном планировании доходов и расходов. Постепенно внедряются в бюджетный процесс методы бюджетирования, ориентированного на результат.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    1. Экономические основы бюджетного планирования и программирования

Бюджетная система РФ состоит  из бюджетов  трех уровней:

Первый уровень - федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации;

Второй уровень — бюджеты  субъектов РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень - местные бюджеты.

Значительная часть бюджетного процесса связана с подготовкой  и утверждением проекта бюджета. Эта часть бюджетного процесса называется бюджетным планированием, которая  включает в себя три стадии –  составление, рассмотрение и утверждение  бюджета.

Целями бюджетного планирования является:

  1. определение общего объема расходов бюджета и отдельных направлений использования средств в соответствии с экономической, функциональной и ведомственной классификацией расходов. Поиск путей наиболее эффективного использования бюджетных средств на основе максимально возможного обеспечения государственных бюджетных стандартов;
  2. определение максимально возможного объема доходов бюджета и отдельных источников образования доходов с учетом возможного роста поступлений налогов и других доходов;
  3. определение бюджетного результата (бюджетного дефицита или профицита). При этом установление возможных источников финансирования бюджетного дефицита на основе оптимального сочетания внутренних и внешних кредитных ресурсов. При бюджетном профиците – это определение возможных путей его использования и распределения по дополнительным расходам государства;
  4. установление необходимых форм и методов организации межбюджетных отношений и расчет нормативов распределения регулирующих доходов и выделяемых в нижестоящие бюджеты направлений финансовой помощи;
  5. определение параметров обслуживания государственного долга и установления предельной величины общего государственного долга, и, в том числе, внешнего государственного долга;
  6. контроль за деятельность государственных органов и бюджетных учреждений в процессе планирования доходов и расходов бюджета.[поляк]

Бюджетное планирование имеет  две стадии. На первой стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого определяются основные направления, пути и способы мобилизации  финансовых ресурсов, изыскиваются возможности  для увязки намечаемых, доходов и  расходов на предстоящий год. На второй стадии производится адресное бюджетное  планирование, т.е. устанавливаются  конкретные связи с бюджетом отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других расходов. Здесь  же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.

Содержание бюджетного планирования включает также вопросы теории и  методологии составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному планированию относится не только составление  бюджета по всем звеньям бюджетной  системы, но и его исполнение.

Непосредственное составление  бюджета на предстоящий год происходит на базе его исполнения за текущий  год и тех финансовых норм и  нормативов, которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства, бюджетных  учреждений. Составление бюджета  по доходам должно учитывать действующую  налоговую систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов  по каждому виду налогов и сборов.

Перед бюджетным планированием  выдвигаются следующие основные задачи:

  • установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов хозяйства;
  • организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;
  • осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление  проекта бюджета. В составлении  и исполнении бюджета принимают  участие все органы государственной  власти и управления. Непосредственно  осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов республик в составе  РФ, финансовые управления администраций  других территорий в соответствии с  предоставленными им правами.[9]

 

1.2 Бюджетное планирование, как составная часть финансового планирования, методы бюджетного планирования.

Бюджетное планирование - составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном; необходимый компонент обоснованного функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть бюджетного процесса.

С помощью  бюджетного  планирования  определяется движение  бюджетных средств в соответствии с целями и задачами, установленными в Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях социально-экономического развития страны и прогнозных расчетах для соответствующих территорий. Бюджетное планирование призвано показать реальные допустимые  затраты  и  обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальных задач.

Бюджетное планирование включает: определение общего объема и источников поступления бюджетных средств на федеральный, региональный и муниципальный уровни; формирование расходов бюджетов на основе единой методики расчета минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг; установление направлений использования  бюджетных средств, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития страны и приводящих к росту эффективности общественного производства, экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Бюджетное планирование увязывает макроэкономические прогнозы о бюджетных доходах с предложениями по государственным расходам. С учетом принципов бюджетного федерализма в ходе бюджетного планирования:

-распределяются доходы и расходы между бюджетами разных уровней на основе использования существующих форм межбюджетных отношений;

- в целях достижения баланса в каждом бюджете определяются объем федеральных, региональных и муниципальных заимствований, размеры  бюджетных  резервов;

-устанавливаются величина и источники покрытия дефицита  бюджета;

-осуществляется разносторонний бюджетный контроль за процессами, протекающими в реальном секторе экономики и на финансовых рынках.

 В условиях перевода экономики России на рыночные основы хозяйствования существенно изменились содержание, методология и методика бюджетного планирования. Количественные ориентиры, используемые в бюджетном планировании, из директивных стали индикативными (рекомендательными); появилась возможность вместо валовых затратных показателей применять иные измерители, нацеленные на конечные качественные и количественные результаты; возникла необходимость использования разных вариантов прогнозных расчетов; большое значение стало придаваться выбору оптимальных решений. Вместе с тем бюджетное планирование сохранило свое значение как базы для составления основного финансового плана деятельности органов власти разных уровней. Ежегодно бюджетные показатели утверждаются, как и ранее, на федеральном и регионом уровнях в форме законов, на местном - в форме решений представительных органов местного самоуправления.

К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования относят методы: экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования; индексный, балансовый и др.

Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов: составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных (представительных) органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления; поквартальное распределение финансовыми органами федеральных, региональных и муниципальных уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей.

Информация о работе Бюджетный процесс