Анализ и пути улучшения финансового состояния предприятия на примере ООО "Марварит"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью является проведение анализа конечных финансовых результатов деятельности ООО «Марварит» с целью разработки рекомендаций по ее улучшению.
В качестве основных задач для достижения поставленной цели можно выделить следующие:
Изучение теоретических и методических положений финансовых результатов деятельности фирмы.
Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Марварит».
Анализ динамики и структуры прибыли предприятия.
Анализ распределения и использования прибыли предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………..…………………6
1.1 Сущность финансовых результатов и их роль в деятельности предприятия..6
1.2 Механизм формирования и использования прибыли………………………..11
1.3 Основные направления анализа финансовых результатов деятельности…..13
1.4 Методические подходы к управлению финансовыми результатами в
деятельности фирмы ……………………………………………………………....24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Марварит»………………………………………….……..…………………32
2.1 Краткая характеристика предприятия предпряития……….………………...32
2.2 Анализ динамики и структуры прибыли предприятия………………………
2.3 Факторный анализ прибыли предприятия..…………………………………..47
2.4 Анализ распределения и использования прибыли предприятия………….57 2.5 Анализ рентабельности ООО «Марварит»…………………………………..62
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Марварит»………….…..……..……………………..72
3.1 Формирование элементов системы управления прибылью ………………..72
3.2 Увеличение прибыли за счет использования коммерческого
кредитования………………………..……………….……………………………..81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….….………………………..84 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………..……

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom.doc

— 837.50 Кб (Скачать файл)

Так, уровень валового дохода дает количественную оценку доли торгового предприятия в розничной цене. Чем выше уровень валового дохода, тем выше доля предприятия в цене, тем выше разница между ценой покупки и ценой продажи. Уровень валового дохода является для торговли показателем цены, изменяя который предприятие может увеличивать или сокращать объем спроса, выбирая тем самым оптимальные их сочетания, добиваясь наибольшего объема валового дохода.

Оба фактора в модели валового дохода подчиняются действию закона спроса. Увеличение уровня валового дохода при эластичном спросе ведет к снижению объема товарооборота, поэтому с помощью факторного анализа валового дохода можно дать оценку проводимой на предприятии ценовой политики.

С другой стороны, уровень валового дохода предприятия является усредненным показателем доходности отдельных наименований товаров и испытывает влияние структурных сдвигов. Повышение в товарообороте товаров с высоким уровнем торговой надбавки увеличивает средний уровень валового дохода. Однако влияние структурных сдвигов на изменение уровня валового дохода требует организации учета доходности по каждой товарной группе.

Основными факторами, влияющими на прибыль, являются товарооборот, средний уровень валового дохода и средний уровень издержек обращения, а также другие доходы и расходы. На величину дохода, а, следовательно, и прибыли влияет и структура товарооборота. Это связано с тем, что каждая товарная группа имеет свой уровень валового дохода и требует различных затрат. Поэтому с изменением состава товара меняется и финансовый результат.

Влияние товарооборота, среднего уровня валового дохода и издержек обращения можно определить методом  абсолютных разниц.

      DВД(N)= D N*У0вд/100                                                         (1)

где  D N=(N1-N0) – абсолютное изменение товарооборота;

Увд – уровень валового дохода;

Влияние на прибыль изменения среднего уровня валового дохода рассчитывается умножением отчётного товарооборота на величину отклонения отчётного уровня валового дохода от базисного:                 

DВД(Увд)= D Увд*N1                                                                                                                                     (2)

где D Увд=(Y1-Y0)- отклонение уровня валового дохода;

       N1 –отчётный уровень товарооборота;

При наличии раздельного учета переменных и постоянных издержек проводится маржинальный анализ прибыли; факторная модель прибыли примет вид: Рассчитаем влияние каждого фактора на прибыль способом абсолютных разниц;

товарооборота:

DП(N)= DN*У0мд                                                                                         (3)

где DN-абсолютное изменение товарооборота;

 У0мд-уровень маржинального дохода

уровня валового дохода:

DП(Увд)= DУвд*N1                                                                                                                                       (4)

переменных издержек (оценивается по уровню):

DП(Уи.пер)= - (DУи.пер*N1)                                                                       (5)

  постоянных издержек (принимается в размере абсолютного отклонения с обратным знаком): DП(Ипост)= - (DИпост)

Система аналитических расчетов при анализе прибыли применяется для экономического обоснования планов и отдельных управленческих решений, например, при формировании ассортиментного портфеля, ценообразовании, расширении основных средств и т.д.

