Бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности (на примере ООО «Липки ойл»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:46, дипломная работа

Краткое описание

Переход России к построению принципиально новых экономических отноше¬ний повышение самостоятельности организаций различных организационно-правовых форм собственности в реализации финансовой политики, выход их на международные рынки, преодоление кризисной ситуации коренным образом изменили условия функционирования организаций и детерминировали необходимость решения ряда проблем, одной из которых является обеспечение устойчивости и ста¬бильности экономического развития.
Целью данной работы явилось изучение теоретических положений и предложение практических рекомендаций по бухгалтерскому учету дебиторской и кредиторской задолженности в соответствии с современными требованиями и принципами рыночной системы хозяйствования.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 695.50 Кб (Скачать файл)

      поставщикам и подрядчикам — по браку и простоям, возникшим по их вине, в суммах, признанным плательщиком или присужденных арбитражным су­дом, — в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат на производство;

      поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям за недостачи груза в пути сверх норм естественной убыли — в корреспонденции с кредитом сче­та 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

      учреждениям банков — по ошибочным списаниям (перечислениям) с расчет­ного счета организации — в корреспонденции с кредитом счетов учета де­нежных средств, кредитов банков;

      контрагентам — по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым за наруше­ние договорных обязательств, в размерах, признанных плательщиком или присужденным арбитражем (суммы предъявленных претензий, не признан­ных плательщиками, на учет не принимаются), — в корреспонденции с кре­дитом счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

С кредита счета 76-2 списываются суммы претензий:

      в случае их взыскания и поступления платежей — в корреспонденции с дебе­том счетов учета денежных средств;

      в случае отказа органами арбитража во взыскании (после начисления задол­женности по претензиям) суммы претензий обычно списываются в дебет тех счетов, с которых они были приняты на учет.

Аналитический учет по счету 76-2 ведется по каждому дебитору и по отдельным претензиям.

 

1.3.           Учет кредиторской задолженности в организации

 

           Текущую кредиторскую задолженность можно разделить на две группы:

1.      задолженность, возникающая в результате основной деятельности организации;

2.      задолженность по другим операциям.

К первой группе относится задолженность перед поставщиками и подрядчиками. К поставщикам и подрядчикам относятся организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, оказывающие различные виды услуг (от­пуск электроэнергии, пара, воды, газа и проч.) и выполняющие разные работы (ка­питальное строительство, реконструкция, ремонт основных средств).

Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками возникает при расчетах за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы, потребленные услуги (в том числе коммунальные услуги, услуги свя­зи, услуги по перевозкам, по переработке материалов на стороне).

Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками начисляет­ся по факту:

      акцепта расчетных документов по принятым ценностям, работам, услугам;

      приемки ценностей, поступивших от поставщиков без расчетных документов (неотфактурованные поставки);

      выявления излишка при приемке товарно-материальных ценностей.

Кредиторская задолженность погашается при получении от банка подтвержде­ния перечисления средств поставщикам и заказчикам в виде выписок из расчетно­го и других счетов вместе с приложенными банковскими расчетными документами, а также при зачете полученного аванса и взаимных требований.

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками пред­назначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценно­сти, принятые работы и потребленные услуги, отражаются на счете 60 независимо от времени оплаты предъявленного счета.

По кредиту счета 60 начисляется кредиторская задолженность перед поставщи­ками и подрядчиками в сумме:

      указанной в расчетных документах поставщика на поступившие товарно-материальные ценности, принятые работы, потребленные услуги (в пределах сумм акцепта) — в корреспонденции с дебетом счетов учета соответствую­щих ценностей или затрат (08 «Вложения во внеоборотные активы», 25 «Об­щепроизводственные расходы», 97 «Расходы будущих периодов» и проч.);

                  стоимости услуг по доставке товарно-материальных ценностей и по перера­ботке материалов на стороне — в корреспонденции с дебетом счетов учета этих ценностей, издержек обращения и т. п.

Если счет поставщика был акцептован (оплачен) до поступления груза, то за­писью по кредиту счета 60 погашается дебиторская задолженность за поставщика­ми (подрядчиками) по предоплате.

После акцепта счета при приемке поступивших ценностей на склад может быть обнаружена недостача сверх норм естественной убыли, также при проверке акцептованного счета поставщика (подрядчика) может быть выявлено несоответствие цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки. В этих случаях счет 60 кредитуется на сумму претензии в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 2 «Расчеты по претензи­ям». Данной проводкой начисляется дебиторская задолженность за поставщиками по претензиям.

По дебету счета 60 отражаются суммы, перечисленные в оплату (предоплату) ценностей (работ, услуг), — в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств. Данная запись производится на основании подтверждающих банковских документов.

Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными векселями, не списываются со счета 60, а учитываются обособленно в аналитиче­ском учете.

Кредитовое сальдо счета 60 показывает суммы задолженности организации по­ставщикам и подрядчикам.

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность полу­чения необходимых данных по:

      поставщикам по акцептованным расчетным документам, срок оплаты кото­рых не наступил;

      поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

      поставщикам по неотфактурованным поставкам;

      поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

      поставщикам по просроченным оплатой векселям;

      поставщикам по полученному коммерческому кредиту.

Поставки, по которым материальные ценности поступили в организацию без расчетных документов, называются неотфактурованными. Поскольку основанием для оплаты ценностей являются расчетные документы, неотфактурованные постав­ки оплате не подлежат, и по ним начисляется кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками. При поступлении товарно-материальных ценно­стей без расчетных документов поставщиков необходимо проверить, не числятся ли данные ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со склада поставщиков, и не числится ли стоимость поступивших ценностей в составе дебиторской задолженности. После проверки поступившие ценности должны быть оприходованы.

