Финансы и финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:21, лекция

Краткое описание

Финансы представляют собой сложное и многоплановое явление. Впервые термин финансы (от латинского finantia – наличность, доход) появился в Западной Европе в XVII в., хотя сами финансовые отношения возникли значительно раньше. В современном понимании финансы- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расщиренного воспроизводства. Главное назначение финансов- денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, а также контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Содержание

Понятие финансов, их функции и роль.
Принципы и методы осуществления государством финансовой деятельности.
Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

фин. право Лекция 1-12.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

Ревизии подвергается период деятельности ревизуемого предприятия, следующий за тем периодом, который был обревизован предыдущей ревизией до первого числа месяца, в котором начата ревизия.

При необходимости или наличии постановления органов предварительного следствия, дознания ревизия проводится за более длительный период.

Сроки проведения ревизий, состав ревизионных групп определяются исходя из объема предстоящей работы с учетом конкретных задач каждой ревизии. Срок проведения ревизии, как правило, не должен превышать 30 рабочих дней. Он может быть продлен с разрешения руководителя, назначавшего ревизию, а при проведении ревизии по требованию органов предварительного следствия, дознания – с их согласия.

Перед тем как приступить к проведению ревизии, руководитель ревизионной группы (ревизор) предъявляет предписание руководителю ревизуемого субъекта и знакомит его с задачами предстоящей ревизии.

Руководитель ревизуемого субъекта знакомит членов ревизионной группы с должностными лицами, в чью компетенцию входит круг вопросов, подлежащих ревизии, предоставляет для работы необходимое помещение, оборудованное имуществом (сейф, шкаф металлический), обеспечивающим надлежащую сохранность ревизионных материалов. Кроме этого, руководители и другие должностные лица ревизуемого предприятия обязаны:

– создать условия для нормальной работы членам ревизионной группы, оказывать им содействие в проведении ревизии, выделять для оказания помощи работников;

– обеспечивать ревизорам беспрепятственный осмотр всех помещений, территорий и других объектов ревизуемого субъекта;

– предъявлять для проверки по требованию ревизоров в установленный ими срок денежные средства, бланки строгой отчетности, материальные ценности, а также все документы;

– давать справки и пояснения, как в устной, так и письменной форме по вопросам, относящимся к проводимой ревизии;

– по требованию ревизоров обеспечивать проведение инвентаризаций материальных ценностей, контрольных обмеров выполненных работ, контрольных запусков в производство сырья и материалов, взятие проб и образцов на исследование, а также присутствие при этом заинтересованных материально-ответственных и других должностных лиц;

– принимать в ходе ревизии меры по устранению выявленных нарушений, привлечению к ответственности виновных лиц и возмещению в полном размере причиненного по их вине материального ущерба.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности проводится путем:

– изучения действующей на предприятии системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

– проверки плановых, отчетных бухгалтерских документов в целях установления законности и правильности произведенных операций, подлинности документов, арифметических расчетов содержащихся в них, а также целесообразности произведенных хозяйственных и финансовых операций;

– проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг;

– сопоставления бухгалтерских записей по учету с оправдательными документами, данных бухгалтерского учета с показателями отчетности;

– сопоставления записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям;

– внезапной проверки фактического наличия денежных средств, ценных бумаг, бланков строгой отчетности, материальных ценностей, их соответствия данным учета;

– проведения встречных проверок, т. е. сличения имеющихся в ревизуемом субъекте записей, документов, данных с соответствующими записям и, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

– сличения в необходимых случаях имеющихся в ревизуемом субъекте выписок банка по текущим, расчетным, валютным, депозитным, и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также копий платежных документов с подлинными платежными документами, хранящимися в банке;

– анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности;

– проведения инвентаризаций имущества и финансовых обязательств, взвешивания, пересчета, обмера и контрольных анализов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий, контрольных запусков в производство сырья и материалов для правильности их списания и установления норм расхода;

– проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;

– проверки правильности указываемых в отчетности показателей. При проведении ревизии ревизор, кроме документов за период со дня последней ревизии, проверяет часть документов ранее обревизованного периода (выборочно), но не менее чем за последние три месяца.

При выявлении нарушений, связанных с хищениями и злоупотреблениями, ревизор перепроверяет документы за весь период, охваченный предыдущей ревизией, и отражает в акте ревизии эти нарушения с указанием, когда, за какой период и кем (должность, фамилия и инициалы) проводилась ревизия предприятия и сумму ущерба.

Исследовательский этап – это выполнение мероприятий, указанных в плане проведения ревизии.

Исследовательский этап подразделяется на две стадии:

  1. стадия общего исследования;
  2. стадия детального исследования.

На стадии общего исследования ревизор знакомится со сводной документацией, журналами-ордерами, производственными отчетами с целью выявления сомнительных операций, требующих детального исследования.

На стадии детального исследования проверка операций осуществляется по первичным учетно-бухгалтерским документам.

При проведении проверок (ревизий) работники контролирующих органов имеют право:

– проверять документы, бухгалтерские книги и другие регистры учета, а также наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги, материальные ценности и другое имущество;

– требовать письменные объяснения от должностных лиц проверяемого субъекта, других граждан по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки (ревизии);

– опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, иные места хранения имущества. Требовать от руководителя проверяемого субъекта проведения инвентаризаций, а также проводить проверки правильности их проведения;

– привлекать специалистов для определения количества и качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, оказанных услуг и выполненных работ;

– в предусмотренных законодательством случаях и порядке знакомиться в учреждениях банков с подлинными документами и счетами;

– получать от организаций независимо от форм собственности справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемым субъектом, а при необходимости проводить встречные проверки;

– передавать по согласованию с лицом, назначившим проверку (ревизию), материалы в правоохранительные органы, принимать меры по возмещению ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством;

– вносить в установленном порядке предложения об уплате сумм, взыскиваемых а порядке применения экономических санкций к проверяемым субъектам.