Значительное влияние на величину валовой и чистой прибыли оказывают финансовые результаты от прочей реализации. Анализ финансовых результатов от прочей реализации (основных средств и прочих активов) предполагает рассмотрение этих операций с точки зрения правильности оценки реализуемого имущества, определения затрат на реализацию и сопоставления их с доходами от возможной реализации.

Целесообразно сопоставить доходы от продажи имущества с доходами, которые предприятие может получить в случае продолжения эксплуатации основных средств. Однозначно эффективной является реализация неиспользуемого имущества.

Доходы (потери) от продажи имущества прогнозируются с учетом фактора времени: доход от продажи минус дисконтированный доход от возможной эксплуатации оборудования. Доход от продажи больше дохода от эксплуатации при принятой ставке дисконтирования. Отсюда следует вывод: продажа оборудования экономически целесообразна.

Каждый вид реализации прочих активов (сырья, материалов и т.д.) имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при анализе.

Особое внимание следует обратить на реализацию излишних материалов. Это необходимо для выявления наличия излишних запасов, которые приводят к замедлению их оборачиваемости. При анализе доходов от аренды необходимо сопоставлять их с издержками (бухгалтерскими и экономическими) по содержанию сдаваемого в аренду имущества.

Анализ внереализационных доходов и расходов следует проводить по каждому виду. Как внереализационные расходы, так и внереализационные доходы, как правило, являются результатом нарушений финансово-хозяйственной дисциплины, например, договоров поставки.

К внереализационным доходам относятся, например, суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанные в прошлые годы в убыток как безнадежные к получению.

Но поступившие суммы задолженности лишь условно можно отнести к доходам. Срок исковой давности в соответствии с Гражданским кодексом РФ составляет 3 года. Средства в расчетах в течение 3 лет были отвлечены из оборота. Если дебиторская задолженность, срок исковой давности по которой истек, составила 10 тыс. руб., то при средней оборачиваемости капитала в 180 дней и рентабельности оборотного капитала в 20% снижение прибыли (финансовые потери) из-за замедления оборачиваемости составит 12 тыс. руб.

Внереализационные убытки в значительной мере являются результатом нарушения договорной дисциплины. Внереализационные доходы и расходы от штрафов, пени, неустоек в некоторых случаях объясняются плохой постановкой учета.

Кроме штрафных санкций, существенное влияние на снижение прибыли оказывают непроизводительные расходы: потери от брака, непроизводительные расходы, отнесенные на себестоимость. Каждый вид непроизводительных расходов является самостоятельным объектом анализа.

Анализ доходов от ценных бумаг включает в себя анализ наличия, состава, структуры и динамики ценных бумаг. Особое внимание при анализе процентных доходов обращается на структуру ценных бумаг. Увеличение удельного веса векселей может свидетельствовать об увеличении продаж в кредит. Это может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств. Поэтому необходимо провести сравнительный анализ дохода от выданных векселей с потерями от замедления оборачиваемости, в связи с выдачей векселей. Эту сумму можно рассчитать как произведение количества дней замедления оборачиваемости, однодневного оборота по реализации и коэффициента рентабельности реализованной продукции.

Высокий удельный вес облигаций или привилегированных акций может быть причиной снижения интереса инвесторов к обыкновенным акциям этого предприятия.

Основными видами процентных доходов и расходов являются полученные и выплаченные дивиденды по акциям. Предприятиям необходимо изучать факторы, влияющие на изменение общей суммы дивидендов.

Факторами 1-го порядка, влияющими на этот показатель, являются:

  • изменение количества проданных акций;
  • изменение уровня дивиденда на одну акцию.

Последний фактор можно детализировать в свою очередь по факторам, оказавшим влияние на чистую прибыль эмитента и ее распределение.

Рассмотренные факторные модели, лежащие в основе анализа прибыли от продажи, не учитывают различий в характере зависимости издержек от объема выручки или выпуска продукции. Предполагается, что увеличение объема продаж (выпуска продукции) связано всегда с ростом издержек, и себестоимость продукции изменяется в меру роста или снижения объема выпуска продукции. Однако в меру роста объема выпуска изменяется только часть затрат, называемых переменными издержками, поэтому увеличение объемов производства приводит к снижению затрат на рубль или единицу продукции (эффект масштаба).

Анализ зависимости прибыли от переменных и постоянных издержек позволяет расширить возможности управленческого анализа.

Методика управленческого анализа прибыли требует ведения раздельного учета переменных и постоянных издержек, прямых и косвенных (основных или накладных) расходов. Система учета прямых затрат носит название «директ-костинг» [27, с. 215].

