Анализ товарных запасов торгового предприятия и поиск путей повышения эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ товарных запасов торгового предприятия и поиск путей повышения эффективности их использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
Во-первых, изучить теоретические аспекты формирования и использования товарных запасов на предприятии.
Во-вторых, проанализировать деятельность торгового предприятия за последние годы, выявить проблемы.
В-третьих, выявить пути повышения эффективности использования товарных запасов.

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность товарных запасов на торговом предприятии
1.1 Понятие товарных запасов
1.2 Методы планирования товарных запасов
2 Исследование процесса формирования товарных запасов на предприятии
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ состава и динамики товарных запасов
2.3 Анализ факторов, влияющих на товарные запасы и эффективность их использования
3 Разработка плана товарных запасов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Финансы предпр. тема 20.doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, оборачиваемость запасов не изменилась за 2010 год, время обращения также осталось на прежнем уровне.

Изменение товарооборачиваемости  в днях в целом по предприятию  складывается под влиянием следующих  факторов: изменение структуры товарооборота и изменение времени обращения некоторых групп товаров. Для изучения влияния этих факторов составим таблицы 9 и 10.

Таблица 9

Измерение влияния  изменения структуры товарооборота  и времени обращения отдельных  товарных групп на динамику средней товарооборачиваемости по ООО «Лидер - 2000»

товарная группа

фактический удельный вес в товарообороте

фактическая товарооборачиваемость, дни

пересчёт факт. стр. т/об. 2010 на обор-ть 2009

2009

2010

откл-е

2009

2010

откл-е

алкогольные напитки

8

8,2

0,2

8,6

9

0,4

70,52

кондитерские  изделия, сахар 

7

6,4

-0,6

7,2

7,6

0,4

46,08

колбасные изделия  и мясные копчености

5,7

7

1,3

5,4

6

0,6

37,8

прочие продтовары

4

4,6

0,6

12

12,3

0,3

55,2

продукты глубокой заморозки

2,3

2,1

-0,2

13,9

14,2

0,3

29,19

мясо, птица

4,8

5,3

0,5

14

14,6

0,6

74,2

сыры, мороженое, майонез

14,9

16

1,1

18

17

-1

288

молочная продукция

20

19,4

-0,6

6,3

6,1

-0,2

122,22

Итого продукты:

67,7

69

1,3

4,2

4,1

-0,1

289,8

Пресса

1,7

2,1

0,4

5,5

5,2

-0,3

11,55

Бытовая химия

5,3

4,7

-0,6

19

18,7

-0,3

89,3

Бытовые товары

4,9

4,2

-0,7

30

28

-2

126

Посуда 

7,6

7,6

0

42

41,3

-0,7

319,2

Аксессуары 

2,8

3,1

0,3

16

15,9

-0,1

49,6

Корм для  животных

4

4,2

0,2

17

18,4

1,4

71,4

Прочие 

6

5,1

-0,9

12

11,6

-0,4

61,2

Итого непродовольственные:

32,3

31

-1,3

19

18

-1

589

Всего:

100

100

0

22,1

23

0,9

2210


 

Таким образом, изменение структуры товарооборота  оказало влияние на товарооборачиваемость. Влияние изменения времени обращения  – 23-22,1=0,9.

Ускорение или  замедление оборачиваемости отдельных товарных групп связано с изменением объёма их реализации и размера средних товарных запасов. Для изучения этих факторов составим таблицу 10.

 

 

 

 

Таблица 10

Алгоритм расчёта  влияния факторов на динамику оборачиваемости  отдельных товарных групп по ООО «Лидер - 2000»

товарная группа

время обращения  товаров в днях

факт 2009

при ТЗ 2010 и т/об 2009

Факт 2010

изменения в  динамике

всего

за счёт ТЗ

объёма т/об

алкогольные напитки 

0,4

6,65

-6,25

0,4

6,65

-6,25

кондитерские  изделия, сахар 

0,4

9,9

-9,5

0,4

9,9

-9,5

колбасные изделия  и мясные копчености

0,6

7,33

-6,73

0,6

7,33

-6,73

прочие продтовары

0,3

1,59

-1,29

0,3

1,59

-1,29

продукты глубокой заморозки

0,3

3,22

-2,92

0,3

3,22

-2,92

мясо, птица

0,6

0,16

0,44

0,6

0,16

0,44

сыры, мороженое, майонез

-1

-3,44

2,44

-1

-3,44

2,44

молочная продукция

-0,2

9,81

-10,01

-0,2

9,81

-10,01

Итого продукты:

