Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 246.79 Кб (Скачать файл)

Сознание – это одна из черт человека, определяющая его  специфическое положение в мире, его особый онтологический статус.

Философия выделяет основные типы отношения сознания к миру:

 

– познание (одной из форм существования сознания является знание);

– практика, которая представляет собой целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека;

– ценностное отношение  к миру, к обществу, к человеку, которое определяется системой моральных, эстетических и других действующих  в обществе норм. Сознание многофункционально:

– оно обеспечивает жизнедеятельность  человека и общества в такой же степени, как и материальное производство;

– оно порождает мир  идеальных образов, мир особых идеальных  объектов и дает возможность отрываться от материального мира, уходить за его пределы, возвышаться над ним;

– оно идеально дает проигрывать  действия и предвидеть результаты материальных действий, позволяет выбирать наилучшие, как ему представляется, способы  действий для достижения заранее поставленных целей;

– оно способно возвыситься  над реальным миром и реальными  отношениями настолько, что может  увести человека в вымышленный мир, принимая эти вымыслы за высшую реальность, за истинно сущий мир;

– оно может переключить  мысли, чувства человека на этот мир  и подчинить ему многие формы жизнедеятельности человека.

В жизни возникли и развились по меньшей мере две сферы духовной жизни, где элементы вымысла оказались преобладающими:

– религия;

– искусство.

Сознание, с одной стороны, может создать возможности для  активной преобразующей деятельности в материальном производстве, в науке  и технике, в общественной деятельности, с другой стороны, оно может допустить  уход в мир искусства, в мир  религии, в мир фантазии.

Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен мир, и он сам. Сознание мгновенно  связывает, соотносит то, что человек  увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

Многие философы определяют сознание как благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дан себе как «я», устремленное к вершинам духовного бытия, возвышенной любви  и дружбы, сострадания и радости  и т.п.

Сознание не только чудо мироздания, но и крест. Один из талантливейших философов советского периода Э.В. Ильенков был уверен, что в сознании дано человеку не только все знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль

 

(душевную или физическую), отключают на какое-то время сознание с помощью алкоголя, наркотиков и т.д. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию.

В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. На философском языке – это описание феномена (от гр.phainomenon – являющееся) сознания. Второй - имеет цель объяснить сам феномен. В философии античности и Нового времени указанные уровни не различались, а потому считалось, что описание способов существования вещей в сознании и есть решение вопроса о природе сознания. В ХХ веке философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный.

Другая особенность сознания – умение человека сосредотачиваться  внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир была разработана  в культуре христианства. Необходимость  общения с трансцендентным Богом  формирует соответствующую практику общения – молитву. Молитва предполагает погружение в себя, отключение от потока чувственных восприятий, освобождение от диктата тела. Появляется отличное от античности понимание души, душа – это то, что истинно существует, когда остается без мира, освобождается от него.

    1. Культура как проявление сознательной природы человека.

Культура как предмет философского рассмотрения

Изучением культуры занимаются многие науки — история, архео-логия, социология, этнография, искусствоведение, антропология. Сущест-вуют несколько сот различных определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций, моделей культуры. Это приводит и к отказу от идеи поиска утверждения какого-либо осмысления культуры как единственно верного, и к выде-лению и систематизации наиболее распространенных и перспективных в научном и практическом отношениях точек зрения на культуру.

В основе становления понятия  «культура» лежит потребность в  теоретическом осмыслении существенных сдвигов в общественном бытии  человека, которые начались в Новое  время и вызвали глубокие изменения  в отношении человека к природе, обществу, самому себе. Впервые предметом  философского изучения становится культура как одна из центральных категорий  просветительской философии истории (Вольтер, Тюрго, Кондорсе, Вико, Гердер), занимающейся интерпретацией исторического  процесса и исторического познания.

