Финансы и финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:21, лекция

Краткое описание

Финансы представляют собой сложное и многоплановое явление. Впервые термин финансы (от латинского finantia – наличность, доход) появился в Западной Европе в XVII в., хотя сами финансовые отношения возникли значительно раньше. В современном понимании финансы- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расщиренного воспроизводства. Главное назначение финансов- денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, а также контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Содержание

Понятие финансов, их функции и роль.
Принципы и методы осуществления государством финансовой деятельности.
Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

фин. право Лекция 1-12.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

– разработка методологии организации и осуществления ведомственного контроля, подготовки и представления отчетности о контрольно-ревизионной работе, а также осуществление контроля, за состоянием ведомственного контроля в республике;

– осуществление государственного пробирного надзора, государственный контроль, за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства Республики Беларусь в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в пределах своей компетенции;

– осуществление методологического руководства аудитом, контроль за соблюдением аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторскими организациями законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий;

– осуществление надзора за соблюдением страховыми организациями, страховыми посредниками и объединениями страховщиков требований законодательства о страховании.

В структуре Министерства финансов функционирует Главное контрольно-ревизионное управление, которое проводит в установленном порядке в государственных органах, у иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных органов, соответствующие проверки (ревизии) по вопросам, относящимся к компетенции Министерства финансов;

Основными задачами Министерства по налогам и сборам являются:

– осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением итогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней, экономических санкций в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды;

– осуществление контроля, за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий;

– учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов и, иных обязательных платежей в бюджет;

– разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов;

– осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;

– предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве в пределах своей компетенции;

– подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;

– принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления, уплаты и изыскания налогов, иных 'обязательных платежей в бюджет.

Ведомственный контроль осуществляется министерствами и комитетами в подчиненных им структурных подразделениях.

Основные направления деятельности органов ведомственного контроля:

– проверка экономического состояния подведомственных предприятий, организаций и учреждений;

– контроль, за сохранностью материальных ценностей и денежных средств;

– выявление экономических правонарушений;

– установление причин и условий, способствующих совершению экономических правонарушений;

– контроль, за правильностью постановки бухгалтерского учета; выявление внутрихозяйственных резервов, повышение эффективности производства.

Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Министерства экономики, Министерства статистики и анализа, Национального банка, Государственного таможенного комитета.

Основные направления деятельности Министерства экономики:

– осуществление контроля, за выполнением экономических программ, прогнозов и решений по социально-экономическим проблемам, вопросам управления и использования государственного имущества, приватизации, предпринимательской деятельности, ценообразования, противодействия монополизации и недобросовестной конкуренции и деятельности субъектов естественных монополий;

– проведение в республиканских органах государственного управления, организациях проверок хода выполнения экономических программ, прогнозов и решений по социально-экономическим проблемам, вопросам управления и использования государственного имущества, приватизации, предпринимательской деятельности, ценообразования, противодействия монополизации и недобросовестной конкуренции и деятельности субъектов ее отечественных монополий, выдача предписаний по устранению выявленных недостатков.

Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь и регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов. Национальный банк обладает исключительным правом эмиссия денег и выполняет ряд функций:

– регулирует денежное обращение;

– регулирует кредитные отношения;

– является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;

– осуществляет валютное регулирование;

– организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

– осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе;

– осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;

– осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;

– устанавливает порядок осуществления банковских операций;

– выполняет другие контрольные функции в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

Главными задачами Государственного таможенного комитета Республики Беларусь являются:

– организация и осуществление таможенного дела в республике, развитие таможенной инфраструктуры с учетом расширения внешнеэкономических связей;

– обеспечение в пределах своей компетенции надежной экономической безопасности Республики Беларусь, а также соблюдения законодательства о таможенном деле;

– совершенствование средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений, исходя из приоритетов развития экономики республики и обеспечения благоприятных условий для ее участия в международном разделении труда, содействие развитию внешнеэкономических связей;

– своевременное и полное внесение в бюджет таможенных пошлин, а также налогов и других обязательных платежей, взимаемых в связи с ввозом на таможенную территорию и вывозом за ее пределы товаров и иных предметов;

– организация и осуществление борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил.

 

Л е к ц и я 5. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

  1. Понятие, источники и структура бюджетного права.
  2. Бюджетное устройство Республики Беларусь.
  3. Бюджетное право Республики Беларусь.
  4. Понятие и методы бюджетного регулирования.

1. Понятие, источники и структура бюджетного права.