-0,1

11,14

-11,24

-0,1

11,14

-11,24

Пресса

-0,3

7,15

-7,45

-0,3

7,15

-7,45

Бытовая химия

-0,3

-1,37

1,07

-0,3

-1,37

1,07

Бытовые товары

-2

-11,76

9,76

-2

-11,76

9,76

Посуда 

-0,7

-26,37

25,67

-0,7

-26,37

25,67

Аксессуары 

-0,1

-1,88

1,78

-0,1

-1,88

1,78

Корм для  животных

1,4

-2,11

3,51

1,4

-2,11

3,51

Прочие 

-0,4

6,39

-6,79

-0,4

6,39

-6,79

Итого непродовольственные:

-1

-2,71

1,71

-1

-2,71

1,71

Всего:

0,9

-6,47

7,37

0,9

-6,47

7,37


 

В целом, использование  товарных запасов на предприятии  достаточно эффективное. Однако требуется более тщательное планирование и выполнение планов.

Таким образом, ситуация с использованием товарных запасов на предприятии следующая.

Произошло повышение  товарных запасов на 159,2 тыс. руб.

Оборачиваемость запасов не изменилась за 2010 год, время обращения также осталось на прежнем уровне.

По сравнению  с прошлым годом средние товарные запасы возросли по всем товарным группам. По всем товарным группам, за исключением сыров, молочных продуктов, прессы, бытовой химии, бытовых товаров, посуда, аксессуаров оборачиваемость увеличилась, что в итоге привело к росту времени обращения товаров по предприятию на 0,9 дней.

Изменение структуры товарооборота в 2010 году оказало положительное влияние на товарооборачиваемость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 РАЗРАБОТКА  ПЛАНА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ

 

 

Для планирования товарных запасов необходимо разработать  план товарооборота.

Нами использована модель формирования оптимальной структуры товарооборота, которая обеспечивает максимальную прибыль и имеет следующую формальную запись11:

Для оптимизации  структуры товарооборота необходимо иметь следующую информацию:

Ej – удельный вес j-го товара в фактической структуре товарооборота;

рj – прибыль от продажи j-го товара;

βj – удельный вес j-го товара в оптимальной структуре товарооборота;

ν * – прогнозное значение товарооборота;

рj* – прогнозная сумма прибыли от продажи j-го товара при оптимальной структуре товарооборота;

р* – прогнозная сумма прибыли, полученная в результате оптимизации структуры товарооборота.

Воспользуемся следующим алгоритмом.

Определим рентабельность продаж j-го товара:

Прогнозируем  товарооборот на перспективу (V*).

Распределим товарооборот согласно оптимальной структуре.

Определим прогнозную сумму прибыли от реализации j-го товара:

где Vj * – объем продаж j-го товара согласно оптимальной структуре товарооборота.

Рассчитаем  прогнозную величину прибыли от реализации всех товаров согласно оптимальной  структуре товарооборота:

Определим уровень  рентабельности торговой деятельности:

Проведем планирование товарооборота методом, основанным на выравнивании с помощью скользящей средней данных о приросте товарооборота  за ряд лет, предшествующих планируемому году.

Таблица 11

Темпы прироста продажи товаров

Год

Товарооборот

Расчет

2008

244136

К1=(244136+247150)/2=245643

2009

247150

К2=(248150+280515)/2=264332

2010

280515

К3=(245643+264332)/2=254988


 

∆=(254988-245643)/2=4672

Планируемый товарооборот в 2011 году будет 280515+4672=285187 тыс. руб.

 

Таблица 12

Расчет оптимальной  структуры товарооборота

Товар

Объем продаж, тыс. руб.

Доля в структуре  ТО, %

Прибыль от продаж, тыс. руб.

Рентабельность  продаж, %

Оптимальная доля в структуре ТО, %

Прогнозный  объем продаж, тыс. руб.

Прогнозная  прибыль, тыс. руб.

