Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

Зарождение философии, ее исторические типы.
Философия-наука о наиболее всеобщих связях и закономерностях бытия.Это так же целостное и сущностное видение мира выступающее в роли науки и мировоззрения.
В начале философия включала все знание о человеке и мире, они не были разделены на о

Вложенные файлы: 1 файл

shpora_filosofia.docx

— 119.16 Кб (Скачать файл)

Достоевский: призывал вернуться к  своей почве. Национальная почка- народ. Он размышлял о социолизме

Толстовство- этическое религиозно-утопическое учение русской философской мысли. Основано на идеи не противления злу насилием. Толстовство критиковало общественный строй. Социализм должен был осущствлен на взаимопонимании, смирении. Безврастии

Христианство- морально-этическое учение.

-не противься злу- не прелюбодействуй – не судись – не клянись – не воруй.

Толстой отрицал церковные догматы, церковную иерархию.

Основные черты:

-иерархия и многие религиозные  догмы должны быть отменены, - регилия и Бог есть добро,совесть разум.- главное зло-насилие. – государство= отживший институт.- необходимо подрывать существование государства. 1933 – учение запрещено.

Философия космизма

Через всю мировую культуру проходит понимание  мира как космоса. В древнегреческой ф. почти не была выражена идея о необходимости превращения человека в активную космическую силу. Космизм антропологического характера оформл. со 2й пол. 19в. В русском космизме - 3 течения:

  1. естественнонаучное (Вернадский, Циолковский),
  2. религиозно-философский (Федоров, Соловьев, Бердяев),
  3. поэтически-художественный (Одоевский, Сухово-Кобылин).

Основные проблемы космизма: связь  человеческого сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др. Основатель - Николай Федорович Федоров. Основной труд - “Философия общего дела”. В основе этого труда лежит специфическое понимание человека. Истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной. Человек - существо вертикальное, обращен к небу, следовательно, должен стать свободным. Человек - существо родовое, должен осозновать, что он - сын человеческий. Человек - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушительные процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высшее проявление разрушения. Устранив смерть, человек победит зло. Причина зла - неравномерность нравственного и научно-технического прогресса. Частая смена поколений не позволяет освоить знания предшествующих поколений. Нужно продлить жизнь. Человек должен стать спасителем мира. Философия русского космизма обосновывает идею активной эволюции, в которой орудием сознательного совершенствования природы становится разум челока. Внутренняя регуляция процессов внутри человека и внешняя регуляция природных процессов. Воскрешение - победа над пространством и временем. Вернадский так же обосновывал идею активной эволюции. Считал, что использование энергии, связано с разумом, и явлется отличительным признаком человека, она позволит людям преобразовать природу. Принцип цефализации: основное направление эволюции живого мира - наращивание нервной системы. Примыкает идея ноосферы - сферы разума. Биосфера перех. в ноосферу, т.к. человек преобразует природу в соответствии со своими потребностями. Но между ними разрыв, т.к. биосфера и ноосфера повреждена человеческим потреблением, антигуманными идеологиями. Породив разум, эволюция пошла на риск. Есть рельная опасность родового самоубийства и гибели космоса. Необходимо регулировать взаимодействие общества и природы.

Движение материи. Основные формы движения материи, их специфика и взаимосвязь.

Движение- всякое изменение. Не существует материи без движения. Движение и развитие разные вещи.

Энгельс выделил 5 форм движения материи и предложил следующую классификацию:

- Механическое (пространственное  перемещение)

- Физическое (гравитация)

- Химическое (преобразование атомов  в молекулы)

- Биологическое (обмен веществ)

- Социальное (развитие общества)

Все формы  движения материи между собой  взаимосвязаны. Особенности взаимосвязи:

  1. движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в другую;
  2. высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные явления).

Каждая форма  имеет свой носитель движения, о  чем говорит, что высшие формы  не сводятся к низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое.

Простые формы  движения материи могут характеризоваться  как сложные только в том случае, если их рассматривать в сложных  полях (гравитационные, ядерные и  т.д.).

 

Существуют  различные подходы к понятию движения.

Материализм: движение – это 1) изменение вообще;

                                                    2) способ существования материи.

Субъективный  идеализм: движение осуществляется в  ощущениях, в мыслях, в сознании.

Объективный идеализм: “движение – это рост, изменение, уничтожение, возникновение, прохождение, гибель и т.д.”

Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Основные  свойства движения: 1) объективность,

                                                     2) абсолютность,

                                                     3) относительность, 

                                                     4) противоречивость.

Пространство и время. Развитие предположений о пространстве и философии.

Пространство- философская категория, обозначающая протяженность материи, форма существования материи.

Свойства  пространства: протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие, пространство обратимо.

Время- философская категория, обозначающая длительность материи.

Свойства  времени: длительность, изменение, развитие.

Материя не может существовать вне пространства и времени.

Концепции:

Субстанциональная- концепция, согласно которой пространство и время субстанции, существующие независимо друг от друга и независимы от материальных объектов.

Демокрит, Эпикур, Ньютон.

Ньютон: формирует  понятия абсолютного времени  и пространства, относительного времени  и пространства. Божественный мир  более реален, чем мир материальный. Б. мир вечен и совершенен. В.мир недолговечный, изменчивый. Там действуют законы механики. Источник движения – Бог.

Абсолютное  пространство- по самой своей сущности безотносительно к чему бы то не было внешнему, остается одинаковым и неподвижным.

Абсолютное  время – само по себе и по своей  сущности без всякого отношения  к чему либо внешнему протекает равномерно

Относительное пространство- есть мера абсолютного пространства. Пространство определяется нашими чувствами.

Относительное время- есть мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного времени.

