Финансы и финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:21, лекция

Краткое описание

Финансы представляют собой сложное и многоплановое явление. Впервые термин финансы (от латинского finantia – наличность, доход) появился в Западной Европе в XVII в., хотя сами финансовые отношения возникли значительно раньше. В современном понимании финансы- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расщиренного воспроизводства. Главное назначение финансов- денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, а также контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Содержание

Понятие финансов, их функции и роль.
Принципы и методы осуществления государством финансовой деятельности.
Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

фин. право Лекция 1-12.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя, а также в качестве работника аудиторской организации, состоящего в ее штате или привлекаемого к проведению аудита на основании договоров гражданско-правового характера. В штате аудиторской организации должно состоять не менее трех аудиторов. Не менее 50 процентов работников аудиторской организации должны составлять граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, – не менее 75 процентов. Право на осуществление аудиторской деятельности имеют аудиторские организации и аудиторы – индивидуальные предприниматели, имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление такой деятельности.

Для осуществления внешнего аудита банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, дополнительно необходимо наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе, выданной Национальным банком Республики Беларусь, а для проведения внешнего аудита страховых (перестраховочных) организаций – дополнительно лицензии на осуществление аудиторской деятельности в страховании, выданной Министерством финансов Республики Беларусь.

Аудиторским организациям и аудиторам – индивидуальным предпринимателям запрещается занятие другими видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской деятельности, оказание сопутствующих аудиторах услуг, преподавательской и научной деятельности. Для осуществления аудита аудиторские организации или аудитор – индивидуальный предприниматель и аудируемые лица заключают между собой договор оказания аудиторских услуг, в котором определяются: предмет договора; сроки выполнения аудиторских услуг; стоимость оказываемых аудиторских услуг; права и обязанности сторон; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором; иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В данном случае мы наблюдаем наличие, наряду с правовыми нормами императивного характера, регулирующими аудиторскую деятельность, диспозитивных норм, которые опосредуют самостоятельность вступления аудируемых лиц в договорные отношения об оказании аудиторских услуг, а также самостоятельность в определении условий самого договора. Однако использование договора как основного частноправового средства регулирования отношений по поводу осуществления аудиторской проверки во многом предопределено публично-правовыми средствами (например, правилами аудиторской деятельности).

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение, под которым понимается официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленный го результатам аудита и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных операций законодательству. Оно может составляться также и по результатам оказания сопутствующих услуг.

Аудиторские организации, аудиторы и лица, привлекаемые ими к проведению аудита, в соответствии с законодательством обязаны хранить тайну о хозяйственных операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и аудиторы – индивидуальные предприниматели несут установленную законодательством ответственность за составление заведомо ложного аудиторского заключения, под которым понимается аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или не соответствующее результатам проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

Аудиторская проверка не освобождает аудируемое лицо от ответственности за нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности, несоответствие представляемой бухгалтерской (финансовой) отчетности требованиям законодательства.

При Министерстве финансов Республики Беларусь образован Методологический совет ПО аудиторской деятельности (далее – Совет), который, действуя на общественных началах как совещательный орган при Министерстве финансов Республики Беларусь, является научно-консультативным органом по методологическим вопросам аудиторской деятельности.

Основными задачами Совета являются: подготовка предложений по определению основных направлений развития методологии аудиторской деятельности в Республике Беларусь, ее совершенствованию и повышению эффективности; участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность.

При реализации своих задач Совет взаимодействует с заинтересованными министерствами, другими органами государственного управления, аудиторами, аудиторскими организациями, другими хозяйствующими субъектами.

4. Органы, осуществляющие государственный  финансовый  
контроль.

В систему контролирующих органов Республики Беларусь входят:

1. Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.

  1. Комитет государственного контроля.
  2. Министерство финансов.
  3. Министерство по налогам и сборам.
  4. Органы ведомственного контроля.

Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь создается Президентом Республики Беларусь в целях осуществления координации деятельности государственных органов и иных организаций, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В состав Совета входят представители руководства Совета Министров, Администрации Президента Прокуратуры, Комитета государственного контроля, Национального банка, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства экономики, Государственного таможенного комитета.

Возглавляет Совет председатель, которым по должности является председатель Комитета государственного контроля. Основные направления деятельности Совета:

– координация и планирование работы контролирующих органов;

– обеспечение исполнения законодательных актов при осуществлении контрольной деятельности;

– организация проведения совместных проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности;

– анализ итогов контрольной деятельности, разработка на их основе предложений по совершенствованию законодательства в сфере экономических отношений;

– согласование действий контролирующих органов по сбору и анализу информации в сфере финансового контроля, создание единого банка данных.

Совет в соответствии с направлениями своей деятельности вправе:

– давать поручения контролирующим органам;

– рассматривать жалобы субъектов хозяйствования на необоснованное назначения проверок (ревизий);

– запрашивай, и получать от государственных органов и иных организаций, субъектов хозяйствования необходимую информацию;

– заслушивать сообщения и отчеты должностных лиц контролирующих органов;

– вносить в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц контролирующих органов, не обеспечивших надлежащую организацию контрольной деятельности.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в зри месяца. Заседания Совета считаются правомочными, если на них присутствует более половины его состава. Решения Совета принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании, оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим на заседании, и являются обязательными для исполнения всеми контролирующими органами и их должностными лицами.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь является органом, осуществляющим государственный контроль, за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за:

– исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

– расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных opганов, сохранностью и использованием государственного имущества;

– исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности;

– соблюдением государственными органами, иными юридическими лицами (в том числе резидентами свободных экономических зон) актов законодательства в области инвестиционной деятельности;

– законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов;

– соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;

– состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

– финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждений Республики Беларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета;

– соблюдением законодательства в области получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, а также за сбором и сдачей их лома и отходов в Государственной фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;

– соблюдением законодательства при использовании черных и цветных металлов, соблюдением порядка сбора, учета, хранения, использования, реализации и переработки черных и цветных металлов, их лома и отходом; исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

– соблюдением участниками рынка ценных бумаг, а также Национальным банком Республики Беларусь и иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность по регулированию этого рынка, законодательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг; поставкой товаров для государственных нужд;

– соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, определяющего правила торговли и обслуживания населения, порядок формирования цен на товары (работы, услуги) и качество изготавливаемых и реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), их безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей), защиты потребительского рынка и прав потребителей;

– исполнением государственными органами, иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, а также за законностью использования государственных средств при осуществлении внешнеэкономических операций;

– соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь.

Правовой статус Комитета государственного контроля определен Законом Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» от 9 февраля 2000 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 1 ноября 2004 г.), а также Указом Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2001 г. № 617 «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь:) (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2003 г. № 408), определяющим новую структуру Комитета государственного контроля после реорганизации Комитета финансовых расследований и преобразования его в Департамент финансовых расследований. В настоящее время последний является структурным подразделением Комитета государственного контроля с правом юридического лица. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2001 г. № 617 директор Департамента является по своей должности заместителем председателя Комитета государственного контроля.

Основные направления контрольной и надзорной деятельности Министерства финансов:

– осуществление контроля за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;

– государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

– лицензирование и контроль, за соблюдением законодательства об осуществлении лицензируемых видов деятельности, лицензионных требований и условий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Министерством финансов;

– осуществление систематического контроля, за исполнением республиканского бюджета, за соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета, решение по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь вопросов, касающихся исполнения бюджета;

– осуществление контроля за своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и организациями:

Информация о работе Финансы и финансовая деятельность государства