Банки и небанковские кредитные организации и их операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 03:02, курсовая работа

Краткое описание

Банки – особый вид предпринимательской деятельности, связанной с движением ссудных капиталов, их мобилизацией и распределением. Особенность банков состоит в том, что они в основном оперируют чужими капиталами. Роль банков в экономике очень важна. Банки содействуют расширенному воспроизводству путем: предоставления ссуд предпринимателям, использующим их для расширения предприятий; сокращения непроизводительных издержек обращения благодаря концентрации кассовых операций, развитию безналичных расчетов и замене металлических денег кредитными орудиями обращения; мобилизации временно свободных денежных средств и превращения их в капитал.

Содержание

Тема 1. Роль и место банков в накоплении и мобилизации ссудного капитала
1. Происхождение и сущность банков
2. Роль банков в накоплении и мобилизации денежного капитала
3. Эволюция банковских операций

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Роль и место банков в накоплении и мобилизации ссудного кап.doc

— 565.50 Кб (Скачать файл)

Более удачной следует признать «классическую» трактовку, согласно которой  в большинстве промышленно развитых стран центральный банк выполняет  пять основных функций: 1) денежно-кредитного регулирования, или проведения денежно-кредитной политики; 2) монопольной эмиссии банкнот; 3) банка банков; 4) банка правительства; 5) внешнеэкономическую.

  • 3. Операции центральных банков.

Функции центрального банка реализуются  через его операции: пассивные  и активные.

Пассивными называются операции по формированию банковских ресурсов. К пассивам центральных банков относятся: эмиссия банкнот; депозиты государства и коммерческих банков; обязательства по полученным кредитам и займам; капитал и резервы.

Активными называются операции по размещению банковских ресурсов. К активам центральных банков относятся: покупка иностранной валюты и золота; ссуды банкам и правительству; вложения в ценные бумаги.

Тема 3. Деятельность Центрального банка  Российской Федерации (Банка России)

1. Организационно-правовые основы  деятельности Банка России

2. Функции Банка России

3. Операции Банка России

4. Оценка текущего состояния  банковской системы РФ.

5. Роль Центрального банка в  организации платежной системы  России

6. Контроль и надзор за  деятельностью коммерческих банков.

  • 1. Организационно-правовые основы деятельности Банка России

Рассмотрим деятельность центральных  банков на примере Банка России.

Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) » от 10 июля 2002 г. определены три цели деятельности Банка России (ст. З):   защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

  • 2. Функции Банка России

Для достижения этих целей Банк России выполняет следующие функции (ст. 4):

1) во взаимодействии с Правительством  РФ разрабатывает и проводит  единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию  наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней  инстанции для кредитных организаций,  организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения  банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации,  если иное не установлено федеральными  законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление  золотовалютными резервами Банка  России;

8) принимает решение о государственной  регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций и банковских групп;

10) регистрирует эмиссию ценных  бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно  или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет  валютное регулирование и валютный  контроль в соответствии с  законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления  расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского  учета и отчетности для банковской  системы Российской Федерации;

15) устанавливает и публикует  официальные курсы иностранных  валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке  прогноза платежного баланса  Российской Федерации и организует  составление платежного баланса  Российской Федерации;

17) устанавливает порядок и условия  осуществления валютными биржами  деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование  состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

19) осуществляет иные функции  в соответствии с федеральными законами.

Как видно из приведенного перечня, функции Банка России в основном совпадают с функциями центральных банков промышленно развитых стран.

Подобно центральным банкам других стран главной функцией Банка  России является проведение денежно-кредитной  политики. Ежегодно Совет директоров Банка России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и ее основные направления на предстоящий год и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту РФ и в Правительство РФ. После этого, но не позднее 26 августа проект основных направлений представляется Банком России в Государственную думу. Не позднее 1 декабря в Государственную думу представляются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Согласно Закону они должны включать следующие положения (ст. 45): концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной  политики, проводимой Банком России; краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации; прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году; количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки; сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием; прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год; целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов; основные показатели денежной программы на предстоящий год; варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры; план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Из определения, которое дано Законом  первой функции Банка России, следует, что денежно-кредитная политика является единой государственной политикой, которая разрабатывается и проводится Банком России во взаимодействии с Правительством, поэтому ее цели определяются задачами общей экономической политики государства.

Концептуальные принципы, лежащие  в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России, остаются по существу неизменными. Все 1990-е годы и начало 2000-х, а также в среднесрочной перспективе главная цель денежно-кредитной политики – последовательное снижение инфляции. При этом Банк России исходит из того, что достижение низкого уровня инфляции является наилучшим вкладом денежно-кредитной политики в развитие экономики. Последовательное снижение инфляции способствует улучшению ожиданий экономических агентов, уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации капиталов, необходимых России для модернизации основных фондов, укреплению на этой основе тенденции долгосрочного экономического роста.

