Финансы и финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:21, лекция

Краткое описание

Финансы представляют собой сложное и многоплановое явление. Впервые термин финансы (от латинского finantia – наличность, доход) появился в Западной Европе в XVII в., хотя сами финансовые отношения возникли значительно раньше. В современном понимании финансы- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расщиренного воспроизводства. Главное назначение финансов- денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, а также контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Содержание

Понятие финансов, их функции и роль.
Принципы и методы осуществления государством финансовой деятельности.
Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

фин. право Лекция 1-12.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

– фактическим основанием применения финансово-правовых санкций выступает совершение финансовых правонарушений, которые подразделяются на налоговые, бюджетные, валютные, банковские и иные правонарушения;

– финансово-правовые санкции отличаются спецификой субъектов, их применяющих, спецификой процедуры применения, правил назначения, сроков давности, процедуры обжалования.

Особенностью структуры финансово-правовой нормы является ее нетождественность статье финансово-правового акта, что предполагает размещение её элементов в разных статьях одного нормативно-правового акта либо в разных нормативных правовых актах.

2. Классификация финансово-правовых норм.

Финансово-правовые нормы могут быть классифицированы по самым разным основаниям.

В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений нормы финансового права подразделяются на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие.

Обязывающие нормы финансового права содержат предписания участникам финансовых правоотношений совершить определенные положительные действия, предусмотренные финансовым законодательством. Основная масса финансово-правовых норм является обязывающими, которые довольно часто содержатся в актах финансового законодательства в виде прямых обязательных предписаний. Например, ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь предусматривает ряд обязанностей налогоплательщиков, среди которых: уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины); вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства.

Уполномочивающие нормы финансового права предоставляют участникам финансовых правоотношений субъективное право действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Эти нормы, строго закрепляя права участников финансовых правоотношений, позволяют им проявлять определенную самостоятельность в установленных законодательством рамках. В уполномочивающих финансово-правовых нормах категорический характер предписания государства сочетается с определенными полномочиями участников финансовых отношений, т.е. в них содержатся дозволения распоряжаться субъективными правами в пределах нормы финансового права. Так, местные Советы депутатов, руководствуясь императивной нормой в области установления местных налогов и сборов, исчерпывающий перечень которых ежегодно закрепляется законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год, вводят по своему выбору те налоговые платежи, которые необходимы для развития местных территорий. Пока число уполномочивающих норм незначительно, однако в рамках построения оптимальной модели сочетания публичноправовых и частноправовых интересов в финансовой сфере, их значение будет все более возрастать.

Запрещающие нормы финансового права содержат запрет на совершение определенных действий или регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений. Например, п. 4 ст. 43 Налогового кодекса предусматривает, что предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается. Численность запрещающих финансово-правовых норм незначительна, что объясняется преобладанием в регулировании финансовых отношений обязывающих норм, т.к. формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов возможно за счет активного поведения обязанных субъектов.

В зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников финансовых отношений финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы финансового права определяют материальное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений в области финансовой деятельности государства (например, закрепляя систему налогов и сборов, взимаемых на территории Республики Беларусь, применительно к каждому налоговому платежу устанавливаются объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговые льготы, другие элементы налога, т.е. определяется структурно-объемный характер налогового обязательства). Любая материальная норма будет являться регулятором общественных отношений только в случае подключения к такому регулированию соответствующих процедурно-процессуальных предписаний.

Процессуальные нормы финансового права по своему назначению регламентируют процедуру или порядок реализации прав и обязанностей, устанавливаемых материальными нормами финансового права. Достаточно большое количество процессуальных финансово-правовых норм сконцентрировано в таком институте финансового права, как бюджетный процесс, что предопределило деление всего комплекса бюджетно-правовых норм на материальное бюджетное право (бюджетное право) и процессуальное бюджетное право (бюджетный процесс).

По сфере действия нормы финансового права подразделяются на нормы общего и ограниченного действия.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Исходя, как правило, из длительного характера финансовых отношений, большинство финансово-правовых норм являются таковыми.

Нормы ограниченного действия устанавливаются с пределами применения, ограниченными временными и пространственными рамками. Как правило, данные нормы содержатся в законе о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год (например, правовые нормы, регулирующие взимание местных налогов и сборов).

По территории действия различают финансово-правовые нормы, действующие на всей территории Республики Беларусь (республиканские налоги и сборы) и действующие на территории соответствующего административно-территориального образования (местные налоги и сборы).

В финансовом праве в настоящее: время уделяется большое внимание таким финансово-правовым нормам, как нормы-дефиниции и нормы-принципы. Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий в финансовой сфере (например, бюджет, налог, сбор). Дефинитивные нормы выполняют, главным образом, эвристическую, направляющую и ориентирующую функции в механизме правового регулирования финансовых отношений. Их отсутствие в системе финансового права лишило бы финансовое законодательство ясности, а процесс его применения стал бы крайне затруднительным или невозможным. Нормы-принципы являются разновидностью исходных норм права, которые занимают высшую ступень в законодательстве, имеют наиболее общий характер (наиболее высокую степень абстрагирования) и выполняют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений. Посредством названных норм определяются цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы финансово-правового регулирования. Несмотря на декларативную направленность, нормы-принципы задают ориентиры развития для всего комплекса финансовых отношений и лежат в основе деятельности субъектов финансового права. Они имеют также важное значение в правоприменительной практике в контексте следования духу и смыслу закона в неоднозначной ситуации выбора или построения правовых начал того или иного направления деятельности.

