Финансы и финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:21, лекция

Краткое описание

Финансы представляют собой сложное и многоплановое явление. Впервые термин финансы (от латинского finantia – наличность, доход) появился в Западной Европе в XVII в., хотя сами финансовые отношения возникли значительно раньше. В современном понимании финансы- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расщиренного воспроизводства. Главное назначение финансов- денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, а также контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Содержание

Понятие финансов, их функции и роль.
Принципы и методы осуществления государством финансовой деятельности.
Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

фин. право Лекция 1-12.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на следующих принципах:

– единства бюджетной системы;

– полноты;

– реальности;

– гласности;

– самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь.

Единство бюджетной системы обеспечивается:

– единой законодательной базой;

– единой формой бюджетной документации;

– использование единой бюджетной классификации;

– единой информационной базой данных;

– представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местном бюджетах для составления консолидированных бюджетов;

– согласованными принципами бюджетного процесса.

Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Таким образом, бюджеты различных уровней постоянно находятся во взаимодействии друг с другом.

Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех видов налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.

Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета. В данном случае речь идет о том, что расходы бюджета определяются его доходами.

Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь) для всеобщего ознакомления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает, что республиканский и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы.

Исполнение бюджетов возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Таким образом, как утверждение, так и исполнение бюджетов различных уровней осуществляется соответствующими органами данного уровня. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

3. Бюджетное право Республики Беларусь.

Содержащиеся в различных источниках нормы бюджетного права реализуются субъектами бюджетного права Субъекты бюджетного права это лица, наделенные определенными правами, которые могут участвовать в конкретных бюджетных правоотношениях. К субъектам бюджетного права относится Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы. Совокупность полномочий Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц в области бюджета получила название бюджетное право.

К компетенции Республики Беларусь в бюджетной сфере относятся:

1) определение бюджетного устройства Республики Беларусь;

2) установление бюджетных прав Республики Беларусь и местных Советов депутатов (устанавливаются законом о бюджетной системе, законами о ежегодных бюджета, постановлениями Правительства, указами Президента);

3) разработка, утверждение и исполнение республиканского бюджета;

4) руководстве бюджетной деятельностью административно-территориальных единиц и в том числе осуществление контрольных функций по использованию бюджетных средств;

5) создание совместных с другими государствами бюджетов;

6) выполнение задач по финансированию народного хозяйства, социально-культурной сферы, обороны аппарата управления и решение других вопросов относящихся к компетенции Республики Беларусь.

Самые общие положения бюджетных прав органов местного самоуправления закреплены в Конституции Республики Беларусь, устанавливающей, что они самостоятельно формируют, рассматривают и исполняют местные бюджеты.

Различные уровни местного самоуправления наделены различным объемом бюджетных прав, т.е. бюджетные права областного Совета депутатов шире, чем аналогичные права районного Совета.. Вместе с тем многие бюджетные права, законодательно закрепленные за органами местного самоуправления, идентичны, т.е. не зависят от иерархической структуры местного самоуправления, Это, в частности, право на самостоятельный бюджет; самостоятельное определение направлений расходов; введение механизма секвестра; образование оборотной кассовой наличности, резервных и целевых фондов.

Не допускается вмешательство любых органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения местных бюджетов. Дополнительно полуденные при исполнении местных бюджетов доходы, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, полностью остаются в распоряжении Совета депутатов, изъятию не подлежат и используются по их усмотрению.

Местные Советы могут вкладывать имеющиеся у них свободные средства в хозяйственную деятельность, приобретать акции и другие ценные бумаги, выдавать ссуды предприятиям или иным юридическим лицам. Они должны принимать меры по обеспечению сбалансированности своих бюджетов, а при возникновении бюджетного дефицита его покрытие должно производиться за счет привлечения дополнительно изыскиваемых источников, сокращения расходов, выпуска займов и в исключительных случаях за счет привлечения кредитных ресурсов.

Субъекты местного самоуправления в процессе исполнения бюджетов имеют право вносить изменения в расходы и доходы местных бюджетов, однако они не должны приводить к образованию дефицитов бюджетов или увеличению установленного размера дефицита, который по местным бюджетам выражается в процентах к расходной части бюджета.

Местные Советы могут устанавливать на своих территориях предусмотренные законом о бюджете местные налоги и сборы. При этом они не должны нарушать действующий порядок формирования себестоимости и цены. Законами, имеющими большую юридическую силу, ограничены права местных органов в части местных налогов и сборов, но это в принципе не затрагивает их права на использование этого доходного источника местных бюджетов.

4. Понятие и методы бюджетного регулирования.

