Анализ товарных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 01:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы заключается в изучении методики анализа товарных запасов в розничных торговых предприятиях.
Исходя из вышеизложенного, определен следующий круг задач при написании курсовой работы:
Определить значение, задачи и источники информации анализа товарных запасов;
Дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
Оценить состояние запасов по общему объему, товарной номенклатуре и их соответствие оптимальному размеру;
Проанализировать факторы, воздействующие на объем и состав товарных запасов и товарооборачиваемость;
Вскрыть недостатки в работе торговых организаций в этой области и выявить пути их устранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И ИСТОЧНИКИ АНАЛИЗА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ 5
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 11
3. АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ (В ЦЕЛОМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ, ПО МАГАЗИНАМ, ТОВАРНЫМ ГРУППАМ И ИСТОЧНИКАМ ПОСТУПЛЕНИЯ) 24
4. АНАЛИЗ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЕЕ ИЗМЕНЕНИЕ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Вложенные файлы: 1 файл

2006-2008 - КР Анализ товарных запасов в розничной торговле - ПО Советское (уст).doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)




Содержание

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Для осуществления непрерывного процесса товарного обращения необходимы определенные запасы товаров. Товарными запасами называется совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для продажи. Соблюдение определенных пропорций между объемом товарооборота и объемом товарных запасов является важной экономической задачей.

При недостатке товарных запасов ухудшается удовлетворение спроса населения. В рыночных условиях отдельные организации могут извлечь из создавшегося положения (наличия неудовлетворенного спроса) выгоду путем повышения цены. Однако, как правило, недостаток запасов влечет за собой снижение суммы реализации товаров, потерю покупателей и влияет на конкурентоспособность торговой организации.

Отрицательно сказывается  на торговой деятельности и излишние товарные запасы, так как при этом снижается качество хранимых товаров, увеличиваются товарные потери и расходы по кредиту, ухудшается платежеспособность торговой организации и ее финансовое состояние.

Поэтому одним из условий достижения высоких конечных результатов от торговой деятельности предприятия и повышения ее эффективности является постоянное продуманное формирование товарных запасов и умелое управление ими. Принятие решений в деле управления товарными запасами оказывает влияние на все стороны хозяйственной деятельности предприятия: изменение объема товарооборота, величину доходов, издержек обращения, прибыль и рентабельность. Поэтому для любого предприятия все более важной функцией становится анализ эффективности и оценка политики управления запасами. Целью практически любого решения в деле управления товарными запасами является рост объема продаж и минимизация общих издержек, связанных с формированием и хранением этих товарных запасов. Очень важно уметь анализировать последствия применения неоптимальных схем управления запасами.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что анализ товарных запасов направлен в первую очередь на оптимизацию их величины и структуры, что имеет непосредственное значение для повышения экономической эффективности торговых организаций.

Цель написания курсовой работы заключается в изучении методики анализа товарных запасов в розничных торговых предприятиях.

Исходя из вышеизложенного, определен следующий круг задач при написании курсовой работы:

    • Определить значение, задачи и источники информации анализа товарных запасов;
    • Дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
    • Оценить состояние запасов по общему объему, товарной номенклатуре и их соответствие оптимальному размеру;
    • Проанализировать факторы, воздействующие на объем и состав товарных запасов и товарооборачиваемость;
    • Вскрыть недостатки в работе торговых организаций в этой области и выявить пути их устранения.

Объект исследования – потребительское общество «Советское».

Период исследования – 2006-2008 годы.

Предмет исследования –  товарные запасы потребительского общества «Советское» за 2006-2008 годы.

В работе использованы такие методы исследования, как монографический, абстрактно-логический, балансовый, метод коэффициентов и другие методы статистики и анализа.

В качестве источников информации для написания курсовой работы использовались устав, годовая бухгалтерская отчетность предприятия, специальная литература по избранной теме работы.

 

1. Значение, задачи и источники анализа  товарных запасов

 

 

Процессы  производства и воспроизводства  требуют, чтобы известная масса  товаров, средств производства постоянно  находилась на рынке и, следовательно, составляла запас. Никакое товарное обращение невозможно без материального запаса в виде средств производства и предметов потребления.

Материальные  запасы являются эффективным средством  предупреждения диспропорций в народном хозяйстве благодаря тому, что гарантируя нормальный кругооборот средств организаций, они обеспечивают условия для гибкого изменения их экономической стратегии, поскольку имеется возможность быстрого маневрирования.

Запасы в  торговле как составная часть  материальных ресурсов призваны обеспечить соответствие спроса и предложения, совершенствование ассортимента товаров. Формирование ассортимента товаров связано с образованием, хранением и управлением запасами. Товарные запасы необходимы для обеспечения непрерывности и ритмичности процесса обращения. Как известно, запасы могут существовать в виде: средств производства; индивидуального потребления и товарного.