При всей важности приведенной классификации необходимо отметить, что ни один из критериев не следует абсолютизировать. Одна и та же норма финансового права и зависимости от решения определенных теоретических и практических задач при комплексном ее рассмотрении может быть одновременно отнесена к нескольким видам.

3. Понятие, особенности, классификация и структура финансовых правоотношений.

Финансовое правоотношение - это общественное отношение, возникающее в процессе финансовой деятельности государства и урегулированное нормами финансового права. Она является разновидностью правового отношения, поэтому ему свойственны все признаки, которые характерны для любого правоотношения.

Вместе с тем, финансовое правоотношение имеет особенности, которые выделяют его из системы правовых отношений. Так, финансовое отношение:

1) возникает исключительно в области финансовой деятельности 
государства;

2) возникает на основе нормы финансового права;

3) является, по существу, экономическим, т.е. непосредственно зависит от уровня развития экономики;

4) является имущественным (денежным) отношением;

5) одним из участников этого отношения всегда выступает само государство либо уполномоченные им государственные органы. Эти органы наделены определенными властными полномочиями в отношении других субъектов организаций, физических лиц.

Следует подчеркнуть, что только три признака в совокупности отграничивают финансовое правоотношение от другого правоотношения:

1) финансовые правоотношения всегда возникают по поводу собирания и распределения денежных средств через централизованные

фонды государства;

2) властный характер, обусловленный императивностью финансово-правовой нормы, в результате чего одной из сторон правоотношения обязательно выступает государство, уполномоченный государственный орган;

3) носят имущественный характер.

Властно-имущественный характер финансового правоотношения является критерием, отграничивающим его от гражданско-правового отношения. Отдельные административные отношения также имеют властно-имущественный характер. Например, отношения по поводу наложения и взыскания административных штрафов. Однако эти административные отношения возникают в процессе осуществления государственного управления и не связаны с финансовой деятельностью государства.

Классификацию финансовых правоотношений разграничивают по трем критериям:

  1. в зависимости от функций права;
  2. по характеру финансово-правовых норм;
  3. по видам финансово-правовых институтов.

С учетом функций права финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные правоотношения обеспечивают реализацию регулятивной функции права. В финансовом праве регулятивных правоотношений большинство, поскольку финансовое право направлено на позитивное регулирование отношений, в процессе которых происходит мобилизация финансовых ресурсов в централизованные фонды государства и распределение этих финансовых средств.

Охранительные финансовые правоотношения - обеспечивают реализацию охранительной функции права. Эти финансовые правоотношения выполняют вспомогательную функцию и возникают в связи с нарушением финансово-правовой нормы на основе финансовой (экономической) санкции. К финансовым охранительным отношениям относятся, например, отношения, связанные с нарушением бюджетного законодательства, налогового законодательства, с нарушением правил ведения кассовых операций.

В зависимости от характера финансово - правовой нормы финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные финансовые правоотношения реализуют права и обязанности субъектов, по собиранию, распределению и использованию соответствующих централизованных финансовых ресурсов. Примером материальных финансовых правоотношений служат правоотношения содержанием, которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивал» налог, и соответственно право налогового органа требовать его уплаты.

Процессуальные финансовые правоотношения являются формой проявления порядка реализации прав и обязанностей субъектов финансового права. Процессуальные, финансовые правоотношения вторичны по отношению к материальным, служат гарантией их реализации. К числу процессуальных финансовых отношений можно отнести, например, правоотношения по бюджетному процессу.

По видам финансово – правовых институтов различают следующие финансовые правоотношения по поводу финансового контроля; бюджетные; по поводу формирования и исполнения государственных внебюджетных фондов; налоговые; по неналоговым платежам; по государственному кредиту (государственному внутреннему и внешнему долгу, по государственному обязательному страхованию; по поводу сметно-бюджетного финансирования; по бюджетным ссудам и займам; в сфере денежного обращения и расчетов; в сфере валютного регулирования.

 

Л е к ц и я 4. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

  1. Понятие, значение и виды финансового контроля.
  2. Формы и методы финансового контроля.
  3. Аудиторский (независимый) финансовый контроль. Права и обязанности аудиторов.

4. Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль.

1. Понятие, значение и виды финансового  контроля.

Контроль (от фр. controle) является самостоятельной функцией управления. Он представляет собой систему наблюдений и проверку соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям и выявление результатов для последующего воздействия на объект. Финансовый контроль является разновидностью функций государственного управления, осуществляемый особыми органами и направленных на выявление полноты и правильности наполнения и распределения государственных денежных фондов.

Финансовый контроль это основная форма государственного контроля, который заключается в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием денежных средств и ресурсов.

Объектами финансового контроля являются:

– финансово-хозяйственная деятельность за проверяемый период;

– активы (средства) и пассивы (источники формирования средств) субъекта хозяйствования;

– финансовые операции (письменное свидетельство о совершении финансовой операции).

Субъектами финансового контроля, с одной стороны, являются контролирующие, а с другой – субъекты хозяйствования, включая предпринимателей без образования юридического лица. Контролирующие органы – государственные органы и иные организации, которые в пределах своей компетенции имеют право осуществлять проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования.

Информация о работе Финансы и финансовая деятельность государства