Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

Зарождение философии, ее исторические типы.
Философия-наука о наиболее всеобщих связях и закономерностях бытия.Это так же целостное и сущностное видение мира выступающее в роли науки и мировоззрения.
В начале философия включала все знание о человеке и мире, они не были разделены на о

Вложенные файлы: 1 файл

shpora_filosofia.docx

— 119.16 Кб (Скачать файл)

Материя

Материя- философская категори, обозначающая объективную реальность, данную нам в ощущениях и существующая независимо от нашего сознания.

Деизм- переход от идеализма к материализму

Этапы развития материи:

-наглядно-чувственный  (наивно-материалистический)

- вещественно-субстрактный (Ламитрий, Гольбах – философи НВ: атомы, их свойства)

Ламитрий: материя – вечная основа,движущаяся по законам механики

Гегель: материя- инобытие абсолютной идеи

- философско-гносиологический этап (философский аспект материи)

- материя- субстанция, объективная реальность

Структура материи:

1)Неорганическая: на каждом уровне материя представлена: субъмикроэлементнарный уровень, микроэлементарный, ядерный, атомарный, молекулярный, макротела, уровень планет, сиситем планет, галактики, мето галактики, влесенной

2) Органическая: доклеточный (ДНК, белки), клеточный, многоклеточный, надорганизменный (виды, популяции)

3)Социальная: индивид, семья, коллектив,соц.группы,этносы, государства, союз государств, общество.

На  разных уровнях материи проявляются  различные формы движения материи  и разные пространственно-временные  отношения.

Свойства  материи:

-движение

-наличие  пространства, времени

-материя  вечна

- материя бесконечна

- материя не уничтожима

- материя не сотворима

- материя обладает свойство отражения.

Роль народонаселения в жизни  общества Современная демографическая  проблема и будущее человека

Народонаселение - совокупность людей, живущих на Земле (человечество) или в пределах конкретной территории, континента, страны, района, города. В отличие от универсального термина «население», термин «Народонаселение» употребляется большей частью при социально-экономической характеристике населения. Исследованием Н. занимается специальная наука -- Демография.

Вопросу о роли народонаселения в развитии общества большое внимание уделяли  домарксистские социологи и экономисты. В период возникновения и становления  капитализма английские экономисты и социологи пытались найти в  росте народонаселения главную  причину общественного развития. Они утверждали, что рост народонаселения, густота населения являются коренной причиной, решающим условием развития общества: чем быстрее растет население, тем быстрее развивается само общество. 

Сторонники  Мальтуса -- мальтузианцы -- считали, что войны, массовые эпидемии и другие бедствия, ведущие к сокращению населения, являются необходимым средством регулирования прироста народонаселения. Это несоответствие между ростом населения и количеством средств существования, являющееся якобы причиной нищеты, голода, безработицы и других бедствий трудящихся при капитализме, должно, по Мальтусу, регулироваться посредством войн, эпидемий, ограничения браков и других способов сокращения населения.

Демографическая проблема - глобальная проблема человечества, связанная  с продолжающимся значительным приростом  населения Земли, опережающим рост экономического благосостояния, в результате чего обостряются продовольственная  и другие проблемы, угрожающие жизни  населения в этих странах.
Под демографической проблемой  может пониматься как убыль населения, так и перенаселение.

 

Роль природной среды  в жизни общества. Современная экологическая ситуация и пути выхода из нее

Функции природы в жизни  общества:1. Экологическая функция  природной среды – ее генеральная  функция. Разрушение среды обитания грозит человеческому обществу вырождением  и гибелью. Экология – наука о  закономерностях взаимосвязей и  взаимодействии организмов со средой обитания.  2. Производственная деятельность человека обеспечивается “даровыми силами природы”, от количества и разнообразия которых зависит развитие экономики. Промышленность, обеспеченная собственным сырьем и топливом, находится в лучшем положении, чем при необходимости получать его из других стран.  3. Ассимиляция отходов и загрязнений представляет состояние природной среды, характеризующееся устойчивостью, способностью к саморегуляции, сопротивляемостью нарушениям, восстановлением первоначального состояния, существовавшего до ее нарушения в процессе жизнедеятельности общества. Потеря природой этих свойств ведет к загрязнению среды и влечет за собой экологические катастрофы. 4. Обеспечение людей природными услугами (рекреация, эстетическое удовольствие, оздоровление и т. п.) Г.М. Мкртычан (2000 г.) рассматривает как экономические условия поддержания жизни.

