Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 246.79 Кб (Скачать файл)

Платон впервые разделил философов на два течения в зависимости от решения ими вопроса о природе истинного бытия. Одни полагают, «будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и то же». Другие настаивают «на том, что истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи; тела же... называют не бытием, а чем-то подвижным, становлением. Относи­тельно этого между обеими сторонами... всегда происходит сильнейшая борьба»1.

Если одни философы (названные  позже материалистами) считают, что  первоначала составляют природу, а  душу они выводят из первоначал, то для других (названных позже  идеа­листами), по словам Платона, «первоначало и есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична... именно душа сущест­вует по природе»2. Сам Платон относил себя ко вторым. Душа движет самое себя, она «правит всем, что есть на небе, на земле и на море с помощью своих собственных движений, названия которым следующие: желание, усмотрение, забо­та, совет, правильное и ложное мнение, радость и страда­ние, отвага и страх, любовь и ненависть»3. От души проис­ходят «вторичные движения тел». Душа «пестует все и ведет к истине и блаженству».

Душа и тело, по Платону, противоположны. Если тело -темница души, то душа является бессмертной сущностью, ко­торая вселилась в телесную оболочку: «Ведь каждое тело, дви­жимое извне - неодушевлено, а движимое изнутри, из самого себя - одушевлено, потому что такова природа души. Если это так, и то, что движет само себя, есть не что иное, как душа, из этого необходимо следует, что душа непорождаема и бес­смертна».4

Платон выстраивает целую  иерархию божественного миро­порядка.

Мир идей Платона, как пирамида, завершается идеей Блага

Идея Блага «придает познаваемым  вещам истинность», яв­ляется причиной знания, она подобно Солнцу, дающему рож­дение, способствующему росту и питанию, дает вещам бытие и существование. Благо проявляется в прекрасном и истин­ном, его трудно постичь человеческому уму, но его можно по­стичь через красоту, соразмерность и истину. Идея для Плато­на есть образец (парадигма) для вещей, общее понятие, сущность данного класса вещей, причина, к которой стремят­ся вещи.

    1. Диалектика как способ мышления.

Диалектика - такое понимание  мира и такой способ мышления, при  котором различные явления рассматриваются многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектическое и догматическое (его иногда именуют метафизическим). Догматическое мышление слабо учитывает связи, взаимодействия явлений. Такому мышлению присуще разграничение и фиксация отдельных элементов, свойств, сторон предметов, рассмотрение их, как независимых друг от друга. Теряя и вида связи, взаимодействия, переходы, недиалектическое мышление лишает себя возможности раскрыть многосторонность и единство реальных предметов, явлений, процессов. Мир многогранен и разнообразен. Каждый предмет имеет множество свойств, качеств, сторон, взаимоотношений со всем миром.. При различных способов использования меняется связь предмета с окружающем миром и человеческой практикой. Отсюда следует вывод: чтобы действительно знать предмет, надо изучить все его стороны, все связи. Этого никогда нельзя достигнуть полностью, но требование всесторонности предостерегает от ошибок. Умение выделить связь разнообразных моментов - черта диалектического метода мышления, отличающая его от мышления догматического. Диалектика предстает как учение о связях. Наиболее сложным типом связи, оказавшимся непосильным для догматического мышления, является взаимодействие противоположностей. Суммируя различные характеристики предмета, догматическая философия односторонне выделяет некоторый их набор, исключая противоположное. Признав устойчивость мира, исключает его изменчивость и т.д. опыт осмысления связей вплоть до единства противоположностей - достижение диалектической мысли. Благодаря ему стало доступной для понимания и самая сложная связь - развитие. В философском учении о диалектике тесно связаны друг с другом приемы гибкого мышления и понимания подвижного бытия, которая раскрывается с помощью этих приемов. Иначе говоря, «субъективная» диалектика мысли выступает как отражение и способ постижения «объективной» диалектики.