Законодательством могут быть предусмотрены иные права работников контролирующих органов при проведении ревизий. В практической деятельности по осуществлению функции контроля ревизор обязан:

– знать и строго руководствоваться законодательными и иными нормативными актами Республики Беларусь;

– проявлять непримиримость ко всякого рода нарушениям и недостаткам, добиваясь при этом их устранения и недопущения в дальнейшей финансово-хозяйственной деятельности;

– обосновывать документально и объективно сущность выявленных недостатков и нарушений, размер ущерба, причины, повлекшие его образование, с указанием виновных должностных лиц;

– информировать в процессе ревизии руководителя как назначившего ревизию, так и ревизуемого субъекта хозяйствования о выявленных нарушениях и требовать их устранения до окончания ревизии;

– оказывать практическую помощь ревизуемому субъекту хозяйствования по улучшению постановки бухгалтерского учета.

Ревизор несет ответственность за халатное, недостоверное, поверхностное проведение ревизии, вследствие чего им не были своевременно выявлены недостатки, хищения и другие нарушения, а также за сознательное сокрытие нарушений.

Заключительный этап – составление акта документальной ревизии, в котором излагаются результаты ревизии, а также приложений к нему.

По результатам ревизии, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства в сфере экономики, составляется акт.

Результаты ревизии, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой.

Акты и справки подписываются проводившим ревизию (проверку) должностным лицом (руководителем ревизионной группы), руководителем юридического лица и главным бухгалтером, а при необходимости – другими участниками ревизии.

В случае отказа представителя субъекта хозяйствования от подписания акта проверки (ревизии) в нем делается соответствующая запись.

Представитель субъекта хозяйствования вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания акта. В акте ревизии должны быть указаны:

– основание назначения ревизии, дата и номер приказа о ее проведении, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего акт ревизии;

– даты начала и завершения проверки или ревизии (в случае перерывов указывается их период), а также место составления акта ревизии;

– должности и фамилии работников проверяемого субъекта, обязанных подписать акт ревизии, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к ревизии;

– наименование и местонахождение проверяемого субъекта хозяйствования;

– кем и когда были проведены предыдущие ревизии, какие принимались меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства;

– какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;

3. Аудиторский (независимый) финансовый  контроль. Права и  
обязанности аудиторов.

В странах с рыночной экономикой важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятий, организаций, учреждений, которая необходима собственникам, руководящему персоналу для определения стратегии развития и способов повышения эффективности их деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательства в различных сферах. В достоверной информации заинтересованы практически все субъекты хозяйствования в рамках их деловых взаимоотношений со своими контрагентами. В развитых государствах осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за предоставляемой государственными органами и публикуемой в печати финансовой отчетностью. Такой контроль принято называть аудитом.

Правовой основой независимого финансового контроля в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. (в ред. Закона от 18 декабря 2002 г.) «Об аудиторской деятельности». В соответствии с вышеуказанным законодательным актом, аудиторская деятельность (аудит) – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) в процессе их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудиторскую деятельность следует рассматривать как высококвалифицированную и разнонаправленную деятельность, о чем свидетельствует установленная вышеуказанным законодательным актом возможность оказывать аудиторскими организациями и аудиторами ряда сопутствующих аудиту услуг, а именно: составление бухгалтерской (финансовой) отчетности; определение состава и оценка стоимости предприятия.

В зависимости от субъекта, осуществляющего проверку, аудит может быть внешним и внутренним.

Внешний аудит – проверка бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов аудируемых лиц, а при необходимости и (или) проверка деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторской организацией или аудитором – индивидуальным предпринимателем, не связанными имущественными интересами с аудируемыми лицами.

Под внутренним аудитом понимается организованная в интересах собственников и регламентированная внутренними документами субъекта хозяйствования система контроля, за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета, а также финансовых документов на предмет их соответствия законодательству. Внутренний аудит осуществляется контрольно-ревизионными службами предприятия или специалистами соответствующих функциональных отделов и управлений, непосредственно подчиненных руководству субъекта хозяйствования. Внутренний аудит не может заменить внешний в тех случаях, когда законодательством предусмотрено обязательное проведение аудиторской проверки.

В зависимости от порядка назначения аудит может быть инициативным и обязательным.

Инициативный аудит – это аудит, который проводится по решению субъекта предпринимательской деятельности или по требованию его учредителей (акционеров, участников, собственников).

Обязательный аудит – это внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г. № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» обязательная ежегодная аудиторская проверка проводится в отношении:

– организаций, являющихся открытыми акционерными обществами;

– банков, небанковских кредитно-финансовых  организаций, бирж, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, страховых организаций, а также страховых брокеров;

– иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный составляет более 600 тысяч евро.

В соответствии с действующим законодательством аудитором является физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора (для его получения необходимо сдать квалификационный экзамен на право осуществления аудиторской деятельности).

Информация о работе Финансы и финансовая деятельность государства