Подходы

Функции природы в жизни  общества:1. Экологическая функция  природной среды – ее генеральная  функция. Разрушение среды обитания грозит человеческому обществу вырождением  и гибелью. Экология – наука о  закономерностях взаимосвязей и  взаимодействии организмов со средой обитания.  2. Производственная деятельность человека обеспечивается “даровыми силами природы”, от количества и разнообразия которых зависит развитие экономики. Промышленность, обеспеченная собственным сырьем и топливом, находится в лучшем положении, чем при необходимости получать его из других стран.  3. Ассимиляция отходов и загрязнений представляет состояние природной среды, характеризующееся устойчивостью, способностью к саморегуляции, сопротивляемостью нарушениям, восстановлением первоначального состояния, существовавшего до ее нарушения в процессе жизнедеятельности общества. Потеря природой этих свойств ведет к загрязнению среды и влечет за собой экологические катастрофы. 4. Обеспечение людей природными услугами (рекреация, эстетическое удовольствие, оздоровление и т. п.) Г.М. Мкртычан (2000 г.) рассматривает как экономические условия поддержания жизни.

Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Формационная и цивилизационная  концепции общественного развития (2 часа)  
Формационная концепция общественного развития.  
Термин «формация» Карл Маркс заимствовал из геологии, где формациями называются пласты горных пород, у Маркса это – пласты истории человеческого общества. Экономические формации следуют друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: архаическая – рабовладельческая и феодальная – капиталистическая – коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общественному строю, построенному на началах равенства и справедливости.  
В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни.  
Цивилизационная концепция общественного развития.  
Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками – распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции – не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.  
В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» – это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития

Человек, индивид, личность, индивидуальность.

Человек- социально-биологическое существо, воплощающее высшую ступень в эволюции жизни. Человек- субъект общественно-исторической деятельности.

Индивид- единичный представитель человеческого рода

Личность- воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения. Они являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Немов.

Личность- есть человек, обладающий самосознание и мировоззрением, достигший понимания своих социальных функций. Спиркин

Индивидуальность- конкретный человек, отличающийся от других людей уникальным сочетанием психологических, сциальных, физиологических особенностей в деятельности, общении, поведении.

Происхождение человека. Природные, социальные, биологические предпосылки  антропогенеза.

Подходы:

  1. Креационизм (идеализм) – все сотворено Богом
  2. Эволюционный подход

Эволюция- процесс развития от простого к сложному.

Линней 1735 –человек-примат

Лемарк –эволюция живой природы

Дарвин указал, что эволюция человека зависит от изменчивости,наследственности и естественного отбора.

3)Трудовая 

Труд- физическая или интеллектуальная деятельность, приносящая результатю

Предпосылки антропогенеза:

Биологические изменение скелета человека, появление  прямохождения, изменение кисти

Природные: изменение  климата, изменение среды обитания

Социальные: труд, речь, мышление, общественный образ  жизни.

Природа и сущность человека. Проблема соотношения социального  и биологического, ее решения.

В современном понимании  человек предстает не просто как  часть природы, а как высший продукт  ее развития, как природное существо особого рода, а именно носитель не только биологической, но и социальной формы движения материи. Он не просто "продукт" окружающей среды, но и  творец ее. Посредством осознанно-целенаправленных действий человек активно изменяет среду и в ходе ее преобразования изменяется и сам. Это происходит благодаря тому, что человек - это  деятельное природное существо, обладающее жизненными силами, которые заложены в нем в виде задатков и способностей.

Человек - это животное, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве. осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития

Человек –  существо биосоциальное, то есть одновременно биологическое и социальное, его  не следует рассматривать только как явление социальное. Не следует  забывать, что он часть природы, ее продукт и является предметом  изучения различных отраслей естественных и общественных наук. Хотя специфически биологические признаки опосредованы социальным бытием, это нельзя понимать как отказ от рассмотрения его  биологических характеристик, тем  более, что они имеют огромное значение в его социальной жизни. Биологические характеристики человека не включаются в понятие личности. В этом понятии фиксируются специфические общественные характеристики человека. человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух — природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности

Смысл жизни человека.

Смысл жизни  – желание понять для чего, ради чего мы живем, критерий того что важно

Концепции:

  1. Эвдемонизм (блаженство, счастье) – философская концепция смысла жизни, согласно которой счастье –наивысшее благо. Спектр реализации широк.

Способы достижения счастья ставятся в зависимость  от их соответствий закономерностям разума.

Сократ: счастье- спокойствие и благоразумие, достигаемое с помощью знаний

Демокрит: внутренний мир человека- истинное счастье

Эпикур: интеллектуальная деятельность

  1. Гедонизм (наслаждение)- философская концепция смысла жизни, согласно которой смысл жизни- счастье как непосредственное наслаждение и удовольствие

Аристип: стремление к наслаждению заложено природой.

  1. Аскитизм- философская концепция смысла жизни, согласно которой утверждается превосходство духа над плотью, отказ в чувственных наслаждениях во имя высших духовных идеалов.

Киники, пифогорийцы.

Основан на идеализме

-религиозный (принесение в жертву земного ради небесного)

- мерзкой (возрождение,  просвещение; отказ от роскоши). Мерзкой= светский.

4) Утилитаризм (польза)- философская  концепция, согласно которой главная  ценность- полезность. Полезность – главный критерий нравственности.

Джон Милль: счастье-общее, человек должен стремиться делать счастливым людей.

Бытие

Формы бытия:

- вещей (бытие природы,процессов, вещей)

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"