Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

Зарождение философии, ее исторические типы.
Философия-наука о наиболее всеобщих связях и закономерностях бытия.Это так же целостное и сущностное видение мира выступающее в роли науки и мировоззрения.
В начале философия включала все знание о человеке и мире, они не были разделены на о

Вложенные файлы: 1 файл

shpora_filosofia.docx

— 119.16 Кб (Скачать файл)

Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции.

Ее видными представителями  являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Английская философия  XVII — XVIII вв. имела свою специфику:

• материалистическую направленность (большинство философов Англии, в противоположность философам других стран, например Германии, предпочитало материалистически объяснять проблемы бытия и резко критиковало идеализм);

Немецкая классическая философия. Значение философии Гегеля, его диалектика

Немецкая философия  XIX в. — уникальное явление мировой философии.

Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

• глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;• совместить в себе почти все известные в тот период философские направления — от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;• открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "золотой фонд" мировой философии .

Основные направления:• немецкая классическая философия • материализм

• иррационализм, "философия жизни".

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:• объективный идеализм (Кант, Гегель);• субъективный идеализм (Фихте);• материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:

• повернула внимание философии от традиционных проблем  к исследованию человеческой сущности;• особое внимание уделила проблеме развития;• значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;• взглянула на историю как целостный процесс.

Основная заслуга  Гегеля перед философией заключается  в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

• теория объективного идеализма

• диалектика как всеобщий философский метод.Диалектика,по Гегелю,основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.

Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи.

Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя:

• философию природы;• антропологию;

• психологию;• логику;• философию государства;• философию гражданского общества;• философию права;

• философию истории;• диалектику — как истину всеобщих законов и принципов

Антропологический материализм  Фейербаха

Хар-ая особенность мат-ма Фейербаха- антропологизм, явившийся следствием историч.условий предреволюц-ой Германии и выражением идеала революц.буржуазн.демократии. исходным пунктом фил-ой эволюции Ф.была критика идеалистического понимания Гегелем человеч.сущности, сведение ее к самосознанию. Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от идеализма вооюще. Заслугой Ф.явл.подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике подвергает Ф.также идеалистич.хар-ер гегелевской диалектики. Критика Гегеля открывала путь к использованию рацион-го содержания гегелевской философии и в этом отношении способствовала формированию марксизма. Однако Ф.просто отбросил фил-ию Гегеля и поэтому не сумел увидеть главного его достижения- диалектики. Осн.содерж.и смысл фил-ии Ф.-отстаивание мат-ма. Антропологизм Ф.проявл-ся в выдвижении на первый план сущности человека, кот.рассм-ся им как “единственн.,универс-ый и высший” предмет фил-ии. Но провести последовательно матер-ую точку зрения в этом вопросе Ф.не удается, т.к.человек для него- абстрактный индивид, чисто биологич.существо. в теории познания Ф.отстаивает точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступает против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался хар-ть объект в связи с деятельностью субъекта, выссказывал догадки об общ-ой природе чел познания и сознания и т.д. Но в целом Ф.не преодолел созерцательности домарксовского материализма. Это связано с тем, что в понимании истории Ф.еще целиком оставался на позициях идеализма. Идеалистич.воззрения на обществ.явл-я вытекают из стремления Ф.применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Идеализм Ф.особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали. Религия рассматривается им как отчуждение чел свойств: ч как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Т.о. религия выступает как “бессознательное самосознание” ч. Причины такого удвоения Ф.видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки Ф.о соц.и историч.корнях религии.

Предпосылки возникновения  марксисткой философии,ее особенности и качественно новые идеи

40-ые года 19-ого века

Основоположники Маркс  и Энгельс. Германия- Кауцкий, Россия –Ленин, Плеханов.

Марксизм- философское экономическо-политическое учение, составляющее основу движения рабочего класса. Возник как научное выражение интересов рабочего класса. Это так же наука о познании мира и его революционном преобразовании.

Исторические предпосылки:

Первая половина 19ого  века- зарождение капитализма. Сформировался оабочий класс. Развитие капитализма обеспечило конфликт рабочих и буржуазии.

Естественно-научные предпосылки:

Достижения в естественно-научной  области (опровержение метафизического  взгляда на устройство бытия): конец 30-х годов- теория клеточного строения подтвердила мысль о единстве мира; 1859-Дарвин-идея эволюции мира.

Таким образом естественно переходят от изучения вещей к изучению процессов, закономерностей (от метафизического к диалектическому подходу)

Теоретические предпосылки: Фейербах- происхождение человека.

Философия марксизма

Философия Маркса и Энгельса- единство исторического материализма и диалектического материализма. По характеру носит социально-центрическая ( по главе всего общество).

Диалектический материализм: это марксистское учение, метод познания мира, наука о наиболее общих законах  развития общества.

Материя- категория, обозначающая объективную реальность, данную нам в ощущении и независимости от нашего сознания.

Главный метод познания в ДМ- диалектика,а истолкования- материалистичны.

Диалектические положения, на которых основан ДМ:

Всеобщая связь явлений, Все находится в движении, развитии. Скрытые количественные изменения  непременно переходят в качественные явления. Борьб противоположностей.

Матери.положения ДМ:

В основе всего материя. Мир познаваем.

Исторический материализм- распространение положений ДМ на изучение общества.

В ИМ решающую роль на развитие общества является материализм условной жизни людей, производство материальных благ и производственные отношения.

История- история экономического развития общества.

Производственные отношения- отношения, складывающиеся в процессе производства материальных благ. (сотрудничество, взаимная помощь, господство и подчинение).

Производственные отношения  зависят от уровня развития производственных сил.

Производственные силы- совокупность средств производства (машины, станки) и людей, которые приводят в движение средства производства.

