Финансы и финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:21, лекция

Краткое описание

Финансы представляют собой сложное и многоплановое явление. Впервые термин финансы (от латинского finantia – наличность, доход) появился в Западной Европе в XVII в., хотя сами финансовые отношения возникли значительно раньше. В современном понимании финансы- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расщиренного воспроизводства. Главное назначение финансов- денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, а также контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Содержание

Понятие финансов, их функции и роль.
Принципы и методы осуществления государством финансовой деятельности.
Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

фин. право Лекция 1-12.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

По субъекту уплати выделяют следующие виды налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц); налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерей деятельности); смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица (налог на недвижимость, земельный налог).

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые.

Налоги общего назначения (абстрактные налоги) используются на общие цели без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Такими являются, как правило, основные: налоги, взимаемые на территории определенного государства (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на недвижимость).

Целевые (специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий и зачисляются, как правило, в соответствующие государственные целевые бюджетные или внебюджетные фонды.

В зависимости от источника уплаты различают налоги, уплачиваемые с заработной платы (обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), выручки (сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог), дохода (прибыли) (налог на прибыль с организаций), а также относящиеся на себестоимость (экологический налог, земельный налог).

По субъекту исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные.

При окладных налогах их сумма устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом, и обязанность их уплаты возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового сообщения) с указанием исчисленной суммы налога. К числу таких налогов относятся, например, земельный налог и налог на недвижимость с физических лиц.

Неокладные налоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога. К числу неокладных налогов относят налог на прибыль с организаций, налог на добавленную стоимость, земельный налог с организаций.

Современное развитие налоговых систем как зарубежных стран, так и Республики Беларусь позволяет говорить о следующих функциях налога, которые характерны для построения практически всех систем налогообложения.

Фискальная функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на всех юридических и физических лиц, которые, согласно действующему налоговому законодательству, обязаны платить налоги.

Благодаря фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части валового внутреннего продукта. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.

Наиболее тесно с фискальной функцией налога связана распределительная (социальная) функция, выражающая сущность налога как централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в непроизводственную, осуществляет финансирование крупных целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет также перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной. Именно за счет данного перераспределения обеспечивается социальная стабильность в стране. В связи с этим распределительную функцию довольно часто называют социальной.

Как активный элемент распределительных и перераспределительных процессов налоги оказывают существенное влияние на сам процесс хозяйственной деятельности с помощью регулирующей (стимулирующей) функции. Ее практическая реализация осуществляется через систему различных налоговых инструментов [налоговые льготы (преференции), налоговые вычеты, налоговые кредиты и др.]. Используя налоговые ставки, льготы, изменяя условия налогообложения, государство создает предпосылки для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных общественных проблем. Необходимо обратить внимание, что регулирующая функция затрагивает как: производство (прямые налоги), так и потребление (косвенные налоги).

Возникающая на практике конфликтность отношений между государством и налогоплательщиками предопределила выделение некоторыми авторами дестимулирующей функции (подфункции) налога.

Благодаря контрольной функции осуществляется контроль за полной и своевременной уплатой налоговых платежей и исполнением субъектами налоговых отношений других обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством.

Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физических лиц, а также за источниками доходов и расходов. Благодаря денежной оценке сумм уплаченных налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Таким образом, посредством данной функции оценивается эффективность налоговой системы, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую и финансово-бюджетную политику.

2. Понятие налоговой системы Республики Беларусь, ее структура и принципы формирования

Понятие «налоговая система» является одним из важнейших при определении практически всех аспектов налогообложения суверенного государства. Однако, несмотря на широкое применение этого термина в специальной литературе и на закрепление его в нормативных актах налогового законодательства некоторых стран, данное понятие до сих пор не приобрело единого значения.

В Республике Беларусь налоговая система (в ее узком понимании) первоначально была закреплена в ст. 3 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (в ред. от 5.01.2008г.), которая предусматривала следующие виды налоговых платежей: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль и доходы, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности; налог за пользование природными ресурсами (экологический налог); налог на недвижимость; налог на экспорт и импорт; земельный налог (плата за землю); налог на топливо; транзитный налог; государственная пошлина и сборы; подоходный налог с физических лиц.

С 1992 г. данная совокупность налогов и сборов, опосредованная перманентными изменениями всех сфер общественной жизни, постоянно подвергалась значительным модификациям, в результате чего назрела необходимость законодательного закрепления нового перечня налогов и сборов, взимаемых на территории Республики Беларусь. В соответствии со ст. 8 НК устанавливаются следующие виды республиканских налогов, сборов (пошлин) налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; офшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины. К местным налогам в соответствии со ст. 9 НК относятся: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей. Ст. 10 НК предусматривает следующие особые режимы налогообложения: упрощенная система налогообложения; налогообложение в свободных экономических зонах; налог на игорный бизнес; лотерейную деятельность; единый налог для производителей хозяйственной продукции; единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг); налогообложение отдельных категорий плательщиков; сбор за осуществление ремесленной деятельности.

