Финансы и финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:21, лекция

Краткое описание

Финансы представляют собой сложное и многоплановое явление. Впервые термин финансы (от латинского finantia – наличность, доход) появился в Западной Европе в XVII в., хотя сами финансовые отношения возникли значительно раньше. В современном понимании финансы- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расщиренного воспроизводства. Главное назначение финансов- денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, а также контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Содержание

Понятие финансов, их функции и роль.
Принципы и методы осуществления государством финансовой деятельности.
Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

фин. право Лекция 1-12.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

К числу финансовых отношений, возникших в ходе расходования денежных фондов предприятий, относятся отношения по уплате в бюджет платежей за землю, за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду; по уплате штрафов за нарушение налогового законодательства и др.

Все эти финансовые отношения, будучи урегулированными нормами финансового права, становятся правоотношениями. Они базируются на финансовых планах предприятия – балансе доходов и расходов.

Финансовый план предприятия составляется на один год с разбивкой поквартально.

Он состоит из четырех разделов:

– доходы и поступления средств – доходная часть;

– расходы и отчисления – расходная часть;

– кредитные взаимоотношения;

– взаимоотношения с бюджетом.

Источником благополучия предприятия является доходная часть, в основе которой лежит прибыль. Важное значение имеет экономное и рациональное расходование денежных средств, а также правильно построенные взаимоотношения с бюджетом и кредитными учреждениями.

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты всех налогов, сборов и других обязательных платежей и используемая им, называется валовой прибылью.

Валовая прибыль является источником дальнейшего развития предприятия. И чем лучше работает предприятие, чем меньше затрат на производство продукции (работ, услуг), тем больше прибыли у предприятия, а значит, большая сумма налогов поступит в доход государства.

Все эти положения относятся к предприятиям, независимо от форм собственности, которые осуществляют свою хозяйственную деятельность на полном хозрасчете.

 

Л е к ц и я 9. ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА

1. Понятие налогов, их функции и роль. Виды налогов.

  1. Понятие налоговой системы Республики Беларусь, ее структура и принципы формирования.
  2. Понятие, роль налогового права и его место в системе финансового права.

1. Понятие  налогов, их функции и роль. Виды  налогов.

Налог – это часть имущества налогоплательщика, которая в денежной форме на основании актов представительных органов власти отчуждается налогоплательщиком на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности в бюджет или государственные внебюджетные фонды.

В Республике Беларусь в течение долгого времени не предпринимались попытки формулирования эффективного с точки зрения ограничения государственных притязаний определения налога. Все, что имелось в налоговом законодательстве, сводилось к определению, содержащемуся в преамбуле Закона от 20 декабря 1991 г. «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Под налогами и сборами, взимаемыми в бюджет, понимались обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах. Приведенная правовая норма не раскрывала существенные правовые признаки налога и не давала никаких юридических критериев для его отграничения от других обязательных платежей.

В настоящее время понимание налога основывается на апробированных экономических и правовых теориях, получив свое закрепление в п. 1 ст. 6 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (НК). Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Исходя из данного определения признаками налога являются:

1. Обязательность, т.е. в силу  закона налогоплательщики при  определенных условиях обязаны осуществлять безусловную, полную и своевременную уплату налога. В соответствии со ст. 56 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Современная действительность такова, что обязанность по уплате налогов возведена в ряд конституционных практически во всех государствах.

Обязательность налога проявляется в двух аспектах. Во-первых, налог взимается вне зависимости от воли отдельного налогоплательщика, обязанного его уплачивать (односторонний характер установления налога). Во-вторых, обязательность налога выражается в изначальной определенности его содержания, т.е. налогоплательщик при уплате налога не вправе изменить условия и порядок его взимания.

В то же время данный признак не ограничивает автономию воли налогоплательщика на стадии формирования юридических фактов, обусловливающих возникновение налоговой обязанности (этот процесс происходит в рамках отношений, регулируемых другими отраслями права: гражданским, трудовым и т.д.).

2. Индивидуальная безвозмездность, т.е. уплата налога. Не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, его вносящему. При уплате налога происходит однонаправленное движение части денежных средств от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения плательщику за налоговое изъятие. Налоги передаются в собственность государства, и юридически оно ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривается никаких личных компенсаций налогоплательщику. Налогоплательщикам налоги возвращаются в виде различного рода социальных выплат из бюджета, поддержания правопорядка, обороноспособности и т.д., т.е. речь идет о возмездности налога в социально-политическом плане (возможность получения от государства различного рода гарантированных услуг). Ни в экономическом, ни в юридическом смыслах услуги, полученные обществом от государства, не выступают денежным эквивалентом взимаемых с налогоплательщиков налоговых платежей.

Отличительной особенностью индивидуальной безвозмездности налога является его безвозвратность, которая характеризуется не временным отвлечением средств плательщика, а полным прекращением прав лица в отношении уплаченных денежных средств.

