Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

Зарождение философии, ее исторические типы.
Философия-наука о наиболее всеобщих связях и закономерностях бытия.Это так же целостное и сущностное видение мира выступающее в роли науки и мировоззрения.
В начале философия включала все знание о человеке и мире, они не были разделены на о

Вложенные файлы: 1 файл

shpora_filosofia.docx

— 119.16 Кб (Скачать файл)

Скачок- переход количественных изменений в качественные, или переход из одного качественного состояния в результате превышения меры. Скачки осуществляются как в форме взрыва, так и в форме растянутого ремени. Количественные изменения проиходят незаметно, непрерывно. Качественные изменения явны, они происходят скачкообразно, прерывно.

Причина и следствие. Необходимость  и случайность

Всякий процесс  развертывается от причины к следствию. Временная последовательность –важнейшая характеристика в причинно-следственной связи.

Причина –  взаимодействие двух элементов

Следствие- изменения, возникающие в результате взаимодействия как минимум двух элементов.

Необходимость – называют не свойства и всязи, которые имеют причину своего существования в себе, которые обусловлены внутренней природой элементов. Необходимые стороны и связи наступают необходимо при соотвествующих связях

Случайность – те свойства и связи, которые  имеют смысл своего существования  в другом, они могут наступить, а могут и не наступить.

Возможность и действительность

Общей чертой развития выступает обусловленность  настоящего прошлым, а будущего настоящем. Диалектика настоящего. Прошлого и будущего отражается в категориях возможности и действительности

Возможность- отражает тот этап становления явления, когда оно существует лишь  в виде предпосылок или в качестве тенденции, которая присуща определенной действительности

Действительность  – осуществившая возможность, основа формирования новой возможности. В  практике действительность:

Цель- возможность, результат – действительность.

Изучения  любого явления начинается с понимания  возможности, т.е. предпосылок, осуществления  условий. 

- реальные  и формальные возможности

Реальные – обусловлены обеими сторонами и связами объекта. Эта возможность при соотвествии условий реализуется неизбежно.

Формальные- обусловлены изучаемыми связями и свойства, они могут быть осуществлены, а могут и не осуществиться.

- конкретные  и абстрактные

Конкретные  - это такие возможности, для реализации которых условия складываются в  настоящее время.

Абстрактные- возможности, для осуществления которых в настоящее время нет соответствующих условия, но они могут появиться потом.

- сущностные  и функциональные

Сущностные  – возможности, осуществление которых  сопровождается изменением сущности или  которые приводят к изменению  сущности вещей.

Функциональные  – реализация которых вызывает изменение  свойст но не сущности

- прогрессивные,  регрессивные и вариантные

Прогрессивные – такие возможности, реализация которых приводит к изменению  системы от низшего к высшему

Регрессивные  – от высшего к низшему

Вариантные  – это возможности, при которых  положения остается на одной и  той же стадии.

- качественные  и количественные

Осуществление качественной возможности приводит к изменению качества вещи. Количественной – к количественному изменению.

- Исключающие  и сосуществующие

Исключающие – возможности, с реализацией  которых исчезает другая возможность

Сосуществующие- возможность, превращение которой в действительность не исключает реализации другой возможности.

Сущность и явление

Сущность- совокупность всех необходимых свойств и связей вещей, взятых в их взаимозависимости, совокупность законов функциональности и развития вещей.

Явление- внешнее проявление сущности

С точки зрения ДМ сущность вещей- материальна,с точки зрения Идеалист.- идеальна.

Сущность  раскрываает свое содержание через явление, явление всегда существенно.

Явление может  быть богаче сущности, поскольку явление  определяется не только сущностью, но и внешними условиями (стоимость- сущность, цена- явление)

Явление измениво- сущность в данное время –нет.

Содержание и форма

Любая система  имеет содержанию и форму.

Содержание- совокупность всех элементов вещи, их взаимодействие и изменение. К содержанию относятся взаимодействия с внешними объектами

Форма- организация устойчивых связей между элементами (форма ДНК-спираль).

Маркс) по примеру  формационнойтеории- форма определяется содержанием.