Неотфактурованные поставки приходуются на склад в оценке по ценам, ука­занным в договоре поставки, либо по учетным ценам, либо по ценам предыдущих поставок. Если до конца месяца расчетные документы не поступят, то прием­ная оценка на неотфактурованные поставки сохраняется. В следующем месяце при поступлении платежного требования приемная оценка неотфактурованных поставок сторнируется и ценности приходуются в суммах, указанных в расчетных документах.

Неотфактурованные поставки приходуют в приемной оценке по дебету счетов учета поступивших ценностей и кредиту счета 60. При поступлении расчетных до­кументов поставщика делается сторнировочная запись. Поступившие ценности приходуются по ценам, указанным в расчетных документах.

Поставщики (производители работ, услуг) могут предоставлять организации коммерческий кредит в виде отсрочки и рассрочки оплаты приобретенных товарно-материальных ценностей (работ, услуг) на условиях выплаты процентов или дополнительного дохода.

Для учета расчетов по полученному коммерческому кредиту, предоставляемому поставщиками ценностей (производителями работ, услуг) в виде отсрочки оплаты, целесообразно открыть к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» суб­счет «Расчеты по коммерческому кредиту».

Получение коммерческого кредита отражается сложной проводкой:

      по дебету счетов учета материальных ценностей отражается стоимость посту­пивших материальных ценностей, под которые был получен коммерческий кредит (производится их оприходование);

      по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» начисляется причитающий­ся к выплате доход по коммерческому кредиту (превышение суммы задол­женности перед поставщиком над стоимостью поступивших ценностей со­гласно расчетным документам);

      по кредиту счета 60 отражается сумма задолженности поставщикам и под­рядчикам, включая доходы (проценты) по коммерческому кредиту.

Причитающийся к уплате доход по коммерческому кредиту в течение срока кредита равными частями списывается на затраты производства либо издержки обращения проводкой с кредита счета 97 «Расходы будущих периодов» в корреспон­денции с дебетом счетов учета издержек производства (обращения).

Погашение задолженности по коммерческому кредиту отражается по дебету счета 60 в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.

Организация-покупатель в обеспечение задолженности за полученные товар­но-материальные ценности (принятые работы, оказанные услуги) может выдать поставщику ценностей (производителю работ, услуг) вексель с согласованным сро­ком платежа. Сумма номинала выданного векселя, как правило, превышает покуп­ную стоимость приобретенных товаров. Разница составляет доход кредитора (век­селедержателя) за предоставленный покупателю (векселедателю) коммерческий кредит. Таким образом, для покупателя вексель является средством платежа, для поставщика — инструментом кредитования.

Выдача векселя в обеспечение коммерческого кредита юридически оформляет отсрочку платежа и уменьшает риск несвоевременного погашения кредита. Использование вексельной формы кредитования имеет для поставщика-векселедержателя следующие преимущества: он может погасить полученным векселем собственные обязательства, учесть его в банке, использовать в качестве залога и др. Доходы и проценты по коммерческим векселям относятся на себестоимость продукции.

Организация в качестве поставщика товарно-материальных ценностей, подряд­чика работ может заключить договоры с покупателями (заказчиками), в которых предусматривается получение предоплаты, аванса либо оплаты продукции и работ по частичной готовности. В случае предоплаты поставщик (подрядчик) выписыва­ет и направляет покупателю расчетные документы на предстоящую поставку. По­купатель получает и оплачивает расчетные документы, после чего производится отгрузка ценностей, выполнение работ.

В случае получения авансового платежа и оплаты по частичной готовности по­ставщик предъявляет расчетные документы в общем порядке на полную стоимость отгруженных ценностей (на полный объем работ). Одновременно суммы получен­ных авансов и оплаты частичной готовности идут в зачет, т. е. засчитываются в уменьшение задолженности за покупателями, начисленной согласно расчетным до­кументам.

С момента поступления сумм аванса и предоплаты покупатели и заказчики вы­ступают как кредиторы организации, на суммы полученных от покупателя авансов и предоплаты начисляется кредиторская задолженность. Кредиторская задолженность по полученным авансам и предоплате погашается по факту реализации ценностей, выполнения работ при предъявлении покупателям (заказчикам) расчетных документов.

Кредиторская задолженность по полученной предоплате принимается к учету проводкой по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Погашение задолженности перед покупателями (заказчиками) по факту отгрузки продукции, выполнения работ отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи».

Для обобщения информации о расчетах по авансам, полученным под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности продукции и работ, целесообразно открыть субсчет «Авансы полученные» к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» [14].

Ко второй группе относится задолженность прочим кредиторам. Она отражается в бухгалтерском балансе от­дельной статьей.

Учет кредиторской задолженности, возникающей при расчетах по всякого рода операциям с прочими кредиторами, осуществляется на счете 76 «Расчеты с разны­ми дебиторами и кредиторами» и других счетах. Начисление задолженности перед прочими кредиторами производится по кредиту счета 76. Погашение задолженно­сти отражается по дебету счета 76 в корреспонденции с кредитом счетов учета де­нежных средств.

Рассмотрим наиболее распространенные виды кредиторской задолженности второй группы.

Учет кредиторской задолженности перед покупателями по взыскиваемой претензии

Организация-поставщик может получить претензию от покупателей на суммы недостач и потерь товарно-материальных ценностей сверх норм естественной убы­ли, арифметических ошибок в расчетных документах, несогласованных цен и пр., обнаруженных после акцепта (оплаты) расчетных документов. При поступлении к покупателю ценностей, качество, ассортимент, упаковка которых не соответствует условиям договора с поставщиком, покупатель имеет право отказаться от ценно­стей и потребовать от поставщика возврата уплаченной денежной суммы.

Информация о работе Бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности (на примере ООО «Липки ойл»)