Республиканский и местные бюджеты могут приниматься с дефицитом. Предельные его размеры и источники покрытия устанавливаются и утверждаются ежегодно в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Предельные размеры и источники финансирования дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, а для остальных бюджетов определяются решениями соответствующих вышестоящих Советов депутатов.

Возникновение бюджетного дефицита чаще всего связано с кризисными явлениями в экономике. Наличие бюджетного дефицита предполагает поиск новых источников его покрытия, которыми чаще всего выступают государственные займы как внутренние, так и внешние.

Необходимым условием бюджетно-финансовой политики является сбалансированность бюджетов всех административно-территориальных единиц. В этой связи осуществляется бюджетное регулирование – перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности.

Поскольку закрепленных источников бывает недостаточно для обеспечения сбалансированности бюджетов, используются и регулирующие доходы. Под ними понимаются республиканские налоги, другие обязательные платежи, а также иные поступления, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета.

Для сбалансирования доходов и расходов местных бюджетов могут выделяться:

– дотации – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета;

– субвенции – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему на конкретные цели;

– субсидии – денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы.

В последнее время получает распространение и такая форма выравнивания доходной и расходной часта бюджетов, как бюджетный заем – денежные средства, выдаваемые временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процента на сумму займа. В отличие от дотации, субсидии и субвенции бюджетный заем предполагает возврат денежных средств и платность их получения.

Все эти мероприятия направлены на то, чтобы еще на стадии планирования бюджета четко определить его доходы и расходы, предельный размер бюджетного дефицита.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10 % от запланированного уровня, то законодательством предусмотрен секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям расходов. Под секвестром в данном случае понимается пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета, а под блокированием – временная приостановка финансирования по отдельным незащищенным статьям расходов бюджета.

 

Лекция 6. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

  1. Понятие, принципы и правовые основы бюджетного процесса.
  2. Стадия составления проекта бюджета.
  3. Стадия рассмотрения и утверждения, бюджета.
  4. Исполнение бюджета.

 

1. Понятие, принципы и правовые  основы бюджетного процесса.

Бюджетный процесс – регламентированная Конституцией Республики Беларусь, бюджетным кодексом Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Бюджетный процесс, включает в себя четыре стадии: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета

Составление бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь, на основе, с одной стороны, отчетных данных об использовании бюджета за предыдущий год и за определенный период текущего года (что позволяет учесть реально складывающуюся ситуацию), а с другой – прогнозных оценок доходов параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и региональных программ в сроки, устанавливаемые Правительством Республики Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами. При этом окончательное составление местных бюджетов на очередной финансовый бюджетный год производится после утверждения вышестоящими местными Советами депутатов нормативов отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в соответствующие местные бюджеты.

После рассмотрения республиканский бюджет утверждается Законом Республики Беларусь, местные бюджетные – решениями местных Советов депутатов.

Исполнение бюджетов осуществляется в течение финансового (бюджетного) года, по истечении которого составляются и утверждаются соответствующими органами отчеты об исполнении республиканского, местных и консолидирующих бюджетов.

Деятельность государства и его органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов длится в течение определенного периода времени, причем характерной особенностью данного процесса является его непрерывность, последовательность и цикличность.

Каждой стадии бюджетного процесса соответствуют свои временные рамки. Так, для республиканского бюджета:

– составление проекта бюджета должно быть завершено до 1 октября года, предшествующего бюджетному;

– рассмотрение и утверждение – до 1 января, т.е. к началу бюджетного года;

– исполнение бюджета осуществляется с 1 января по 31 декабря в течение финансового (бюджетного) года;

– отчет об исполнении бюджета должен быть предоставлен Парламенту на рассмотрение и утверждение до 1 июня года следующего за отчетным.

Финансовый (бюджетный) год представляет собой период, за который исполняется бюджет, он совпадает с календарным и устанавливается с 1 января по 31 декабря.

Счетный период – включает в себя финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый (бюджетный) год.

Бюджетный цикл – это промежуток времени от начала составления проекта бюджета до утверждения отчета об его исполнении.

Бюджетный процесс базируется на определенных принципах, что обеспечивает его эффективность и: экономичность. Эти принципы включают в себя как общие, характерные для бюджетного устройства Республики Беларусь: единство бюджетного процесса, полнота, реальность, самостоятельность, гласность, так и специфические принципы. К последним можно отнести:

– разграничение полномочий между органами представительной и исполнительной власти;

– ежегодность бюджета, позволяющую учесть тенденции экономического развития и обеспечить контроль за рациональным расходованием ресурсов;

– специализацию показателей бюджета, которая состоит в том, что при составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций используется единая бюджетная классификация.

Информация о работе Финансы и финансовая деятельность государства