    1. Понятие тождества, различия, противоположности, противоречия в формальной логике и диалектике.

Законы диалектики. 
Впервые законы диалектики были открыты Гегелем. 
Выделяют 3 основных закона диалектики:

  1. Закон единства и борьбы противоположностей.
  2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
  3. Закон отрицания «отрицания» или закон диалектического синтеза.

 
Их считают основными, т.к. они  выражают суть развития и отвечают на 3 самых важных вопроса означающих суть развития:

  1. Почему происходит развитие? Какова причина? Ответ на этот вопрос дает закон единства и борьбы противоположностей, а именно - противоречие.
  2. Как происходит развитие? Ответ на этот вопрос дает закон перехода количественных изменений в качественные, а именно – качественный скачок – механизм развития.
  3. В каком направлении происходит развитие? Какова форма? Есть ли связь между старым и новым? Ответ дает закон отрицания «отрицания», а именно – диалектическое отрицание дает связь старого и нового, а диалектическая спираль выражает форму развития.

^Основные понятия закона: тождество, различие, противоположность.

Тождество – совпадение, сходство вещей, их одинаковость. Два  предмета тождественны. Когда все  свойства одного совпадают со всеми  свойствами другого, но в мире нет  ничего абсолютно тождественного. Вещи различаются по возникновению, по характеру изменения, поэтому они не могут быть тождественными при всех их сходстве. Даже отдельная вещь меняется и не тождественна самой себе в прошлом. Абсолютное тождество может быт только в абстракции. В реальной действительности существует лишь конкретная тождественность, которая содержит в себе различия.

Различие – несовпадение, несходство сторон вещей, неодинаковость. Два предмета различны, если об одном  из них можно сказать о свойстве, которого не было бы в другом. В реальной действительности различия тоже конкретны, они содержат внутри себя тождество: 1) О различие можно говорить лишь по отношению к тем предметам, которые изначально имеют некое  подобие. Тождество выступает характеристикой  вещей. 2) Различие не может быть абсолютным. Какие бы изменения не происходили  с предметом, он остается самим собой. Тождественность выступает, как  сохранность, устойчивость предмета или  самотождественность-идентичность. Таким образом, тождество и различие очень тесно друг с другом связаны. Тождество предполагает различие, а различие тождество. Когда различие достигает предельной степени возникает противоположность.

Противоположность – это  предельная степень различия, взаимное исключение сторон, предметов, явлений. Самые древние люди выделяли противоположности: земля-небо, свет-тьма, добро-зло. В 20 веке ученые заглянули вглубь материи  и увидели ту же полярность: атом состоит из положительно и отрицательно заряженных частиц. Таким образом, в  самом фундаменте материи мы находим  противоположность. Все явления  в действительности полярны. Но диалектика не ограничивается фиксацией полярностей, она стремится понять их природу, сущность, особенности и взаимодействие, процессы развития. Результатом этого явилось понятие диалектического противоречия.

Диалектическое противоречие – взаимодействие противоположностей, при котором они взаимно проникают  и взаимоотрицают друг друга. Н всякая пара противоположностей создает противоречие.

    1. Время и пространство как свойства материи и их психологические аспекты.

Пространство и время  как атрибутивные свойства материи

Общие свойства, выражающие структурную организацию материального  мира, - свойства объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить  с другими объектами - выступают  как первые, наиболее общие характеристики пространства. Если их абстрагировать из действительности, отделить от самих  материальных объектов, то мы получим  представление о пространстве как таковом.

Понятие пространства имеет  смысл лишь постольку, поскольку  сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы в свою очередь  не членились на элементы, связанные  между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.

