Анализ товарных запасов торгового предприятия и поиск путей повышения эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ товарных запасов торгового предприятия и поиск путей повышения эффективности их использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
Во-первых, изучить теоретические аспекты формирования и использования товарных запасов на предприятии.
Во-вторых, проанализировать деятельность торгового предприятия за последние годы, выявить проблемы.
В-третьих, выявить пути повышения эффективности использования товарных запасов.

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность товарных запасов на торговом предприятии
1.1 Понятие товарных запасов
1.2 Методы планирования товарных запасов
2 Исследование процесса формирования товарных запасов на предприятии
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ состава и динамики товарных запасов
2.3 Анализ факторов, влияющих на товарные запасы и эффективность их использования
3 Разработка плана товарных запасов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Финансы предпр. тема 20.doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

3

1 Экономическая  сущность товарных запасов на торговом предприятии

1.1 Понятие товарных  запасов

5

1.2 Методы планирования  товарных запасов

10

2 Исследование  процесса формирования товарных запасов на предприятии

2.1 Характеристика  предприятия

17

2.2 Анализ состава  и динамики товарных запасов

20

2.3 Анализ факторов, влияющих на товарные запасы  и эффективность их использования

26

3 Разработка  плана товарных запасов

31

Заключение

40

Список литературы

42


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

В современных экономических  условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное размещение, использование и управление всеми ресурсами, находящимися в его распоряжении. Важная роль в реализации этой задачи отводится комплексному анализу эффективности использования имеющихся ресурсов, который и является инструментом для разработки стратегии и тактики развития предприятия, принятия управленческих решений. Результаты анализа являются необходимой информационной базой для объективного управления и лучшего понимания эффективности работы предприятия, скорости оборачиваемости средств и капитала, их производительности, оценки риска и выгодности того или иного способа вложения финансов.

Цель курсовой работы – анализ товарных запасов торгового предприятия и поиск путей повышения эффективности их использования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

Во-первых, изучить теоретические аспекты формирования и использования товарных запасов на предприятии.

Во-вторых, проанализировать деятельность торгового предприятия  за последние годы, выявить проблемы.

В-третьих, выявить пути повышения эффективности использования товарных запасов.

Объект исследования -  товарные запасы предприятия.

Предмет исследования – определение потребности предприятия в товарных запасов.

При написании курсовой работы были использованы учебная, методическая литература, данные отчетности предприятия, материалы  прессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ

НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Понятие товарных  запасов

 

 

Оборотные средства (их синонимы в бухгалтерском учете — оборотные активы) представляют собой одну из составных частей имущества торговой организации, необходимую для нормального осуществления и расширения ее деятельности. Основное назначение оборотных средств заключается в обеспечении непрерывности и ритмичности процесса товарооборота.

В экономической  литературе и в хозяйственной  практике термин "оборотные средства" употребляется наравне с термином "оборотный капитал", что вполне объяснимо: оборотные средства (оборотный капитал) — это денежные средства, вложенные в оборотные активы и совершающие непрерывный кругооборот в процессе хозяйственной деятельности.

Завершив один кругооборот (деньги — товар —  деньги), оборотные средства вступают в новый, т. е. кругооборот совершается непрерывно.

В составе  оборотных средств любой торговой организации преобладают товарные запасы. Во многих организациях удельный вес товарных запасов составляет 80-90% всех оборотных активов. В числе других элементов оборотных активов выделяются денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность.

Материально-производственные запасы являются составной часть оборотных активов организации.

Запас – это  форма существования материального  потока. Различное назначение производимых в обществе продуктов служит основой  выделения двух крупных группировок  материальных запасов – запасов  производства и запасов потребления1.

По месту  нахождения запасы делятся на товарные (сбытовые), производственные, запасы незавершенного производства, государственные резервы.

В зависимости  от основных причин образования запасы подразделяют на текущие Зтек, подготовительные Зподг, страховые Зстр.

В зависимости  от массы запасы согласно формуле (1) делятся на максимальные Змакс, минимальные Змин, переходящие Зпер:

Змакс = Зтек + Зстр + Зподг,

Змин = Зстр + Зподг,                                   (1)

Зпер = 1/2Зтек + Зподг + Зстр.

 

На пути превращения  сырья в конечное изделие и  последующего движения этого изделия  до конечного потребителя создается  два основных вида запасов (см. рис.1).


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Основные виды материальных запасов2

Охарактеризуем  каждый из названных запасов

Производственные запасы – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального  производства, предназначенные для  производственного потребления. Цель создания производственных запасов  – обеспечить бесперебойность производственного процесса

Товарные запасы –  запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных  организациях и запасы в пути.