Реляционная концепция: Эйнштейн. Теория относительности.

Картина мира- целостное миропонимание, система представлений об окружающей нас действительности. Она определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные, поведенческие ориентиры.

Мифологическая  картина мира- целостное мировоззрение,основанное на чувственных образах, на восприятии воображения и понимании

Религиозная картина мира- целостное мировоззрение, основанное на религиозной вере, на иррациональном постяжении божественного порядка

Естественно-научная картина мира – целостное миропонимание, основанное на открытиях и достижениях в сфере естествознания

Философская картина мира-целостное мировоззрение, основанное на учениях, концепциях отражающих предельно общие представления о мире и месте человека в мире.

Отражение-всеобщее свойство материи, ступени его развития. Происхождение сознания как общей формы отражения.

Отражение- способность материальных объектов воспроизводить изменения в своих свойствах, состояний, структурную особенность.

Формы отражения:

- элементарное  отражение

- Раздражимость

- Психическое  отражение

Основные свойства отражения:

неживая природа:

а)в  результате  отражения   свойства   отражаемого   объекта   передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка

б)воздействие одного объекта на  другой  не  стимулирует активности  этих объектов.

живая природа:

а)отражение активно;  б)оно  всегда  целенаправленно;  в)оно  может  носить

опережающий характер; г)оно несет функциональный характер.

Общие свойства отражения

а)оно   воспроизводит   свойства   отражаемого   объекта   лишь   частично;

б)упорядоченность отражаемого обьекта воспроизводится с большими  или меньшими

искажениями.

Эти особенности присущи  любому отражению, но характер отражения  меняется с

возникновением жизни. Т.к. перевод системы из состояния  менее  удовлетворяющему

некоторым  тербованиям,  в состояние  более удовлетворяющее ему   называется

управлением, то любой живой  организм самоуправляющаяся  система.  В  результате

длительного отбора способность  организмов реагировать  на  внешние  воздействия

все более совершенствовалась. Наконец произошел качественный скачок и  возникла

нервная система. В ходе биологической  эволюции  нервная  система  усложняется.

Впроцессе развития вида в мозгу возникают новые структуры, в процессе  развития

особи вырабатываются новые  программы  деятельности,  сохраняемые  в  памяти.  В

результате  этого  поведение  животного  все  более  определяется   внутренними

программами. С  усложнением  телесной  организации  растет  удельный  вес  форм

поведения вырабатываемых в индивидуальной  жизни особи,  возрастает  значение

головного  мозга.  У  человека  происходит  качественный  скачок  и   возникает

сознание.

Структура диалектики

Объективная диалектика –  движение и развитие в самом математическом мире как в самом целом

Субъективная диалектика- движение и развитие мыслей, которые отображают в сознании объективную диалектику. СД существует в формах мышления: понятия, определения.

Исторические формы  диалектики

  1. Античная (стихийная)

Гераклит, Зенон Элейский

Гераклит: Все изменяется. Единство и борьба противоположностей (гармония противоположностей)

  1. Идеалистическая диалектика Гегеля

Бытие- непрервыное движение, развитие

Принципы диалектики по Гегелю:

    1. Все нужно рассматривать в развитии и саморазвитии
    2. Во всем есть противоречия, которые едины и в то же время находятся во взаимодействии
    3. Все взаимосвязано друг с другом. Только через связь с другими явлениями проявляет свою реальность
    4. Развитие- процесс самоотрицания предыдущих состояний
  1. Материалистическая диалектика Маркса – развитие материальной сущности вещи.

Закон отрицания отрицания

Этот закон  заключается в том, что новое  всегда отрицает старое, но новое само становится старым и отрицается более  новым (тезис-антитезис-синтез)

Развитие  может возвращаться в исходную точку, но на более новом качественном уровне. В отличие от метафизичеки толкуемого «отрицания», подчеркивающего разрыв, противоположность предыдущего и последующего этапов изменения, диалектическое отрицание предлагает связь переход от одного этапа к другому. Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс: 1) Деструкция (разрушение, преодоления) прежнего 2) Кумуляции (его частичного сохранения, трансляции) 3) Конструкции (формирование, созидание нового). Реальным аналогом «отрицания отрицания» в природе и обществе служат «спиралевидные процессы», сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность. Цикличность формирования и гибели, рождения и смерти обновления и старения и т.д. проявляется во всех процессах природных и общественных изменений. Идея цикличности была дополнена идеей поступательности, прорыва, преодоления исходного уровня бытия, выхода за рамки того, что существовало на предыдущем уровне, формирование качествено новых уровней бытия. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон есть внутренняя повторяющаяся связь явлений, обуславливающая  их необходимое развитие.

Эот закон показывает источник диалектического развития, движения. Основное понятие- противоположности.

Противоположности- стороны, взаимодополняющие и взаимоисключающие друг друга.

В развитии можно  выделить этапы

-тождественность  (относительная устойчивость вещей), - отличия (начала изменение вещи),- выявление противоречий (противоречия  усиливаются и становятся очевидными), - конфликт (обострение противоречий),- разрешение противоречий

Развитие- процесс возникновения и разрешение противоречий.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Этот закон  показывает как происходит развитие.

Качество- философская категория, которая определяет конкретность, целостность объекта через совокпность признаков

Количество  – философская категория, которая  определяет величину, объем предметов, степень наличия и истинности свойств и качеств.

Качественные  изменения происходят только на основе количественных.

Источником  перехода количественных изменений  в качественные является единство и борьба противоположностей, нарастание и разрешение противоречий.

Мера- диалектическое единство качества и количества.Интервал колич.изменений в пределах которого сохраняется качественные изменения вещи.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"