Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 246.79 Кб (Скачать файл)

Современная онтология подразумевает  наличие «региональных» частных  онтологий, которые воспринимаются не как концепция, а как событие, как «онтология настоящего» (Делез). Здесь на первое место могут выходить категории жизни, творчества, свободы, либо, в других случаях, категория «симулякра» — как средства замены прежних понятий, как подделка, имитация, сохраняющая прежнюю форму, но совершенно потерявшая содержание (примеры действий — симулякров — слова, потерявшие прежний смысл; обеды, заменившие прежние ритуальные действия, реклама, производство одноразовых предметов быта и пр.).

    1. Мир в целом как объект философии(Милетская и элейская школы).

Характерные черты философии  Милетской  и Элейской школ.  Милетская школа.

Первая философская школа. В ней впервые сознательно  был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь  стоит вопрос о сущности мира. Основу мира эти философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) видят в определенном материальном принципе. Школа стихийно тяготеет к материализму. Ее представители  интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом  в мышлении этих философов проявляется и “наивная” диалектика.

Фалес. Соединял практическую деятельность с глубоким изучением  природы. Свои географические, астрономические  и физиологические познания Фалес  связал в философское представление  о мире, материалистическое в основе, несмотря на явные следы мифологических представлений. Фалес полагал, что  все существующее возникло из воды. По форме Земля - плоский диск, плавающий  в воде. Вселенная полна богов, все воодушевлено. Полагал, что ближе  всего к Земле находятся звезды, а дальше всего - Солнце.

Анаксимандр. Прозаическое сочинение “О природе”. Впервые  чертит карту земли и создает  нечто вроде небесного глобуса. Земля по форме напоминает срез цилиндра или колонны. Небо - сфера, окружающая Землю со всех сторон. Земля неподвижно пребывает в центре мира, находясь на равном расстоянии от всех точек  небесной сферы. Пространство первоначально  было заполнено неизвестным веществом, затем над Землей возникли оболочки воды и воздуха, огня. При высыхании  Земли вода скопилась в углублениях. Родина жизни - илистое дно моря. Люди должны были родиться и первоначально  развиться внутри рыб и только по достижении силы вышли оттуда.

Анаксимен. Первовеществом объявляет воздух. Воздуху свойственны процессы разрежения и сгущения, посредством которых из него образуются все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, последовательно превращается в воду, в землю, в камни. Земля - плоский диск, парящий на воздухе. Устанавливает истинный порядок расположения Луны, Солнца и звезд в мировом пространстве по отношению к Земле. Воздух - источник жизни, душа - “дыхание”, дуновение воздуха.

Философия элейской школы.

Ксенофан (565 - 470 до н.э.). Подверг критике господствующие представления о множестве богов. О природе богов и обо всем остальном не может быть истинного знания, а может быть лишь мнение. Ксенофан - один из первых представителей пантеистического мировоззрения. Он считал, что мир “вечен и неучтожим”, представляет собой нечто единое, и это единое есть бог, который “сросся со всем”. Вере в существование под Землей ада он противопоставляет учение о бездонности Земли, вере в божественность светил - представление об их естественной природе. Звезды возникают из воспламенившихся облаков. Все, что рождается, есть земля и вода, и люди родились из воды и земли.

Парменид (540 - 470 до н.э.). Философия Парменида направлена против учения Гераклита о всеобщем движении, изменении. Мир, по Пармениду, вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Всякая мысль, утверждает Парменид, всегда есть мысль о существующем. Из абсолютной заполненности пространства следует, что мир един и в нем нет частей. Всякое множество только обман чувств. Из этого же вытекает вывод о невозможности движения. Ничто не возникает и не уничтожается. Учение Парменида полно мифологических представлений. В центре мира, согласно Пармениду, пребывает богиня-правительница (или Правда и Необходимость); она “держит жребий” и правит всеми небесными движениями.

Зенон (490 - 430 до н.э.). Аристотель видел в Зеноне родоначальника “диалектики” - этим словом называлось тогда искусство  достигать истины в споре путем  выяснения противоречий в суждении противника и путем устранения этих противоречий. Однако Зенон не был  диалектиком в современном смысле: он старался доказать метафизические положения Парменида о невозможности движения, возникновения и т.д. Допускал существование множества вещей. В парадоксе о летящей стреле доказывается, что стрела в каждый данный момент находится в определенной точке пространства, занимает место, равное ее длине, стало быть, не движется. Для того чтобы стрела передвигалась, она должна в каждый момент времени находиться в определенном месте и вместе с тем не находиться в нем. Но это противоречиво и, следовательно, невозможно.

    1. Бытие – центральная онтологическая категория.