Диалектика  формы и содержания:

1)форма =содержание

2) содержание  развивается активнее,форма остается неизменной

3) Содержанию  становится тесно в рамках  старой формы, форма перестает  соотвествовать новому содержанию

4)  несоотвествие растет, становится явным, назревает конфликт

5) Содержание  разрушает форму, возникает новая  форма

Социальная структура  общества

Структура- внутренняя отрасль системы, включающая в себя специальные способы взаимосвязи и взаимодействия

-социально-демографическая  структура (общности выделяемые по полу, возрасту)

-социально-классовая (классы, сословия)

- социально-территориальные  (общности, разделяемые по месту  жительства: жители города, деревни)

- социально-этнические (этнос,народность, рассы)

- социально- конфессиональные (религиозные верования)

Общество как система. Материальное производство, диалектика его развития и роль в жизни  общества.

Сферы жизни общества:

  1. Социальная: сфера взаимоотношений социальных групп.

Цель: создание условия для действительности, решение  различных проблем.

  1. Экономическая: производственные силы, производственные отношения, объем потраченных материальных благ
  2. Политическая сфера: пространство деятельности, в котором участвуют все социальные слои (партии), реализующие определенную политическую идеологию
  3. Духовная сфера: сфера отношений, возникающих при создании, освоении духовных ценностей: мораль, культура, религия, образование, право.

Общество. Проблема определяющих факторов в развитии общества

  1. Географический детерминизм: (Монтескье, Вернадский, Гумилев, Дарвин). Развитие общества связано с изменением в природе (климат). Основоположник- Монтескье.

Мечников: океаническая теория. Развитие общества путем освоения водных ресурсов

-речная (осовение рек – Китай)

- средиземноморская (морские пространства)

- океаническая (открытие Америки)

Теория геополитики: политика государства определяется географическими факторами (местоположение, климат)

  1. Демографический детерминизм (Мальтус, Менделеев).

Мальтус: опыт о законе народности населения (все  проблемы от перенаселения)

Менделеев: рост населения- важнейший фактор общества

  1. Экономический детерминизм (Маркс, Джонс).

Джонс: основа общества – способ производства и  распределения природного (общественного) блага.

  1. Технологический детерминизм (Тофлер, Уайт, Арон, Белл)

Движущая  сила общества- автоматизация производства. Абсолютная роль технического фактора в развитии общества

Уайт:концепция технологического детерминизма.

Культура:

-идеалогическая,- социологическая,- технологическая (самая важная).

5. Идеологизм (Ф,Аквинский, Гегель).

Деятельность- форма активного отношения человека к окружающему мира, содержанием которой является целесообразное осмышление изменения и преобразования мира.

Структура общественного  сознания.

По Марксу: общественное сознание- осознанное бытие.

Элементы:

Обыденное сознание- совокупность идей, представлений, взглядов, которые возникают в процессе обычной жизни (моральные нормы)

Теоретическое сознание- отражает существующие связи и закономерности действительности (наука)

Общественная  психология – проявление сознания больших масс (народы, классы)

Идеология –  система взглядов, установок, философских  этических мировоззрений, которые  теоретически оформлены и отражают инетресы определенных социальных групп.

Формы общественного сознания:

- политическая  форма: отражает политическую  жизнь общества,

- право: отражает  явления правовой жизни общества. Связанной с разработкой норм и прав,

-мораль: отражает  нравственные отношения в обществе,

-искусство  (культура): отражает эстетические отношение людей к окружающему миру,

-религия:  отражает мир в догмах, заповедях,  откровениях,

-наука: объективное  достоверное знание проверенное  на практике.отражает мир в понятиях, категориях.

Духовное сфера жизни общества. Общественное и индивидуальное сознание. Их взаимосвязь.

Для обозначений матер. явлений общества в философии используется понятие – «Общественное бытие»

Общественное бытие – это вся совокупность материальных  условий жизни людей.

Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек. Отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни.

Структура общественного  сознания

1)  Общественное и  индивидуальное сознание.

Общественное сознание- существует не отдельно от конкретных людей, а в их головах в виде определенных людей, чувств и т.п. присущих конкретным людям. Это не значит, что все присущее сознание отдельного человека входит лишь то, что выражает общие интересы людей, соц. Группы, коллектива.

Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек. Отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни

Индивидуальное сознание – это мир отдельной личности, мысли, чувства, привычки, стремление отдельного человека. Будучи выражением жизненных условий конкретной личности индивидуальное сознание неповторимо, уникально.