3. Денежная форма уплаты налога, т.е. налоги не могут быть уплачены в натуральном выражении. В современных условиях практически все налоговые платежи осуществляются в денежной форме, которая определена самой сутью налога, являющегося платежом. История содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, так как исторически потребности государства в докапиталистическую эпоху удовлетворялись в процессе ведения натурального хозяйства. В Республике Беларусь существуют примеры неденежной формы исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей. Так, организации могут заменить уплату налога с пользователей автомобильных дорог непосредственным выполнением работ (включая автомобильные перевозки), связанных с содержанием, ремонтом и развитием (строительством, реконструкцией) автомобильных дорог, а также изготовлением и поставкой строительных материалов, конструкций, деталей, машин, механизмов и оборудования [ст. 13 Закона Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г. (в ред. Закона от 13 ноября 2008 г.) «О дорожных фондах»].

4. Внесение за счет средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. При уплате налога происходит переход части доходов (имущества) от одних субъектов в собственность государства (исключение составляют государственные предприятия). Налогообложение выражает собой процесс отчуждения собственности в пользу государства, а само налоговое отношение представляет собой отношение, возникающее между собственниками, одним из которых выступает государство, по поведу изменения права собственности на предмет налога с частной на государственную.

Налоги следует отграничивать от других видов платежей в бюджет (в первую очередь, oт сбора) с целью придания каждому виду платежа того правового режима, который соответствует его экономической и правовой сущности.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одною из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. Анализ данного определения, а также различных научных воззрений на данную категорию налогового права позволяет отграничивать сбор от налога по следующим основаниям:

– сборы призваны компенсировать расходы органов государственной власти, т.е. они должны быть корреспондированы затратам, произведённым при реализации соответствующей государственной услуги в виде юридически значимых действий. Налоги призваны финансировать деятельность государства в целом. Целью сбора является удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных органов, а налога – удовлетворение публичных потребностей государства;

– сбор является относительно возмездным платежом – уплатив сбор, субъект получает взамен определенное право, статус, разрешение и т.д. Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах субъекта. Эта может быть выдача лицензии, предоставление права торговли, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, оно вправе требовать от государства в лице соответствующих органов совершения определенных действий, в том числе и через суд. Признаком налога является безвозмездность;

– сбор является разовым платежом, а для налога характерна стабильность и длительность отношений;

– вступление в отношение, связанное с уплатой сбора, носит для лица добровольный характер, поскольку добровольным является само обращение к государству по поводу оказания с его стороны определенной услуги. Вступление же лица в отношение с государством по поводу уплаты налога носит для этого лица принудительный характер.

В настоящее время следует констатировать, что налоговая система Республики Беларусь включает в себя достаточно большое количество платежей, именуемых «сбор», «плата», «взнос» и др., которые, по своей сути являясь разновидностью фискальных взиманий в пользу государства, имеют налоговую природу. Каждый платеж независимо от его названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, сбора и других платежей. Вследствие этого при анализе того или иного фискального платежа необходимо исходить из сущностных признаков данной формы отчуждения, а не из его наименования. Выявление и анализ данных сущностных характеристик позволит отнести тот или иной платеж к налогу, сбору или другому платежу, признавая или не признавая его таковым.

Система налогов и сборов любого государства довольно обширна, несмотря на то, что отдельный налогоплательщик, как правило, уплачивает ограниченное число налоговых платежей. Это порождает определенные трудности в классификации налогов в контексте выработки единого основания, по которому возможно было бы классифицировать всю совокупность налогов и сборов, уплачиваемых на территории определенного государства. В связи с этим в учебной и монографической литературе приводится достаточно большое количество системообразующих критериев, позволяющих сгруппировать налоги по определенным видам.

По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют общегосударственные и местные налоги.

Общегосударственные (республиканские) налоги устанавливаются законодательными актами и обязательны к уплате на всей территории Республики Беларусь. К ним относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, налоги на доходы и прибыль. Суммы общегосударственных (республиканских) налогов могут зачисляться как в республиканский (налог на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь), так и в местные бюджеты (подоходный налог с физических лиц).

Местные налоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов в соответствии с законом [Закон о бюджете на очередной бюджетный (финансовый) год] и действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц (например, налог с продаж товаров в розничной торговле, сборы с пользователей, курортный сбор). Все суммы местных налогов зачисляются в местные бюджеты.

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и налогоплательщиками устанавливаются прямые денежные отношения. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость.

Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения налоговых платежей в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются, например, акцизы, налог на добавленную стоимость.

При косвенном налогообложении юридическим плательщиком выступает продавец товаров (работ, услуг), являющийся посредником между государством и потребителем товаров (работ, услуг). Потребитель, в свою очередь, является реальным плательщиком – носителем налога.

В свою очередь, прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальные налога – налоги, уплачиваемые с предполагаемого среднего дохода, размер которого отражает потенциальные (предполагаемые) результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (единый налог с индивидуальных предпринимателей, налог на игорный бизнес). При взимании реальных налогов финансовое состояние налогоплательщика не принимается во внимание.

Личные налога – налоги, уплачиваемые с действительно полученного дохода, учитывающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций).

Информация о работе Финансы и финансовая деятельность государства