Товарный  запас — это масса товаров, находящихся в сфере обращения  с момента поступления их в  торговлю из производства до момента реализации, т. е. в процессе перемещения от производства к потребителю.

Необходимость образования запасов объясняется  условиями транспортирования и  реализации товаров, изменениями предложения  и спроса, дискретностью процесса поставки товаров при относительно непрерывном потреблении, возможностью случайных колебаний размеров предложения и спроса, а также интервалов завоза товаров и т.д.

Товарные  запасы имеют не только стоимостное  выражение, но существуют и как потребительные стоимости. Как потребительные стоимости товары постоянно обновляются, а как стоимости они постоянно находятся в сфере обращения. Как потребительные стоимости все товары различны, а как стоимости — однородны. Размеры товарных запасов должны находиться в определенном соответствии с размером товарооборота. Для осуществления бесперебойного товарооборота в каналах товарного обращения все время должен находиться достаточный, оптимальный товарный запас (с учетом того, что ассортимент его в максимальной степени должен быть приближен к спросу). Как чрезмерное наличие запасов, так и их недостаточность приносят экономический ущерб организации. В первом случае замораживаются средства, затраченные на производство и хранение излишнего количества товаров, ухудшается финансовое состояние организации, нарушается процесс воспроизводства. Наличие больших запасов может привести к тому, что их ценность (как потребительных стоимостей) вследствие морального и материального старения резко упадет или вообще исчезнет. Во втором случае недостаток товарных запасов отрицательно сказывается на торговом обслуживании населения, предложение товаров будет отставать от платежеспособного спроса. В конечном счете в обоих случаях ухудшается финансовое состояние организации, поэтому вопрос о размере товарных запасов является актуальным. Следовательно, важно добиваться постоянного наличия в торговых организациях таких товарных запасов, которые бы по своим размерам и составу соответствовали бы установленному объему товарооборота и обеспечивали бесперебойное удовлетворение спроса населения, а потребность в товарных запасах определялась бы на основе прогнозируемого объема товарооборота и их прироста за счет расширения (улучшения) ассортимента товаров.

Увеличение  товарного запаса, расширение ассортимента товаров позволят удовлетворить потребность населения в товарах, но одновременно могут отрицательно повлиять на эффективность функционирования торговых организаций. Товарные запасы в торговых организациях составляют большой удельный вес в сумме оборотных активов. Нормализация товарных запасов, их эффективное управление — одно из важнейших направлений совершенствования работы торговли. Успешное выполнение ее функций во многом зависит от создания запасов товарно-материальных ценностей в достаточном количестве и в необходимых местах для обеспечения в торговых организациях тех видов товаров и в таком количестве, которые необходимы для бесперебойного удовлетворения потребностей населения, что приведет в итоге к росту продаж и прибыли.

Одним из показателей, характеризующих эффективность использования товарных запасов, является товарооборачиваемость или время обращения товаров. Время обращения товаров показывает продолжительность их пребывания в сфере обращения (до перехода в руки потребителя). Ускорение товарооборачиваемости уменьшает затраты на хранение товарных запасов, приводит к высвобождению денежных средств и других оборотных активов. Поэтому анализу товарооборачиваемости и товарных запасов отводится значительное место при анализе хозяйственно-финансовой деятельности торговых организаций.

Таким образом, цель анализа товарных запасов состоит  в установлении их соответствия предъявляемым  требованиям и оценке влияния  на конечные результаты торговой деятельности. Обобщив вышеизложенное можно сказать, что в процессе анализа рассчитываются следующие показатели:

    • величины запасов в сумме и днях к товарообороту на определенную дату по товарным группам, в разрезе магазинов и в целом по предприятию и оценку характера их изменения в динамике;
    • отклонения фактических запасов по товарным группам, по магазинам и в целом по предприятию в днях и сумме от установленных предприятием необходимых величин;
    • оборачиваемость в днях по товарным группам, по магазинам и в целом по предприятию за определенный период и в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет, с другими магазинами, предприятиями-конкурентами и с аналогичными показателями по региону в целом;
    • средние цены отдельных видов товаров в запасах и по их поступлению, в сравнении с ценами реализации, и в том числе их размерами у конкурентов;
    • долю запасов отдельных товаров по магазину или в целом по предприятию и тенденции ее изменения в динамике в сравнении с изменениями доли этой товарной группы в объеме продаж по региону;
    • отклонение фактического объема поставок товаров от оптимального объема одной партии и оценка влияния этого изменения на размер товарных запасов;
    • размеры запасов по внутригрупповому ассортименту основных товарных групп (занимающих наибольший удельный вес в объеме продаж) и оценку их влияния на оборачиваемость по товарной группе в целом;
    • аномальные запасы по каждой товарной группе и причины их образования;
    • изменение числа разновидностей товаров по каждой группе в динамике и по сравнению с магазинами-конкурентами;
    • влияние на изменение товарных запасов и товарооборачиваемости основных факторов (объема и структуры товарооборота, поступления товаров, ритмичности поставок, сложности ассортимента товаров и т.д.).