В зависимости от контекста понятие «бюджет» (от англ. budjet - роспись денежных доходов и расходов) может рассматриваться в нескольких аспектах:

– экономическом – система отношений по образованию и распределению, использованию централизованного денежного фонда, предназначенного для обеспечения выполнения задач, стоящих перед государством;

– юридическом – правовой акт, устанавливающий финансовый план государства;

– материальном – централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении государственных органов.

Таким образом, бюджет – это универсальная экономико-правовая категория. Как таковой бюджет играет определяющую роль в экономическом и социальном развитии государства, выступает центральным звеном финансовой системы, основным центральным денежным фондом государства. Главное назначение бюджета – обеспечение эффективного развития экономики и решения важнейших социальных задач.

Наиболее полно роль и значение бюджета в экономической системе общества раскрывается через выполняемые им функции. К функциям бюджета относятся: распределительная, стимулирующая, контрольная.

Распределительная функция заключается в поступлении через различные каналы денежных средств, в бюджет, их концентрации и дальнейшем использовании на различные нужды. Стимулирующая функция выражается в том, что денежные средства, выделяемые из бюджета, создают условия для более эффективного развития тех или иных отраслей, производств, решения поставленных задач. Контрольная функция проявляется в осуществлении контроля со стороны государственных органов за движением ресурсов между различными элементами, подразделениями национальной экономики.

Структурно республиканский и местные бюджеты состоят из доходной и расходной части.

Бюджетное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере образования, распределения и использования бюджетов различных уровней (республиканского и местных: бюджетов). Оно занимает центральное место в системе финансового права в силу значимости регулируемых отношений.

Несмотря на общие черты финансовых и бюджетных правоотношений, последние имеют свои отличительные особенности.

Особенности бюджетных правоотношений заключаются в том, что они:

– возникают в процессе бюджетной деятельности, т.е. в процессе формирования, распределения и использования бюджетов всех уровней;

– имеют более узкий круг субъектов, вступающих в данные правоотношения;

– периодически, циклически повторяются;

– длятся в течение определенного периода времени.

К настоящему времени бюджетное право окончательно сформировалось как подотрасль финансового права и имеет свой предмет регулирования.

Предметом бюджетного права выступают общественные отношения, возникающие по поводу образования распределения и использования республиканского и местных бюджетов.

По содержанию нормы бюджетного права подразделяются на:

– материальные – устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему Республики Беларусь, ее доходы и расходы, права и обязанности субъектов правоотношений;

– процессуальные – регулируют бюджетный процесс.

Кроме того, в зависимости от выполняемых функций нормы бюджетного права можно подразделить на регулятивные и охранительные. Большинство норм бюджетного права являются регулятивными, регулирующими общественные отношения в бюджетной сфере путем предоставления участникам определенных прав и возложения на них обязанностей. Охранительные нормы бюджетного права предусматривают меры финансового воздействия за нарушение бюджетного законодательства.

Нормы бюджетного права содержатся в различных источниках. Нормативные правовые акты, содержащие нормы бюджетного права, получили название источников бюджетного права.

Исходные положения бюджетного права, как и других отраслей права, содержатся в Конституции Республики Беларусь 1994 г., с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года

– Основным нормативным правовым актом, содержащим бюджетные правовые нормы, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 года.

– Декреты и Указы Президента Республики Беларусь;

– постановления Совета Министров Республики Беларусь;

– постановления Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

2. Бюджетное устройство Республики Беларусь.

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Организация бюджетной системы страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства.

Для унитарного государства характерна двухуровневая структура бюджетной системы, где первый уровень – это государственный бюджет, второй – местные бюджеты.

В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.

В особую группу выделяют консолидированные бюджеты. Согласно законодательству Министерство финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов ежегодно составляют консолидированные бюджеты, соответственно, Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц. Консолидированный бюджет представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы, т.е. это свод бюджетов всех уровней на данной территории, используемый для анализа и расчетов. Его необходимость обусловлена тем, что бюджеты различных уровней самостоятельны, но для определения возможностей страны и ее административно-территориальных единиц, составления прогнозов важно знать, какие средства в совокупности аккумулируются в рамках данной территории посредством имеющихся бюджетов.

Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).

Бюджеты районов, юродов областного подчинения, расположенные на территории области и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области).

Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенные на территории района и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района). Таким образом, консолидированные бюджеты не являются уровневыми, а служат в большей части для анализа, прогнозирования и расчетов между бюджетами.

Информация о работе Финансы и финансовая деятельность государства