Идея культуры выражала степень  развитости разумного начала, поступательного  исторического развития, воплощенного в религии, науке, искусстве, праве, морали как объективациях разума. Кроме того, формируется целостное  понимание культуры, рассматриваемой  как развитие способностей ума (Гердер), проводится различие между культурой  умения как цивилизованностью и  культурой воспитания как нравственностью (Кант). Гегель анализировал такие проявления культуры, как искусство, религия, философия (наука) в качестве различных форм самопознания разума, в виде духа народа, творящего историю и формирующего своего рода «лики» культуры. В целом  немецкая классическая философия рассматривала  культуру как прогресс морального (Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель) сознаний. Эта философия  отождествляла культуру с формами  духовного и политического саморазвития человека и общества, исходя из признания  множества типов и форм культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и  образующих единую линию духовной эволюции человечества.

В «философии жизни» дух, рассматриваемый  как субстанция культуры, был истолкован как проявление целостности, организации  психической жизни, мировоззрения, а не разума, поэтому явления культуры с точки зрения этой философии  требуют особого типа постижения — психологического понимания (Дильтей). На этой основе формируются представления о культуре как о механизме социального подавления бессознательных психических процессов (Фрейд), об исторической самобытности и локальности культур, каждая из которых обладает особым менталитетом, «душевным настроем» жизни.

«Философия культуры» (этот термин в начале XIX в. ввел немецкий романтик А. Мюллер) как относительно самостоятельная область философии стремилась синтезировать теории о сущности и значении культуры как сферы духовной жизни. Основным для философии культуры явился вопрос о существовании культурных универсалей, могущих служить основанием для осмысления сфер культуры, ее судьбы. В качестве таких универсалий как норм культуротворчества, могущих служить основанием для философского осмысления как культуры в целом, так и ее отдельных проявлений, рассматривались:

1) общезначимые временные  ценности — логические, эстетические, нравственные (Виндельбанд, Риккерт); 2) логические основания различных сфер культуры (Коген, Наторп); 3) символополагающая деятельность как субстанциональная основа всех сфер культуры, понимания явлений культуры как символических форм (Кассирер); 4) универсальные струк-туры ценностного сознания (Щелер); 5) представления о психобио-логическом единстве человечества (Юнг); 6) идеи об осевой изначальности смысла культуры, по отношению к которому смыслы всех ее последующих разновидностей являются своего рода частными шифрами (Ясперс).

Основные модели культуры в истории философской мысли. В истории философского осмысления культуры можно выделить основные модели культуры.

Натуралистическая модель сводила  культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах). Натурализм превращает культуру в одно из звеньев природной  эволюции, воплощающее развитие способностей «естественного человека». Именно благодаря  культуре человек не исключается  из природы, а образует высшее звено  в ее развитии, обосновывает идеалы разумного человека из его естественных потребностей. Французские просветители заменили понятие «культура» понятием «цивилизация», лишили культуру категориального  статуса, свели ее к естественным механизмам человеческого поведения, или судьбам общества, нации. Немецкие просветители в центр своего внимания ставили нравственное воспитание, связывали  понятие «культура» с личностным развитием человека, тогда как  «цивилизация» отождествлялась  ими с социально-политической жизнью людей.

    1. Сознание и мозг.

Природные предпосылки сознания позволяют понять его естественно-историческое происхождение и его же место, предназначение в реальном мире земной жизни. Не проследив этих природно-общественных основ сознательной психики, мы обречены считать её сверхъестественным  чудом, загадочным даром людям малопонятно откуда.

Ключевое понятие  научной, материалистической психологии — отражение. В этом качестве философской категории  оно далеко не сводится  к оптическим процессам зрительного восприятия. Зеркало и т.п. варианты отражения  — частный его случай. Отражение  в широком смысле этого слова  присуще всей материи. В этом, фундаментальном  для природы качестве отражение  представляет собой способность  одних материальных объектов воспроизводить особенности других в результате взаимодействия данных объектов друг с другом. Следы на почве, редупликация ДНК, фотография, речь, обучение иностранному языку — вот взятые наудачу  образчики одного и того же, по сути, свойства — отражения, только в разной степени развитого.

