Анализ и пути улучшения финансового состояния предприятия на примере ООО "Марварит"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью является проведение анализа конечных финансовых результатов деятельности ООО «Марварит» с целью разработки рекомендаций по ее улучшению.
В качестве основных задач для достижения поставленной цели можно выделить следующие:
Изучение теоретических и методических положений финансовых результатов деятельности фирмы.
Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Марварит».
Анализ динамики и структуры прибыли предприятия.
Анализ распределения и использования прибыли предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………..…………………6
1.1 Сущность финансовых результатов и их роль в деятельности предприятия..6
1.2 Механизм формирования и использования прибыли………………………..11
1.3 Основные направления анализа финансовых результатов деятельности…..13
1.4 Методические подходы к управлению финансовыми результатами в
деятельности фирмы ……………………………………………………………....24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Марварит»………………………………………….……..…………………32
2.1 Краткая характеристика предприятия предпряития……….………………...32
2.2 Анализ динамики и структуры прибыли предприятия………………………
2.3 Факторный анализ прибыли предприятия..…………………………………..47
2.4 Анализ распределения и использования прибыли предприятия………….57 2.5 Анализ рентабельности ООО «Марварит»…………………………………..62
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Марварит»………….…..……..……………………..72
3.1 Формирование элементов системы управления прибылью ………………..72
3.2 Увеличение прибыли за счет использования коммерческого
кредитования………………………..……………….……………………………..81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….….………………………..84 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………..……

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom.doc

— 837.50 Кб (Скачать файл)

Основной источник денежных накоплений предприятий и организаций – выручка от продажи продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Выручка от продажи продукции исчисляется в действующих ценах. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель выручки от продажи продукции становится одним из важнейших показателей деятельности хозяйствующих субъектов. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции (с учетом снижения остатков нереализованной продукции).

Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от продажи по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.

Прибыль, как главный результат предпринимательской деятельности, обеспечивает потребности самой организации и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли организации. Общий объем прибыли организации представляет собой прибыль до налогообложения. На величину прибыли до налогообложения влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности организации, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса.

1.2 Механизм формирования и использования прибыли

На предприятии прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от продажи продукции, и издержками на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно-необходимым затратам.

Прибыль - это объемный абсолютный показатель, результирующий показатель деятельности предприятия.

Прибыль, как главный финансовый источник деятельности предприятия, есть не одномоментное значение, а система прибылей и доходов, которые складываются из нескольких источников, формирующих доходы предприятия.

Валовая прибыль (маржинальная прибыль) - это разность между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг [8, с. 78].

Прибыль от продаж складывается из валовой прибыли, уменьшенной на сумму коммерческих и управленческих расходов предприятия.

В состав прочих доходов и расходов предприятия включаются операционные доходы (в том числе выделяют проценты к получению, доходы от участия в других организациях и прочие операционные доходы), операционные расходы (в том числе выделяют проценты к уплате и прочие операционные расходы), внереализационные доходы и внереализационные  расходы.

Прибыль до налогообложения представляет собой разницу прибыли от продаж и прочих доходов и расходов предприятия.

Показатель "чистая прибыль" для целей бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности определяется как результат вычитания из бухгалтерской прибыли до налогообложения условного расхода по налогу на прибыль и постоянных налоговых обязательств.

В целях повышения достоверности данных «Отчета о прибылях и убытках» в нем приведены иные показатели. В ПБУ 18/02 содержится следующая схема:

 

Условный расход по налогу на    прибыль

(УРНП)

+

Постоянное налоговое обязательство (ПНО)

+

Отложенный налоговый актив

(ОНА)

-

Отложенное налоговое обязательство (ОНО)

=

Текущий налог на прибыль (ТНП)


 

Поэтому условный расход по налогу на прибыль может быть вычислен следующим образом:

УРНП = (- ПНО - ОНА + ОНО + ТНП).                         

С учетом изложенного схему заполнения показателей, связанных с налогом на прибыль, в Отчете о прибылях и убытках можно представить в виде:

Прибыль до налогообложения - УРНП - ПНО = Чистая прибыль.  

Подставив сюда УРНП из предыдущей формулы, получим:

Прибыль до налогообложения - (- ПНО - ОНА + ОНО + ТНП) - ПНО = Чистая прибыль.           

Или: Прибыль до налогообложения + ОНА - ОНО - ТНП = Чистая прибыль.  

         Последнее выражение и предусмотрено в образце «Отчета о прибылях и убытках». Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

Исходя из целесообразности, предприятия могут создавать или не создавать фонды и резервы, используемые как дополнительные источники финансирования затрат, не включаемых в себестоимость продукции.

Если предприятие не создает фонды, то эти затраты будут отражаться как использование прибыли по мере их возникновения. Прибыль может направляться на накопление и основными направлениями использования являются:

  • приобретение и строительство основных фондов (как производственного, так и непроизводственного назначения);
  • финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • уплата процентов по ссудам сверх установленных законом размеров.