Система «директ-костинг» – атрибут рыночной экономики. В ней достигнута высокая степень интеграции учета, анализа и обоснования управленческих решений. Главное внимание в этой системе уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов производства.

Разделение затрат в системе «директ-костинг» позволяет определить важный в аналитических расчетах показатель - маржинальный доход.

Маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от продажи и переменными затратами, или сумму постоянных расходов и прибыли от продажи:

МД=П+Спост;       (6)

где  МД - маржинальный доход;

Спост - постоянные издержки.

Факторная модель прибыли в системе «директ-костинг» принимает вид:

П = МД – Спост;      (7)

Из данной формулы следует, что предприятие начнет получать прибыль только после того, как возместит постоянные затраты за счет дохода от продажи определенного объема выпускаемой продукции. Выручки от продаж должно хватить для покрытия переменных расходов и образования прибыли.

В свою очередь  МД = N-Спер;       (8)

где  Спер - переменные издержки.

Такая факторная модель позволяет определить влияние количества реализованных товаров, средней цены, средних переменных издержек на единицу продукции и постоянных издержек на маржинальный доход.

Та же модель может применяться при анализе прибыли по каждому виду изделий. Применительно к конкретному виду изделий маржинальный доход характеризует вклад i-го изделия в возмещение постоянных затрат.

При проведении внешнего анализа или экспресс-анализа прибыли на основе маржинального дохода может применяться следующая факторная модель [27, с. 216]:

     (9)

Углубление анализа в направлении изучения факторов увеличения издержек и структурных сдвигов в номенклатуре реализуемой продукции позволит установить причины снижения прибыли и разработать конкретные управленческие решения по формированию ассортиментного портфеля и повышению эффективности использования экономического потенциала.

Основным фактором повышения эффективности производственного потенциала является рост объема выпуска и реализации от единицы используемых ресурсов.

Влияние прироста объема реализации на прибыль зависит от соотношения переменных и постоянных издержек и измеряется с помощью показателя, который носит название «эффект операционного рычага».

Эффект операционного рычага показывает, на сколько процентных пунктов увеличивается прибыль при изменении выручки на 1 процентный пункт, т. е. [27, с. 217]:

      (10)

Выразив прибыль через маржинальный доход и постоянные издержки, получим:

П=МД-Спост;       (11)

в свою очередь

МД= N*md;       (12)

тогда

П= N*md - Спост.       (13)

Считая удельный маржинальный доход и постоянные издержки неизменными (при условии элиминирования их влияния), получим:

DП= md*DN;       (14)

Таким образом,

       (15)

т.е. операционный рычаг равен отношению маржинального дохода к прибыли.

Рассмотренный метод расчета влияния выручки на прибыль позволяет оценить изменение прибыли в результате изменения объема выпуска и реализации продукции при неизменном соотношении переменных и постоянных издержек, как за отчетный период, так и при составлении бюджета по прибыли на планируемый период.

С помощью операционного рычага оценивается «чувствительность» прибыли к изменению выручки. Чем выше значение операционного рычага, тем выше «чувствительность», т. е. тем больший прирост прибыли обеспечивает один процент прироста выручки. В то же время операционный рычаг является одним из показателей предпринимательского риска. Чем выше значение рычага, тем выше степень предпринимательского риска, так как при высоком значении операционного рычага снижение объема продаж на один процент приводит к многократному понижению прибыли.

Величина операционного рычага зависит от соотношения переменных и постоянных издержек. Чем выше доля постоянных затрат, тем больше разница между маржинальным доходом и прибылью, тем соответственно выше соотношение между этими показателями. Таким образом, предприятие, имеющее в составе своего имущества высокую долю основных фондов, с эксплуатацией и содержанием которых связаны в основном постоянные издержки, подвержено высокому предпринимательскому риску. Причем чем ближе к точке безубыточности работает предприятие, тем значительнее будет влияние изменения продаж на прибыль, что вызывает необходимость постоянного контроля за масштабом производственной деятельности.

1.4 Методические подходы к управлению финансовыми результатами в деятельности фирмы

Система управления формированием и распределением финансовых результатов является важной составной частью системы управления финансами предприятия и представляет собой совокупность организационной структуры управления финансовыми результатами; механизма управления финансовыми результатами; процесса управления; а также механизма развития и совершенствования данной системы.

Роль системы управления финансовыми результатами определяется ее местом в системе управления финансами предприятия и заключается в целесообразной и эффективной организации финансовых потоков, связанных с формированием и распределением финансовых результатов предприятия, в целях обеспечения законного формирования и оптимального распределения прибыли.

Информация о работе Анализ и пути улучшения финансового состояния предприятия на примере ООО "Марварит"