Необходимость образования  товарных запасов предметов потребления  вызвана следующими причинами:

- непрерывностью процессов  обращения; 

- сезонностью производства  и потребление; 

- неравномерностью размещения  производства и районов потребления;

- непредвиденными колебаниями  спроса и ритма производства;

- необходимостью преобразования  производственного ассортимента  в торговый;

- необходимостью образования  страховых резервов, 

- другими причинами.

Товарные запасы подразделяются, в свою очередь, на запасы средств производства и предметов потребления.

Па  назначению запасы товаров подразделяют на текущие, сезонные и целевые. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Запасы товаров текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Розничное торговое предприятие должно иметь их в размере на установленное по плану количество дней торговли. Текущие товарные запасы должны быть средними, т.е. незавышенными и незаниженными. Завышенные запасы товаров ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек обращения, связанных с хранением и реализацией товаров, а главное — к ухудшению качества и даже порче товаров. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговле, снижению объема розничного товарооборота3.

Сезонные запасы товаров создаются в определенные периоды года, и их образование связано с сезонностью производства либо с сезонностью спроса и реализации товаров. К целевым товарным запасам относится досрочный завоз товаров в труднодоступные районы, а также образование запасов товаров для осуществления определенных целей (например, для организации встречной торговли при сборе макулатуры и заготовке сельскохозяйственной продукции).

Текущие товарные запасы обычно планируют отдельно от сезонных и целевых. Норматив текущих запасов товаров каждое торговое предприятие планирует поквартально в сумме и в днях оборота. При этом норматив текущих товарных запасов в днях на квартал одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.

В современных условиях хозяйствования в России одной из основных проблем финансово-хозяйственной  деятельности предприятий является проблема роста цен. Значительное удорожание материальных ресурсов, необходимых  для производственного процесса неблагоприятно сказывается на функционировании предприятия, ведет к перебоям в снабжении вплоть  до остановки производственного процесса. Таким образом, вложение свободных средств в производственные запасы является одним из возможных способов избежания падения покупательной способности денег.

С другой стороны, предприятие, сумевшее предвидеть инфляционные процессы в экономике, создает запас  с целью получения прибыли  за счет повышения рыночной цены. В  данном  случае речь идет о спекулятивном характере создания запасов.

Первым шагом в управлении запасами является выделение целевых показателей для отдельных структурных подразделений или ответственных лиц:

- минимизация суммарных затрат, связанных с запасами (стоимость хранения, стоимость выполнения заказа, убытки, связанные с отсутствием необходимых товаров);

- ускорение оборачиваемости;

- снижение риска возможных срывов производственной программы или планов по продажам.

Проектирование  системы управления запасами осуществляется поэтапно (рис. 1).

Рис. 1. Разработка эффективной системы управления запасами в компании4

 

К основным факторам, которые влияют на оборотность и  величину товарных запасов, относятся  следующие.

- соотношения  между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборотность, товарооборот осуществляется с меньшими товарными запасами. По мере увеличения предложения товаров, насыщения рынка, наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Изучения спроса населения – одно из условий, которые оказывают содействие нормализации товарных запасов;

- сложность  ассортимента товаров. Время обращения  товаров сложного ассортимента, как правил, намного превышает  время обращения товаров простого ассортимента;

- организация  и частота завоза товаров. Чем   чаще завозятся товары в магазин,  тем с меньшими товарными запасами  можно выполнить план товарооборота.  В свою очередь частота завоза  зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортирования, размещения производственных предприятий. Чем ближе размещенные промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем чаще вырабатывается завоз товаров, тем менее времени расходуется на их доставку. Высокая частота завоза характерна для товаров,  которые быстро портятся;

- потребительские  свойства товаров. Они или уменьшают,  или увеличивают время оборота.

- ритмичность  поступления товаров в течение  квартала и месяца, порядок завоза  товаров.

На обращение товаров влияет и великое множество других факторов: организация рекламы и продажи товаров, транспортные условия, состояние материально-технической базы, особенности фасования товаров и т.п. Важное значение имеют квалификация кадров и уровень руководства сложным торговым процессом, организация работы и т.п.

 

1.2 Методы планирования  товарных запасов

 

 

Планирование  представляет собой особую форму  деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный (календарный) период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением5.

Назначение  планирования состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия.

Планирование  включает следующие стадии:

- определение конечных и промежуточных целей;

- постановка задач, решение которых необходимо для достижения целей;

- определение методов и способов их выполнения исходя из имеющихся ресурсов;

- контроль за ходом реализации плана;

- анализ итогов работы в целях повышения ее эффективности и корректировки планов на следующий период.

Управление  хозяйственной деятельностью начинается с планирования – выбора единственного  плана из множества вариантов. Различные варианты плана связаны с неодинаковыми материальными и трудовыми затратами, поэтому выбор лучшего плана из большого числа допустимых вариантов во многом определяет успех хозяйственной деятельности.

Информация о работе Анализ товарных запасов торгового предприятия и поиск путей повышения эффективности их использования