Финансы и финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:21, лекция

Краткое описание

Финансы представляют собой сложное и многоплановое явление. Впервые термин финансы (от латинского finantia – наличность, доход) появился в Западной Европе в XVII в., хотя сами финансовые отношения возникли значительно раньше. В современном понимании финансы- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расщиренного воспроизводства. Главное назначение финансов- денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, а также контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Содержание

Понятие финансов, их функции и роль.
Принципы и методы осуществления государством финансовой деятельности.
Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

фин. право Лекция 1-12.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

Правительство и Комитет государственного контроля постоянно контролируют в течение финансового (бюджетного) года исполнение доходов и расходов бюджета. Результаты контроля в части исполнения бюджета по доходам и расходам регулярно докладываются Правительством Республики Беларусь Президенту и Парламенту Республики Беларусь.

 

Л е к ц и я 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  
ЦЕЛЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ФОНДОВ

1. Понятие и виды государственных целевых денежных фондов.

2. Правовое регулирование государственных целевых бюджетных фондов.

3. Правовое регулирование целевых внебюджетных фондов.

1. Понятие и  виды государственных целевых  денежных фондов.

Появление целевых денежных фондов произошло задолго до возникновения единого централизованного денежного фонда государства – бюджета – в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства для их покрытия аккумулировались в особых фондах и предназначались для специальных целей. Они носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и отменой их финансирования такие фонды прекращали свое существование. В связи с этим количество целевых фондов постоянно менялось: одни возникали, другие ликвидировались.

Зарубежный опыт финансовой деятельности показывает, что даже при наличии сильного централизованного бюджета существует необходимость в обособлении части финансовых ресурсов для решения определенных задач. В то же время следует признать, что в зарубежных странах если и происходит такое обособление финансовых средств, то в весьма ограниченном количестве, в строгом соответствии с законодательством и при достаточно низком уровне налоговых изъятий в эти фонды.

Государственные целевые денежные фонды представляют собой особую форму образования и расходования денежных средств на обеспечение строго целевого финансирования конкретных мероприятий на наиболее приоритетных участках социального и экономического развития страны.

Государственные целевые денежные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения, а также для финансирования отдельных программ экономического развития. Для данных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов.

В науке финансового права выделяют следующие особенности данных фондов:

1) создаются только на основании нормативно-правового акта (закона, постановления и др.);

2) формируются компетентным, уполномоченным органом;

3) образуются с заранее определенной целью;

4) подлежат государственному финансовому контролю;

5) являются институтом финансовой системы. Государственные целевые денежные фонды классифицируются по различным основаниям.

По правовому положению целевые денежные фонды делятся на республиканские и местные. Первые находятся в распоряжении центральных органов управления; вторые – в распоряжении органов местного управления и самоуправления.

В зависимости от целевой направленности расходования средств целевые денежные фонды подразделяются на: фонды социального назначения и экономические фонды. Первые предназначены в основном для решения задач социального характера, вторые имеют экономическую направленность.

В зависимости от сроков создания различают целевые фонды, создаваемые на постоянной основе (как правило, это государственные целевые бюджетные фонды, т.к. они образуются в составе бюджета, который принимается на год, и при возобновлении в последующем бюджетных правоотношений целевые бюджетные фонды не всегда создаются вновь), и временные (обычно к ним относятся государственные целевые внебюджетные фонды, т.к. они создаются на длительный срок для финансирования важных государственных направлений).

В настоящее время в Республике Беларусь система государственных целевых денежных фондов представлена как совокупность следующих фондов:

– специальных фондов, аккумулированных в бюджетах различных уровней (бюджетные фонды);

– образуемых за пределами бюджетной системы (внебюджетные фонды).

2. Правовое регулирование государственных целевых бюджетных фондов.

Специфика целевых бюджетных фондов состоит в том, что в отличие от традиционного бюджета, удовлетворяющего потребности всего общества (национальная оборона, образование, здравоохранение и др.), целевые бюджетные фонды функционируют в большинстве случаев либо для обеспечения нужд именно тех налогоплательщиков, за счет чьих средств эти фонды формируются (дорожный фонд в большей его части), либо для компенсации использования отдельными экономическими субъектами благ, принадлежащих всему обществу в целом: окружающей природной среды, водных и биологических ресурсов (фонд охраны природы).

Целевые бюджетные фонды – это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств; принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения части вновь созданной стоимости.

Под государственным целевым бюджетным фондом понимается фонд денежных средств, образуемый в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по целевому назначению.