Снижение инфляции согласуется  как с первой целью деятельности Банка России, сформулированной Законом  “О Центральном банке РФ ( Банке  России) ”, так и с Конституцией РФ. По Конституции РФ основная функция Банка России – защита и обеспечение устойчивости российского рубля.

Как и центральные банки большинства  стран Банк России осуществляет политику инфляционного таргетирования, т. е. установления целевых ориентиров (от англ. target – цель) роста цен, соответствующего проектируемому уровню увеличения валового внутреннего продукта.

Снижение инфляции – конечная цель денежно кредитной политики.. Следует, однако, иметь в виду, что ЦБ РФ, как и любой другой центральный  банк, не в состоянии достичь конечной цели напрямую. Поскольку, по признанию Банка России, в настоящее время в России не существует какого-либо одного показателя, чья связь с инфляцией была бы стабильной, надежной и достаточно предсказуемой, для достижения конечной цели необходим анализ и учет широкого спектра макроэкономических индикаторов и их влияния на инфляцию. К наиболее тесно связанным с инфляцией количественным показателям денежно-кредитной политики Банк России традиционно относит темпы роста денежной массы и динамику валютного курса рубля.

Традиционно реализация конечной цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции осуществляется Банком России через установление в качестве промежуточной  цели темпов прироста денежной массы.

Следует подчеркнуть, что Банк России неоднократно признавал тот факт, что по мере ослабления инфляции в Российской Федерации связь между ростом денежной массы и инфляцией и соответственно роль денежных факторов при анализе и управлении инфляционными процессами снизились. «Поэтому Банк России рассматривает темпы роста денежной массы как расчетный ориентир денежно-кредитной политики, т. е. не ставит своей целью безусловное соблюдение прогнозного диапазона и предусматривает возможность его корректировки в течение года в зависимости от динамики спроса на деньги»

С 2002 года Банк России при принятии решений в области денежно-кредитной  политики ориентируется не только на общий уровень инфляции, но также  на уровень базовой инфляции. Банк России оценивает базовую инфляцию как прирост потребительских  цен без учета влияния изменения цен и тарифов на платные услуги населению и цен на плодоовощную продукцию и бензин. Иначе говоря, при подсчете индекса базовой инфляции исключаются потребительские товары и услуги, цены на которые регулируются в основном на федеральном и региональном уровнях, а также подвержены воздействию неустойчивых, в том числе и сезонных факторов. Базовая инфляция, таким образом, представляет собой ту часть инфляции, которая непосредственно зависит от денежно-кредитной политики и политики валютного курса.

Доля базовой инфляции в общем  приросте потребительских цен по данным Банка России составила в 2001 г. 70,8%. В 2002 г. – 55,6% (Годовой отчет  Банка России за 2002 год, с. 14). При  общем росте потребительских  цен в 2003 г. на 12% уровень базовой инфляции должен составить 8,7 – 9,2%; в 2004 г. при общем росте цен на 8-10 % базовая инфляция составит 5,7 – 6,7%.

В соответствии с новым Законом  в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной  политики» осуществляется среднесрочное  (на три года) прогнозирование инфляции: В соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ на 2004 г. и сценарными условиями социально-экономического развития России на период до 2006 г., согласованными с Банком России, предполагается снизить темпы инфляции до 8-10% в 2004 г, 6,5-8,5% в 2005 г. и 5,5-7,5% в 2006 г. Для достижения цели по инфляции на уровне 8-10 % на 2004 г. увеличение спроса на деньги (М2) должно составить 18-25%, а денежной базы (в узком определении) 17-24%.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России) » от 10.07.2002 г. Банк России при выборе целей и инструментов денежно-кредитной политики рассмотрел два сценария экономического развития России. В рамках обоих сценарных вариантов для достижения поставленной цели по уровню инфляции Банк России планирует сохранять в 2004 г. политику режима управляемого плавания ( ранее Банк России называл этот режим плавающим валютным курсом). В 2004 г. продолжится политика умеренного повышения реального эффективного курса рубля: его рост может составить от 3 до 5%, в случае более значительного повышения цен на нефть - 7%.

В 2004 г. Банк России планирует влиять на стоимость рыночных кредитных  ресурсов путем формирования коридора процентных ставок по своим операциям. Ставки по операциям рефинансирования будут служить верхней, а ставки по депозитным операциям – нижней границей коридора. В зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры процентная политика Банка России будет направлена либо на предотвращение оттока капитала за рубеж (путем повышение ставок) либо на недопущение чрезмерного притока портфельного капитала из-за границы (путем снижения ставок).

Информация о работе Банки и небанковские кредитные организации и их операции