Индивидуальное сознание одновременно и богаче и беднее общественное

сознание

  1. Уровни общественное сознание

Общественное сознание людей неоднородно, оно включает в себя с одной  стороны чувства, а с др. научные  теории.

  1. Общественная психология-это совокупность чувств, привычек, настроений возникающих людей в повседневной жизни.
  2. Идеология – это совокупность идей воззрений в логически строен. Систематизированной форме отражающих условия жизни

Общественный прогресс и его  критерии

Вопрос об историческом прогрессе долгое время  трактовался упрощенно - как непрерывное  восхождение по пути к совершенству. Если в научно-технической сфере  прогресс несомненен, то уже в области  экономики он не столь очевиден, а состояние нравственности, развитие культуры не позволяют даже непомерным оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с прошлым. Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать с выявления взаимосвязи прогресса и развития. Развитие нельзя считать простым синонимом изменения или приравнивать его к прогрессу. Развитие - процесс более сложный, чем изменение или совокупность изменений. Сформулировать понятие развития можно на основе анализа различных типов универсальных связей, выраженных в законах и категориях диалектики. Развитие - это особый тип изменения. Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового, изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения равнозначны развитию (простое разрушение предмета или циклические процессы с повторением однотипных фаз, или просто обратимые изменения типа "вода - пар - вода..."). Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Развитие нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное социально-историческое развитие происходит с постоянными отклонениями в сторону, с возвратами назад, нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса (эволюция приматов) или конвергенции - слияния, синтеза, объединения различных линий развития (формирование крупных наций из различных племен). Здесь же важно отметить соблюдение принципа историзма, суть которого заключается в рассмотрении объектов как целостных систем, возникших в определенных условиях в результате действия соответствующих причин. Историзм тесно связан с концепцией детерминации явлений. История - не заданный изначально процесс с заранее предопределенным результатом. Объективные закономерности исторического развития прокладывают себе дорогу не в единственно возможной форме. Их реализация варьируема. И важно учитывать многообразие возможных форм, путей развития. Наиболее сложным типом развития является история общества, включающая в себя, кроме объективных, также субъективные факторы: взгляды, цели, интересы людей. Это чрезвычайно усложняет характер детерминации общественно-исторических процессов. В реализации исторических перспектив, возможностей участвуют человеческий выбор, идеалы, воля к действию. Двумя наиболее общими противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными друг от друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс. Прогресс ( от лат. progress - движение вперед,успех), тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Прогресс предполагает такую дифференциацию и интеграцию элементов и связей системы, которая повышает степень ее целостности, ее приспособленность к среде, функциональную эффективность, устойчивость, надежность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития. Если же в результате процесса развития уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование,устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.

Для большинства античных авторов  история - простая последовательность событий, за которыми стоит нечто  неизменное; в целом же она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего "золотого века" (Гесиод, Сенека), либо как циклический  круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель, Полибий). Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного познания: уже Ф. Бэкон и Р. Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что научное познание мира идет вперед. Затем идея прогресса распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе). Довольно глубокую трактовку прогресса дал Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма романтической "исторической школы". При этом он рассматривал развитие общества как диалектическое соотношение прогресса и регресса, которое является выражением единства противоположностей. Однако, понимая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Его философия истории превращается в теодицею, оправдание бога в истории. Диалектический материализм выработал принципиально иной подход к этой проблеме, выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса. Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или трансцендентная цель исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, неисторичностью. Общая тенденция исторического развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Более высокому уровню развитию производительных сил соответствуют и более сложные формы производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия общественно-экономические формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества. Но процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Отсюда и рост социального пессимизма, многочисленные философские и социологические теории ХХ в., прямо или косвенно отрицающие прогресс и предлагающие заменить это понятие либо идей циклического круговорота (Шпенглер, Тойнби, Сорокин), либо "нейтральным" понятием "социального изменения". Широкое распространение получают также различные концепции "конца истории" и пессимистические антиутопии. Отметим, что применение критериев общественного прогресса при исследовании развития общества должно носить комплексный характер и не в отношении экономической, социальной, политической или духовной сфер общества, а в целом, т.е. все сферы рассматриваются как части единого целого, как подсистемы единой общественной системы, имеющей свою историю.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"