В Республике Беларусь перечень государственных целевых бюджетных фондов ежегодно устанавливается законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Например, существуют такие государственные целевые бюджетные фонды:

– государственный фонд содействия занятости;

– дорожный фонд;

– фонд охраны природы;

– инновационные фонды и др.

В соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» государственный фонд содействия занятости является государственным целевым бюджетным фондом, предназначенным для страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости. Он создается за счет: обязательных страховых взносов нанимателей; средств, взыскиваемых с нанимателей за нарушение требований законодательства; добровольных поступлений; иных поступлений.

Основным источником образования данного фонда являются обязательные страховые взносы, плательщиками которых являются организации, определенные п. 2 ст. 13 Налогового кодекса: юридические лица Республики Беларусь; иностранные юридические лица и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); хозяйственные группы, а также индивидуальные предприниматели.

Объектом исчисления является фонд заработной платы согласно Закону «О бюджете Республики Беларусь на 2009 год».

Размер обязательных отчислений составляет 1% от фонда заработной платы.

Исчисление и уплата обязательных отчислений производится единым платежом по ставке 4%, в который включается чрезвычайный налог в размере 3% от фонда заработной платы.

Уплата обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости индивидуальными предпринимателями производится ежеквартально отдельной платежной инструкцией не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом и развитием (строительством, реконструкцией) автомобильных дорог на территории Республики Беларусь, осуществляется за счет средств соответствующих государственных целевых фондов – дорожных фондов, которые подразделяются на: республиканский и местные. Указанные фонды образуются в соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г. (в ред. Закона от 1 декабря 2001 г.) «О дорожных фондах в Республике Беларусь».

Средства дорожных фондов образуются за счет:

– налога с пользователей автомобильных дорог;

– налога на приобретение автомобильных транспортных средств;

– сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

– платы за проезд по платным автомобильным дорогам и мостам;

- сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств;

- платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь.

Фонды охраны природы образуются на республиканском и местном уровнях.

Государственные целевые бюджетные фонды охраны природы образуются за счет: платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; платежей за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; платежей за размещение отходов производства; штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и иные нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды независимо от органа, их налагающего; средств от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции; добровольных взносов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных; иных средств в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Средства бюджетных фондов охраны природы расходуются в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13 апреля 2006 г. «Об использовании средств республиканского фонда охраны природы в 2006 году» на: оздоровление окружающей среды; осуществление мероприятий и выполнение программ по охране окружающей среды, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, наведению порядка на земле и благоустройству территорий населенных пунктов и гидрометеорологии; научные исследования в области охраны окружающей среды, геологии и гидрометеорологии; изучение природно-ресурсного потенциала республики, восстановление нарушенных хозяйственной и иной деятельностью природных объектов, охрану, воспроизводство и учет животного и растительного мира; мероприятия, направленные на сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, предупреждение негативных социально-экономических и экологических последствий на определенной территории (озеленение, борьба с шумом, улучшение водоснабжения населения и т.д.); сохранение и восстановление водных и водно-болотных экологических систем; иные направления, непосредственно связанные с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов.

Инновационные фонды, являясь государственными целевыми бюджетными фондами, образуются республиканскими органами: государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, Национальной академией наук Беларуси, облисполкомами и Минским горисполкомом за счет отчислений в размере 0,25% от себестоимости продукции входящих в их состав (или находящихся в их ведении) организаций для отдельных плательщиков, определенных законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год, установлены повышенные размеры отчислений.

Средства инновационных фондов направляются на: финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполняемых в рамках президентских, государственных народно-хозяйственных и социальных программ; финансирование государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, инновационных проектов; создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях; финансирование программ по энергосбережению, мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования, а также расходов по реализации международных проектов в области энергосбережения с участием Республики Беларусь; развитие материально-технической базы подведомственных организаций, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность; иные цели, определяемые Президентом Республики Беларусь либо Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

3. Правовое регулирование государственных целевых внебюджетных фондов.

В соответствии с бюджетным законодательством Республики Беларусь государственные целевые внебюджетные фонды – составная часть государственных финансовых средств, представляющий собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению.

Они всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета, т.е. средства внебюджетных фондов не консолидируются в бюджетах различных уровней.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

– выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

– формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Основным государственным внебюджетным фондом на территории Республики Беларусь является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Этот фонд призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе.

Информация о работе Финансы и финансовая деятельность государства