Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

Зарождение философии, ее исторические типы.
Философия-наука о наиболее всеобщих связях и закономерностях бытия.Это так же целостное и сущностное видение мира выступающее в роли науки и мировоззрения.
В начале философия включала все знание о человеке и мире, они не были разделены на о

Вложенные файлы: 1 файл

shpora_filosofia.docx

— 119.16 Кб (Скачать файл)

Метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.

Специфика философского познания, его единство и различие с наукой.

Основная специфика  философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Можно выделить следующие  особенности философского знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем

Особенности античной философии, ее космоцентрический характер

Этапы:

1)Период натурфилософии (7-5 до нэ). «досократовский». Милецкая школа Фалеса- первая школа. Проблема первопричины бытия.

2) Классический (5-4 до  нэ). Сократ, Платон, Аристотель. Более глубокие размышления, возможность создания бытия богом. Формирование Идеализма, Формирование представлений о человеке, государстве, обществе.

3) Эллинистический (4-2 в до нэ). Закат Древнегреческой философии. Появлений школ киников, стойков, эпикурийцев.

4) римский (1 в до  нэ- 5 век). Сенека, Марк Аврелий.

Особенности Античной философии:

-В античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм, суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимание космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира.

В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек –  микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление).

В качестве важного  вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность связанная с постижением и космоса и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом.

С этим связана  такая характерная черта философии  и античной культуры как рационализм  познавательный  и этический: Добро - результат знаний, Зло – результат  не знаний.

Именно поэтому  идеалом человека в античной философии  является мудрец, который созерцает  окружающий мир, размышляет об окружающем  мире.

- поиск первоначала

- декларирование философских  взглядов и превращение в догму

-заложены материализм и идеализм

- диалектика и метафизика (заложены)

Проблемы:

  1. Поиск первоосновы бытия.

Натурфилософия- философское, целостное истолкование основ природы и ее первоначал

Субстанция- нечто неизменяемое, то что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом.

  1. Учение о познание
  2. Способ познания- чувство.(разум)

Сократ: мировой  разум господствует во всем. Мера всех вещей- Бог. Разум нужен для познания Бога. Истина-одна.

Сократа критиковали  Софисты. Софисты- древнегречиские преподаватели красноречия: нет истины вне человека. Чувства человека, выгода- главные критерии истины.

  1. Учение о человеке. Человек- микрокосмос.

Сократ:поиск нравственных идеалов

Платон?  Суть человека- его душа, остальное враждебно.

Аристотель: человек- политическое животное.

  1. Учение об этике

Этика- наука. Объектом которой является мораль, нравственнось, добро и зло

Софисты: у  каждого человека своя мораль.

Сократ: мораль-едина, неизменна.

  1. Учение о государстве

Идеальное государство  по платону: справедливые формы правления (монархия, аристократия), несправедливые (олигархия, демократия-власть большенства, тирания). Во главе государства- философы.

Аристотель: критика идей Платона. Взаимосвязь  между формами правления: злоупотребление  законами: отклонение от монархии ведет  к тирании, от аристократии к олигархии, злоупотребление демократией ведет  к охлократии (власти толпы)

Предпосылки средневековой  философии

В 1-2 веках усиливается  положение христианской религии  и церкви в З/Европейских странах (Р. Империя). Если в 1-2 вв. католическая церковь была занята борьбой с язычеством и ересью, то к концу 2-го века, достаточно укрепившись, христианская религиозная идеология стала испытывать необходимость в распространении идей => необходима была рационализация христианского мировоззрения. Эта потребность предполагала соответствующие методы: логический аппарат, мировоззренческие идеи, которые позволили бы систематизировать христианскую идеологию. В качестве такого средства и выступает философия, a стала выполнять подчинённую роль. Влияние христианства – определённый фактор развития средневековой философии – обоснование христианского мировоззрения.

Теоцентризм и особенности средневековой философии

Особенности Средневековой философии:

-Христианство-основа  СФ

- В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппарат для подтверждения догматов христ-ва

-В основе  СФ припципы теоцентризма (источник и причина всего Бог), креационизма(мир создан Богом из ничего), проведенциализма (все события протекают по плану Бога).

Этапы: патристика (2-8 в), схоластика (9-14)

 Патристика.-совокупность теологических учений христианских мыслителей (отцов церкви), которые в борьбе с язычеством стремились создать целостную религиозную доктрину, опираясь на логико-философские традиции.

Осн задача: философским образом истолковать положения Библии.

Осн идеи:  1.Бог един и всемогущ; 2.идея откровения; 3.чтобы познать Бога в него надо верить.

Этапы:

Апологетика- отрасль богословия, которая имеет своей целью защиту христианского вероучения, защиту божественного происхождения Священного писания.

Догматик- официально признанное положение вероучения, исповедания которых является обязательным.

 Схоластика.-тип христианской философии кот стремится доказать догматичные предпосылки религии с помощью рацион-понятий-х рассуждений.

Гл вопрос отношение знания к вере.

ФОМА АКВИНСКИЙ  Цель учения-показать что вера и  разум не только отличаются но вместе в тем единство гармонически согласуются между собой.Бог-духовен.Док-во его сущ-ния-каждое явление имеет свою причину.Мир-это система в которой всё разделено на несколько ступеней.Высшая ступень-мир людей.Высшая власть на земле-Папа Римский.Сословные различия вечны

Основные проблемы:

    1. Соотношение веры и разума
    2. Общее и частное
    3. Человек

 

 

Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения

Возрождение - философ.и социолог.учения  в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв.

К характерным чертам философии  эпохи Возрождения относятся:

• антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; Антропоцентризм- воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом ценность человека. презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы.

К основным чертам гуманизма относились:

• антицерковная и антисхоластическая направленность;• стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;• антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;

• жизнеутверждающий характер и оптимизм.

Философия Нового Времени, ее отличительные черты

Новое время стало  периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII — XVIII вв. имела свою специфику:

• материалистическую направленность

• большой интерес к социально-политическим проблемам • господство эмпиризма над рационализмом

Наибольший след в философии Англии нового времени оставили:• Фрэнсис Бэкон — считается родоначальником эмпирического (опытного) направления в философии;• Томас Гоббс (уделял большое внимание проблемам государства, автор книги "Левиафан", выдвинул идею "общественного договора");• Джон Локк (изучал проблемы государства, продолжил традицию Т. Гоббса).

Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма - заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт.

Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию.

Основной предмет философских  интересов Гоббса — гносеология (учение о познании) и проблема государства.

Джон Локк развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени.

Можно выделить следующие  основные положения философии Дж. Локка:

• мир материалистичен;• в основе познания может лежать только опыт

• сознание — пустое помещение

• источником опыта выступает внешний мир;• цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;

• идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;

• идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

Философия Просвещения.Особенности английского и французского материализма17-18 веков.

Просвещение- общ-ое движение, представители кот.стремились установить недостатки современного общ-ва, изменить его нравы, политику, быт, установить идеи добра, справедливости, познания. В основе просвещения - идеалистические представления о определенности знания, объясняющие пороки людей непониманием ими своей природы. Боролись против церкви, религиозной догматики, схоластических методов мышления. Человек, его свобода, свобода человеческой воли, устройство общ-ва - это те вопросы, кот.в то время обсуждались не только в философских дискуссиях, но и в практической каждодневной политике. Ф-я просвещения выступала против всякой метафизики

Онтологическую сторону  основного вопроса философии представляют:

• материализм;• идеализм;• дуализм.

Материализм— направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Французскую философию  XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг.

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

• деистическое;• атеистическо-материалистическое;• утопическо-социалистическое (коммунистическое).

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"