Принципы налоговой системы (довольно часто в литературе они именуются «принципы налогового права», «принципы налогообложения»), являясь частью ее структуры, опосредуют взаимосвязи между элементами налоговой системы. В современной теории налогового права к принципам налогообложения относятся базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере, основополагающие начала налогового права, руководящие положения, исходные направления, основные начала, определяющие суть налоговой системы.

С изменением социально-экономических отношений в обществе меняются как сами принципы, получившие отражение в законодательстве, так и область их действия. В каждый исторический период в общественном правосознании фиксируется определенный набор принципов, часть из которых воспринимается как необходимое условие правового состояния, в дополнение к которым формулируются новые принципы.

Налоговому законодательству кик части правовой системы демократического государства во все большей степени присущ принцип справедливости, который традиционно рассматривается в качестве важнейшего.

Выделяют два основных аспекта принципа справедливости: горизонтальный и вертикальный. «Справедливость по горизонтали предполагает, что равные: по доходам лица должны платить равные налоги. Принцип справедливости по вертикали заключается в том, что если равные по экономическому и социальному положению налогоплательщики платят равные налоги, то и неравные должны платить неравные налоги».

В Налоговом кодексе Республики Беларусь принцип справедливости нашел свое отражение лишь в части его интерпретации как собирательного принципа посредством закрепления всеобщности и равенства налогообложения (п. 3 ст. 2).

Принцип всеобщности налогообложения вытекает из ст. 56 Конституции Республики Беларусь, которая гласит, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. В большинстве стран мира рассматриваемый принцип является главным налоговым конституционным принципом.

Принцип равенства налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом. Данный принцип является принципом не фактического, а формального равенства и заключается в том, что плательщики определенного налога или сбора, по общему правилу, должны уплачивать налог (сбор) на равных основаниях. Белорусский законодатель включил в НК исключение из данного принципа, посредством которого допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров (п. 5 ст. 2).

Одним из основополагающих принципов налогообложения практически во всех стран является принцип установления налога законом. Принцип установления налога законом, развивающий более общий принцип разделения властей, означает, что налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе как законом. Этот правовой принцип прямо закрепляется в тексте большинства конституций государств.

Пункт 1 ст. 2 НК также предусматривает, что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком. Однако понятия «законно установленные» и «установленные законом» не являются равнозначными. Понятие «законно установленный» означает, что налог должен быть установлен юридически надлежащим образом в соответствии с законодательством, а «установленный законом» налог предполагает его юридическое провозглашение законодательным органом страны.

Законная форма налога предполагает высокую степень формальной определенности налоговой обязанности плательщика, в связи с чем особое внимание в научной литературе и в законодательстве уделяется принципу определенности налоговой обязанности. Пункт 1 ст. 36 НК признает налоговым обязательством обязанность плательщика (иного (Обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством, уплатить определенный налог, сбор (пошлину). Данными обстоятельствами являются существенные (обязательные) элементы налога, при отсутствии даже одного из которых налог не может считаться законно установленным и, соответственно, не должен взиматься. Следует отметить, что нормы о конкретизации перечня вопросов, подлежащих урегулированию в налоговых законах, находят свое прямое отражение не только в актах диалогового законодательства, но и в конституциях некоторых государств.

В п. 5 ст. 6 НК предусмотрено, что налог считается установленным, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка (ставки), порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.

Исходя из принципа определенности, налог должен отвечать требованиям предельной конкретности и понятности, что, в свою очередь, предполагает возможность знать, понять и усвоить содержание актов законодательства о налогах и сборах не только специалистам в области юриспруденции или экономики, но и рядовым налогоплательщикам.

В п.п. 1.2 п. 1 ст. 21 НК закреплено право налогоплательщика на получение от налоговых и других уполномоченных государственных органов письменного разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства. Тем самым на уровне закона признается, что налоговое законодательство может быть налогоплательщику непонятно, т.е. законодатель допускает затруднения налогоплательщика в правильном понимании смысла закона. В связи с этим в контексте взаимоотношений публичных и частных субъектов в вопросах налогообложения важным является принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов налогового законодательства.

Важным принципом налогового законодательства является правило непридания налоговым законам обратной силы, которое является проявлением общего принципа непридания законам обратной силы, нашедшего свое отражение в Конституции Республики Беларусь: «Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность» (ч. 6 ст. 104). Смысл данного требования состоит в том, что изменения, вносимые в законодательство (в том числе налоговое), не должны подрывать уверенность граждан в стабильности их правового и экономического положения, в прочности правопорядка.

Информация о работе Финансы и финансовая деятельность государства