После всех попыток конкретизировать идею первоначала в виде отдельных  параметров природы — атомов, корпускул, элементарных частиц и их составляющих (вроде кварков), энергии, натурфилософская мысль вернула в центр натурфилософии понятие бытия — наиболее точная абстракция всего сущего.

Бытие, во-первых, охватывает собой всё то, что существует на са-мом деле, вне желаний и фантазий людей; оно тотально.

Во-вторых, бытие обусловливает  порядок всех без исключения ве-щей и процессов, вмещает в себя законы их существования и исчезнове-ния. Отдельные вещи появляются, меняются и исчезают, а бытие как таковое — вечно и неизменно, целостно. Этот вывод сформулировал уже древнегреческий мыслитель Парменид: «Бытие есть, а небытия нет», ибо его не помыслишь. Мыслить возможно о чём-то сущем, хотя бы в нашем воображении. Невозможно быть существующим только отчасти, сам факт существования чего угодно не может быть поделён.

В-третьих, бытие носит  отвлечённый от любой конкретики, сугубо умозрительный характер. Его  нельзя увидеть, потрогать, иначе ощутить; возможно мыслить бытие как предельную по масштабу абстракцию.

Наиболее глубокое и содержательное рассмотрение бытия предпринял немецкий мыслитель Мартин Хайдеггер (1889–1976). 

Постигая мир с помощью  абстрактного мышления, философия вы-водит из понятия бытия целую серию универсальных понятий, которые именуются категориями. Понятия, вообще говоря, бывают единичными (отдельная личность), общими (к примеру, европейцы, русские, москвичи), даже нулевыми («русалка», «кентавр», «вампир» и т.п.). Самые общие понятия для той или иной области знания и называются её категориями (вещество, поле, энергия, валентность и т.п. для естествознания). Понятия философской онтологии не просто общие, но всеобщие, глобальные. Их так или иначе используют все области знания и практики, если желают профессионализироваться и осовремениться.

Основой категориального  описания мира является существование  мыслящего «я», человеческого сознания, которое только и способно постичь  мир в понятиях. Всё, что только существовало, существует или будет  существовать во внутреннем и внешнем  по отношению к этому «я» мире, логически делится на две сферы. Часть вещей и процессов суще-ствует в мире независимо от нас, наших мыслей и воли. Иначе говоря, представляет собой объективное бытие. Это внешний индивиду мир природы и социума; а также телесная и общественная организация его бытия в мире. Другая часть мира нам так или иначе подконтрольна — это внутренний мир наших мыслей и желаний, субъективное бытие. Вспомним, что примитивное, мифологическое мышление не разделяет объективное и субъективное бытие. Скажем, природная катастрофа воспринимается не как часть естественного хода событий (бифуркация сложной системы), а как чей-то (бога, дьявола) умысел, кара за грехи людские… Научное и техническое мышление разделяет объективное и субъективное в бытии мира, причём осознает их частичную взаимосвязь. Благодаря эффективной практике человеческие желания и планы воплощаются материально. Напротив, законы природы и общества отчасти предопределяют строй наших мыслей и чувств. Граница объективного и субъективного движется (и в фило-, и в онтогенезе; по мере прогресса цивилизации).

Продвигаясь по пути познания внешнего и внутреннего мира, человек  осознаёт, что его опыт — и  сенсорный, и мысленный —  ограничен. Не только индивидуально и в настоящее  время, но вообще для человеческого  сознания. Эта часть бытия носит  в принципе непостижимый — трансцендентный  характер (дословно с латинского — запредельный, находящийся за границей).

Для религии, богословия трансцендентным  объектом выступает бог — его  ведь нельзя сравнить ни с чем наглядным, нельзя и сформулировать логически. Эпитеты божества (всемогущий, вечный и т.п.) только озвучивают веру в него.

Для науки трансцендентна вся сфера ещё не познанного с  достовер-ностью (причины некоторых болезней, существование других галактик, отдалённое будущее человечества).

Трансцендентны для философии  её понятия, которые в принципе не могут быть даны в нашем опыте, — невозможно представить себе не только, допустим, дружбу, любовь или  ненависть вообще, но и фрукт, либо шар как таковые. Общие сущности возможно понять лишь интеллектом, умозрительно, и выразить на особом языке, состоящем из уже упоминавшихся категорий.

Та часть мира, что доступна нашему опыту, носит имманентный (находящийся  внутри), т.е. в принципе доступный  человеческому опыту характер. Не целиком сейчас уже освоенный в непосредственном опыте человечества, но вообще-то, когда-нибудь вполне достижимый (так, ви-русная этиология многих заболеваний (онкологических, кардиологиче-ских, прочих) когда-то непременно подтвердится, или же опровергнется.

Проделанные выкладки в разницу  уровней познания и мышления помогут  нам усвоить спектр онтологических категорий.