Резервный фонд, как правило, формируется предприятием в размерах 10-50% (при соответствующих формах собственности создание резерва обязательно, пример - акционерные общества). Необходимость создания резерва заключается в том, что в рыночной экономике предприятия являются субъектами рисковой деятельности, поэтому создается резерв на случай прекращения деятельности предприятия для покрытия возможной кредиторской задолженности. Помимо прибыли предприятие может зачислять в фонд эмиссионных доход - разницу между номинальной и продажной ценой акций.

1.3 Основные направления анализа финансовых результатов деятельности

Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу, основными задачами которого являются [23, с. 167]:

  • систематический контроль за формированием финансовых результатов;
  • определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты;
  • выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;
  • оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
  • разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли: валовая прибыль; прибыль (убыток) от продаж; балансовая прибыль; прибыль до налогообложения; чистая прибыль; нераспределенная прибыль.

В настоящее время прибыль в бухгалтерской отчетности отечественных предприятий является завышенной. В условиях инфляции оценка активов предприятия не отражает их реальной стоимости: основные средства, материальные и товарные запасы неоправданно занижены. Это приводит и к занижению соответствующих расходов (в том числе амортизации), а следовательно, к искажению себестоимости продукции и размера прибыли. В результате у предприятия в виде налога изымается часть необходимого продукта, что нарушает нормальный процесс воспроизводства. Кроме того, финансовые результаты предприятия зависят от выбранной политики, обеспечивающей возможность маневра в распределении затрат между готовой продукцией и незавершенным производством, списании расходов будущих периодов, создании оценочных резервов.

Обобщающая оценка финансового состояния предприятия дается на основе таких результативных финансовых показателей, как прибыль и рентабельность.

Прибыль и рентабельность – важные показатели эффективности производства. Прибыль – это, с одной стороны, основной источник финансирования деятельности предприятий, а с другой - источник доходов государственного и местного бюджетов.

На предприятиях проводится итоговый (ретроспективный) и прогнозный (перспективный) анализ прибыли.

Цель итогового анализа: дать количественную оценку причин, вызвавших изменение прибыли, налоговых платежей из прибыли в бюджет, выявить влияние издержек на изменение прибыли или влияние на прибыль изменения цен, вызванных рыночной конъюнктурой.

В условиях рынка руководители предприятий больше склонны проводить прогнозный анализ прибыли, т. е. сопоставлять различные варианты получения прибыли в будущем, нежели затрачивать время на анализ результатов фактического исполнения путем их сравнения со стандартным решением или оценкой прибыли в динамике.

Предприниматель заинтересован в том, чтобы в конкурентной борьбе получить максимум прибыли. Этот максимум он стремится обосновать аналитическими расчетами.

Анализ формирования и использования прибыли проводится в несколько этапов [27, с. 71]:

  • анализируется прибыль по составу в динамике;
  • проводится факторный анализ прибыли от продажи;
  • анализируются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как проценты к получению и уплате, прочие операционные доходы, внереализационные доходы и расходы;
  • анализируется формирование чистой прибыли и влияние налогов на прибыль;
  • дается оценка эффективности распределения прибыли на накопление и потребление;
  • анализируется использование прибыли на накопление и потребление;
  • разрабатываются предложения к составлению финансового плана.

При этом следует учитывать, что методика факторного анализа применима как при анализе показателей прибыли за отчетный период, так и при обосновании плана.

Выбор направлений анализа определяется целями управления. Например, администрацию предприятия интересует масса полученной прибыли, ее структура, факторы, воздействующие на ее величину. Налоговая инспекция заинтересована в получении достоверной информации обо всех слагаемых балансовой прибыли: прибыли от продажи продукции, прибыли от продажи имущества, внереализационных результатах деятельности предприятия и др.

Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам выбрать значимые направления активизации деятельности предприятия. Другим участникам рыночных отношений анализ состава прибыли позволяет выработать необходимую стратегию поведения, направленную на минимизацию потерь и финансового риска от вложений в данное предприятие.

Методика анализа прибыли торгового предприятия имеет некоторые особенности, обусловленные спецификой формирования доходов и прибыли от продажи. Прибыль в торговле определяется как разность валового дохода и издержек обращения.

Валовой доход в свою очередь определяется как сумма реализованных торговых надбавок за вычетом налога на добавленную стоимость. Валовой доход может быть рассчитан на основании бухгалтерской отчетности ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках» как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и издержками обращения (себестоимостью реализации товаров, работ, услуг). Валовой доход – основной прибылеобразующий показатель, поэтому на первом этапе анализа прибыли проводится его факторный анализ.

Валовой доход может быть представлен как произведение товарооборота и уровня валового дохода.

Уровень любого показателя в торговле представляет собой отношение соответствующего показателя к розничному (оптовому) товарообороту. Уровни не только измеряют доходность и издержкоемкость реализации товаров, но несут и другую смысловую нагрузку.

Информация о работе Анализ и пути улучшения финансового состояния предприятия на примере ООО "Марварит"