Структура акта отражения:

• воздействие одного предмета на другой или же (чаще) их взаимо-действие;

• изменение состава, структуры  или функций одного объекта или  обоих под влиянием их взаимодействия;

• частичное уподобление  одного из взаимодействовавших объек-тов другому; сохранение каких-то «следов» взаимодействия после его прекращения;  перенос информации о воздействовавшем объекте на подвергшийся таковому влиянию.

Общие особенности любых  процессов отражения и их корреляты  на уровне человеческого сознания.

1. Материальные предпосылки  и  носители отражения. Любое  отражение включено в физико-энергетические  процессы взаимодействия материальных  объектов и систем; существует  только на их основе.

Так и сознание возникает  и существует только при наличии:

• во-первых, развитого головного  мозга, непосредственного вместилища психики; всей нервной системы и, наконец, целого организма человека в его онтогенезе;

• во-вторых, чувственно-предметной, практической деятельности самого индивида с искусственными орудиями и технологиями;

• в-третьих, общения формирующейся  личности с людьми, стоя-щим за ними миром человеческой культуры (язык, социальные нормы, духовные ценности).

В целом, путь формирования психики и затем ее сознательных отделов — пролегает от действия к мысли. Благодаря чему внешние  схемы физического действия переходят  во внутренний план психики (психологи  называют эту магистраль становления  сознания интерио-ризацией).

2. Вторичность отражения  по отношению к отражаемому объ-екту. Отраженное качество всегда прямо зависит от характера этого последнего. Отражением вправе называться лишь копия (причем более или менее верная) чего-то иного, внешнего по отношению к себе и своему носителю. Проще говоря, зеркало отразит того, кто в него по-глядится. Но оживает зеркальное изображение только в сказках.

Так и психика, особенно сознание остаются работоспособными лишь при  условии своей адекватности, соответствия в конечном счете действительности. Окончательный отрыв от реальности в этом случае представляет собой психиатрическую патологию (вроде шизофрении). Сказанное не надо понимать как отрицание особой реальности выдуман-ного художниками мира искусства или сформулированной учеными си-стемы научных абстракций; у таких субъективных миров свои законы истинности, правдивости, требующие своего соблюдения их творцами и пользователями.   

3. Своеобразие  отражение  в зависимости от особенностей  отражающего объекта (в случае  психического отражения называемого  субъектом). Например, след упавшего  камня на воде, песке или другом  камне будет совсем разным. Наш  собственный облик в хорошем  зеркале, мутной луже или же  начищенном самоваре отразится  неодинаково. Дальтоник увидит  мир по-своему, не говоря уже  о слепоглухонемом человеке (таких  тоже обучают по специальной  методике с использованием тактильных  ощущений, а некоторых даже проводят  таким путем до уровня высшей  школы).

Сознание в данном плане  во многом предопределяется как наслед-ственностью, генетической предрасположенностью индивида к тому или другому типу поведенческих реакций, так и условиями его жизни, особенно в детстве, когда формируется индивидуальность. В указанных смыслах известный тезис марксизма о том, что бытие определяет сознание отчасти справедлив. Как говорится, во дворцах мыслят и ведут себя в чём-то иначе, чем в хижинах. А отчасти потому, что сформировавшееся сознание в дальнейшем отражает действительность уже избирательно своей системе ценностей и целей своего обладателя — личности.

4. Наконец, результат всякого  отражение зависит не только  от одного или другого из  взаимодействующих объектов, но  и от самого процесса взаимодействия  обоих связанных отражением объектов; условий, эффекта встречи двух  разных предметов. В отражении  всегда рождается что-то новое  по сравнению с исходными состояниями  компонентов соответствующей ему  материальной системы. Так, химические  реакции, стаи животных, группы  людей образуют как правило новое — системное качество, которым не обладают отдельные индивиды в их составе.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"