Бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности (на примере ООО «Липки ойл»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:46, дипломная работа

Краткое описание

Переход России к построению принципиально новых экономических отноше¬ний повышение самостоятельности организаций различных организационно-правовых форм собственности в реализации финансовой политики, выход их на международные рынки, преодоление кризисной ситуации коренным образом изменили условия функционирования организаций и детерминировали необходимость решения ряда проблем, одной из которых является обеспечение устойчивости и ста¬бильности экономического развития.
Целью данной работы явилось изучение теоретических положений и предложение практических рекомендаций по бухгалтерскому учету дебиторской и кредиторской задолженности в соответствии с современными требованиями и принципами рыночной системы хозяйствования.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 695.50 Кб (Скачать файл)

 

Из расчетов приведенных в таблице видно, что общая сумма кредиторской задолженности за отчетный период (2005 год) уменьшилась на 923, 68 тыс. руб. Наибольший удельный вес в ней составляет задолженность поставщикам и подрядчикам - 98,63% от суммы кредиторской задолженности по неоплаченным в срок расчетным документам, и не отгруженной продукции в счет полученных авансов.. Ее абсолютное значение уменьшилось на 964,37 тыс. руб., относительное – в отчетном периоде уменьшилось на 1,07%. Увеличение кредиторской задолженности наблюдалось за счет увеличения в отчетном периоде задолженности перед персоналом, государственными внебюджетными фондами, налоговыми органами и прочих краткосрочных обязательств. Удельные веса каждого вида задолженностей в общей сумме изменились не значительно.

Состояние актива и пассива баланса ООО «Липки ойл» на начало и конец отчетного периода отображено на рисунке 3.

 

 

 

Рис. 3. Состав и структура актива и пассива баланса по состоянию на 2008 год.

 

По данным рисунка 1 можно сделать вывод, что значительную часть в активе баланса ООО «Липки ойл» занимает дебиторская задолженность, а наличие её в такой значительной сумме характеризует иммобилизацию (отвлечение) оборотных средств предприятия из производственно-хозяйственного оборота. Как известно слишком высокая доля дебиторской задолженности в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия. Это связано с тем, что она повышает риск неплатежей и связанных с ними финансовых потерь.

В пассиве значительную часть занимают краткосрочные пассивы и кредиторская задолженность, это говорит о том, что на предприятии плохо организовано управление кредиторской задолженностью, так как ее погашение происходит слишком медленными темпами.

В результате всего выше сказанного можно сделать вывод, что наличие дебиторской и кредиторской задолженности негативно отражается на финансово-хозяйственной деятельности организации, поэтому необходимо предложить рекомендации по решению сложившейся проблемы.

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

 

Во второй главе изложена основная проблема финансово-хозяйственной деятельности ООО «Липки ойл» - наличие значительной дебиторской и кредиторской задолженности.

В данной главе будут даны рекомендации по совершенствованию учета дебиторской и кредиторской задолженности, которые помогут решить сложившуюся в организации проблему.

 

3.1. Контроль за движение дебиторской и кредиторской задолженности

 

Одним из решений ситуации, сложившейся в ООО «Липки ойл» является организация системы постоянного контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью.

Контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности - сущест­венный элемент системы бухгалтерского и управленческого учета. Специфический характер задач контролирования дебиторской и кредиторской задолженности находит соответствующее отражение в организационном устройстве.

Созданная в организации система контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженностью выполняет следующий комплекс задач:

1.      снижение уровня дебиторской задолженности до размера, не превышающего уровень кредиторской задолженности, так как кредиторская задолженность является бесплатным кредитом для организации;

2.      уделение большего внимания контролю за движением дебиторской задол­женности. Именно этот вид задолженности приводит к иммобилизации де­нежных средств, ведущей к дальнейшей неплатежеспособности организации;

3.      своевременное погашение долгов, не допуская просрочек и штрафных санк­ций. Важную роль в этом может сыграть правильно выбранная форма расче­тов;

4.      разумное использование такой формы привлечения клиентов, как коммерче­ский кредит. С помощью такой формы кредитования можно не только при­влечь дополнительных покупателей, но и значительно увеличить объем про­даж, а, следовательно, и прибыли;

5.      при предоставлении коммерческого кредита необходима предварительная работа с потенциальными дебиторами на предмет их платежеспособности, а в дальнейшем четко отслеживать своевременность погашения ими своих обязательств;

Процесс контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности в организации представлен в Приложении 1, Приложении 2.

Основное внимание уделим организации контроля за движением дебиторской задолженности ООО «Липки ойл», так как функции контроля за движением кредиторской задолженности в основном выполняет поставщик, для которого в свою очередь она является дебиторской.

Для своевременного контроля за дебиторской задолженностью целесообразно исполнить развертку дебиторской задолженности по периодам просрочек. Для осуществления развертки выбираем несколько покупателей ООО «Липки ойл». Предлагается осуществление развертки по периодам, как указано в таблице 2.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Развертка дебиторской задолженности по периодам возникновения, тыс. руб.