алкогольные напитки 

23002,2

8,2

4600,4

0,2

0,07

19963,1

3992,6

кондитерские  изделия, сахар 

17953

6,4

2693,0

0,15

0,05

14259,4

2138,9

колбасные изделия  и мясные копчености

19636,1

7

4319,9

0,22

0,07

19963,1

4391,9

прочие продтовары

12903,7

4,6

2193,6

0,17

0,06

17111,2

2908,9

продукты глубокой заморозки

5890,8

2,1

883,6

0,15

0,05

14259,4

2138,9

мясо, птица

14867,3

5,3

2824,8

0,19

0,06

17111,2

3251,1

сыры, мороженое, майонез

44882,4

16

6283,5

0,14

0,05

14259,4

1996,3

молочная продукция

54419,9

19,4

4353,6

0,08

0,03

8555,6

684,4

Пресса

5890,8

2,1

1001,4

0,17

0,06

17111,2

2908,9

Бытовая химия

13184,2

4,7

3032,4

0,23

0,08

22815,0

5247,4

Бытовые товары

11781,6

4,2

2945,4

0,25

0,08

22815,0

5703,7

Посуда 

21319,1

7,6

3837,4

0,18

0,06

17111,2

3080,0

Аксессуары 

8696

3,1

2608,8

0,3

0,10

28518,7

8555,6

Корм для  животных

11781,6

4,2

4123,6

0,35

0,12

34222,4

11977,9

Прочие 

14306,3

5,1

3147,4

0,22

0,07

19963,1

4391,9

Всего:

280515

100

48848,9

3

1,00

285187

63368,6


 

Таким образом, если в прошлом году рентабельность составляла 48848,9/280515*100=17,4%, то в 2011 году рентабельность составит 63368,6/285187*100=22,2%. То есть оптимизация структуры товарооборота положительно сказалась на деятельности компании.

Существуют  некоторые особенности расчета товарных запасов в розничной и оптовой торговле.

Необходимая величина товарных запасов (норматив) в розничной  торговле определяется по формуле:

где Н – норматив товарных запасов по товарной группе, дней;

Р – рабочий  запас;

П / 2К – запас пополнения, дней;

С – страховой  запас.

Рабочий запас включает в себя запас на время приемки и подготовки товара к продаже и так называемый представительный набор.

Представительный  набор (Нп) зависит от широты ассортимента, предусмотренной ассортиментным перечнем. Его величину в днях можно определить по формуле:

где Ап – количество разновидностей по ассортиментному  перечню;

Цi – средняя цена единицы товара;

ti – однодневный оборот по данной товарной группе.

Вторым элементом  расчетного норматива товарных запасов является запас пополнения (П / 2К), при определении которого учитывается период между очередными поставками (П) и коэффициент комплектности (К).

Коэффициент комплектности (К) увеличивает норматив запаса в  случае, если количество разновидностей, поступающих в одной партии (Аф), меньше количества разновидностей, предусмотренных ассортиментным перечнем (Ап). Он рассчитывается как частное от деления: К = Аф / А п.

Третьим элементом  норматива является страховой запас (С). Он определяется размером первых двух элементов (рабочего запаса и запаса пополнения, которые в сумме составляют так называемый торговый запас).

Страховой запас  обычно устанавливают в процентах  к торговому запасу. Поскольку размер товарных запасов измеряется как в денежном выражении, так и в днях оборота, то, определив общий размер норматива товарных запасов по группе товаров в днях, его переводят в сумму (умножением на однодневный товарооборот по данной группе).

Сумма нормативов по всем товарным группам даст общий размер норматива товарных запасов по организации.

Проведем планирование товарных запасов данным методом.

Таблица 13

Расчет запасов  методом нормирования

Товар

Среднедневной оборот

Рабочий запас

Коэффициент комплектности

Периодичность поставок

Запас текущего пополнения

Страховой запас (30%)

Сумма запасов

алкогольные напитки 

55,5

3

0,2

50

25

8

466,2

кондитерские  изделия, сахар 

39,6

3

0,4

18

9

4

139,59

колбасные изделия  и мясные копчености

55,5

4

0,4

13

6

3

170,66

прочие продтовары

47,5

3

0,4

13

6

3

131,81

продукты глубокой заморозки

39,6

3

0,35

23

11

4

171,41

мясо, птица

47,5

4

0,4

20

10

4

199,5

сыры, мороженое, майонез

39,6

3

0,4

13

6

3

109,89

молочная продукция

23,8

3

0,25

12

6

3

64,26

Пресса

47,5

2

0,7

14

7

3

130,3

Бытовая химия

63,4

2

0,5

20

10

4

228,24

Бытовые товары

63,4

2

0,3

33

17

6

355,04

Посуда 

47,5

2

0,25

40

20

7

313,5

Аксессуары 

79,2

2

0,3

33

17

6

443,52

Корм для  животных

95,1

2

0,4

25

12,5

4

413,69

Прочие 

55,5

2

0,3

33

17

6

310,8

Всего:

           

3648,4

Информация о работе Анализ товарных запасов торгового предприятия и поиск путей повышения эффективности их использования