Надстройка (общественное сознание):церковь, право,мораль,нравственность.=> экономический базис (общественное бытие): производственные силы, производственные отношения.

Общественно-экономические  формации – исторические типы общества. Характеризуется определенными  соотношениями производственных сил  и производственных отношений.

Переход от одной формации к другой-революция.

  1. Первобытно-общинная формация: в основе ПРС и ПРО- общественная собственность на средство производства (лук)
  2. Рабовладельчиский строй: рабовладелец на силы и средства производства
  3. Феодальная формация: собственность феодала на ПРС
  4. Капиталистическая формация: часть собственности на средства производства
  5. Коммунистическая формация:

Социализм- учение, выдвигающее в качестве целей и идеалов такое общество, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком, социальное угнетение, утверждается справедливость. Главный принцип социализма: «от каждого п способностям, каждому по труду»

Коммунизм- бесклассовое резрыночное общество, общество основанное на равенстве. Главный принцип: от каждого по способности, каждому по потребности.

Проблема  человека:

1)Сущность  человека-деятельность свободная,  творческая, сознательная, преобразующая.

2) Труд- единство саморазвития, самореализации человека.

3) Человек  преобразует окружающий мир для  удовлетворения собственных потребностей.

4) Люди от  природы наделены задатками: ум,воля,характер. Но только от воспитания и общественных условия зависит как эти задатки будут развиты.

Значение  марксизма:

  1. Впервые общество представлено как сложная структура
  2. Показана значимость масс в истории
  3. Выявление закономерностей развития общества
  4. Обогащение многих наук методологией исследования социальных вопросов.
  5. Марксизм стал фундаментальной научной теорией.

Особенности Западной Философии 20-ого века.

Сцентизм- мировоззренческая позиция, в основе которого представление науки как наивысшей культурной ценностью

Антисцентизм- критика науки

Особенности ЗФ:

  1. Характеризуется большим количеством школ
  2. Школы толерантны друг к другу
  3. Тенденция к объединению школ (экзистенциализм и психология)
  4. Материализм и диалектический идеализм не получили развития.

- Позитивизм

- Философия  жизни: иррационалистическое направление  философии 19-20 веков. Главное понятие:  жизнь, Бытие=жизнь. Жизнь можно  понять только через чувства

Биологическое направление: Ницше: жизнь, биологическая  реальная, главная в жизни-воля, смысл  жизни- реализация воли.

Психологическое направление: Жизнь- совокупность психологических переживаний

Культурно-историческое направление: жизнь, реализация духа. Начало в различных исторических формах (религия, философия, искусство)

- экзистенциализм : сущность человека. Бытие- экзистенция- переживание субъектом своего пребывания в этом мире. Переживание- подлинное бытие, внешний мир- не подлинный.

1927 Хайдегер: Бытие и время

Сартр. Основ.положения:

-человек-тайна

-сознание-не  для познания, а для переживания

- подлинное  существование не охможно когда человек уходит в себя (аффект, клин.смерть)

-свобода.

Позитивизм

Позитивизм- философское направление, возникшее в 30-ые годы 19-ого века , оно исходит из положения, о том что только из спейиальной науки может быть получено полное знание.

Философия не может притендовать на самостоятельное познание реальности.

Методы: Наблюдение,эксперимент.

Стадии развития общества по Конту: теологическая, метафизическая, позитивная

Исторические формы позитивизма:

  1. Классический: Конт, Спенсер. Конт: задача науки- описание явлений и фактов
  2. Махизм (Мах, Овенариус). Мах: «экономия мышления» из науки исключены все объяснения
  3. Неопозитивизм (Рассел). Рассел: ответ на махизм- принципы :

- абсолютная логика языка, - все  подлинные проблемы связаны с  языком, - главная задача науки- логический анализ ысказываний,- принцип верификации (знание истинно если его можно проверить опытом), -принцип конвенционализма (все формулы науки лишены смысла),- принцип физиколизма (все языки науки можно свести к языку физики)

4) Постпозитивизм (Поппер, Кун)

Особенности русской  философии 11-18 веков.

Философия как самостоятельная  наука не существует.

Сборники : «Повесть временных лет» Нестр, «поучения Владимира Мономаха», работы митрополита Иллариона: этапы истории –иудейская(ветхозаветная эпоха), - эпоха благодати (христианская) – москва-третий рим.

Русская философия 19-20 веков, основные идеи и течения.

С 18 века философия ориентировалась  на Запад. РФ приобретает антисхоластический характер. Философия отделяется от религии. Появляется рационализм. Развиваются идеи просвещения.

«Ученая дружина» Петр 1, Данищин, Прокопович. Главный гос.принцип- Общая польза.

Татищев: тормозят развитие России традиции, обычаи. Главная задача- формирование светской культуры, отдельной от церковной культуры.

Славянофильство и западничество.

Западничество: Чаадаев, Герцин, Гранинков, Анинков

Славянофильство: Хомяков, Киреевский, Ансаков, Самарин.

Предмет спора: будущее России.

Западничество- направление в русской общественно-философской мысли, сторонники которого выступали за развитие россии по западно-европейского пути развития.

Направления:

-Либеральное (Грановский, Кавелин)

- Радикальное (Белянский, Герцин, Чернышевский)

Славянофильство- направление в русской общественно-философской мысли, сторонники которого отстаивали цели самобытности России, ее пути отличного от Запада.

Хомяков: идеал- община с самоуправление. *начало славянофильства*

Переписывались в журналах.

Почвенничество- идеи славянофильства во второй половине 19-ого века, течение русской народной мысли, родственное славянофильству и противоположное западничеству, возникло в 60-ые года 19-ого века.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"