Итак, исходя из вышеизложенного анализ товарных запасов, оптимизация их величины и структуры имеет большое значение для повышения экономической эффективности торговых организаций. Его задачи в данной области таковы:

    • оценка состояния запасов по общему объему, товарной номенклатуре и их соответствие оптимальному размеру;
    • изучение динамики товарных запасов и товарооборачиваемости;
    • определение и изменение факторов, воздействующих на объем и состав товарных запасов и товарооборачиваемость;
    • вскрытие недостатков в работе торговых организаций в этой области и выявление пути их устранения.

Качество  и результаты анализа как всей хозяйственно-финансовой деятельности торговой организации, так и товарных запасов зависят от качества и полноты предоставляемой отчетности и учета. Отсутствие необходимой экономической информации о товарных запасах затрудняет их анализ. В интересах эффективного управления товарными запасами требуется полная экономическая информация как по товарным запасам в целом, так и в ассортиментном разрезе.

Анализ товарных запасов осуществляется на основе финансовой бухгалтерской, оперативной и статистической отчетности, материалов текущего бухгалтерского учета, отчетов материально ответственных лиц, данных инвентаризаций, выборочных обследований и т.д.

Источниками анализа товарных запасов являются:

1) бухгалтерский баланс по основной хозяйственной деятельности торговой организации (ф. № 1), в котором отражается общая сумма товаров по покупной стоимости. Для определения товарного запаса по фактической себестоимости к этой сумме прибавляются издержки обращения на остаток товаров, а для расчета товаров по продажным ценам еще добавляется торговая надбавка;

2) отчеты материально ответственных лиц, по которым рассчитывается и анализируется размещение товарных запасов торговой организации по ее структурным подразделениям;

3) статистический отчет (ф. №11-1) «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», где в первом разделе «Общие экономические показатели» по стр. 10 показываются остатки товаров, приобретенных на стороне и предназначенных для перепродажи. Их оценка осуществляется по средним ценам реализации на аналогичные товары, действовавшим в отчетном месяце, включая налог на добавленную стоимость, налог с продаж и акциз, т. е. остатки товаров для перепродажи, учитываемые на балансе организации по цене приобретения, при отражении по стр. 10 ф. № П-1 должны быть переоценены по средним ценам реализации на аналогичные товары, действовавшим в отчетном месяце. Данные об остатках приводятся по всем местам хранения товаров (на складах, складах-холодильниках, в магазинах и др.).

4) при глубоком экономическом анализе товарных запасов необходимо рассмотреть их структуру по отдельным товарным группам. Для этой цели используется четвертый раздел статистической ф. № П-1, где отражаются остатки товаров на конец месяца по товарным группам по установленному перечню: для оптовой торговли — по 62 товарным группам (23 - продовольственным и 39 — непродовольственным) и практически по всем в натуральных и условно-натуральных показателях (в рублях только 10 позиций); для розничной торговли — по 59 товарным группам (32 - продовольственным и 27 - непродовольственным) в тысячах руб., кроме ликероводочных изделий, которые представлены в декалитрах. Однако ф. № П-1 не пригодна для анализа запасов по специализированным торговым организациям таким, как «одежда», «ткани», «трикотаж» и другим, так как она содержит одну группу «швейные изделия», одну позицию по тканям — «ткани готовые», три позиции по трикотажным изделиям. Таким образом, текущая отчетность не в состоянии обеспечить данные о запасах по всей номенклатуре товаров, которые находятся в торговой организации;

5) выборочные данные об остатках товаров, инвентаризационные и сличительные ведомости, данные аналитического учета по остаткам отдельных товаров позволят получить необходимую информацию для анализа состояния запасов не только по отдельным товарным группам, но и по наименованиям товаров;

6) статистический отчет (ф. № П-3) «Сведения о финансовом состоянии организации» в третьем разделе которого «Оборотные активы» по строке 25 «Товары для перепродажи (по покупной цене)» показывается стоимость остатков товаров, приобретаемых организацией, осуществляющей свою деятельность в торговле и общественном питании. При этом организации общественного питания отражают остатки сырья на кухнях и в кладовках, остатки товаров в буфете.

 

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

 

Потребительское общество «Советское» - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства путем объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой заготовительной производственной, бытовой, социальной и иной деятельности. В целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Потребительское общество «Советское» в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", Федеральным Законом РФ "О некоммерческих организациях", другими законами Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, настоящим Уставом.

Информация о работе Анализ товарных запасов