    1. Философия и медицина.

Медицина — одно из примечательнейших  явлений современной культуры. Пройдя путь от ремесла до развитой научной  отрасли, она стала неотъемлемым компонентом комплекса современного знания; превратилась в мощную ветвь  бизнеса; приобрела сравнимые только с компьютерными технологиями культуртрегерские  функции; оказывает мощное влияние  на политику посредством экологически ориентированных организаций. Естественно, медицинское знание привлекает внимание философов, а следовательно, необходимо определить возможные аспекты взаимодействия между наиболее практической наукой (медициной) и наиболее абстрактной (философией), т.е. определить предмет философии медицины.

В структуре знания философии  принадлежит особая роль — разработка наиболее общей терминологии описания мира, следовательно, задачей философии  медицины должно было бы быть построение философско-методологического каркаса  общемедицинской теории. Однако решение  этой задачи в полном объеме, по крайней  мере на сегодняшний день, проблематично, так как медицина вступила в теоретический период своего развития только в середине ХIХ века. Философская рефлексия использует умозрительные элементы, выработанные в рамках той или иной науки. Если такие элементы развиты слабо, то философии придется вырабатывать квазитеоретический каркас самостоятельно. Понятно, что такие построения хотя и дают представления об особенностях медицины, однако не могут заменить собственно научной теории, выросшей органически из эмпирического материала. Поэтому философия медицины представляет собой сегодня собственно философские проблемы медицины: анализ исходных понятий и принципов теоретической медицины; классификация системы ее методов; специфика познавательной деятельности врача и т.п.

Всеобъемлющая философская  теория медицины могла бы быть в  какой-то мере заменена культурологическим исследованием. Его основу составляет рассмотрение медицины в качестве части  той или иной культуры, отражающей установки всего культурного  комплекса. Данными установками, применительно  к медицине, будут представления  о том, что есть человеческое тело, на каких принципах основано его  функционирование, каковы причины болезни, методы лечения и, следовательно, отрасли  медицинского знания. Возможно указать на несколько медицинских традиций в границах единого комплекса человеческого знания.

Китайская медицина представляла тело человека как поток энергии, перемещающейся по специальным каналам, не имеющим точных анатомических  соответствий. С современных позиций  этот подход может быть охарактеризован  как функциональный; каналы, меридианы, гипотетические органы (тройной обогреватель, перикард) есть только мифологически  опредмеченные связи органов и систем. Основная задача медицины — обеспечить достаточное количество энергии (Ци) и её равномерное, незатрудненное течение по всем каналам; методы лечения — иглоукалывание, прижигание, точечный массаж, лекарственные травы. За китайской медициной закрепился термин — "организмический натурализм"; обозначающий нерасчлененную целостность тела и духа, а также состояний организма и природы, при этом основной акцент делается на поддержании нормального функционирования организма.

Древнеиндийская классическая философия исходила из принципиального  единства мира. В соответствии с  этим медицина, представлявшая нижнюю ступень религиозной практики, рассматривала  тело как способное воспринимать (и в норме воспринимающее) вибрации Вселенной. Итак, философия позволяет  понять самые общие установки  культуры, а посредством их указать  на основные идеи, направления и  пределы той или иной медицинской традиции.

Европейская медицинская  традиция Нового времени начинается с пристального изучения анатомии человеческого  тела и в настоящее время аккумулирует свои основные достижения в хирургии и трансплантологии.

Современная медицина, пожалуй, единственная в мире полностью анатомическая  традиция. Китайская классическая медицина обращалась к органам как функциональным проявлениям организма, так, например, легкие — система дыхания в  целом, включая газообмен через  кожу, а печень — система объема веществ и все ступени его  регуляции. Аюрведа использовала для описание анатомии модель кундалини, в которой органы носят условный характер. Схема кундалини указывает путь реинтеграции, слияния человека с Абсолютом. Только европейцы сделали реальную анатомию центром своей медицинской доктрины. Человеческое тело представляется как машина; душа в её различных проявлениях становится объектом исследования довольно поздно и до сих пор не существует строгих подходов для описания и объяснения ее механизмов. Такой подход, с одной стороны, привел к взлету естественнонаучного знания, выработки методов лечения абсолютно не связанных с культурной средой, замене мистической медицины на технологическую, что дало возможность представить медицинскую помощь всем нуждающимся, поставив процесс подготовки медиков на поток, скачкообразно увеличив их численность и качество лечения. С другой стороны, появилась опасность недооценки организма как целостности (бесконечная специализация отраслей), акцент на внешнее вмешательство в противовес саморегуляции (европейская хирургия и фармакология), снятие ответственности за свою жизнь с пациента и перенос её целиком на врача.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"