Финансы и финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:21, лекция

Краткое описание

Финансы представляют собой сложное и многоплановое явление. Впервые термин финансы (от латинского finantia – наличность, доход) появился в Западной Европе в XVII в., хотя сами финансовые отношения возникли значительно раньше. В современном понимании финансы- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расщиренного воспроизводства. Главное назначение финансов- денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, а также контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Содержание

Понятие финансов, их функции и роль.
Принципы и методы осуществления государством финансовой деятельности.
Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

фин. право Лекция 1-12.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

Основными задачами Фонда являются: сбор и аккумуляция обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование; финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, и иные выплаты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании; организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования; осуществление расширенного воспроизводства средств Фонда на основе принципа самофинансирования; сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам государственного социального страхования, находящимися в компетенции Фонда.

Средства Фонда образуются за счет: обязательных страховых взносов; ассигнований из республиканского бюджета; добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических лиц; доходов от капитализации средств Фонда; средств нанимателей, предназначенных на выплату пенсий; средств от взыскания недоимок, пени, иных финансовых санкций и административных штрафов; других поступлений.

Основным источников формирования доходной части Фонда являются обязательные страховые взносы, плательщиками которых являются:

– работодатели – юридические лица (включая иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительства, филиалы и физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, а также юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах;

– работающие граждане – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах;

– физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, – индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, и творческие работники.

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются:

– для работодателей и работающих граждан – все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты Населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115);

– для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств – определяемый ими доход.

В Республике Беларусь существует раздельное начисление обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование.

Размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют:

– для работодателей – 29%;

– для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50% общего объема произведенной продукции – 24%;

– для коллегий адвокатов – 8%;

– для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы – 30%;

– для членов крестьянских (фермерских) хозяйств – 25%;

– для работающих граждан, кроме членов крестьянских (фермерских) хозяйств – 1 %.

Размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребёнка, ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи (Социальное страхование) для работодателей и физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 6%, для коллегий адвокатов – 2%.

Индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства (за своих членов) уплачивают обязательные страховые взносы из определяемого ими дохода, но не менее суммы названных взносов, исчисленной из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной законодательством в соответствующих месяцах квартала, за которые начислены обязательные страховые взносы. Индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, уплачивают обязательные страховые взносы из определяемого ими дохода, но не менее суммы взносов, исчисленной из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной законодательством в соответствующих месяцах отчетного квартала, за которые индивидуальным предпринимателям в установленном порядке уплачен единый налог.

Уплата обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование производится плательщиками единым платежом.

Плательщики (наниматели работников) ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в местный отдел Фонда отчет о средствах данного Фонда, в котором отражаются размеры начисленных взносов, а также суммы средств Фонда, расходованных в организации и перечисленных в данный Фонд.

Уплата страховых взносов осуществляется не реже двух раз в месяц, в дни выплаты заработной платы за первую и вторую половину месяца. Окончательный расчет по платежам за истекший месяц производится не позднее дня, установленного для выплаты заработной платы за вторую половину месяца. Плательщики, для которых законодательством определены другие сроки выплаты заработной платы, и крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают обязательные страховые взносы в дни фактических выплат работникам, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены названные страховые взносы. Индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства (за своих членов) уплачивают обязательные страховые взносы ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Средства Фонда в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 марта 2008 г. № 356 «Об утверждении Положения о порядке формирования и использования средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» используются на:

– выплату пенсий по возраст), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет;

– выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением ребенке; женщине, ставшей на учет в медицинском учреждении до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на погребение);

– оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, свободного от работы дня;

– оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам;

– финансирование иных выплат в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

 

Л е к ц и я 8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ

  1. Понятие и виды государственных доходов.
  2. Неналоговые государственные доходы.

3. Прибыль республиканских и коммунальных унитарных предприятий как источник государственных доходов.

1 Понятие и виды государственных доходов.

Для выполнения государством своих функций и задач необходимы денежные средства, которые посредством распределения и перераспределения этих средств через различные денежные фонды поступают в собственность государства и (или) временное его распоряжение. К государственным доходам можно отнести и доходы местных органов управления и самоуправления.