Попытаемся выяснить таким  же образом содержание понятия времени. Материальный мир состоит не только из структурно расчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении и развитии, они представляют собой  процессы, которые развертываются по определенным этапам. В них можно  выявить некоторые качественные состояния, некоторые стадии, сменяющие  одна другую. Смена этих стадий может  характеризоваться определенной повторяемостью. Одна стадия по сравнению с другой стадией может наступать быстрее  или позже. Такие особенности  процессов характеризуются понятием длительности. Сравнение различных  длительностей может стать основой  для количественных мер, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Если эти характеристики абстрагировать от самих процессов  и рассмотреть отношения длительностей  как некоторые самостоятельные  признаки процессов, то мы получаем представление о времени как таковом.

По поводу расположения материи  во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода: субстанциональный и реляционный. Сторонники первого – субстанционального (Демокрит, Эпикур)– считали время и пространство как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Пространство отождествлялось с пустотой-местом, понимаемой как самостоятельная субстанция, благодаря которой все явления и процессы получают пространственные характеристики. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. Эта идея сыграла существенную роль в процессе становления классической физики.

Сторонники второго –  реляционного (Аристотель, Лейбниц, Гегель) - воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием  материальных объектов. Реляционная  концепция исходила из первичности  движения, изменения конкретных объектов, относительно которых, в зависимости  от характера изменений, формируются  временные отношения. Время выступает  как выражение упорядоченности, последовательности происходящих событий. Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные  сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными  объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались  несуществующими. В этой концепции  пространство и время выступали  как общие формы координации  материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость  свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

Пространство и время  представляют собой формы, выражающие определенные способы координации  материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних  должны определять их основные свойства. В этом отношении диалектика нацеливала науку на поиски зависимости между  определенными свойствами пространства и времени и сопутствующими материальными  процессами, которые их определяют. Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания — движущейся материи — указывает  и на взаимосвязь между самим  пространством и временем, на невозможность  их существования абсолютно независимо друг от друга. В начале XX в. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной концепции. Теорию относительности можно рассматривать как концепцию, нацеленную на раскрытие диалектических связей в природе.

Основное философское  значение теории относительности состоит  в том, что:

- исключила из науки  понятия абсолютного пространства  и абсолютного времени, обнаружив  тем самым несостоятельность  субстанциальной трактовки пространства  и времени как самостоятельных,  независимых от материи форм бытия;

- показала зависимость  пространственно-временных свойств  от характера движения и взаимодействия материальных систем;

- подтвердила правильность  трактовки пространства и времени  как основных форм существования  материи, в качестве содержания  которых выступает движущаяся материя.

Категории пространства и  времени носят универсальный  характер, так как применимы для  анализа объективной и субъективной реальностей. Признается существование  и психологического пространства и  времени. Их особенности и характеристики обусловлены психикой отдельного человека, а так же внешними обстоятельствами его существования.

Можно выделить пространство и время социального бытия. Единицей социального пространства может  выступать деревня, город, государство. Ощущение времени в разные эпохи  связано с темпом жизни, с насыщенностью  событиями. Социальное время – форма  бытия общества, выражающая длительность исторических процессов.

 

    1. Сознание – отличительная черта 

Сознание – символическое  бытие мозговых структур, оно отражает окружающий нас мир, отражает материю. Сознание часто определяют как субъективный образ объективного мира.

Сознание – это уяснение субъектом природы некоторых  явлений и процессов, оно является результатом познания, а способом его существования является знание.

В истории философии первым был термин душа. Понятие «ум» также  применялось и для характеристики части индивидуального сознания, определяющейся как часть мыслящая, в отличие от части чувствующей, а также в противоположность эмоциям и воле.

Господство в прошлом  религиозной идеологии имело  печальные последствия для развития философии. Отразилось оно и на исследованиях  души, духовной деятельности человека. Сознание в развитом виде выступает как уникальное свойство человека, и религия (любая мировая религия) не могла не обратить на это внимание и представила сознание, душу человека как дар божий, благодаря которому человек оказался сопричастен Богу. И именно традиционное использование слова «душа» в религиозном смысле заставило отказаться от этого слова в науке и употреблять слово «сознание».

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"