Название организации-дебитора

Суммар­ная задол­женность

Задолжен­ность за текущий месяц

Просроченная задолженность по периодам возникновения

от 30 до 60 дней

от 61 до 90 дней

от 91 до 120 дней

от 121 до 180 дней

более 181 дня

ООО «Файя Флей»

740

220

280

80

70

20

70

ЗАО «Ориентлай»

225

60

110

25

0

0

30

ЗАО «Инал»

215

140

0

0

60

15

0

ООО

«Р-Сервис»

135

0

20

45

0

30

40

ООО «КСК»

100

20

10

30

0

0

40

ООО «Элсона»

72

20

42

5

0

0

5

ЗАО «Интерсервис»

71

10

0

15

0

38

8

ООО «КИК»

50

50

0

0

0

0

0

ООО «Лотос»

40

0

35

0

5

0

0

ЗАО «Айвари»

22

0

0

0

0

0

22

Итого

1 670

520

497

200

135

103

215

 

После проведения развертки анализируем полученные результаты. Так, в нашем случае (табл. 1) при общей величине дебиторской задолженности в 1 670 тыс. руб. просроченная задолженность составляет 1 150 тыс. руб. (497 тыс. руб. + 200 тыс. руб. + 135 тыс. руб. + 103 тыс. руб. + 193 тыс. руб.), или 68,9%. По периодам возникновения задолженности процентные выражения просрочек составляют: от 30 до 60 дней - 43,2%, от 61 до 90 дней - 17,4, от 91 до 120 дней — 11,7, от 121 до 180 дней — 9,0 и более 181 дня — 18,7%. Прослеживается тенденция снижения размеров просроченной задолженности при увеличении периода ее возникновения. Практика контролирования движения дебиторской задолженности свидетельствует, что чем больше период просрочки, тем выше вероятность превращения просроченной задолженности в задолженность нереальную ко взысканию. Следовательно, необходимо регулярно проводить мониторинг дебиторской задолженности для того, чтобы своевременно предпринять меры к ее взысканию.

Из-за того, что разные категории клиентов имеют разные размеры дебиторских долгов, полезно их ранжирование в соответствии с законом Парето (итальянский экономист). Суть этого метода состоит в следующей классификации рассматриваемых параметров: при­мерно 80% реализации продукции приходится примерно на 20% самых крупных покупателей; примерно 20% самых крупных номенклатурных товарных позиций обеспечивают примерно 80% прибыли компании. Следовательно, возможное бан­кротство покупателей первой категории тяжелее отразится на финансовом состоя­нии компании, чем банкротство организаций — покупателей других категорий. Та­ким образом, обеспечивается более тщательный контроль по ведущим позициям наиболее крупных дебиторов.

Анализируя дебиторскую задолженность формируем картотеку дебиторов, где наряду с такими показателями, как размеры, сроки возврата по от­дельным долгам рассчитывается средний срок возврата по всем дебиторам. Да­лее необходимо проводить сравнительный анализ отдельных долгов со средним по­казателем. Полезно разбить дебиторов минимум на три группы:

1) группа дебито­ров со сроками погашения меньше среднего показателя;

2) группа дебиторов со сроками погашения, примерно соответствующими среднему показателю;

3) группа дебиторов со сроками погашения, превышающими средний показатель. Особое внимание, конечно, должно быть уделено третьей группе дебиторов: по отношению к ним проводятся дополнительные работы по ужесточению условий догово­ров, предоставлению высоколиквидных залогов, оформлению дел в арбитражных судах. Напротив, для первой и второй групп используется политики торговых скидок, товарных векселей, новых кредитных линий.

Для того, чтобы уменьшить вероятность неплатежа покупателя и соответственно увеличения дебиторской задолженности оцениваем их с помощью показателей кредитоспособности. К основным из них относятся:

      коэффициент абсолютной ликвид­ности К1;

      коэффициент критической ликвидности К2;

      коэффициент текущей лик­видности К3;

      коэффициент соотношения собственных и заемных средств К4;

      ко­эффициент рентабельности продаж K5.

Каждому из коэффициентов установлено предель­ное нормативное значение в зависимости от категорий заемщиков. Таких катего­рий три, в соответствии с которыми заемщики ранжируются по степени (классу) кредитоспособности:

      первоклассные, кредитоспособность которых не вызывает сомнений;

      второклассные, кредитоспособность которых требует взвешенного подхода;

      третьеклассные — их кредитоспособность связана с повышенным риском.

Достаточные (предельные) значения названных выше показателей оценки кре­дитоспособности следующие: K1 - 0,2, К2 - 0,8, К3 - 2,0, К4 - 1 и K5 - 0,15.

В зависимости от фактических значений показатели подразделяются на катего­рии.

Таблица 3

Категории показателей оценки кредитоспособности заемщика

Коэффициенты

Первая категория

Вторая категория

Третья категория

К1

0,2 и выше

0,15-0,2

менее 0,15

К2

0,8 и выше

0,5-0,8

менее 0,5

К3

2,0 и выше

1,0-2,0

менее 1,0

К4

1,0 и выше

0,7-1,0

менее 0,7

К5

0,15 и выше

менее 0,15

нерентабельные

Информация о работе Бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности (на примере ООО «Липки ойл»)