Термин «доходы» употребляется в литературе и правовых актах в двояком значении. С одной стороны, им обозначают определенные группы экономических отношений; а с другой – материальные носители этих отношений – финансовые ресурсы государства.

В процессе мобилизации денежных средств государство привлекает в свою собственность и (или) в оперативное управление часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, которые представляют различные формы собственности – государственная, частная, а также отдельные доходы (заработки) личности.

По своей структуре государственные доходы представляют собой совокупность различных видов денежных поступлений и платежей, которые обеспечивают финансовую базу существования государства.

Государственные доходы по своему внутреннему значению подразделяются по многим основаниям и по различным признакам, которые отражают Их наиболее существенные черты.

Государственные и местные доходы регламентируются соответствующим законодательством, основанным на конституционных положениях.

По социально-экономическому признаку доходы классифицируются на доходы от:

– хозяйствующих субъектов государственной собственности и использования имущества и угодий, принадлежащих государству;

– хозяйствующих субъектов негосударственной формы собственности;

– совместных и иностранных предприятий, действующих на территории Республики Беларусь;

– личных доходов физических лиц.

По территориальному признаку доходы делятся на республиканские и местные.

По порядку образования и использования государственные доходы состоят из централизованных и децентрализованных.

Централизованные доходы – это такие доходы, которые поступают в бюджеты всех уровней и внебюджетные государственные (местные) фонды. Эти доходы называются доходами бюджетов и внебюджетных фондов, т.е. доходы государственной казны.

Децентрализованные доходы государства и местных органов государственного управления и самоуправления - это доходы государственных (и коммунальных) предприятий и организаций, которые за вычетом налогов остаются на этих предприятиях, и это, прежде всего, часть прибыли, остающаяся в распоряжении этих хозяйствующих субъектов. Производственные и оборотные средства, закрепленные за этими предприятиями и организациями, являются государственной или муниципальной собственностью, которая принадлежит им. Таким образом, понятие «государственные доходы» намного шире понятия доходов бюджетной системы. В то же время последние целиком и полностью входят в состав государственных доходов и являются его центральным звеном.

2. Неналоговые государственные доходы.

В зависимости от юридического признака доходы государства делятся на налоговые и неналоговые.

Налоговые доходы – это такие доходы, которые поступают государству на основе закона безвозмездно, безвозвратно и на обязательной основе. Поступают они, как правило, в бюджеты или во внебюджетные фонды.

К неналоговым относятся платежи и поступления, за невнесение которых не наступает ответственность. В большинстве своем они взимаются в связи с предоставлением каких-либо услуг, как со стороны государственных органов, так и на основе разрешения заниматься определенной деятельностью. Некоторые; из них носят штрафной характер.

В советское время к неналоговым платежам относились платежи государственных предприятий и организаций. Основанием такого положения было то, что отсутствовал экономический признак налога – переход права собственности. Поэтому эти поступления в доход государства не считались налогами, а назывались платежами. Однако юридическая конструкция этих платежей полностью соответствовала налогу. Сегодня можно также сказать, что поступления в доход денежных средств от предприятий и организаций государственной собственности не являются налогами, так гак здесь также нет перехода права собственности.

По методу аккумуляции доходы подразделяются на обязательные (или же налоговые) и добровольные Основная часть доходов поступает в собственность государства в принудительном (обязательном) порядке: это налоги, сборы, штрафы и другие обязательные платежи.

На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются денежные средства как во временное пользование (займы, лотереи, выпуск акций, вклады в сбербанки), так и в собственность (пожертвование, наследование, дарение).

3. Прибыль республиканских и коммунальных унитарных  
предприятий как источник государственных доходов.

Важнейшим показателем успешной хозяйственной деятельности предприятия является прибыль. Она образуется в результате распределения выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), выбывшего имущества за вычетом расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).

В результате распределения прибыли как составной части чистого дохода предприятия возникают финансовые отношения по поводу уплаты налогов на прибыль и доходы; финансовые отношения по поводу формирования основных направлений расходования денежных средств, для развития производства, фонда оплаты труда и материального поощрения; уставного фонда.

Информация о работе Финансы и финансовая деятельность государства